урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Лоова Лейла Фуадовна

урок окружающего мира ( учебно-игровое занятие).

Тема: Мы живём в Российском государстве.

           Права граждан.

           Обязанности граждан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

( учебно-игровое занятие).

Тема: Мы живём в Российском государстве.

           Права граждан.

           Обязанности граждан.

Цели: дать представление учащихся о правах и обязанностях граждан

            России;

            Расширять знания о государственной  символике – гербе, флаге,

            гимне родной страны, своей республике;

            Воспитывать толерантные качества, гражданско-патриотические

            чувства.

Оборудование: интерактивная доска, карта мира, российская символика,

                            символы КЧР, флаги РФ, знаки к игре « Разрешается-

                            запрещается»; бумага и карандаш для рисования, картинки с

                            изображением плохих и хороших поступков людей.

                                         ХОД УРОКА.

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и  поприветствуйте.

2.ПОВТОРЕНИЕ  РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО.

Учитель: Все мы, живущие в нашей стране, независимо от социальной и национальной принадлежности,  граждане Отечества, т. е. своего государства.

              Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны. Об этом мы сегодня поговорим.

             В современном мире существует множество государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю.

- Как называлось наше государство в разные исторические времена?

Дети: Киевская Русь, Русь, Российская империя, СССР, Российская Федерация- государство, образованное в результате союза, объединения всех входящих в него территорий и земель.

Учитель: С давних времен на монетах принято было помещать герб, как символ принадлежности к определённому государству.

            На российских монетах изображён герб. Вспомните, расскажите что изображено на нем.

Дети: Двуглавый орел, Георгий Победоносец, который протыкает копьём змею.

Учитель: Что символизирует двуглавый орел, Георгий Победоносец?

Дети: Две ветви власти и то что мы всегда сумеем защитить свое государство.

Наряду с гербом важным символом является флаг. На Руси предшественником флага были княжеские стяги. На Куликовом поле русские полки во главе с Дмитрием Донским  сражались под багряно-красным стягом, на котором был изображен Нерукотворный спас.

-А какой флаг является символом нашей РФ?

Дети: Бело-сине-красный.

Учитель: Что означает каждый цвет?

Дети: Белый чистота помыслов, синий- стремление жить в мире, красный- умение защищать свою родину.

Учитель: Когда впервые появился этот флаг?

Дети: Во времена Петра 1- в 19 веке.

Учитель: А с каким флагом советские войска освобождали нашу страну от фашистских захватчиков?

Дети: Алым, красным , с изображением серпа и молота.

Учитель: Что означали серп и молот?

Дети: Союз рабочих и крестьян.

Учитель: У каждого государства есть свой герб, флаг и гимн. Что такое гимн?

Дети: Гимн- это торжественная песня, принятая как символ государства.

Учитель: Как исполняется и слушается гимн?

Дети: Стоя, торжественно.

-Давайте исполним гимн РФ( куплет и припев).

Исполняется гимн.

- Большое спасибо. Садитесь.

-Продолжим.

-Кто стоит во главе  нашего государства?

(Президент)

Кто сейчас является президентом нашего государства? Кто его назначил?

(Д.А.Медведев.

Был избран народным голосованием.)

-Кто был первым президентом РФ.

(Б.Н.Ельцин.)

- Сколько национальностей проживает в России?

(Более 200 национальностей).

-С какими республиками граничит Россия? Что вы о них знаете?

(Дети показывают на карте. Многие из них входили в состав СССР.)

3.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Ребята вы должны были подготовить сообщения о нашей республике: о символах, о народах проживающих в ней, об их традициях , костюмах.

( Выступления детей: о гербе, флаге, гимне. Какие народы проживают на территории КЧР.)

4. ФИЗ.МИНУТКА.

(В руках у детей российский флажок)

Выполнение движений вверх, вперед, в стороны.

Вот, дружок ,флажок российский

На него ты посмотри,

Белый цвет и синий-синий,

Выше белый. Раз-два-три.

Подними его повыше,

Опусти и снова ввысь!

Белый, синий цвет и красный

Флагом ты своим гордись!

-Молодцы, садитесь.

5. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

- Все люди, которые относятся к населению государства и живут в нём постоянно, являются его гражданами. Слово « гражданин» употребляется в разных смыслах.

Во- первых,- гражданин-это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

Во-вторых, начиная, с античных времен и до наших дней оно имеет глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

          В Древней Греции быть гражданином считалось возможностью редкой почётной, гражданином называли не каждого свободного человека, не говоря о рабах. А в Афинском государстве гражданами были только мужчины- коренные жители

        Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но были у граждан и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать Отечество.

         Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появились на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи рожденного в другом в другом государстве могли обратить раба, подарить, продать, обменять на вещь. Только в 20 веке человечество научилось понимать что это – несправедливо. Люди поняли, что необходимо составить специальные документы, которые смогут ответить на вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? В беседах с помощью различных решений, путём международных переговоров, в конце концов, удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые имеют много прав, и все они изложены во Всеобщей Декларации прав человека. Это международный документ.

                   Права и обязанности граждан нашей страны изложены ещё и в Конституции РФ, появившийся в 1918 году.

6. Работа по учебнику.

-Откройте учебники на странице 151.

-Рассмотрите рисунок. Какие права имеет гражданин России?

(Право на свободное вероисповедание, на бесплатное медицинское обслуживание, на жильё, на право голосовать и выбирать)

-Но у граждан России  есть ещё и Обязанности.

-Прочитайте, какие обязанности должен соблюдать каждый гражданин государства.

(дети читают на стр.151)

-Вы так же являетесь гражданами государства. У вас тоже есть свои права. Они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций (ООН). Впервые вопрос о правах ребёнка возник в 1913году. В 1959г. – ООН приняла Декларацию по правам человека. А в 1990г. вступила в силу, после обсуждения и одобрения всеми странами Конвенция прав ребёнка.

        Среди них есть статьи « разрешающие» и «запрещающие».

         Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Разрешается- запрещается». Правила игры. У вас на столах карточки красная запрещающая и зелёная- разрешающая.Я читаю вам статью о правах детей , вы внимательно слушайте, поднимаете нужную карточку и договариваете.

  1. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать-

Это разрешается.

  1. Посмотри на этот знак

Человек поднял флаг,

Выражает своё мнение-

Это разрешается.

  1. Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают-

Это запрещается.

  1. Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать – всегда

Запрещается!

  1. Вот ребёнок груз несёт,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа

Запрещается!

  1. Этот чёрный человек

Пред белым преклоняется.

Быть над слабым господином

Строго запрещается!

Знак Дружбы:

Другого за руку держать,

Не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить-

Это разрешается.

-Молодцы ребята вы замечательно справились! Как вы обратили внимание для детей права изображены в знаках: разрешающих или запрещающих. Они чем-то похожи на дорожные знаки.

          Обратите внимание на 6 знак. В декларации о правах человека есть ст.5, где говорится:

                «Никто не может быть подвергнут жестокому и бесчеловечному отношению».

         -Каким вы себе представляете жесткого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведёт себя?

Дети составляют словесный портрет и рисуют на бумаге. Демонстрируют свои рисунки.

- А как вы понимаете такие пословицы:  

-Злой не верит, что есть добрые люди.

Зла за зло не воздай.

Доброе слово лечит, а плохое калечит.

Ответы детей.

-А каким вы представляете себе доброго человека?

Составление словесного портрета, изображение на бумаге, демонстрация.

Лучшие портреты вывешиваются на доске.

А можно ли сказать ,что человек совершает плохие(злые) поступки и (добрые) хорошие поступки.

           У вас на столах лежат картинки. Давайте их рассмотрим и обсудим изображённые ситуации.

-Какие из этих поступков можно назвать добрыми (милосердными)

-Как бы вы поступили в данных ситуациях?

Ответы детей.

      Помимо прав у детей так же есть обязанности. Человек( взрослый , маленький)должен исполнить в своей жизни многое

- Подумайте,  какой гражданский долг вы должны будете исполнить по отношению к своим близким, по отношению к Родине.

Дети: Любить, уважать, почитать, родителей, старших, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою землю.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

        - Хочу предложить вам сыграть в викторину «Права». Перед вами таблица. Справа названия сказок, слева права граждан.

      В каких сказках были нарушены эти права.

« Дюймовочка»

1. В какой сказки нарушено право на неприкосновенность жизни?

«Гарри Поттер»

 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

«Три поросёнка»

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

«Золотой ключик»

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

«Мороз Иванович»

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

«Золушка»

« Красная Шапочка»

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

-А кто из героев этих сказок сам нарушил свои права.

Ответы детей.

-Молодцы, ребята, вижу, вы усвоили свои права и обязанности.

Откройте рабочие тетради стр.26 № 76,77. Самостоятельное выполнение и коллективная проверка.

  1. ИТОГ УРОКА.

- Что значит быть гражданином своей страны?

Строго соблюдать законы и защищать Родину.

-Кто автор российского гимна?

С. Михалков и Б.Александров.

-Как вы считаете, должен ли гражданин знать гимн своей страны и уметь его исполнять?

Конечно, это символ государства.

-Какие ещё символы государства вызнаете?

(Флаг, герб.)

  1. Домашнее задание.

Стр.149-151, отвечать на вопросы, подготовить свои знаки по правам  ребёнка: «запрещающие» , «разрешающие».

Выставление оценок.

-Спасибо за урок. Попрощайтесь с гостями.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...