«Мы – граждане России» Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии на уроках курса «Окружающий мир»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Мжельская Галина Владимировна

Урок решения учебно-познавательных задач в процессе учебного общения на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_vavilovoy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу «Окружающий мир»

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов: Мжельская Галина Владимировна,  первая квалификационная категория.

Консультант: Вавилова  Галина Николаевна, методист МОУ СОШ № 6, Заслуженный учитель РФ.

Класс: 1 И

Урок: окружающий мир.

Тема: «Мы – граждане России» Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии на уроках курса «Окружающий мир».

Тип урока: Урок решения учебно-познавательных задач в процессе учебного общения на уроке.

Цель урока: помочь детям самостоятельно разобраться в понятиях «гражданин», «Конституция», «права и обязанности гражданина», развивать при этом навыки самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты урока:

  • личностные: 1)осознать своё место в социальном мире; 2)  понять, что настоящим  российским гражданином  становится тот, кто ориентирован как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны;
  • метапредметные: 1)овладевать практико-ориентированными знаниями о человеке и обществе; 2) запрашивать, искать и использовать информацию, необходимую для осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире;  3) умение распределять общий объём работы; 4) использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками;
  • предметные: 1) работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию о правах гражданина; 2) осуществлять поисково-аналитическую деятельность для решения познавательных задач с помощью словарей; 3): задавать  вопросы, читать схемы; 4) получить первоначальный опыт организации индивидуальной  и совместной учебно-игровой и рефлексивной деятельности  

Виды деятельности на уроке:

- речевая деятельность: речевые разминки-диалоги, чтение, свободные высказывания;

- учебно-исследовательская деятельность: работа с информацией учебника, со словарями, эмоционально-ценностная оценка собственного жизненного опыта;

- совместная игровая деятельность

Методы обучения:

   - элементы проблемного метода: создание проблемной ситуации – высказывание и проверка высказанных гипотез;

    - создание ситуаций «конфликта», когда есть возможность рассуждать, поспорить, с помощью включения воображаемых собеседников: первоклассников другой школы;

     - учебно-познавательная игра типа лото;

      - доверительное познавательное общение с учителем и одноклассниками.

Учебное оборудование и учебные материалы урока:

                                        Ход урока

Этапы урока.

Планируемые результаты

Деятельность

     учителя

 Деятельность

 обучающихся

Организационный момент- этап первичного предъявления нового программного материала


Планируемые результаты:

- эмоционально-ценностное осмысление детьми личного опыта заграничных путешествий;

- увидеть значимость и необходимость практико-ориентированных знаний   из раздела «Человек и общество»;

- вызвать познавательный интерес к теме урока

1)Учитель приветствует детей и гостей, пришедших на урок.


2)После этого излагает жизненную ситуацию, которая знакома многим присутствующим: «Весенние каникулы – время путешествий».


Во время своего рассказа учитель, обращаясь к карте, показывает  Самару, где должно начаться путешествие, и Дели –столицу, главный город Индии.




- Что, кроме путёвок, должен иметь каждый, в том числе и ребёнок,  отправля-

ясь в такое  путешествие? Пожалуйста, подскажите те, кто уже бывал в дальних туристических поездках.


 Обобщая высказывания детей, учитель показывает, как выглядит паспорт гражданина России, и предлагает прочитать тему урока: «Мы – граждане России».


Первоклассники отвечают на приветствие учителя и здороваются с гостями.


Слушают рассказ учителя:

«Скоро весенние каникулы. Чтобы третьеклассник  Женя смог отдохнуть после долгой зимы и трудной третьей четверти, его родители взяли на работе отпуск и купили семейную туристическую путёвку  в далёкую и сказочно интересную страну -  Индию.






Дети наравне со взрослыми высказывают свои точки зрения, подтверждая сказанное примерами из личной жизненной практики: нужны билеты на самолёт, нужно подготовить одежду для жаркой страны, но, главное,-  каждому туристу нужен главный документ –паспорт, где записано, что ты – гражданин России.

2. Учебно-познавательная мотивация. Осознание личной значимости темы данного урока. Формулирование цели и  учебно-познавательных задач.


Планируемые результаты:

- - принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную в совместном обсуждении;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;













3. Коллективное решение сформулированных задач.

