Экскурсия на тему: "Зима"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Данный конспект содержит подробную инструкцию для проведения экскурсии в начальной школе. Время года - зима. Во время этой экскурсии ребята научатся наблюдать за жизнью животных и растений зимой, характеризовать снежный покров, изучать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.miru_.docx744.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тип экскурсии: сезонная, исследовательская.

Тема экскурсии: Зима.

Цель: научить получать знания о зиме в ходе непосредственных наблюдений  

           и исследований в природе.

Задачи: Образовательные: сформировать представления о зиме как времени года, о типичных зимних явлениях; научить проводить научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты.

               Воспитательные: — укреплять здоровье детей в процессе проведения наблюдений природы в парке, увлекать детей красотой зимней природы; воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе.

Развивающие:  — развивать познавательную активность детей,

интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать  и делать выводы; способствовать сплочению отношений между детьми.

Оборудование: лопата, снегомерная рейка (линейка), термометр, корзина, блокнот.

Ход экскурсии:

  1. Общее введение: 

М. Слово - учителя.

У.: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости, а к кому вы догадайтесь сами.

У леса на опушке жила зима в избушке

Она снежки солила в березовой кадушке.

Она сучила пряжу, она ткала холсты,

Ковала ледяные да над речкою мосты.

Д.: К зиме

У.: Верно, мы с вами отправимся в гости к зимушке-зиме. Но так как, у зимы есть много тайн и загадок, мы разделимся на три группы, чтобы все эти загадки разгадать. И каждая группа получит свое индивидуальное задание.

Инструкция 1.

Наблюдения за жизнью животных города зимой.

1.Наблюдения за птицами:

-примерный размер (в сравнении  с эталонами – воробей, ворона, курица);

-цвет птицы;

-что ест;

-где сидит;

-чем занята;

-зарисовать следы птицы;

-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.

2.Наблюдения за млекопитающими:

-назвать животное;

-чем занято животное;

-зарисовать следы.

Инструкция 2.

Изучение снежного покрова

1. Цвет снега.

2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).

3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).

4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).

5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.

6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.

7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.

8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).

9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)

Инструкция 3.

Деревья и кустарники зимой.

1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).

2. Назвать растение.

3. Собрать плоды растений.

Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.

У.: Ребята, а теперь от каждой группы выберите человека, который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе. (2 группе  выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).

3 группе  выдается корзинка).

У.: А сейчас мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где уже ждет нас тетушка зима, и понаблюдаем  за природой. Возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе, и будем делиться полученными знаниями.

3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям: 

М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.

Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.

  1. Беседа по итогам наблюдений:

М. Беседа.

У.: Ну вот мы снова собрались вместе, чтобы поделиться своими наблюдениями. Кто готов первыми рассказать нам о природе зимой?

Д.: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева

и 2 кустарника.

1.Липа - дерево, которое скидывает листву на зиму.

На ветках остаются ягодки.

  1. Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму.

 В зимний период  остаются крылатки.

  1. Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек.

4. Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой  на ветках остаются плоды – коробочки.

У.: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем о наблюдениях за жизнью животных.

Д.: Первым, кто нам встретилась, была собака. Во время наблюдений собаки играли друг с другом.

Птиц мы наблюдали таких:

  1. Синица: размер - с воробья; цвет - спинка черная, брюшко - зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая.
  2. Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.
  3. Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели  около урны с мусором и клевали хлеб. Траектория полета волнообразная, плавная.

Подробно рассмотреть наши наблюдения вы можете по нашим зарисовкам:

У.: Ну и наконец, послушаем о наблюдениях за снежным покровом.

Д.: Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь  значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной  поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С.  Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.

        

5. Подведение итогов.

Отметка и оценка деятельности школьников учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии, тема "Зима"

Конспект урока-экскурсии по Окружающему миру, тема "Зима"...

Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"

В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...

Внеклассное занятие-экскурсия на тему "Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие"

Внеклассное занятие-экскурсия разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка внеклассного занятия по дополнительной образоват...

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой."

Урок окружающего мира  в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой." по программе "Школа 2100"....

Экскурсия в природу. Тема: "Зимующие птицы"

Экскурсия в природу. 1 класс  ...

Открытый урок по речевой практике в 1 классе по теме "Зима.Признаки зимы"

Задачи:Образовательные:·         познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;·         науч...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...