«Ранимая тундра»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Разработка данного урока может использоваться не только к УМК «Гармония», но и к другим  учебно-методическим комплектам, также может быть использована презентация (слайды) к уроку, и карточки (индивидуальные и групповые)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_urok.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им. А.С. Пушкина

                       станицы  Каневской Каневского района Краснодарского края

«Ранимая тундра»

(Окружающий мир

4 класс

УМК «Гармония))

Составила

                                                      учитель начальных классов

                       Кулик Т.В.

2012 г.

Ранимая тундра

Цель:познакомить учащихся с новой природной зоной тундры.

Задачи:

– сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и

животных, занятиях людей в тундре;

   – рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

   – продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

   – воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии

растительного и животного мира тундры.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.

– Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?

(Движение льдов, северное сияние.)

– Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

– Что такое полярный день? Полярная ночь?

– Какие животные обитают в Арктике?

– Как они приспособились к суровым условиям?

– Какие животные занесены в Красную книгу?

– Чем занимается коренное население Арктики?

– Что изучают полярники?

2. Графический диктант.

Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно,

то знак «–».

1) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2) Территория Арктики не имеет коренного населения.

3) В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4) В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.

5) В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.

6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Ответы: –; –; +; –; +; +; –.

Взаимопроверка (Дети проверяют друг у друга)

(Слайды 1, 2).

III. Сообщение темы урока.

– Решите кроссворд, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему

сегодняшнего урока. (На доске)

Вопросы:

1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика.)

2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)

3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля.)

4. Арктика – царство снега и … (льда).

5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)

6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. (Палтус.)

Ключевое слово: тундра.(Слайды 3, 4)

IV. Изучение нового материала.

1. Природные условия зоны тундры.

– Найдите и покажите на карте географическое положение тундры.

(Слайд 5)

– Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. (Слайд 6)

Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.

К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.

(Слайды 7,  8)

Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами.

Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.

Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длиннаяморозная зима, глубокие снега.

Работа с учебником.

 Прочитайте статью «Каковы природные условия зоны тундры» на с. 117 учебника.(Слайд 9)

Учащиеся составляют таблицу сравнения климатических условий в Арктике и тундре.

Природная

зона

Температура  воздуха

Осадки

Природные
явления

зима

лето

зима

лето

Арктика

–60С

+4С

**

**

Полярное сияние

Тундра

–40С

+10С

**

Полярное сияние

(Слайд 10)

– Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике?

2. Что растет в тундре.

– Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе с языка местных жителей Кольского полуострова означает «безлесный»? (Растительность скудная, нет высоких деревьев, нет лесов.)

Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.

К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, голубика, брусника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм для оленей.

Вывод. В тундре растут низкорослые растения с мелкими листочками, покрытыми густыми волосками.

Работа по учебнику стр. 118 – 120.

Делают вывод:

В почве глубже метра находится слой многолетней мерзлоты. Поэтому корни растений располагаются в поверхностном слое почвы, не глубже 30 сантиметров.

(Слайды 11,12,13,14)

3. Какие животные обитают в тундре.

Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек, слепней. Они тучами носятся в воздухе. Насекомые лезут в рот, нос, глаза. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарников – специальных сеток, надеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек. (Слайд 15)

Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в морозы найти пищу. Это белые совы и белые куропатки. (Слайд 16)

Много в тундре леммингов – небольших зверьков, за ними охотятся песцы и полярные совы. (Слайд 17)

– Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.

           (Слайд 18, 19)

Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год пасется в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь.(Слайд 20)

Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. К зиме олени начинают перекочевывать в более южные районы, туда, где пастбища богаче травой и ягелем. За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. Летом олени откочевывают на север, к морскому побережью, где меньше гнуса – мелких летающих насекомых. За ними следуют и другие животные.

Работа с учебником.

– Прочитайте статью «Какие животные обитают в тундре» на с. 121–123 учебника.

                                                      Физкультминутка.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых животных тундры.

песец

Песец, или полярная лисица, – характерный обитатель тундры, отличается от всех остальных лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты шерстью. Последнее облегчает полярной лисице ходьбу по гладкому льду и насту.

