рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
УМК"Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2010).
Цели:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
- различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
- группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
- назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
- сравнивать характерные для животных способы питания;
- характеризовать роль грибов в жизни человека;
- ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
- наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- учиться работать со справочной литературой
- определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
- понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
- характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
- отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
- называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
- иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
- называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
- узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Где и как найти ответы на вопросы | 6 ч |
2 | Планеты и звезды | 5 ч |
3 | Неживая и живая природа Земли | 2 ч |
4 | Солнце, воздух, вода и … растения | 4 ч |
5 | Разнообразие растений | 4 ч |
6 | Культурные растения. Продолжительность жизни растений | 8 ч |
7 | Грибы | 3 ч |
8 | Животные | 8 ч |
9 | Человек и животные | 6 ч |
10 | Человек разумный – часть природы | 6 ч |
11 | Как уберечь себя от беды ? | 5 ч |
12 | В родном краю | 7 ч |
Итого: | 68 ч |
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | ||
план | факт | |||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. Ч.1с.6-8 | Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу | 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности Группировать объекты природы по отличительным признакам. | 04.09 | |
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. Экскурсия. Ч.1с.9-10 | Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы | 5. Использование иллюстративного материала учебника. 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности Группировать объекты природы по отличительным признакам. Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать конкретные ситуации поведения в природе. | 05.09 | |
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших. Ч.1с.11-12 | Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу | 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые 5. Использование иллюстративного материала учебника. | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности Группировать объекты природы по отличительным признакам. | 11.09 | |
4 | Особенности работы на пришкольном участке. Экскурсия | Наблюдения явлений природы по сезонам года | 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. 13.Оценивать характер взаимоотношений людей в группах. | Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать конкретные ситуации поведения в природе. | 12.09 | |
5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике Ч.1с.13-14 | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 5. Использование иллюстративного материала учебника. 6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. | 18.09 | |
6 | Опыт и наблюдение Ч.1с.15-16 | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 5. Использование иллюстративного материала учебника. 6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. | 19.09 | ||
7 | Земля. Модель Земли Ч.1с.17-20 Х.с.7-11 | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы | 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты, выделять их основные признаки. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Работать с готовыми моделями (глобусом). | 25.09 | |
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? Ч.1с.20-23 Х.с.12-14 | Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. | Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Характеризовать движение Земли относительно Солнца, и его связь со сменой дня и ночи. | 26.09 | |
9 | Звёзды и созвездия Ч.1с.23-28 Х.с.15-20 | Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведица | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Характеризовать особенности звёзд и планет. | 02.10 | |
10 | Планеты Ч.1с.29-32 Х.с.21-26 | Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. | 03.10 | ||
11 | Движение Земли вокруг Солнца Ч.1с.33-34 | Годовое движение Земли. Високосный год | 6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. | Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Характеризовать движение Земли относительно Солнца, и его связь со сменой дня и ночи. | 09.10 | |
12 | Как связаны живая и неживая природа? Ч.1с.35-41 | Тела природы. Планета Земля и её положение в Солнечной системе | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности | 10.10 | |
13 | Условия жизни на планете Земля. Ч.1с.41-44 Х.с.27-28 | Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле (свет, тепло, воздух, вода) | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | 16.10 | ||
14 | Свойства воздуха Ч.1с.45-49 Х.с.29-30 | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества. | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. 8.Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха. | 17.10 | |
15 | Кому и для чего нужна вода? Ч.1с.50-52 Х.с.31-32 | Состояние веществ: твёрдое, жидкое, газообразное | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. Оценивать чистоту воды. | 23.10 |
16 | Вода и её свойства Ч.1с.52-58 | Круговорот воды в природе. Три состояния воды | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. Оценивать чистоту воды. | 24.10 | |
17 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды». Ч.1с.59-60 | Свойства воздуха и воды | 1.Различениизученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха. Характеризовать свойства воды и воздуха. Оценивать чистоту воды и воздуха. | 30.10 | |
