«Мы – граждане России» Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии на уроках курса «Окружающий мир»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок решения учебно-познавательных задач в процессе учебного общения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_vavilovoy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу «Окружающий мир»
Технологическая карта урока
Учитель начальных классов: Мжельская Галина Владимировна, первая квалификационная категория.
Консультант: Вавилова Галина Николаевна, методист МОУ СОШ № 6, Заслуженный учитель РФ.
Класс: 1 И
Урок: окружающий мир.
Тема: «Мы – граждане России» Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии на уроках курса «Окружающий мир».
Тип урока: Урок решения учебно-познавательных задач в процессе учебного общения на уроке.
Цель урока: помочь детям самостоятельно разобраться в понятиях «гражданин», «Конституция», «права и обязанности гражданина», развивать при этом навыки самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты урока:
- личностные: 1)осознать своё место в социальном мире; 2) понять, что настоящим российским гражданином становится тот, кто ориентирован как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны;
- метапредметные: 1)овладевать практико-ориентированными знаниями о человеке и обществе; 2) запрашивать, искать и использовать информацию, необходимую для осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире; 3) умение распределять общий объём работы; 4) использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками;
- предметные: 1) работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию о правах гражданина; 2) осуществлять поисково-аналитическую деятельность для решения познавательных задач с помощью словарей; 3): задавать вопросы, читать схемы; 4) получить первоначальный опыт организации индивидуальной и совместной учебно-игровой и рефлексивной деятельности
Виды деятельности на уроке:
- речевая деятельность: речевые разминки-диалоги, чтение, свободные высказывания;
- учебно-исследовательская деятельность: работа с информацией учебника, со словарями, эмоционально-ценностная оценка собственного жизненного опыта;
- совместная игровая деятельность
Методы обучения:
- элементы проблемного метода: создание проблемной ситуации – высказывание и проверка высказанных гипотез;
- создание ситуаций «конфликта», когда есть возможность рассуждать, поспорить, с помощью включения воображаемых собеседников: первоклассников другой школы;
- учебно-познавательная игра типа лото;
- доверительное познавательное общение с учителем и одноклассниками.
Учебное оборудование и учебные материалы урока:
Ход урока
Этапы урока. Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент- этап первичного предъявления нового программного материала Планируемые результаты: - эмоционально-ценностное осмысление детьми личного опыта заграничных путешествий; - увидеть значимость и необходимость практико-ориентированных знаний из раздела «Человек и общество»; - вызвать познавательный интерес к теме урока | 1)Учитель приветствует детей и гостей, пришедших на урок. 2)После этого излагает жизненную ситуацию, которая знакома многим присутствующим: «Весенние каникулы – время путешествий». Во время своего рассказа учитель, обращаясь к карте, показывает Самару, где должно начаться путешествие, и Дели –столицу, главный город Индии. - Что, кроме путёвок, должен иметь каждый, в том числе и ребёнок, отправля- ясь в такое путешествие? Пожалуйста, подскажите те, кто уже бывал в дальних туристических поездках. Обобщая высказывания детей, учитель показывает, как выглядит паспорт гражданина России, и предлагает прочитать тему урока: «Мы – граждане России». | Первоклассники отвечают на приветствие учителя и здороваются с гостями. Слушают рассказ учителя: «Скоро весенние каникулы. Чтобы третьеклассник Женя смог отдохнуть после долгой зимы и трудной третьей четверти, его родители взяли на работе отпуск и купили семейную туристическую путёвку в далёкую и сказочно интересную страну - Индию. Дети наравне со взрослыми высказывают свои точки зрения, подтверждая сказанное примерами из личной жизненной практики: нужны билеты на самолёт, нужно подготовить одежду для жаркой страны, но, главное,- каждому туристу нужен главный документ –паспорт, где записано, что ты – гражданин России. |
