Урок:"Органы чувств"
учебно-методический материал (окружающий мир, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основную работу по очистке крови выполняют левая и правая . Расположены они чуть поясницы. Почки работают . От почек отходят сосуды- доставляющие мочу в
Молниеносный тест Выбери верный ответ. Очищает кровь, охлаждает организм, защищает от солнечных лучей. а ) Кости б ) Кожа в ) Мышцы
Глаза Уши Язык Нос К ожа
Органы чувств
Глаза – орган зрения.
Строение глаза 1.Роговица 2. Радужная оболочка 3. Зрачок 4. Хрусталик 5. Сетчатка 6. Зрительный нерв
Не смотри широко раскрытыми глазами на Солнце. Не бери острых, колющих предметов в руки во время подвижных игр. Книга и тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии 25 – 30 см. Свет должен освещать их слева. Не три глаза грязными руками. Если глаза воспалились, промой их заваркой чая или отваром ромашки. Если соринка попала в глаз, отдали веко от глаза. Появившаяся слеза смоет соринку.
Орган обоняния - нос
Уши – орган слуха и равновесия 1. Ушная раковина 2. Слуховой проход 3. Барабанная перепонка 4. Слуховые косточки 5. Улитка 6. Слуховой нерв 7. Полукружные каналы
Орган вкуса - язык Разведчик вкуса – твой язык. Он покрыт маленькими бугорочками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.
Орган осязания - кожа Всё тело покрыто кожей. Она - твоя первая, природная одежда и хорошая защита.
Органы чувств Глаза – орган зрения Нос – орган обоня - ния Уши – орган слуха Язык – орган вкуса Кожа – орган осяза - ния цвет форму размер запахи звуки высоту звука громкость горькое кислое солёное сладкое мягкое пушистое колючее холодное горячее
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Урок
окружающего мира
в 3б классе
( УМК «Гармония»)
Тема: Органы чувств.
Учитель: Позднякова Лидия Александровна
Дата проведения:
ст. Казанская
2013 год.
Цели:
Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи строения органов чувств с выполняемыми функциями; выяснить принадлежность ощущений к органу чувств; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, рисунками в специализированной тетради, систематизирующей таблицей, сравнивать, обобщать и делать выводы; показать роль отрицательных привычек и вырабатывать желание воспитывать полезные – соблюдение правил гигиены; научить оказывать первую медицинскую помощь при носовых кровотечениях.
Оборудование: ПК, экран, указка, маркеры, экран учёта выполняемой работы: ёмкости с наполнителями: ватой, еловой веточкой, песком, пластиковым объёмом горячей воды; баночки с пахучими наполнителями: чесночным соком, духами, апельсином; блюдо с вкусовыми наполнителями: кусочками кислого, сладкого, солёного; музыкальный центр, пьеса Э.Грига «Утро»,настольные карточки с названиями групп; жетоны с весёлыми мордашками.
Предварительная работа: изготовление атрибутов: медицинских головных уборов, лабораторных очков; деление учащихся на группы для проведения мини-исследований.
Оформление кабинета:
Ученические столы расставлены для работы в группах и образуют научные кафедры.
Заставки на мониторах ученических ПК:
- Соблюдайте тишину.
- Институт человека.
- Лаборатория органов чувств.
- Не шумите!
Не сорите!
На начало урока включены заставки 2 и 3 ПК.
Во время проведения эксперимента включены последовательно 1 и 4 ПК.
Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы (лекция-диалог); наблюдение и объяснение опытов; анализ информационных источников, практическая работа; использование коммуникативных умений, игровых приёмов активизации познавательной деятельности, здоровьесберегающие технологии (физминутка, массаж, дыхательная гимнастика, специальные упражнения для улучшения зрения).
Наглядные пособия: плакат, рисунки в тетрадях на печатной основе, музыкальная картинка с подсветкой, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
- Проверка усвоения материала прошлого урока.
- Как называется тема домашнего задания?
(Органы очистки организма)
2.Работа по индивидуальным карточкам. Приложение 1 .
3. Интеллектуальная игра.
Из перечисленных органов, хлопком отметить органы очистки организма:
Зубы, сердце, почки, головной мозг, рот, печень, мочеточник, гортань, мочевой пузырь, пищевод, кожа.
- Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальная работа.
Учитель:
Где расположены почки?
Покажите на плакате левую и правую почки.
Какие ещё органы принимают участие в очистке организма?
Какую функцию выполняет кожа?
О чём можно узнать по состоянию кожи?
2. Проверка работы по карточкам.
Слайд.
- Работа над новым материалом.
- Мотивация – постановка проблемы.
Учитель:
Я зачитаю вам отрывки из сказок, а вы слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы правильно. За правильные ответы вы получите жетоны, а в конце урока подведём итог.