18 | Условия, необходимые для развития растений Ч.1с.61-63 | Теневыносливые, светолюбивые растения | 3.Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям, делать выводы. 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений. | 31.10 | |
19 | Корень, стебель и лист Ч.1с.63-66 Х.с.33-34 | Значение корня, стебля и листьев в жизни растений | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. | Определять части цветкового растения. Характеризовать их роль в жизни растений. | ||
20 | Питание растений Ч.1с.67-70 Х.с.35-38 | Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание | 8.Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений. Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). | ||
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и …растения». Ч.1с.71-72 | Разнообразие растений | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. | |||
22 | Цветковые и хвойные растения Ч.1с.73-75 Х.с.39-45 | Цветок – орган растения | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов. | Рассказывать о роли растений. Определять части цветкового растения. | ||
23 | Папоротники, мхи и водоросли Ч.1с.76-80 Х.с.46-50 | Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | Сравнивать и различать дикорастущие растения. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. | ||
24 | Красная книга России. Правила поведения на природе Ч.1с.81-85 | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу | 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | ||
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений». Ч.1с.86 | Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края | -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. | ||
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? Ч.1с.87-91 | Группы культурных растений (овощные, плодовые ) | 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Сравнивать и различать культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Выращивание растений в группе (из семян, побегов, листа.) | ||
27 | Какие части культурных растений используют люди? Ч.1с.92-93 Х.с.51-56 | Расселение семян растений. Выращивание культурных растений | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | |||
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? Ч.1с.94-96 | Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | |||
29 | От чего зависит урожай зерновых? Ч.1с.97-100 Х.с.57 - 62 | Значение зерновых культур в жизни человека | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям , делать выводы. | |||
30 | Растения сада Ч.1с.100-102 | Садовые растения. Труд людей в саду | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | |||
31 | Сколько живут растения? Ч.1с.102-104 | Сроки жизни растений, расселение растений на новые места | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | |||
32 | Размножение растений своими частями Ч.1с.105-106 | Вегетативное размножение Растений | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | |||
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» Ч.1с.107-108 | Сроки жизни растений, расселение растений на новые места. Разнообразие растений. | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. | ||
34 | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? Ч.1с.109-112 Х.с.63-66 | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | ||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? Ч.1с.113-116 Х.с.67-68 | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | Различать съедобные и ядовитые грибы. | ||
36 | Проверочная работа за 1 полугодие Ч.1с.117-120 | Обобщение знаний | -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. -Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. | Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. | ||
37 | Разнообразие животных. Ч.2 с.5-8 | Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Различать животных используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрацией. Характеризовать особенности диких и домашних животных. | ||
38 | Насекомые Ч.2 с.9-11 Х.с.69-72 | Растительноядные хищные и всеядные насекомые | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Описывать внешний вид, характерные особенности . Характеризовать способы питания, размножения; Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания | ||
39 | Рыбы Ч.2 с.12-14 Х.с.73-76 | Приспособления рыб для жизни в воде | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | Описывать внешний вид, характерные особенности . Характеризовать способы питания, размножения; Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания | ||
40 | Земноводные Ч.2 с.15-17 Х.с.77-82 | Жизнь лягушек, тритонов, жаб. Амфибии и их признаки | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые | Описывать внешний вид, характерные особенности . Характеризовать способы питания, размножения; Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания | ||
41 | Пресмыкающиеся Ч.2 с.18-20 Х.с.83-88 | Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые | Описывать внешний вид, характерные особенности . Характеризовать способы питания, размножения; Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания | ||
42 | Птицы Ч.2 с.21-23 Х.с.89-97 | Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. | Описывать внешний вид, характерные особенности . Характеризовать способы питания, размножения; Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания | ||
43 | Звери Ч.2 с.24-25 Х.с.97-104 | Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые | Описывать внешний вид, характерные особенности . Характеризовать способы питания, размножения; Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания | ||
44 | Как животные защищаются Ч.2 с.26-28 Х.с.105-110 | Различные группы животных | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. | ||
45-46 | Домашние животные Ч.2 с.29-31 Х.с.111-118 | Домашние животные | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | Рассказывать о роли домашних животных жизни людей. Характеризовать особенности домашних животных. | ||