2. Учебно-познавательная мотивация. Осознание личной значимости темы данного урока. Формулирование цели и учебно-познавательных задач. Планируемые результаты: - - принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную в совместном обсуждении; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3. Коллективное решение сформулированных задач. Планируемые результаты: -осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках: словарях, учебнике, в Основном Законе РФ – Конституции; - в ходе чтения материалов учебника, а также адапти-рованных статей из разных толковых словарей выделять существенную информацию по теме; - осуществлять синтез как составление целого из частей. - строить рассуждения в форме простых высказываний и фиксировать их главное содержание схематически | 1)- Как вы считаете, важна ли эта тема для каждого из нас? Почему? 2)- Вы абсолютно правы, эта тема важна для каждого, кто живёт в России, сколько бы ему ни было лет. Так давайте же составим план нашего учебного исследования по этой теме. А помогут нам в этом наша верная шестёрка слуг – познавательные вопросы. В ходе коллективного обсуждения появляются первые пункты плана, т. е. формулируются первые задачи урока: Коллективное обсуждение. - Кто такой гражданин? (Работа с адаптированными вариантами словарных статей из двух-трёх словарей) - Где записаны права и обязанности граждан России? (Показ документа «Конституции РФ», краткая аннотация её содержания) - На что имеет право каждый из нас? Самостоятельный поиск ответа на стр.133 учебника. - Кто и как защищает наши гражданские права? Работа с материалами учебника, с.133. После хорового чтения учитель рассказывает о том, как наше государство помогало гражданам России и других стран вернуться на Родину после начавшегося военного конфликта в Ливии, после природных катастроф в других странах. | Дети в парах обмениваются своими точками зрения, после чего две-три пары ребят, которые специальным знаком показали классу, что сумели обсудить поставленную проблему и договорились, высказывают общую точку зрения перед всем классом. Дети хором повторяют стихотворение Р.Киплинга в переводе С.Я.Маршака: «Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему являются в нужде. Зовут их КАК? и ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? и ГДЕ? Дети читают и выделяют ключевые слова. Слушают рассказ и задают вопросы, если таковые возникают. После самостоятельного чтения материалов учебника, с.133, участвуют в заполнении схемы-матрицы «Мои гражданские права» Ребята хором зачитывают ответ из учебника Дети слушают краткий рассказ учителя и ещё раз возвращаются к первой учебной задаче урока «Зачем нужен паспорт гражданина России тем, кто выезжает в другую страну?» |
3. Физминутка «Поехали!» Планируемые результаты: - снять умственное и физическое напряжение: -поддержать учебно-познавательный интерес к теме урока способом сюжетно-ролевой подвижной игры; - развивать воссоздающее воображение детей, совершенствовать произносительные и артикуляционные навыки и умения первоклассников; - выполнять игровые действия в громкоречевой форме, сопровождая их соответствующими подражательными жестами и движениями. | 1) Интересно путешествовать по разным странам, но не менее увлекательным может стать и путешествие по родному краю или по нашей замечательной и необъятной России. Приглашаю всех отпра- виться с нами в такое путешествие. 2)Учитель и дети читают наизусть стихотворение И.Токмаковой «Поехали» и сопровождают слова соответствующими звуками и действиями. 3) После окончания игры учитель предлагает всем «самолётам» приземлиться в самарском международном аэропорту Курумоч, выключить двигатели и продолжить урок. | На лошадке ехали – Цок-цок-цок-цок. (Высоко поднимают колени). На лошадке ехали - До села доехали. Сели на машину, налили бензину. (Дети приседают, руками берутся за воображаемый руль). Тр-р-р-р-р-р, тр-р-р-р-р. На машине ехали – до реки доехали (Движение прямыми руками слева направо перед собой) На реке пароход. (Поднимают одну руку вверх, другую опускают вниз вдоль туловища, изображая колёсных пароход, делают круговые вращательные движения руками, приговаривая: плюх-плюх, плюх-плюх) Пароходом ехали – до горы доехали (показывают руками высокую гору) На горе самолёт. Самолёт летит – в нём мотор гудит: У-у-у-у-у-у-у! (дети изображают летящие самолёты, двигаясь по классу или по рекреации за учителем). |
4. Рефлексия учебной физминутки «Поехали» Планируемые результаты: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - различать способ и результат собственных игровых действий; - характеризовать точность выполнения правил и собственных действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; - уточнить и расширить представления детей о нашей Родине, о России. | Учитель предлагает детям ответить на вопросы: -Понравилось ли вам наше путешествие по России? - Где мы с вами побывали? Как называется город, из которого мы начали свой долгий путь? - Как называлось село, в котором мы пересели на машину? -По какой реке мы плыли с вами на пароходе? - Что повидали, когда летели на самолётах? - Что, по-вашему, надо в следующий раз изменить в своих действиях, чтобы эта игра стала ещё интереснее и полезнее? | Дети не просто отвечают на вопросы учителя, а вносят собственные дополнения, называя знакомые им города, реки, сёла и горы России. Здесь важно оценить своё принятие правил игры и дать оценку их выполнению |