- «А Иван лежит в избушке – не спится ему. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит…»
Отрывок какой сказки вы услышали? (Иван –Крестьянский сын и чудо-юдо) Что помогло сориентироваться в пространстве? (глаза)
- Следующий отрывок. «Баба Яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит….» (Баба Яга)
Что помогло девочке услышать приближение Бабы Яги? (ухо)
Верно, уши помогают слышать.
- «Принёс Иржик рыбу на кухню, поглядел на неё и ещё больше удивился: никогда он не видел такой рыбы. Каждая рыбья чешуйка светилась разноцветным огнём, как радуга. Жалко было чистить и жарить такую рыбу. Но против королевского приказа не пойдёшь.
Жарит Иржик рыбу и никак не может понять.ю готова она или нет. Рыба не румянится, не покрывается корочкой, а становится прозрачной. «Кто её знает, зажарилась она или нет, - подумал Иржик. – Надо попробовать…»
Из какой сказки эти слова? (Златовласка)
Какой орган помог герою определить готовность рыбы? (язык)
- А вот сейчас угадайте: «Увидела баба-Яга Марьюшку, зашумела: - тьфу, тьфу, русским духом пахнет! (Финист – ясный Сокол)
- «-Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь? Рассказал Иван-царевич ему про своё несчастье. Старик и говорит ему «Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась. За это он осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Иван-царевич, зачем тыспалил….?»
Так что сжёг Иван-царевич? (кожу)
Из какой сказки этот отрывок? (Царевна-лягушка)
Слайд
Посмотрите на экран – как всё это можно назвать? (органы чувств)
Кто догадался, какова тема нашего урока?
Слайд
- Постановка целей и задач урока.
-Что бы вы хотели узнать об этих органах? (Строение. Какую они играют роль и в какой защите нуждаются)
- Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны проводить мини-исследования и на их основе сделать выводы о значении того или иного органа. А на основе вашего жизненного опыта, ваших наблюдений мы сформулируем правила гигиены органов чувств.
- Исследовательская деятельность.
Представьте, что сейчас вы – исследователи и наши опыты будут проводиться в лаборатории.
Монитор 2 – ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА
Монитор 3 – ЛАБОРАТОРИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.
На основе экспериментов будем делать выводы.
Ваша задача:
- Быть внимательными.
- Работая в группах, не мешать другим.
- Результаты исследований фиксировать в тетради.
а) исследование 1.
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видят.
Первое задание будет таким:
-Возьмите зеркальце и рассмотрите свои глаза. Положите зеркальце и посмотрите в глаза своих коллег.
- Что вы можете сказать о своих глазах и глазах своего соседа? (глаза людей различаются по цвету)
Слайд
- Хотите узнать почему так? Для этого нужно узнать строение глаза.
4. Работа по учебнику.
Самостоятельное чтение. Работа по вопросам учителя.
- Из каких частей состоит глаз и какие функции выполняет?
- В чём находятся глаза?
- Что помогает поворачивать глаза в разные стороны?
- Более сложное строение, то, что нам не видно – скрывается внутри глаза.
Слайд
- Рассказ учителя.
Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – роговицей. Цвет глазам придает радужная оболочка, которая наследуется от родителей к детям из поколения в поколение. В её центре находится отверстие – зрачок. Через неё свет попадает на выпуклый хрусталик. Мышцы радужной оболочки, изменяя величину зрачка, регулируют поступление света на сетчатку. Очень яркий свет может её повредить. На сетчатке располагаются нервные волокна, которые отвечают за чёрно-белое и цветное изображение.
Ученик читает стихотворение о глазе.
Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз – домок.
В центре радужки – зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид –
Как стеклянный шарик.
Очень хрупок этот дом,
Тонки, нежны стенки в нём.
- Работа в тетради на печатной основе.
Заполните названия частей глаза на стр. 13.
- А сейчас мы проведём с вами эксперимент. Приготовьте ладошки. По моему сигналу хлопните перед глазами соседа.
- Как отреагировали глаза на хлопок? Почему так происходит? (Защитная реакция)
- А теперь вспомните ещё об одной защите глаза. Когда светит яркое солнце, как глаза сами себя берегут? Что они делают? (щурятся)
- Так происходит потому, что мозг даёт сигнал мгновенно отреагировать и спасти глаза от повреждений.
- Какие правила надо выполнять, чтобы беречь зрение?
Слайд
Заучите эти правила по учебнику на стр. 45 и всегда ими пользуйтесь.
- Подведение мини-итогов.
Заполнение систематизирующей таблицы в тетради на печатной основе стр.13. (запись дублируется на доске и комментируется учеником)
Ассистенты из группы «Глаза» проводят физминутку.
Чтоб глаза наши зорче были!
Чтоб в очках нам не ходить!