Густой пушистый мех песца окрашен зимой в белый цвет, что делает зверька малозаметным на общем фоне заснеженной тундры. Летом белая окраска меха меняется на темно-серую или бурую. В нору, вырытую собственными силами, песец прячется только перед непогодой или когда не чувствует себя в безопасности. Обычно же песец отдыхает просто-напросто под какой-либо кочкой или кустарником. В пище песец неразборчив и ест животных, которые попадаются в тундре: пеструшек, белых куропаток, гусей, уток и др. Кроме того, питается падалью крупных животных. У морских побережий песцы лакомятся рыбой, моллюсками, крабами, морскими ежами. Песцы часто ведут друг с другом кровавые ссоры.(Слайд 20, 21)

северный олень

Северный олень в диком состоянии встречается в России только в тундре на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова включительно.

Олень – самый крупный зверь тундры. Длина его от головы до хвоста около 1,5 м, высота в загривке около метра.

Голова у северного оленя, не только у самца, но и у самки, вооружена длинными ветвистыми рогами, служащими для защиты при нападении волков. Шерсть покрывает все тело северного оленя, даже его морду и ноги между копытами. Шерсть очень густа и позволяет оленю вместе с жировым подкожным покровом переносить самые сильные морозы.

Зимой шерсть серовато-белого цвета, длина ее около 6 см. С наступлением весны зимняя шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень широкие и раздвоенные, как у коровы, копыта обладают способностью еще более раздвигаться и позволяют оленю почти не проваливаться при  ходьбе по рыхлому снегу зимой и топким болотам летом. Передвигаясь по местности быстрым шагом или рысью, олень обнаруживает изумительную выносливость и способность преодолевать большие расстояния.

У северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500 м и легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Зрение и слух у оленя отличаются значительной остротой, что позволяет ему защищаться от врагов.

(Слайд 22) .Северный олень – очень полезное домашнее животное в тундре. Она дает жителям все необходимое: мясо, одежду, обувь, рукавицы, шапки, которые шьют из оленьей кожи и меха. Из шкур оленя вырабатывают замшу, из шкурок молодняка выделывают мех-пыжик. На оленях ездят верхом, их запрягают в легкие сани-нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и летом.

Олени питаются ягелем (лишайником) и другими растениями. Они круглый год находятся на подножном корму – пасутся в тундре, переходя с одного ягельного пастбища на другое и добывая ягель из-под снега. С оленями кочуют пастухи, семьи которых живут теперь в поселках.

В начале лета, когда болота в тундре оттают, в воздухе появляются тучи комаров и оводов. Насекомые облепляют веки оленей, набиваются им в ноздри. Олени очень страдают от бесконечных укусов, поэтому пастухи весной заранее перекочевывают со своими стадами к берегам Северного Ледовитого океана. Там сильные холодные ветры отгоняют комаров и оводов. На севере тундры олени пасутся все лето.

4. Чем занимаются люди в тундре.

В тундре издавна живут ненцы, чукчи и другие народы. Дети охотников и животноводов учатся в школах-интернатах.(Слайд 23)

– Занятия населения зависят от особенностей природных условий тундры. Огромные пространства, покрытые лишайником, травами и низкорослыми кустарниками, служат хорошими пастбищами для оленей. Потому главное занятие населения – оленеводство. Пастухи-оленеводы остаются на одном месте до тех пор, пока вблизи имеется корм для животных. Когда олени съедают весь корм, их перегоняют на другое место, где его больше.

Олень приносит человеку большую пользу. Зимой и летом люди ездят на оленях, используют в пищу их жирное молоко и вкусное мясо. Из оленьих шкур изготовляют теплую одежду и обувь.

Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством.

(Слайд 24).

С развитием промышленности в тундре возникли города Мурманск, Норильск,  рабочие поселки. Самый большой и красивый город – Норильск. Несмотря на то что город построен на многолетней мерзлоте, он с каждым годом растет и хорошеет. Ежегодно здесь появляются новые высокие дома. (Слайд 25)

В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых. Теперь здесь добывают в глубоких шахтах каменный уголь, в карьерах – руду. На заводах выплавляют металл.(Слайд 26).

На берегах рек и морей построены порты, куда заходят океанские корабли. Они привозят продукты питания, одежду и обувь для населения, а для заводов и рудников – машины и оборудование.

По снежным просторам тундры мчатся аэросани, легко обгоняющие оленьи и собачьи упряжки. Все дальние поселки соединены авиалиниями.