5. Учебная настольная игра типа лото «Наши гражданские права» Планируемые результаты: - осуществлять анализ объектов (графических и текстовых) с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; - строить собственные рассуждения в форме связи простых суждений об объектах и их связях; - получить представление о том, что игровые методы тоже могут стать способом получения новых знаний и научить нас управлять собой, развить наше внимание, волю. | Учитель предлагает детям продолжить урок настольной игрой в учебной тетради. В ходе проведения игры учитель следит за работой ребят в группах, приходит на помощь, если таковая требуется. По окончании игры подводится рефлексивный итог: - Чему учились вы в этой игре? - Как, по-вашему, есть ли в этой игре проигравшие? А выигравшие? Кто? Почему вы так считаете? | Дети рассказывают, как правильно играть в лото. Ребята образуют малые группы ( по 4-5 человек), выбирают ведущего в каждой группе и игра в лото начинается. Дети не просто отвечают, а обосновывают своё мнение |
6. Итог урока. Обобщение изученного материала. Планируемые результаты: - преобразовывать модели и схемы в устные высказывания для решения учебных задач; - с помощью учителя осуществлять синтез как составление целого из частей, достраивая и восполняя недостающий компоненты; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания, используя словарный материал учебника; - совершенствовать навык ориентирования на странице учебника и рабочей тетради. | Учитель предлагает детям вернуться к вопросному плану, который был составлен в начале урока, с тем, чтобы выяснить, на все ли вопросы мы получили ответы. Обобщая всё, сказанное детьми, учитель дополняет: Россия заботится о вас, своих молодых гражданах, чтобы каждый смог вырасти
Найдите четвёртый абзац на стр. 133 учебника и прочитайте, что для этого делает наше государство? - Кто из вас пользовался государственной помощью, т.е. до школы посещал детский сад, встаньте. - Кто из вас бывал в государственных театрах и музеях? Встаньте. - Кто из вас записан и пользуется книгами из библиотеки? - Кто из вас был когда-нибудь на одном из самарских стадионов? Где? Что вы там делали? | Первоклассники, глядя на схемы, представленные на интерактивной доске, отвечают на вопросы хором, малыми группами и индивидуально Дети самостоятельно находят указанный абзац, прочитывают его и выделяют слова, которые необходимы для ответа: строит детские сады и школы, открывает библиотеки, университеты, театры, музеи и стадионы. |
7. Познавательная и личностная рефлексия. Планируемые результаты: - осуществлять итоговый контроль по результату; - адекватно оценивать характер своей деятельности на уроке. | А теперь самое главное: мы должны сами проверить и оценить свою работу на этом уроке. Учитель благодарит всех за работу. Урок окончен | Дети по совету учителя открывают свои рабочие тетради на стр. 63 и самостоятельно выполняют контрольное задание и дают самооценку. Затем все тетради сдаются учителю. |
16 марта 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе на тему: «Мы — граждане России» УМК «Начальная школа XXI века»
Конспект урокапо предмету «Окружающий мир»во 2 классена тему: «Мы — граждане России»УМК «Начальная школа XXI века»...
презентации к урокам курса "Окружающий мир" по УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс
Данные презентации по темам "Великая Отечественная война", "Славянская письменность", "Права и обязанности граждан России" позготовлены к урокам в 4 классе....
Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России
Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь....
урок окружающего мира во 2 классе "Мы-граждане России" УМК "Начальная школа 21 века"
Открытый урок ФГОС...
Статья "Развитие универсальных учебных действий у учащихся начального звена в рамках проблемного обучения на уроках дисциплины «Окружающий мир»"
В ходе рассмотрения проблематики обучения и воспитания в условиях начальной школы в настоящее время актуальными становятся вопросы эффективной организации учебного процесса и внеурочной работы младших...
Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ. ...