Эти легкие движения предлагаю повторить:
Вдаль посмотрим, и под ноги.
Влево, вправо побыстрей
Удивимся «Что такое?» и закроем их скорей.
А потом глазами быстро,
словно стрелочки часов
Проведем глазами быстро
Ну а дальше, будь здоров!
- НОС.
Есть ещё один орган, который помогает нам воспринимать окружающий мир. Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит.
Слайд
- Как можно назвать нос уменьшительно-ласкательно? (носик)
- А побольше? (носишко)
- Что общего у этих слов? (корень)
-У вас на столах есть карточки с рисунком носа. Напишите родственные слова и выделите корень.
- Давайте вспомним опыт, который мы проводили на одном из предыдущих уроковю. Когда мы закрывали рукой нос и рот, что мы выяснили? (что носом мы дышим)
- А сейчас мы исследуем этот орган и узнаем, сто ещё он умеет делать. А помогут мне в этом ассистенты из группы «НОС».
- Проведение исследования.
- Товарищи испытуемые! Оденьте очки. К вам сейчас подойдут ассистенты и поднесут три баночки. Ваша задача – с закрытыми глазами определить, что лежит в баночках.
Работа ассистентов.
- Откройте глаза и скажите, что лежало в баночках. (чеснок, духи, апельсин)
- Как же вы определили, если глаза были закрыты и на вкус вы не пробовали ничего? (по запаху)
- Носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. В носу имеются чувствительные места, которые сразу определяют, с чем мы имеем дело, даже если мы ничего не видим, не слышим, не осязаем. Орган обоняния – это небольшая часть слизистой оболочки полости носа, площадью примерно в 1 кв.см.
Слайд
Именно эти клетки воспринимают запахи, содержащиеся в воздухе. При этом «корреспонденты»-нервы передают сигнал «главному редактору»-мозгу. Обоняние ухудшается у курящих людей и при насморке.
- Что помогает сохранить хорошее обоняние? (не курить, не простывать)
- Какие правила личной гигиены, связанные с носом, вы знаете? (иметь всегда при себе чистый носовой платок, чистить носовые проходы специальными палочками)
- А если случаются носовые кровотечения, что нужно делать?
10. Практическая работа.
Монитор 1 – Соблюдайте тишину!
Монитор 2 – Институт человека.
Монитор 3 – Лаборатория органов чувств.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении:
- Усадить человека на стул.
- Голову слегка приподнять, чтобы не было большой потери крови – это опасно для жизни.
- К носу приложить холод или носовой платок, смоченный в холодной воде.
- Работа в тетради.
Работа с таблицей стр. 13. (одновременно у доски работает ученик)
- Многие приятные запахи приносят нам радость. А если делать самомассаж круговыми движениями, то улучшается работа органов человека, поэтому люди меньше болеют.
- Встаньте на ФИЗМИНУТКУ. Сегодня мы разучим несколько новых упражнений. Сначала познакомимся с тем, как выполняется дыхательная гимнастика.
Упражнение 1. Подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом. Это упражнение использовали ещё в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнём всё хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдыхаем всё плохое (злость, гнев и т.д.)
Упражнение 2. Сомомассаж круговыми движениями пальцев рук возле крыльев носа 1 мин.
- Исследование органа слуха.
Звучит музыка.
- Понравилась музыка? Это звучал отрывок из произведения Э.Грига «Утро»
- Какой орган помог уловить звуки музыки? (уши)
- Давайте потрогаем свои органы слуха – уши. Что вы можете сказать? (у человека 2 уха)
- Мы нащупали только наружную их часть – это ушные раковины. Кстати, массаж ушных раковин улучшает настроение.
- Хотите узнать как мы слышим звуки? Давайте проведём исследование.
Закройте плотно уши.
(Включается музыкальная картина, дети видят её, но не слышат. По сигналу открывают уши)
- Какую разницу вы заметили? Куда попадают звуки? Сейчас мы познакомимся сего внутренней частью.
Слайд
- Итак, сначала звуки достигают ушной раковины, затем пройдя слуховой проход, заставляют колебаться барабанную перепонку. Она передаёт колебания слуховым косточкам, а те – наполненной жидкостью – костяной улитке. От неё слуховой нерв доставляет информацию в мозг, где и формируется ощущение звука, его громкости.
Люди, различающие высоту звуков, обладают музыкальным слухом. Когда ты спишь, мозг ради отдыха притупляет слух. Очень громкий звук может нарушить слух, вызвать головную боль. Человек может стать глухим на всю оставшуюся жизнь.
- Работа в тетради на печатной основе.
Указать цифрами части органа слуха.