47 | Урок-экскурсия на станцию юннатов Ч.2 с.32-33 | Знакомство с жизнью животных на станции юннатов | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. | ||
48 | Значение диких животных Ч.2 с.35-38 | Расширить знания о диких животных | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. | Рассказывать о роли диких животных в природе. Характеризовать особенности диких животных. | ||
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил Ч.2 с.39-40 Х.с.119-124 | Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | Рассказывать о роли домашних животных жизни людей. Характеризовать особенности домашних животных. | ||
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные». Ч.2 с.41-42 | Охранная деятельность чело- века на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе | 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. -Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. | ||
51 | Про тебя Ч.2 с.43-48 Х.с.125-128 | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. | Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей. | ||
52 | Что умеет человек? Ч.2 с.49-53 | Человек-существо социальное член общества | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. | ||
53 | Расти здоровым Ч.2 с.54-59 | Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. | |||
54 | Питание и здоровье Ч.2 с.60-65 | Режим питания | 3.Следовать инструкциям, делать выводы. 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. | Обсуждать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | ||
55 | От кого зависит твой режим дня? Ч.2 с.66-69 | Режим дня. Условия жизни, влияющие на здоровье человека | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. | Составлять режим дня в группах. | ||
56 | Обобщение по теме «Человек разумный-часть природы». Ч.2 с.70 | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. -Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях. Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей. | ||
57 | Чистота – залог здоровья Ч.2 с.71-76 | Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы | 9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. | Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | ||
58 | Берегись простуды! Ч.2 с.77-79 | Охрана и укрепление здоровья | 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям , делать выводы. 9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. | |||
59 | Твоя безопасность на улице Ч.2 с.80-85 Х.с.137-145 | Дорога от дома до школы. ПДД. Опасности, подстерегающие ребёнка при общении с незнакомыми людьми | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих. | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | ||
60 | Твоя безопасность дома Ч.2 с.86-90 | Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами | 14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих. | |||
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды» Ч.2 с.91-92 | Охрана и укрепление здоровья | 14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих. -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. -Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. | Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. | ||
62 | Имя города, села, посёлка Ч.2 с.93-97 | Россия - наша Родина | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 10.Работать с картой: находить и показывать РФ, столицу, своей город и 12.Различать прошлое., настоящее, будущее, соотносить исторические даты | Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе. Показывать местонахождение столицы и других крупных городов на карте России. Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. | ||
63 | История Московского Кремля Ч.2 с.98-101 Х.с.129-132 | Москва- столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 12.Различать прошлое, настоящее, будущее, соотносить исторические даты | Показывать местонахождение Московского Кремля. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. | ||
64 | Экскурсия в город Ч.2 с.102-106 | Предприятия, обслуживающие жителей города | 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 13.Оценивать характер взаимоотношений людей в различных группах. | Обмениваться сведениями о родной стране, городе полученными из источников массовой информации, экскурсии. | ||
65 | Общий дедушка Ч.2 с.107-109 | Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками | 12.Различать прошлое, настоящее, будущее , соотносить исторические даты. 13.Оценивать характер взаимоотношений людей в различных группах. | Рассказывать о праздничных днях, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации. Наблюдать исторические памятники, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | ||
66 | День Победы Ч.2 с.110-113 Х.с.132-136 | Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ | 11.Различать государственную символику РФ, символику своего города. | |||
67 | День Конституции Ч.2 с.114-117 | Государственные праздники | 11.Различать государственную символику РФ, символику своего города. | Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Прослушивать, декламировать гимн РФ. | ||
68 | Обобщение по теме « В родном краю». Проверочная работа за 2 полугодие Ч.2 с.118-121 | Россия - наша Родина | 10.Работать с картой: находить и показывать РФ, столицу, своей город и 11.Различать государственную символику РФ, символику своего города. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программу обеспечивают:
1.Альбом с репродукциями « Музей в твоем классе».
2.Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2011.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник
4.Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986
5.С любовью к природе: Хрестоматия/ под редакцией И.Д.Зверева.- М.: Педагогика, 1986
6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. – М: Академкнига/ Учебник.
7.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
8.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...