Рабочая учебная программа по русскому языку в 3 классе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Русский язык" 3 класс, с характеристикой КИМов, с описанием НРК. Поурочное тематическое планирование на весь год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка, русский язык 3класс | 39.93 КБ |
тематическое планирование русский язык 3 класс | 66.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе нормативно – правовых документов (представлены выше) и авторской программы учебно-методического комплекса «Школа России» авторы: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Дементьева МН. Стефаненко Н.А. , утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Цели программы —ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи: - изучать язык как культурно-исторический процесс; развивать все виды речевой деятельности школьников; развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа; формировать универсальные учебные, развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения; формировать языковое мышление детей; изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему; формировать сознательное отношение к языку как к ценности.
Общая характеристика курса.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программой отводится на изучение русского языка по 5 уроков в неделю, что составляет 175 часов в учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета:
Наша речь(2ч) Речь, её назначение. Речь- отражение культуры человека.
Текст (2ч) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Предложение(12ч) Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением.
Слово в языке и речи (19ч). Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.
Состав слова (16ч) Сложные слова. Формы слова. Основа слова.
Правописание частей слова (29) Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок и предлогов.
Части речи (76 ч) Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных. Падеж имён существительных. Имя прилагательное как часть речи .Род имён прилагательных. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение по падежам имен прилагательных. Местоимение (личное) как часть речи. Изменение по родам личных местоимений .Неопределённая форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов.
Повторение (19 ч) Контрольные и проверочные работы. Проекты.
Материально-техническое обеспечение курса предмета:
Мультимедиапроектор.
Переносной экран.
Презентации уроков.
Приложение к учебнику на электронном носителе.
Дидактическое и методическое обеспечение курса предмета «Русский язык» 3 класс
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова. Москва «Просвещение» 2011 г.
- Учебник «Русский язык»- 2ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Просвещение» 2013.
- Рабочая тетрадь -2ч. . В.П. Канакина. «Просвещение» 2013.
- Поурочные разработки по русскому языку О.И.Дмитриева . Москва «ВАКО» 2013.
- Словарные диктанты С.Ю.Кремнева. Москва «Экзамен» 2012.
- Контрольно – измерительные материалы. В.В. Никифорова Москва «ВАКО» 2013.
- Тесты по русскому языку -2ч. Е.М. Тихомирова. Москва «Экзамен» 2013г.
- Мои достижения. Итоговые комплексные работы.О.Б.Логинова . «Просвещение» 2013.
Характеристика контрольно- измерительного материала:
Контрольных диктантов-10 ; Обучающих изложений – 13; Обучающих сочинений – 7; Словарных диктантов -4; Проектов -5;
Форма | Кол-во | Тема | Цель проведения | Дата | |
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть | Контрольный диктант Обучающее изложение Словарный диктант Проект Контрольный диктант Обучающее изложение Обучающее сочинение Словарный диктант Проект Контрольный диктант Обучающее изложение Обучающее сочинение Словарный диктант Проект Контрольный диктант Обучающее изложение Обучающее сочинение Словарный диктант | 3 3 1 1 2 3 2 1 1 3 3 3 1 3 2 4 2 1 | 1.Контрольный диктант по теме «Предложение»( урок №16) 2.Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» (урок № 35) 3.Контрольный диктант по теме «Состав слова» (урок № 47) 1.Обучающее изложение. Развитие речи. Составление предложений по рисунку.(урок № 9) 2.Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.(урок № 23) 3.Обучающее изложение. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам. .(урок № 33) Обобщение знаний о составе слова. (урок № 46) Проект « Рассказ о слове». (урок № 34) 1.Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» (урок № 67) 2.Контрольный диктант по теме « Правописание частей слова» (урок № 79) 1.Обучающее изложение. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением однокоренных слов. (урок № 50) 2.Обучающее изложение. (урок № 60) 3.Обучающее изложение. Изложение повествовательного деформированного текста.( урок № 78) 1.Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» (урок № 49) 2.Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» (урок № 66) Имя существительное и его роль в речи. (урок № 82) Проект « Семья слов» (урок № 51) 1.Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (урок № 96) 2.Контрольный диктант по теме «Имя существительное .Правописание окончаний.» (урок № 111) 3.Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» (урок №129) 1.Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. ( урок № 86) 2.Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по серии картинок.(урок№ 95) 3.Обучающее изложение. Развитие речи. Работа с текстом.(урок № 107) 1.Сочинение по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» (урок№ 100) 2.Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». (урок№ 110) 3. Сочинение – отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» (урок № 127) Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» (урок № 130) 1.Проект «Тайна имени» (урок № 88) 2.Проект «Зимняя страничка» (урок № 112) 3.Проект «Имена прилагательные в загадках» (урок № 130) 1.Контрольный диктант по теме « Глагол» (урок № 156) 2.Итоговый контрольный диктант. (урок № 168) 1.Обучающее изложение. Развитие речи. Составление письма.( урок № 135) 2.Обучающее изложение. Развитие речи. Выборочное подробное изложение.( урок № 147) 3.Обучающее изложение. Развитие речи.(урок № 160) 4.Обучающее изложение. Развитие речи.(урок № 171) 1-2.Сочинение на тему « Почему я жду летних каникул» (урок № 173-174) Текст.(урок № 172) | Проверка умения оформлять предложения, писать слова без пропуска букв. Проверка умения написания слов с изученными орфограммами. Научатся находить в тексте орфограммы и правильно писать с ними слова; разбирать слова по составу. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Научатся передавать содержание текста по вопросам. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Проверка умения написания словарных слов. Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Проверка умения написания слов с изученными орфограммами. Проверка умения написания слов с изученными орфограммами. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Научатся передавать содержание текста по самостоятельно составленному плану. Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста. Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста. Проверка умения написания словарных слов. Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Проверить знания по теме «Имя существительное» Проверка умения написания слов с изученными орфограммами. Проверка умения написания слов с изученными орфограммами. Научатся передавать содержание текста по самостоятельно составленному плану. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста. Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста. Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста. Проверка умения написания словарных слов. Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Проверка умения написания слов с изученными орфограммами Проверка умения написания слов с изученными орфограммами. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Научатся передавать содержание текста по самостоятельно составленному плану. Научатся передавать содержание текста; точно употреблять глаголы. Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста. Проверка умения написания словарных слов. |
Количество часов, отводимое на реализацию НРК по данному предмету, составляет 18 часов. Для реализации НРК на уроках русского языка используется материал, имеющий краеведческое содержание: рабочая тетрадь «Русский язык» автор М.В.Стрекалова.
