Рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Зайкина Елена Александровна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2010).

Цели: 

- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Задачи

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; 

- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; 

- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. 

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.





Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Выпускник  научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Выпускник  научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

 

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

 

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

  • различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры  взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,  влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой  природе;
  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,  млекопитающих;
  • группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы,  млекопитающие)
  • назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
  • сравнивать характерные для животных способы питания;
  • характеризовать роль грибов в жизни человека;
  • ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
  • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • учиться работать со справочной литературой
  • определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть  представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
  • понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  • характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  •   называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  •   иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
  •   иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  •   знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  •   знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  •  рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении  этого труда;
  •  знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,   режим труда и отдыха, физкультура);
  •  названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной  площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности  столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля  (Спасская башня);
  •  принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день  Победы, День города и т.д.
  •  название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного   города (села);
  •  использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а   также учиться работать с оглавлением учебника;

* называть своих ближайших родственников;

 * знать профессии взрослых и важность каждой профессии.

      * описывать изученные события из истории Отечества (история Московского    Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  •   знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  •   называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  •   узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

                                                            УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №

                                             Наименование разделов

Количество часов

 1

Где и как найти ответы на вопросы

  6 ч

 2

Планеты и звезды

  5 ч

 3

Неживая и живая природа Земли

  2 ч

 4

Солнце, воздух, вода и … растения

  4 ч

 5

Разнообразие растений

  4 ч

 6

Культурные растения. Продолжительность жизни растений

  8 ч

 7

 Грибы

  3 ч

 8

Животные

  8 ч

9

Человек и животные

  6 ч

10

Человек разумный – часть природы

  6 ч

 11

 Как уберечь себя от беды ?

   5 ч

12

В родном краю

7 ч

Итого:

68 ч

                                 

                                                                                 

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс (68 часов)

Человек и природа (40ч)

        Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

         Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

        Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

         Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

        Цветковые растения. Части  (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

         Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

        Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

         Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

        Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24ч)

        Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.         

        Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

        Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

        Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

        Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

        Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

        Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд  и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

        Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

        Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

        Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

        Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

        Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

                                                                    Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и  темы урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Дата
проведения

план

факт

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1

Мир живой и неживой природы.

Письмо экологов школьникам.

Ч.1с.6-8

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности

Группировать объекты природы по отличительным признакам.

04.09

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. Экскурсия.

Ч.1с.9-10

Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы

5. Использование иллюстративного материала учебника.

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности

Группировать объекты природы по отличительным признакам.

Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Оценивать конкретные ситуации поведения в природе.

05.09

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших.

Ч.1с.11-12

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

5. Использование иллюстративного материала учебника.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности

Группировать объекты природы по отличительным признакам.

11.09

4

Особенности работы

на пришкольном участке. Экскурсия

Наблюдения явлений природы

по сезонам года

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

13.Оценивать характер взаимоотношений людей в группах.

Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Оценивать конкретные ситуации поведения в природе.

12.09

5

Книги – наши друзья.

Ищем ответы на вопросы в учебнике

Ч.1с.13-14

Разные источники информации,

необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

5. Использование иллюстративного материала учебника.

6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков.

Извлекать необходимую  информацию из учебника и дополнительных источников.

18.09

6

Опыт и наблюдение

Ч.1с.15-16

Разные источники информации,

необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

5. Использование иллюстративного материала учебника.

6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков.

19.09

7

Земля. Модель Земли

Ч.1с.17-20

Х.с.7-11

Форма и размеры Земли. Глобус.

Северный и Южный полюсы

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты, выделять их основные признаки.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Работать с готовыми моделями (глобусом).

25.09

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

Ч.1с.20-23

Х.с.12-14

Северное и Южное полушария.

Суточное вращение Земли

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Характеризовать движение Земли относительно Солнца, и его связь со сменой дня и ночи.

26.09

9

Звёзды и созвездия

Ч.1с.23-28

Х.с.15-20

Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведица

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Извлекать необходимую  информацию из учебника и дополнительных источников.

Характеризовать особенности звёзд и планет.

02.10

10

Планеты

Ч.1с.29-32

Х.с.21-26

Планеты Солнечной системы.

Планеты земной группы

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков.

03.10

11

Движение Земли вокруг Солнца

Ч.1с.33-34

Годовое движение Земли. Високосный год

6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Характеризовать движение Земли относительно Солнца, и его связь со сменой дня и ночи.

09.10

12

Как связаны живая и неживая природа?

Ч.1с.35-41

Тела природы. Планета Земля и её положение в Солнечной системе

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности

10.10

13

Условия жизни на планете Земля.

Ч.1с.41-44

Х.с.27-28

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле (свет, тепло, воздух, вода)

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

16.10

14

Свойства воздуха

Ч.1с.45-49

Х.с.29-30

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества.