- Легко ли жить человеку, если у него не работает орган слуха? (нет)
- Как же уберечь себя от такого недуга? (Не ходить без шапки в холодное время года. Не слушать слишком громкую музыку. Выполнять правила личной гигиены: мыть уши, прочищать слуховые проходы специальными палочками, чтобы не накапливалась сера)
14. Заполнение таблицы в тетради и на доске.
15. Исследование органа вкуса.
- Чтобы узнать о чём будем говорить дальше, отгадайте загадку:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
- Правильно, это язык. Работают ассистенты группы «Язык»
- Чтобы определить какую роль играет язык, всем испытуемым будут предложены кусочки пищи для определения продукта.
Монитор 4 – Не шумите, не сорите!
- Итак, у всех были одинаковые на вид кусочки хлеба, но что помогло определить их разный вкус? (язык)
16. Исследование органа осязания.
Продолжаем работать! Покажите готовность к проведению экспериментов! Просьба к испытуемым – оденьте очки.
(Ассистенты подносят к каждой группе предметы, разные по осязанию: колючий, мягкий, сыпучий, тёплый)
- Заслушаем отчёты по группам.
- Выдвигайте свои предположения, что помогло вам определить название спрятанного предмета? (пальцы, мозг, кожа)
- Это удивительно! Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Потому что кожа тоже имеет нервные волокна. Она мгновенно подаёт сигнал в мозг.
Слайд
- Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод, называется ОСЯЗАНИЕМ.
- Какие участки кожи самые чувствительные? (подушечки пальцев)
- Как сделать видимыми буквы для слепого человека? (сделать выпуклыми)
Физминутка.
Поаплодируйте в ладоши, а затем подушечками пальцев.
- Как беречь кожу – орган осязания? (ответы детей по домашнему заданию)
17. Заполнение таблицы в тетради и на доске.
- Вот и заполнена вся таблица. Сколько органов чувств? (пять)
- Какую роль они играют в познании окружающего мира? (собирают информацию и передают её в головной мозг)
- Послушайте статью.
Мозг.
В передней послышался звонок. Ты отложил книжку, которую читал, вскочил со стула и побежал открыть дверь. В передней было темно. Ты это увидел и зажёг свет. Сестра пришла с букетом цветов. Ты почувствовал их запах, взял букет и поспешил к умывальнику налить в вазу воды.
Всё это ты проделал, почти не задумываясь. Кто же управлял всеми твоими поступками? Ими занимался твой мозг. Самый важный твой орган, спрятанный в голове.
Уши донесли ему о звонке, и он послал приказ ногам побежать в прихожую. Глаза сообщили ему о темноте, и он послал приказ пальцам повернуть выключатель. Нос рассказал ему о цветах, и он снова послал приказы рукам, чтобы они взяли букет, и ногам, чтобы они побежали к умывальнику.
Головной мозг — главный командный пункт твоего организма. Что бы ты ни делал — всем управляет он. Без помощи мозга ты не мог бы ни двигаться, ни видеть, ни слышать, ни читать. Ты не мог бы думать. Не мог бы даже дышать или переваривать пищу.
(А. Дорохов)
V. Подведение итогов.
- Под чьим контролем находятся органы чувств? (их контролирует мозг)
- Строение головного мозга мы будем изучать на следующем уроке.
Чему был посвящён сегодняшний урок? (органам чувств)
- Какие открытия мы с вами сегодня сделали? Встаньте те, кто почувствовал себя исследователем, добился успеха.
- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки мы не смогли бы достичь цели. А те, у кого оказались жетоны, заслуживают поощрения. Подсчитайте жетоны.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
- Рефлексия.
Нарисуйте лицо человека, изображающего ваше настроение, оставшееся от урока.
Приложение 1.
Карточка № 1
Задание: Вставь в текст пропущенные слова, пользуясь справочным бюро.
Основную работу по очистке кровы выполняют левая и
правая ______________. Расположены они чуть __________
поясницы. Почки работают ________________. От почек
отходят сосуды – __________________, доставляющие мочу
в __________________________________.
Карточка № 2
Задание: Вставь в текст пропущенные слова, пользуясь справочным бюро.
Основную работу по очистке кровы выполняют левая и
правая ______________. Расположены они чуть __________
поясницы.
Мочеточники, почки, без отдыха, мочевой пузырь, выше.
Почки, без отдыха, выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".
Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...
Технологическая карта урока "Органы чувств"
Урок направлен на знакомство детей с органами чувств и их значением для человека....
Конспект урока "Органы чувств". Окружающий мир. 1 класс.
Полная разработка урока "Органы чувств" . Окружающий мир. 1 класс. УМК 21 век....
Конспект - урока "Органы чувств" 3 класс
урок - исследования...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".
· Упорядочить опыт учащихся.· Сформировать понятие «органы чувств».· Показ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Органы чувств. 3 класс.
Окружающий мир. Тема: Органы чувств. 3 класс....