Статья "Развитие универсальных учебных действий у учащихся начального звена в рамках проблемного обучения на уроках дисциплины «Окружающий мир»"
статья по окружающему миру

Купцова Анастасия Николаевна

В ходе рассмотрения проблематики обучения и воспитания в условиях начальной школы в настоящее время актуальными становятся вопросы эффективной организации учебного процесса и внеурочной работы младших школьников в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Изучение состояния практики преподавания выявило противоречие между значением проблемного обучения и его применением в учительской деятельности. В этой связи представляется целесообразным исследовать ряд аспектов проблемного обучения школьников начальной школы на примере изучения предмета «Окружающий мир» в качестве средства, способствующего развитию у них универсальных учебных действий (далее –

УУД). Актуальность поставленной проблемы определила тему нашей статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие универсальных учебных действий у учащихся начального звена в рамках проблемного обучения на уроках дисциплины «Окружающий мир»

Купцова Анастасия Николаевна

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Россия

Студентка

В ходе рассмотрения проблематики обучения и воспитания в условиях начальной школы в настоящее время актуальными становятся вопросы эффективной организации учебного процесса и внеурочной работы младших школьников в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Изучение состояния практики преподавания выявило противоречие между значением проблемного обучения и его применением в учительской деятельности. В этой связи представляется целесообразным исследовать ряд аспектов проблемного обучения школьников начальной школы на примере изучения предмета «Окружающий мир» в качестве средства, способствующего развитию у них универсальных учебных действий (далее –

УУД). Актуальность поставленной проблемы определила тему нашей статьи.

В условиях современности ФГОС НОО рассматривается в качестве средства, которое обеспечивает стабильность образовательного качества.  Система образования ориентирована на становление интеллектуально развитой личности, понимающей глубину связей явлений и процессов целостной картины мира. В новом ФГОС большая роль отводится системе УУД как ключевому компоненту образования и как одному из требований к результатам усвоения программы образования. Согласно ФГОС НОО определено четыре вида УУД: 1. Личностные. 2. Регулятивные. 3. Познавательные. 4. Коммуникативные.

Под универсальными учебными действиями понимаются способы действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению умений и знаний [1, с. 34]. Совершенствование системы образования в начальных классах направлено на решение ряда задач, среди которых выделяется создание прочной базы для обучения в будущем [4, с. 3].

Курс «Окружающий мир» занимает особенное место в системе предметов начальной школы. У младших школьников происходит интенсивное становление ценностного отношения к явлениям действительности, развитие ценностных личностных ориентаций во всех сферах ее жизнедеятельности. Интегративный характер предмета «Окружающий мир», введенный в 90-х годах прошлого столетия в планирование начального образования, предусматривает соединение обществоведческих, исторических, природоведческих и других видов знаний для достижения системного видения мира во взаимосвязях его с человеком.

Внедрение проблемного обучения дополняет существующую традиционную образовательную систему. Сейчас можно широко использовать возможности проблемного обучения в качестве средства формирования интеллекта, творческих возможностей детей, их познавательной самостоятельности. Дефиниция «проблемное обучение» имеет разные трактовки, однако большинством ученых выделены такие общие составляющие проблемного обучения, как: 1. Создание проблемных ситуаций. 2. Решение проблем.

Проблемная ситуация направлена на потенциал смоделировать условия исследования и формирования мышления детей. Появление проблемной ситуации принуждает находить способы решения проблемной задачи с помощью постановок гипотезы, выдвижения догадок, которые нужно обосновать. За стадией доказательства выдвинутой гипотезы проверяется истинность решения проблемной задачи.

Перечень проблемных вопросов может предлагаться учителем на самых первых учебных занятиях. Организуя и направляя обучающий процесс, учитель создает разнообразные проблемные ситуации для младших школьников, которые требуют определения гипотез, обнаружения доказательств, формулирования заключительных выводов.

В обучающем комплекте А.А. Плешакова тема «Куда текут реки?» считается одновременно и проблемным вопросом. В собственном поиске ответа ученики первого класса вовлекаются в исследование по решению учебной проблемы, изучая и анализируя самостоятельно информацию о течении реки посредством карты и открывая новое знание через синтез, обобщение [2, с. 26]. При решении проблемного вопроса у детей формируются познавательные УДД.

В ходе рассмотрения темы «Зона ледяных пустынь Арктики» по предмету «Окружающий мир» можно создать следующую проблемную ситуацию, задав ученикам вопрос: «Ребята! Все лето во время полярного дня в Арктике светит Солнце. Однако, там все равно очень холодно. Скажите, почему?». Дети пытаются сформулировать определенную гипотезу, например, «В Арктике холодно из-за того, что солнечные лучи только скользят по поверхности земли, Солнце низко висит над горизонтом». В ходе доказательства выдвинутой гипотезы выясняется, почему лучи Солнца скользят по поверхности. Дело в том, что белый снег пустынь Арктики их отражает. Школьники делают вывод о том, что белая поверхность арктической пустыни отражает лучи Солнца, именно по этой причине в Арктике ощущается холод. В целях выявления правильности решения задачи по проблеме ученики проверяют свои заключения, изучая материал учебника по окружающему миру [3, с. 82].

Личностные, коммуникативные, познавательные УУД формируются при изучении такой темы, как, к примеру, «В школе», когда учитель предлагает представить, что некий учащийся отвечает на вопрос дошкольника: «Хороший школьник – это кто?». В ходе осмысления нравственных ценностей и формирования собственной позиции ученики, решая проблемную ситуацию, проводят анализ, опираются на опыт, знакомят других со своей позицией.

Таким образом, формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения всех предметных дисциплин, и учебный предмет «Окружающий мир» не становится исключением. Формирование интереса к окружающему мира и совершенствование самой методики преподавания являются актуальными вопросами в современной методике. Поиск способов активизации учебной деятельности, стимулирование познавательных возможностей детей, их способности к саморазвитию приводят к необходимости использования на уроках окружающего мира проблемного обучения. При столкновении с трудностями младшие школьники выявляют их причины, определяют цель, средства, способы работы. В ходе поиска информации по проблемной ситуации сравнивают, анализируют, делают выводы, формулируют свою позицию. Данные действия обеспечивают умение учиться, следовательно, выступают как УУД. На наш взгляд, в практике учителей начальной школы проблемный подход в обучении должен найти более широкое применение.

Список использованной литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и другие. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с.
  3. Потапов И.В., Смирнова М.С. Использование элементов проблемного обучения на уроках по курсу «Окружающий мир» // Вестник МГПУ – 2009. – № 3 (9). – С. 78-89.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и нав...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...