Планируемые результаты:

-осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках: словарях, учебнике, в Основном Законе РФ – Конституции;

-  в ходе чтения материалов учебника, а также адапти-рованных  статей из разных толковых словарей выделять существенную информацию по теме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

- строить рассуждения в форме простых высказываний и фиксировать их главное содержание схематически

1)- Как вы считаете, важна ли эта тема для каждого из нас?

Почему?








2)- Вы абсолютно правы, эта тема важна для каждого, кто живёт в России, сколько бы ему ни было лет.

Так давайте же составим план нашего учебного исследования по этой теме. А помогут нам в этом наша  верная шестёрка слуг – познавательные вопросы.


 В ходе коллективного обсуждения появляются первые пункты плана, т. е. формулируются первые задачи урока:

 


Коллективное обсуждение.

- Кто такой гражданин? (Работа с адаптированными вариантами  словарных статей из двух-трёх словарей)

- Где записаны права и обязанности граждан России? (Показ документа «Конституции РФ»,  краткая аннотация её содержания)

- На что имеет право каждый из нас? Самостоятельный поиск ответа на стр.133 учебника.



- Кто и как защищает наши гражданские права?  Работа с материалами учебника, с.133.

После хорового чтения учитель рассказывает о том, как наше государство помогало гражданам России и других  стран вернуться на Родину после начавшегося военного конфликта в Ливии, после природных катастроф в других странах.


Дети в парах обмениваются своими точками зрения, после чего две-три пары ребят, которые специальным знаком показали классу, что сумели обсудить поставленную проблему и договорились, высказывают общую точку зрения перед всем классом.


Дети хором повторяют стихотворение Р.Киплинга в переводе С.Я.Маршака:

«Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему являются

                               в нужде.

Зовут их КАК? и ПОЧЕМУ?

КТО? ЧТО? КОГДА? и ГДЕ?







Дети читают и выделяют ключевые слова.





Слушают рассказ и задают вопросы, если таковые возникают.



После самостоятельного чтения материалов учебника, с.133, участвуют в заполнении схемы-матрицы «Мои гражданские права»


Ребята хором зачитывают ответ из учебника



Дети слушают краткий  рассказ учителя и ещё раз возвращаются к первой учебной задаче урока «Зачем нужен паспорт гражданина России тем, кто выезжает в другую страну?»

3. Физминутка «Поехали!»


Планируемые результаты:

- снять умственное и физическое напряжение:

-поддержать учебно-познавательный интерес к теме урока способом сюжетно-ролевой подвижной игры;

- развивать воссоздающее воображение детей, совершенствовать произносительные и артикуляционные навыки и умения первоклассников;

- выполнять игровые действия в громкоречевой форме, сопровождая их  соответствующими  подражательными жестами и движениями.

1) Интересно путешествовать по разным странам, но не менее увлекательным может стать и путешествие по родному краю или по нашей

замечательной и необъятной России.

Приглашаю всех отпра-

виться с нами в такое путешествие.


2)Учитель и дети читают наизусть стихотворение И.Токмаковой «Поехали»  и сопровождают слова соответствующими звуками и действиями.

















3) После окончания игры учитель предлагает всем «самолётам» приземлиться в самарском  международном аэропорту  Курумоч, выключить двигатели  и продолжить урок.

На лошадке ехали – Цок-цок-цок-цок. (Высоко поднимают колени).

На лошадке ехали -

До села  доехали.

Сели на машину, налили бензину. (Дети приседают, руками берутся за воображаемый руль).

Тр-р-р-р-р-р,  тр-р-р-р-р.

На машине ехали – до реки доехали (Движение прямыми руками слева  направо перед собой)

На реке пароход. (Поднимают одну руку вверх, другую опускают вниз вдоль туловища, изображая колёсных пароход, делают круговые вращательные движения руками, приговаривая: плюх-плюх, плюх-плюх)

Пароходом ехали – до горы доехали (показывают руками высокую гору)

На горе самолёт.

Самолёт летит – в нём мотор гудит: У-у-у-у-у-у-у! (дети изображают летящие самолёты, двигаясь по классу или по рекреации за учителем).

4. Рефлексия учебной физминутки  «Поехали»


Планируемые результаты:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат собственных игровых действий;

- характеризовать  точность выполнения правил и собственных действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- уточнить и расширить представления детей о нашей Родине, о России.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

-Понравилось ли вам наше путешествие по России?