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

8.Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Оценивать чистоту воздуха.

17.10

15

Кому и для чего нужна вода?

Ч.1с.50-52

Х.с.31-32

Состояние веществ: твёрдое, жидкое, газообразное

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

Оценивать чистоту воды.

23.10

16

Вода и её свойства

Ч.1с.52-58

Круговорот воды в природе.

Три состояния воды

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

Оценивать чистоту воды.

24.10

17

Обобщение по теме

«Свойства воздуха и воды».

Ч.1с.59-60

Свойства воздуха и воды

1.Различениизученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха.

Характеризовать свойства воды и воздуха.

Оценивать чистоту воды и воздуха.

30.10

18

Условия,  необходимые для развития растений

Ч.1с.61-63

Теневыносливые, светолюбивые растения

3.Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям, делать выводы.

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений.

31.10

19

Корень, стебель и лист

Ч.1с.63-66

Х.с.33-34

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

Определять части цветкового растения.

Характеризовать их роль в жизни растений.

20

Питание растений

Ч.1с.67-70

Х.с.35-38

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

8.Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений.

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

21

Обобщение по теме

«Солнце, воздух, вода

и …растения».

Ч.1с.71-72

Разнообразие растений

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

22

Цветковые и хвойные растения

Ч.1с.73-75

Х.с.39-45

Цветок – орган растения

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов.

Рассказывать о роли растений.

Определять части цветкового растения.

23

Папоротники, мхи и водоросли

Ч.1с.76-80

Х.с.46-50

Разнообразие дикорастущих

растений, места их обитания

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

Сравнивать и различать дикорастущие  растения.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.

24

Красная книга России. Правила поведения на природе

Ч.1с.81-85

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

25

Обобщение по теме

«Разнообразие растений».

Ч.1с.86

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

Ч.1с.87-91

Группы культурных растений

(овощные, плодовые )

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Сравнивать и различать культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.

Выращивание растений в группе (из семян, побегов, листа.)

27

Какие части культурных растений используют люди?

Ч.1с.92-93

Х.с.51-56

Расселение семян растений.

Выращивание культурных растений

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

Ч.1с.94-96

Рассада.

Растения.

Сеянцы.

Сроки посадки огородных растений

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

29

От чего зависит урожай зерновых?

Ч.1с.97-100

Х.с.57 - 62

Значение зерновых культур в жизни человека

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям , делать выводы.

30

Растения сада

Ч.1с.100-102

Садовые растения. Труд людей в саду

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

31

Сколько живут растения?

Ч.1с.102-104

Сроки жизни растений, расселение растений на новые места

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

32

Размножение растений своими частями

Ч.1с.105-106

Вегетативное размножение

Растений

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

33

Обобщение по теме

«Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

Ч.1с.107-108

Сроки жизни растений, расселение растений на новые места.

Разнообразие растений.

1.Различение  изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.

34

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

Ч.1с.109-112

Х.с.63-66

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?

Ч.1с.113-116

Х.с.67-68

Съедобные и ядовитые грибы.

 Правила сбора грибов

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

Различать съедобные и ядовитые грибы.

36

Проверочная работа за 1 полугодие

Ч.1с.117-120

Обобщение знаний

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

-Выделение  и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

37

Разнообразие животных.

Ч.2 с.5-8

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Различать животных используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы  с иллюстрацией.

Характеризовать особенности диких и домашних животных.

38

Насекомые

Ч.2 с.9-11

Х.с.69-72

Растительноядные хищные и всеядные насекомые

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Описывать внешний вид, характерные особенности .

Характеризовать способы питания, размножения;

Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания

39

Рыбы

Ч.2 с.12-14

Х.с.73-76

Приспособления рыб для жизни в воде

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

Описывать внешний вид, характерные особенности .

Характеризовать способы питания, размножения;

Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания

40

Земноводные

Ч.2 с.15-17

Х.с.77-82

Жизнь лягушек, тритонов, жаб. Амфибии и их признаки

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

Описывать внешний вид, характерные особенности .

Характеризовать способы питания, размножения;

Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания

41

Пресмыкающиеся

Ч.2 с.18-20

Х.с.83-88

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

Описывать внешний вид, характерные особенности .

Характеризовать способы питания, размножения;

Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания

42

Птицы

Ч.2 с.21-23

Х.с.89-97

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

Описывать внешний вид, характерные особенности .

Характеризовать способы питания, размножения;

Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания

43

Звери

Ч.2 с.24-25

Х.с.97-104

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

Описывать внешний вид, характерные особенности .

Характеризовать способы питания, размножения;

Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания

44

Как животные защищаются

Ч.2 с.26-28

Х.с.105-110

Различные группы животных

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей.