№ п/п | Дата | № урока | Раздел | Тема урока | Региональное содержание изучаемого вопроса | Кол-во времени | Форма проведения |
1 | №4 | Текст. Предложение. | Текст. Типы текстов. | стр.23упр. 1(а) | 5мин. | Фронтальная | |
2 | № 13 | Текст. Предложение. | Простое и сложное предложения. | стр.105 упр.1 | 5-7 мин | Групповая | |
3 | № 25 | Слово в языке и речи. | Имя существительное | стр.19 упр.2 | 5-7мин | Индивидуальн. | |
4 | № 27 | Слово в языке и речи. | Глагол. | стр.61 упр.3(а) | 7мин. | Фронтальная | |
5 | № 37 | Состав слова | Корень слова | стр.11 упр. 7 | 10 мин. | Групповая | |
6 | № 38 | Состав слова | Сложные слова | стр. 13 упр.1 | 5мин. | Индивидуальн. | |
7 | № 46 | Состав слова | Обобщение знаний о составе слова | стр. 7 упр.1 | 7мин. | Фронтальная | |
8 | № 63 | Правописание частей слова | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | стр.3. упр. 1 | 3мин | Индивидуальн. | |
9 | № 85 | Имя существительное | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | стр.22упр. 6 | 7-8мин. | Групповая | |
10 | № 92 | Имя существительное | Род имён существительных | стр. 19 упр.2 | 5-6мин. | Индивидуальн. | |
11 | № 97 | Имя существительное | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | стр.24 упр.2 | 7мин | Фронтальная | |
12 | № 109 | Имя существительное | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. | стр.29 упр.1 | 10мин | Фронтальная | |
13 | № 120 | Имя прилагательное | Род имён прилагательных. Изменение по родам. | стр.35 упр.1 | 5-6мин | Фронтальная | |
14 | № 126 | Имя прилагательное | Обобщение знаний об имени прилагательном | стр. 38 упр.3(а) | 10-12 | Групповая | |
15 | № 140 | Глагол | Неопределённая форма глагола | стр. 56 упр.1 | 4-5мин. | Индивидуальн. | |
16 | № 142 | Глагол | Число глаголов. | стр.66 упр.2 | 7мин | Фронтальная | |
17 | № 163 | Повторение | Правописание окончаний имён прилагательных | стр.37 упр.2 | 5мин | Групповая | |
18 | № 173 | Повторение | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | Личные впечатления | 7мин | Фронтальная |
Формы организации учебного процесса: фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 175 часов (5 часов в неделю)
дата | № урока, тема урока, содержание курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ЦОР нрк |
Язык и речь (2ч) | |||||
1.Наша речь. Виды речи. Виды речи. Речь, её назначение. Речь- отражение культуры человека. | 1 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. | Учащиеся научатся различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке. | ||
2. Наш язык. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе. | 1 | Учащиеся научатся различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке. | |||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | |||||
3-4. Текст. Типы текстов. (повторение и углубление представлений о тексте) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). *Слова с непроверяемым написанием: орех. | 2 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тин текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение | Учащиеся научатся различать текст и предложения; Отличать предложения от группы слов. Выделять части текста. Различать типы текстов. Классифицировать предложения по цели высказывания. Обосновывать выбор знаков препинания в конце предложений. Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания. Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания. | нрк. | |
5. Предложение. Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге. Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. | 1 | ||||
6.Виды предложений по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные Знаки препинания в конце предложений. | 1 | ||||
7. Виды предложений по интонации. (восклицательные и невосклицательные) *Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. | 1 | ||||
8. Предложения с обращением (общее представление) | 1 | ||||
9. Обучающее изложение. Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | 1 | ||||
10-11. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложение. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). *Слова с непроверяемым написанием: восток | 2 | ||||
12-13. Простое и сложное предложения (общее представление) Запятая внутри сложного предложения. | 2 | нрк. | |||
14-15. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слова с непроверяемым написанием: пшеница. | 2 | ||||
16. Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | ||||
Слово в языке и речи (19 ч) | |||||
17-18. Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. (повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении | 2 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. | Учащиеся научатся распознавать многозначные слова. Распознавать слова в прямом и переносном значении. Работать со словарями. Находить в тексте фразеологизмы. Распознавать изученные части речи. Находить однокоренные слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Выделять в словах корень. Распознавать синонимы , антонимы и омонимы. Различать слово и словосочетание. Научатся распознавать изученные части речи. Находить числительные. Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Научатся писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Научатся находить в тексте орфограммы и правильно писать с ними слова. | ||
19. Синонимы, антонимы. | 1 | ||||
20. Омонимы . Использование омонимов в речи. *Слова с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов. | 1 | ||||
21. Слово и словосочетание. | 1 | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и ог- мечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста поданным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации | |||
22. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. *Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения. | 1 | ||||
23. Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | ||||
24. Части речи. | 1 | ||||
25. Имя существительное. Обобщение и углубление представлений об имени существительном и его признаках. | 1 | нрк. | |||
