Ктп по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УУД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_panirovanie.docx | 84.88 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п\п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
1 | Земля и человечество (10 часов) | Мир глазами астронома | 1 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирать направления работы над проектом. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится объяснять основные понятия астрономии Получать возможность научиться извлекать из различных источников сведения об астрономии. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; -способность к самооценке; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. -Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: сопоставлять информацию , представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Коммуникативные: распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение. |
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку. | . | |
3 | Звездное небо – Великая книга природы | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнить задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку. | . | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится объяснять, что такое география, как наука. Получат возможность амии создать модель Земли. | Знание о науке географии. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
5 | Пояса Земли | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится объяснять, что такое география, как наука. Получат возможность амии создать модель Земли. | Знание о науке географии. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
6 | Мир глазами историка | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится формулировать понятие история. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Знание о науке истории. Характеристика летописей, архивов. Значение археологии и музеев для изучения истории. | ||
7 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится определять век, год по «ленте времени» Получат возможность придумать собственные условные знаки обозначения каких-либо объектов на карте | Знание о «ленте времени», исторической карты. Умение читать историческую карту. Значение истории в жизни человека. | ||
8 | Прошлое | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем в России, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится определять век, год по «ленте времени» Получат возможность придумать собственные условные знаки обозначения каких-либо объектов на карте | Знание о «ленте времени», исторической карты. Умение читать историческую карту. Значение истории в жизни человека. | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги. Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги | ||||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги. Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги | Научится понимать важность Всемирного наследия. Получат возможность о сопричастии ко Всемирному наследию. | Знание о Международной Красной книги. Извлекать информацию из дополнительной литературы, Интернета о животных Международной Красной книги. | ||
11 | Природа | Равнины и горы России | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения. Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать географические объекты на Физической карте. Различать и видеть разницу между плоскими и холмистыми равнинами. Получат возможность организовать выставку «Где мы были». | Знание о равнинах и горах России. Пользоваться личным опытом в организации выставки. | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на из выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию , представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение. |
12 | Моря, озера и реки России | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать на Физической карте изучаемые моря, озера, реки. Находить различия между океанами. Получат возможность организовать выставку «Где мы были». | -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится выявлять зависимость природных особенностей Арктики от освещенности ее Солнцем. Получат возможность решать экологические проблемы в зоне арктических пустынь и составлять их. | Знание о местоположение арктических пустынь. Полярный день и полярная ночь. | ||
14 | Тундра. Природа тундры | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей тундры и её освещенности солнечными лучами. Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать на карте зону тундры. Сравнивать зону арктических пустынь и зону тундры. Получат возможность изготовить макет участка тундры и составлять цепи питания. | Знание о зоне тундры. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. | ||
15 | Леса России | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научать понимать роль растений | Знание общих условий, необходимых Приводить примеры представителей разных групп растений | ||
16 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из Красной книги России, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимание основных правил поведения Умение приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Знание роли растений | ||
17 | Зона степей | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках. Характеризовать зону степей по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научаться понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Умение приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Знание о растительном | ||
18 | Пустыни | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знание общих условий, необходимые для жизни живых организмов. Умение приводить | Понимание Растительного | ||
19 | У Черного | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Характеризовать зону субтропиков по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимание общих условий, | Знание растительного | ||
20 | Экологическое равновесие | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовить сообщения. Работать с плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу. Правила поведения в природе | Знание общих условий, | ||
21 | Обобщение по разделу «Природа | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовить сообщения. Работать с плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
22 | Родной край – часть родной страны (12) | Наш край | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану. Оценивать свои достижения на уроке. | Наблюдение наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знание название родного города. Умение показывать | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;-чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека родного края - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию , представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение. |
23 | Поверхность нашего края | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение показывать | Знание особенностей | ||
24 | Водоемы нашего края | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятий в городе (селе). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | Знание водоемов родного края (названия, краткая характеристика) | ||
25 | Наши подземные богатства | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение использовать | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | ||
26 | Земля-кормилица | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение определять | Знание о понятие «почва», состав воды и почв. | ||
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, | Знание основных правил поведения в окружающей среде. | ||
28 | Жизнь луга. Луг – при- | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество региона по данному в учебнике плану. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку “Как вести себя на лугу”. Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, | Знание основных правил поведения в окружающей среде. | ||
29 | Жизнь | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, | Знание основных правил поведения в окружающей среде. | ||
30 | Растениеводство | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона). Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение выполнять правила ухода за культурными растениями | Знание отрасли растениеводства в родном крае. Роли растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | ||
31 | Незаметные защитники урожая | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Знание Роли животных в жизни людей, бережное отношение к животным | ||
32 | Животноводство | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение ухаживать за домашними животными Понимание роли животных | Знание отрасли животноводства в родном крае. | ||
33 | Обобщение по разделу «Родной | 1 | Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | Правила поведения в природе Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе | Знание родного города: название, основные достопримечательности. | ||