45-46

Домашние животные

Ч.2 с.29-31

Х.с.111-118

Домашние животные

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

Рассказывать о роли домашних  животных жизни людей.

Характеризовать особенности домашних животных.

47

Урок-экскурсия на станцию юннатов

Ч.2 с.32-33

Знакомство с жизнью животных на станции юннатов

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

48

Значение диких животных

Ч.2 с.35-38

Расширить знания о диких животных

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков.

Рассказывать о роли диких  животных в природе.

Характеризовать особенности диких животных.

49

Человек в ответе не только за тех, кого приручил

Ч.2 с.39-40

Х.с.119-124

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность  человека

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Рассказывать о роли домашних  животных жизни людей.

Характеризовать особенности домашних животных.

50

Заповедники или заказники родного края.

Обобщение по теме

«Человек и животные».

Ч.2 с.41-42

Охранная деятельность чело-

века на территории родного края. Экологические правила

поведения человека в природе

2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

-Выделение  и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

51

Про тебя

Ч.2 с.43-48

Х.с.125-128

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

 Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей.

52

Что умеет человек?

Ч.2 с.49-53

Человек-существо социальное

член общества

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня.

Извлекать необходимую  информацию из учебника и дополнительных источников.

Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.


53

Расти здоровым

Ч.2 с.54-59

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

54


Питание и здоровье

Ч.2 с.60-65

Режим питания

3.Следовать инструкциям, делать выводы.

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня.

Обсуждать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

55

От кого зависит твой режим дня?

Ч.2 с.66-69

Режим дня. Условия жизни, влияющие на здоровье человека

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

Составлять режим дня в группах.

56

Обобщение по теме

«Человек разумный-часть природы».

Ч.2 с.70

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

-Выделение  и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Выбирать с позиции нравственных  норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях.

Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей.

57

Чистота – залог здоровья

Ч.2 с.71-76

Личная гигиена. Правила  организации домашней учебной работы

9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня.

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

58

Берегись простуды!

Ч.2 с.77-79

Охрана и укрепление здоровья

3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям , делать выводы.

9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня.

59

Твоя безопасность на улице

Ч.2 с.80-85

Х.с.137-145

Дорога от дома до школы.

ПДД. Опасности, подстерегающие ребёнка при общении

с незнакомыми людьми

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни  здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

60

Твоя безопасность дома

Ч.2 с.86-90

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих.

61

Обобщение по теме

«Как уберечь себя от беды»

Ч.2 с.91-92

Охрана и укрепление здоровья

14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих.

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

-Выделение  и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

62

Имя города, села, посёлка

Ч.2 с.93-97

Россия - наша Родина

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

10.Работать с картой: находить и показывать РФ,  столицу, своей город и 12.Различать прошлое., настоящее, будущее, соотносить исторические даты

Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе.

Показывать местонахождение столицы и других крупных городов на карте России.

Обмениваться  сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.

63

История Московского Кремля

Ч.2 с.98-101

Х.с.129-132

Москва- столица России. История  Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

12.Различать прошлое, настоящее, будущее, соотносить исторические даты

Показывать местонахождение Московского Кремля. Подбирать   к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.

64

Экскурсия в город

Ч.2 с.102-106

Предприятия, обслуживающие жителей города

4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

13.Оценивать характер взаимоотношений людей в различных группах.

Обмениваться сведениями о родной стране, городе полученными из источников массовой  информации, экскурсии.

65




Общий дедушка

Ч.2 с.107-109


Младший школьник и семья.

Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками

12.Различать прошлое, настоящее, будущее , соотносить исторические даты.

13.Оценивать характер взаимоотношений людей в различных группах.

Рассказывать о праздничных днях, готовить  сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.

Наблюдать исторические памятники, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

66



День Победы

Ч.2 с.110-113

Х.с.132-136

Государственные праздники.

История Отечества во время ВОВ

11.Различать государственную символику РФ, символику своего города.

67

День Конституции

Ч.2 с.114-117

Государственные праздники

11.Различать государственную символику РФ, символику своего города.

Объяснять  символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.

Прослушивать, декламировать гимн РФ.

68

Обобщение по теме

« В родном краю».

Проверочная работа  за 2 полугодие

Ч.2 с.118-121

Россия - наша Родина

10.Работать с картой: находить и показывать РФ,  столицу, своей город и

11.Различать государственную символику РФ, символику своего города.

                                                   

                                                           Перечень учебно-методического обеспечения. 

Программу обеспечивают: 

1.Альбом с репродукциями « Музей в твоем классе».

2.Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности  [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2011.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа») 

3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 

4.Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986 

5.С любовью к природе: Хрестоматия/ под редакцией И.Д.Зверева.- М.: Педагогика, 1986 

6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. – М: Академкнига/ Учебник. 

7.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения). 

8.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий  мир. 2 класс: Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...