Раньше считали, что в тундре нельзя выращивать культурные растения. Но ученые вывели скороспелые сорта овощей, богатые витаминами, которые могут расти и созревать в тундре.

– Поговорим об  экологии в тундре. (Слайд 27)

Каковы же экологические проблемы тундры?

     – Решим экологическую задачу. (Слайд 28)

– На карте существует заповедник в зоне тундры. Как он называется? (Таймырский заповедник.)

– Ученые Таймырского заповедника разводят редких животных – овцебыков. Сейчас эти животные занесены в Красную книгу.

(Слайды 29,30,31,32)

V. Рефлексия.

– Что вам показалось самым интересным?

– А какое задание было сложным для вас?

VI. Закрепление изученного материала.

1. Восстановите цепи питания:(Слайд 33)

а) ягель  …  волки;

б) растения тундры  …  белая сова;

в) …  …  песец.

2. Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».

Работа в парах.Учащиеся с помощью стрелок показывают, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.(Слайд 34)

Арктика

песец

лемминг

белый медведь

тупик

белая сова

белая куропатка

гагара

брусника

голубика

морошка

полярный мак

лишайник

морж

тюлень

волк

карликовая береза

Тундра

 3. –Кто не живёт в тундре?(Тушканчик)  (Слайд 35)

– Что не растёт в тундре?  ( Дуб)  (Слайд 36)

VII. Итог урока.

– Где расположена тундра?

– Почему лето в тундре прохладное?

– Что такое вечная мерзлота?

– Как растения приспособились к суровым условиям?

– Каковы занятия коренных жителей тундры?

VIII.  Домашнее задание: карточка с творческим заданием,

учебник (с. 117–126).

Приложение 1

1.Сравните климатические условия в Арктике и тундре.

Природная

зона

Температура  воздуха

Осадки

Природные
явления

зима

лето

зима

лето

Арктика

Тундра

1.Сравните климатические условия в Арктике и тундре.

Природная

зона

Температура  воздуха

Осадки

Природные
явления

зима

лето

зима

лето

Арктика

Тундра

1.Сравните климатические условия в Арктике и тундре.

Природная

зона

Температура  воздуха

Осадки

Природные
явления

зима

лето

зима

лето

Арктика

Тундра

1.Сравните климатические условия в Арктике и тундре.

Природная

зона

Температура  воздуха

Осадки

Природные
явления

зима

лето

зима

лето

Арктика

Тундра

1.Сравните климатические условия в Арктике и тундре.

Природная

зона

Температура  воздуха

Осадки

Природные
явления

зима

лето

зима

лето

Арктика

Тундра

Приложение 2

 2. Показать стрелками, в какой природной зоне можно встретить

каждое растениеи животное.

Арктика

       песец

лемминг

белый медведь

тупик

белая сова

белая куропатка

кайра

брусника

голубика

морошка

полярный мак

лишайник

морж

тюлень

волк

камнеломка

Тундра

2. Показать стрелками, в какой природной зоне можно встретить

     каждое растение и животное.

Арктика

       песец

лемминг

белый медведь

тупик

белая сова

белая куропатка

кайра

брусника

голубика

морошка

полярный мак

лишайник

морж

тюлень

волк

камнеломка

Тундра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Ранимая тундра"

Тема: «Ранимая тундра»Цели:1.Сформировать у учащихся понятие «Тундра»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.2.Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы...

"Ранимая тундра" конспект урока с презентацией.

Данный урок расчитан на два часа. В первой части рассказывается о природных особенностях тундры, ее животном и растительном мире, во второй о занятиях населения  тундры, природных ископаемых, нас...

"Ранимая тундра" конспект урока с презентацией.

Урок по окружающему миру для 4 класса по программе "Гармония". Урок остоит из 2 частей. 1 урок "Природа тундры, её животный и растительный мир". 2 урок "Население тундры и её экологические проблеммы"....

Урок по окружающему миру. Ранимая тундра

Представлен конспект и презентация....

Конспект урока по окружающему миру "Эта ранимая тундра"

Разработка урока составлена по программе "Гармония". В разработке используется богатый материал о животном и растительном мире тундры....

конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру с презентацией.  Тема"Ранимая тундра" Автор учебника О.Т. Поглазава4 класс...

Проект "Суровая и ранимая тундра" (конспект урока)

Проект "Суровая и ранимая тундра" (конспект урока)...