34 | Страницы всемирной истории | Начало истории человечества | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать, что человек – часть Способы познания окружающего мира | Знание, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение -осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -сравнивать исторические события , делать обобщения Коммуникативные: одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры; -осознанное положительное отношение к культурным ценностям Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию , представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. -сравнивать исторические и литературные источники - собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение. |
35 | Мир древности: далекий | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать, что человек – часть Способы познания окружающего мира | Знание , что изучает наука «история». Использовать ленту времени | ||
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать, что человек – часть Способы познания окружающего мира | Знание , что изучает наука «история». Использовать ленту времени | ||
37 | Новое время: встреча | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Запомнить Выдающихся людей разных эпох | Уметь работать с географической картой. Знание выдающихся людей | ||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить на “ленте времени” начало Новейшее времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Характеризовать изменения в политическом устройстве мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Запомнить Выдающихся людей разных эпох | Уметь работать с географической картой. Знание выдающихся людей |
| |
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | 1 | Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | Запомнить Выдающихся людей разных эпох | Уметь работать с географической картой. Знание выдающихся людей | ||
40 | Страницы истории | Жизнь древних славян | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Знание названия нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. | |
41 | Во времена Древней Руси | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Прослеживать по карте Древней Руси путь из “варяг в греки” и расширение территории государства в IX-XI веках. Характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси. Отмечать по “ленте времени” дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Знание названия нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. | ||
42 | Страна | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке. Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Знание названия нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится описывать отдельные (изученные события из истории | Знать музеи России. | |||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрации в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского. Работать с терминологическим словариком. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать | Знание истории Древней Руси, выдающихся людей, патриотов |
| |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать | Знание истории Древней Руси, выдающихся людей, патриотов |
| |
46 | Куликовская | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на “ленте времени” дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Осознавать роль Куликовской битвы в истории России. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать | Знание истории Древней Руси, выдающихся людей, патриотов |
| |
47 | Иван Третий | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Отмечать на “ленте времени” даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится показывать | Знание истории Древней Руси, выдающихся людей, патриотов |
| |
48 | Мастера печатных дел | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Работать с терминологическим словариком. Развивать воображение, “обучая грамоте” учеников XVII века. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится использовать познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Знание историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Выдающихся людей эпохи |
| |
49 | Патриоты | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на “ленте времени” год освобождения Москвы. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Работать с терминологическим словариком. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения. Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Научится использовать познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Знание историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Выдающихся людей эпохи |
| |
50 | Петр Великий | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на “ленте времени” год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Высказывать свое отношение к личности Петра Великого. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Запомнить выдающихся
| Знание историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Умение использовать познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | ||
51 | Михаил | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на “ленте времени” дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им.М.В.Ломоносова. Высказывать свое отношение к личности М.В.Ломоносова. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Запомнить выдающихся | Знать историю развития образования на Руси | ||
52 | Екатерина | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стал называться Великая. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Сравнивать положение разных слоев российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории государства. Рассказывать по учебнику о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в XVIII веке. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Запомнить выдающихся людей разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | ||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Уметь работать с исторической картой | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. | ||
54 | Страницы истории | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами “Декабристы”, “Освобождение крестьян”, “Петербург и Москва” изучать текст учебника, выполнять задания из Рабочей тетради, готовить сообщения и презентовать их на уроке. Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Уметь показывать | Знать историю России XIX века. | ||
55 | Россия вступает в XX век | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Отмечать на “ленте времени” начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Уметь использовать | Знать отдельные яркие | ||
56 | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. Прослушивать в записях песни 1930-х годов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. | ||
57 | Великая война и Великая Победа | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их. Прослушивать в записи песню “Вставай, страна огромная” и другие песни времен войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы. Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу. Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе. Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году. Готовить праздник ко Дню Победы. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Запомнить Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого | ||
58 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Уметь описывать | Познавательный интерес к Выдающимся людям разных эпох. Государственные праздники | ||
59 | История | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Познавательный интерес к Охране памятников истории | ||
60 | Современная Россия | Основной | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Знание государственные праздники, Основной | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на из выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию , представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение. |
61 | «Дети имеют право на особую заботу | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Знание государственные праздники, Основной | ||
62 | Мы – граждане России | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Знание основного закона России и права человека, название нашей | ||
63 | Славные символы России | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать гимн России от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение описывать историю создания гимна, | Знание государственной символики России. | ||
64 | Такие разные праздники | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение описывать | Знание государственных праздников. | ||
65-67 | Путешествие по России | 3 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Знание городов России, правил работы с географической картой. | ||
68 | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Знание городов России, правил работы с географической картой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"
Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...