- Где мы с вами побывали? Как называется город, из которого мы начали свой долгий путь?

- Как называлось село, в котором мы пересели на машину?

-По какой реке мы плыли с вами на пароходе?

- Что повидали, когда летели на самолётах?

- Что, по-вашему, надо в следующий раз изменить в своих действиях, чтобы эта игра стала ещё интереснее и полезнее?



Дети не просто отвечают на вопросы учителя, а вносят собственные дополнения, называя знакомые им города, реки, сёла и горы России.








Здесь важно оценить своё принятие правил игры и дать оценку их выполнению

5. Учебная  настольная игра типа лото «Наши гражданские права»


Планируемые результаты:

- осуществлять анализ объектов (графических и текстовых) с выделением  существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- строить собственные рассуждения в форме связи простых суждений об объектах и их связях;

- получить представление о том, что игровые методы тоже могут стать способом получения новых знаний и научить нас управлять собой, развить наше внимание, волю.

Учитель предлагает детям продолжить урок настольной игрой в учебной тетради.



В ходе проведения игры учитель следит за работой ребят в группах, приходит на помощь, если таковая требуется.


По окончании игры подводится  рефлексивный  итог:

- Чему учились вы в этой игре?

- Как, по-вашему, есть ли в этой игре проигравшие? А выигравшие? Кто? Почему вы так считаете?



Дети рассказывают, как правильно играть в лото.


Ребята образуют малые группы ( по 4-5 человек), выбирают ведущего в каждой группе и игра в лото начинается.








Дети не просто отвечают, а обосновывают своё мнение








6. Итог урока. Обобщение изученного материала.




Планируемые результаты:

- преобразовывать модели и схемы в устные высказывания для решения учебных задач;

- с помощью учителя осуществлять синтез как составление целого из частей, достраивая и восполняя недостающий компоненты;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания, используя словарный материал учебника;

- совершенствовать навык ориентирования на странице учебника и рабочей тетради.

Учитель предлагает детям вернуться к вопросному плану, который был составлен в начале урока, с тем, чтобы выяснить, на все ли вопросы мы получили ответы.

Обобщая всё, сказанное детьми, учитель дополняет:

 Россия  заботится о вас, своих молодых гражданах, чтобы каждый смог вырасти

  • образованным,
  • культурным,
  • здоровым

Найдите четвёртый абзац  на стр. 133 учебника и прочитайте, что для этого делает наше государство?






- Кто из вас пользовался государственной помощью, т.е. до школы посещал детский сад, встаньте.

- Кто из вас бывал в государственных театрах и музеях? Встаньте.

- Кто из вас записан и пользуется книгами из библиотеки?

- Кто из вас был когда-нибудь на одном из самарских стадионов? Где? Что вы там делали?



Первоклассники, глядя на схемы, представленные на интерактивной доске, отвечают на вопросы хором, малыми группами и индивидуально










Дети самостоятельно находят указанный абзац, прочитывают его и выделяют слова, которые необходимы для ответа: строит детские сады и школы, открывает библиотеки, университеты, театры, музеи и стадионы.

7. Познавательная и личностная рефлексия.


Планируемые результаты:

- осуществлять итоговый контроль по результату;

- адекватно оценивать характер своей деятельности на уроке.

А теперь самое главное: мы должны сами проверить и оценить свою работу на  этом  уроке.





Учитель благодарит всех за работу. Урок окончен

Дети по совету учителя открывают свои рабочие тетради на стр. 63 и самостоятельно выполняют  контрольное задание и дают самооценку.

Затем все тетради сдаются учителю.

16 марта 2011.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе на тему: «Мы — граждане России» УМК «Начальная школа XXI века»

Конспект  урокапо предмету «Окружающий мир»во 2 классена тему: «Мы — граждане России»УМК «Начальная школа XXI века»...

презентации к урокам курса "Окружающий мир" по УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс

Данные презентации по темам "Великая Отечественная война", "Славянская письменность", "Права и обязанности граждан России" позготовлены к урокам в 4 классе....

Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России

Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь....

Статья "Развитие универсальных учебных действий у учащихся начального звена в рамках проблемного обучения на уроках дисциплины «Окружающий мир»"

В ходе рассмотрения проблематики обучения и воспитания в условиях начальной школы в настоящее время актуальными становятся вопросы эффективной организации учебного процесса и внеурочной работы младших...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...