Кто такие насекомые?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект
урока окружающего мира
по теме: «Кто такие насекомые?»
Цель: познакомить детей с насекомыми и выделить их отличительные признаки.
Оборудование: таблички, картинки с изображением насекомых, конверты с названиями частей тела насекомых, аудиозапись «Голоса природы», губка, шприц, кусачки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс на полчаса превратится в зал заседаний, а вы станете научными сотрудниками, которым придется решать непростые вопросы. Вы готовы? Все правильно сели и представили себя на научной конференции.
2.Сообщение темы и цели урока.
Объектом нашего научного исследования станут насекомые СЛАЙД. Мы должны будем выяснить, чем насекомые отличаются от других классов животных СЛАЙД.
3.Работа по теме урока.
1.Вводная часть.
Чтобы помочь нам в этом разобраться, я пригласила насекомое, которое нам в это поможет. А узнать кто это, вы можете отгадав загадку:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
Кто же это? (пчела)
-Правильно, к нам в гости пришла пчелка, которую зовут Мая. Сейчас она познакомит нас со своими друзьями. Имя который вы узнаете отгадав загадки, которые пчелка принесла в лапках. Но один из её друзей не является насекомым, догадайтесь, кто это? (по мере отгадывания загадок на экране появляются соответсвующие насекомые) СЛАЙД.
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки у блошки.
(Кузнечик)
Я работаю в артели,
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно-
Больше плотника оно.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравей)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? …
(Стрекоза)
Ходит рогуля на шести ходулях,
Вдоль спины себя сломал,
Крылья белые достал,
Зажужжал рогуля,
И полетел, как пуля.
(Жук)
Этот житель плетет
Серебристые сети.
Только иголку в его
Не отыщешь пожитках,
Есть у него лишь
Красивая белая нитка.
(Паук)
2.Первый признак насекомых.
-Кто же из них не является насекомым?
Докажите, открыв стр. 33 в учебники, посчитайте, сколько ног у насекомых.
-Какое же главное отличие насекомых от других животных? (6 ног)
-Прочитайте определение насекомым с. 33.
Насекомые- это животные, у которых шесть ног.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ОПОРНАЯ ТАБЛИЧКА.
-Посчитайте, сколько ног у друзей пчелки. Какое из друзей не является насекомым.
-У различных насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими на жертву. Кузнечики совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водные жуки используют их для плавания.
Подумай и соедини, кому из насекомых принадлежат эти лапки.СЛАЙД.
-Давайте проверим. СЛАЙД.
3.Второй признак насекомых (тело разделено на три части)
-Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте поробуем назвать части насекомых. (Дети достают из конвертов рисунки насекомых и названия частей и соотносят по очереди)
Грудь |
брюшко |
голова |
Грудь |
брюшко |
голова |
- - Проверим. СЛАЙД
На сколько частей разделено тело насекомых?
(На три части.)
Появляется табличка
Три части тела |
- У. Действительно, название насекомые произошло от слова насечка.
- Физминутка
- Уважаемые коллеги вы, наверное, устали. Пора сделать перерыв. Для этого закроем глаза и представим себя на летней поляне. Ярко светит солнце, вокруг жужжат шмели, порхают бабочки, словно маленькие вертолётики пролетают стрекозы (включен “Голоса природы”).
- Питание насекомых
-А чем питаются насекомые?
(Кровью, мелкой живностью, растениями, цветочным нектаром.)
-Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный?
(Наверное, разный.)
-У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?
- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки СЛАЙД
- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.
У. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка СЛАЙД.
- Третий признак насекомых (наличие усиков)
- Как вы думаете, что за органы на голове у ночной бабочки? СЛАЙД
(Усики.)
- Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
усики |
- Попробуем выяснить, для чего они им нужны.
- Чем питаются ночные бабочки?
(Нектаром.)
- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден.
(Им помогает запах.)
- Но ведь носа у насекомых нет.
(Они улавливают запахи с помощью усиков.)
- Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)
- А теперь, когда мы так много знаем о насекомых, нам предстоит отредактировать иллюстрацию в одной из детских научно-популярных книжек. Стоит ли нам допускать к изданию такой рисунок? СЛАЙД
(Не стоит, так как крылья насекомых художник перепутал.)
- Я думаю, такая иллюстрация может существовать только в сказке. А на самом деле многие насекомые в тот или иной период имеют крылья. Например, термиты сбрасывают свои крылья сразу после свадебного танца. А у многих других передние крылья жесткие, как у жуков и божьих коровок. Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?
(Две пары.)
Появляется табличка
Две пары крыльев |
- Самостоятельная работа.
-Определите части тела насекомого.
- Итог урока.
- Уважаемые ученые! Наше заседание подходит к концу. Пора подводить итоги. Кто хочет выступить с завершающим докладом и, ориентируясь на опорные слова, рассказать нам кто такие насекомые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....