26. Имя прилагательное. Обобщение и углубление представлений об имени прилагательном и его признаках. | 1 | ||||
27. Глагол. Обобщение и углубление представлений о глаголе и его признаках. | 1 | нрк. | |||
28. Имя числительное. (общее представление) *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. | 1 | ||||
29. Однокоренные слова . Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. *Слова с непроверяемым написанием: картофель. | 1 | ||||
30-31. Звуки и буквы. Гласные, согласные. (обобщение и углубление представлений) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 | ||||
32. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. | 1 | ||||
33. Обучающее изложение. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | 1 | ||||
34. Проект «Рассказ о слове». Обобщение изученного. | 1 | ||||
35. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | ||||
Состав слова ( 16 ч) | |||||
36-37. Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. | 2 | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | Учащиеся научатся распознавать однокоренные слова. Группировать однокоренные слова. Различать однокоренные слова и синонимы. Работать со словарём однокоренных слов. Выделять все части слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Научатся находить в тексте орфограммы и правильно писать их. Научатся писать сочинение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. | нрк. | |
38. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание сложных слов | 1 | нрк. | |||
39-40. Окончание. Формы слова *Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. 41-42. Приставка. Значение приставок. Значение этой значимой части в слове. | 2 2 | ||||
43-44. Суффикс. Значение суффиксов. Значение этой значимой части в слове. | 2 | ||||
45. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. | 1 | ||||
46. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе .Словарный диктант | 1 | нрк. | |||
47. Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | ||||
48. Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | 1 | ||||
49. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | ||||
50. Обучающее изложение. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. | 1 | ||||
51. Проект «Семья слов». | 1 | ||||
Правописание частей слова ( 29 ч) | |||||
52.В каких значимых частях слова есть орфограммы? Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. * Слова с непроверяемым написанием: четверг | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление. | Учащиеся научатся находить в словах орфограммы. Подбирать проверочные слова. Объяснять написание слов с орфограммами. Группировать слова по типу орфограмм. Научатся писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Научатся писать сочинение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Работать с орфографическим словарём. Оценивать результаты выполненного задания. | ||
53-55. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. *Слова с непроверяемым написанием: север, берег. | 3 | ||||
56-59. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными в корне. *Слова с непроверяемым написанием: пороша. | 4 | ||||
60. Обучающее изложение. | 1 | ||||
61-63. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. *Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. | 3 | нрк. | |||
64-65. Правописание слов с удвоенными согласными. *Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. | 2 | ||||
66. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | ||||
67. Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | ||||
68-71 . Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 4 | ||||
72-73. Правописание приставок и предлогов. *Слова с непроверяемым написанием: желать. | 2 | ||||
74. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) | 1 | ||||
75-77. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 3 | ||||
78. Обучающее изложение. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||||
79. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | ||||
80. Работа над ошибками. Составление объявления. | 1 | ||||
Части речи (76 ч) | |||||
81. Части речи. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). | 1 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи | Научатся распознавать различные части речи. | ||
Имя существительное (31 ч) | |||||
82-83. Имя существительное и его роль в речи.Словарный диктант | 2 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять средд1 имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. | Учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи. Различать одушевленные и неодушевлённые имена существительные. Различать собственные и нарицательные имена существительные. Собирать и отбирать нужную информацию по предмету. Определять род имен существительных. Определять число имен существительных. Определять падеж имен существительных. Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Научатся писать сочинение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Научатся писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Правильно писать существительные с шипящими на конце. Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. | ||
84-85. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 2 | нрк. | |||
86. Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||||
87. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды. | 1 | ||||
88. Проект «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. | 1 | ||||
89-90. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). | 2 | ||||
91-92. Род имён существительных. Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать. | 2 | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по надежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | нрк. | ||
93-94. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). | 2 | ||||
95. Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. | 1 | ||||
96. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | ||||
97. Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | 1 | нрк. | |||
98-99. Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | 2 | ||||
100. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царсвич и лягушка-квакушка». | 1 | ||||
101. Именительный падеж. | 1 | ||||
102. Родительный падеж. | 1 | ||||
103. Дательный падеж. | 1 | ||||
104. Винительный падеж. | 1 | ||||
105.Творительный падеж. | 1 | ||||
106.Предложный падеж. | 1 1 | ||||
107. Обучающее изложение. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | |||||
108-109. Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | нрк. | |||
110. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.» Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | ||||
111. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
112 . Работа над ошибками. Проект «3имняя страничка». | 1 | ||||
Имя прилагательное (18 ч) | |||||
113-114. значение и употребление имён прилагательных в речи. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 2 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый) Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый). Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Учащиеся научатся распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи. Выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения. Распознавать сложные имена прилагательные и записывать их. Определять род имён прилагательных. Определять число имён прилагательных. Изменять по числам имена прилагательные. Изменять в единственном числе по падежам. Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Оценивать результаты выполненного задания. | ||
115. Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного. | 1 | ||||
116. Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. | 1 | ||||
117.Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна- лебедь» Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | ||||
118-120. Род имён прилагательных. Изменение по родам. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | 3 | нрк. | |||
121-122.Число имён прилагательных . Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 2 | ||||
123-124. Изменение имён прилагательных по падежам. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | 2 | ||||
125-126. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 2 | нрк. | |||
127. Сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с пёрсиками». | 1 | ||||
128. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | ||||
129. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||
130. Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках». Словарный диктант. | 1 | ||||
Местоимение (5ч) | |||||
131. Личные местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-голица. Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | Учащиеся научатся распознавать личные местоимения среди слов других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число. Определять у местоимений 3-го лица единственного числа род. Употреблять местоимения в тексте. | ||
132. Изменение личных местоимений по родам. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. | 1 | ||||
133-134. Местоимение. Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. | 2 | ||||
135. Обучающее изложение. Развитие речи. Составление письма. | 1 | ||||
Глагол (21 ч) | |||||
136-138. Значение и употребление глагола в речи. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. *Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать). | 3 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Учащиеся научатся распознавать глагол среди слов других частей речи. Узнавать неопределённую форму глагола. Определять число глагола. Определять время глагола. Определять в прошедшем времени род глагола. Научатся писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать Правильно писать глаголы с частицей не. Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. | ||
139-140. Неопределенная форма глагола. Начальная (неопределенная) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? | 2 | нрк. | |||
141-142. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 2 | нрк. | |||
143-146. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. | 4 | ||||
147. Обучающее изложение. Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | ||||
148-149. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). | 2 | ||||
150-151. Правописание частицы НЕ с глаголами | 2 | ||||
152-155. Обобщение знаний по данной теме. | 4 | ||||
156. Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | ||||
Повторение (19 ч) | |||||
157-159. Работа над ошибками. Части речи. | 3 | . Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания. | Научатся распознавать части речи; характеризовать их. Научатся писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Научатся устанавливать связи между изученными темами. | ||
160. Обучающее изложение. | 1 | ||||
161. Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | ||||
162- 163. Правописание окончаний имён прилагательных. | 2 | нрк. | |||
164-165. Правописание приставок и предлогов. | 2 | ||||
166-167. Правописание безударных гласных. | 2 | ||||
168.Итоговый контрольный диктант. | 1 | ||||
169. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||||
170. Правописание значимых частей слов. | 1 | ||||
171. Обучающее изложение. | 1 | ||||
172. Текст. Словарный диктант. | 1 | ||||
173-174. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 2 | нрк. | |||
175. КВН «Знатоки русского языка» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса
данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...
Рабочая учебная программа курса «Русский язык»
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина....
Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование.Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"...
Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс " Школа России"
Дана полная пояснительная записка к предмету, тематическое планирование с УУД и планируемые результаты....
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год...
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Программа по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...