Рабочая программа кружка « Духовное краеведение Подмосковья» . 2012-2013
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

  Рабочая программа кружка « Духовное краеведение Подмосковья» . 2012-2013 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №4 г.Химки Московская область

ФГОС. Внеурочная деятельность.

Основы православной культуры

Рабочая программа кружка

« Духовное краеведение Подмосковья» 1 класс

.

Составила учитель начальных классов М.Н.Родкина

                                                                                  (высшая категория)

2012-2013

«Духовное краеведение Подмосковья»       1 класс.

Духовно – нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности.


Пособие для учителя- Учебник А.В.Бородина «Мы и наша культура» .

         
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Цель работы - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Московской области , воспитанию любви к родному краю.
Задачи работы   :Образовательные:
- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
Развивающие: - развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала;
- развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.
Воспитывающие:
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Предполагаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
А) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места микрорайона; название главной площади города; дату основания города; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Химки.
правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.        

Примерная учебная программа рассчитана на 33 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба…
           

 

  

Тематическое планирование

по предмету «Основы православной культуры. Духовное краеведение»       1 класс

33 часа, 1 час в неделю.

№ урока

№ урока по теме

Содержание

Дата проведения

Тема 1 Красота в нашем мире. Красота нашего города Химки.

1

1

Нерукотворная красота природы. Мой родной город Химки.

2

2

Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Сбережём красоту мира.

3

3

Рукотворная красота культуры.  Усадьба Середниково, дом  Ф.Шехтеля. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры.

        Тема 2.Хранилища культуры.

4

1

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

5

2

Государственная Третьяковская галерея. Музеи нашего города. Картинная галерея им. С.Н.Горшина.

6

3

Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Образ города Химки в произведениях писателей, музыкантов  и художников.

7

4

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие»

8

5

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при Храмах и монастырях. Библиотеки нашего города.

Тема 3 . Всегда живое.

9

1

Евангелие. Представление о Евангелие как главной и древнейшей книге в России, о роли Евангелие в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

10

2

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих.

11

3

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «Храм – Дом Божий». Православные Храмы в Химках.

12

4

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан. Держава, аспида.

13

5

Общее представление о внутреннем устройстве православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

14

6

Представление о православном богослужении.

Тема 4. «Наша Родина».

15

1

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её граждан. Химки – наша малая Родина.

16

2.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, ростов, Псков, Ярославль. Понятие о Кремлях- как древнейших оборонительных сооружениях.

17

3

Москва – столица России. Понятие о столице. «Химки - вековые ворота Москвы.»

18

4

Поэты и художники России о Москве. Поэты и художники России о Химках.

19

5

Народ и культура. Культура – как совместное творчество народа.

20

6

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

21

7

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Защитники города Химки.

22

8

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура».

Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

23

9

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля».

24

10

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество.

Тема 5. Спаситель.

25

1

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово». Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

26

2

Христос как спаситель мира. Икона «Всех скорбящих радость».

27

3

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Тема 6. Семья.

28

1

Представление о семейных православных традициях в русской культуре.

29

2

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

30

3

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.

31

4

Обобщение знаний. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец»

32

5.

Экскурсия по историческим местам города Химки. Посещение православного храма.

33

6

Православный праздник «Хоровод цветов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание. Курс "Духовное краеведение Подмосковья"

Полное планирование (по ФГОС) курса внеурочки по программе Л.А.Шевченко для первого класса (пойдёт и на второй), адаптированная на 34 учебных часа с полным развёрнутым планом и использованными материа...

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" (8 класс)

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" (8 класс) составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Рабочая программа по математике, 1 класс, 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по математике, 1 класс, 2012-2013 учебный год, УМК ПНШ ФГОС НОО...

Рабочая программа по технологии, 1 класс, 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по технологии, 1 класс, 2012-2013 учебный год, Цирулик...

Рабочая программа по "Лечебной физической культуре" 2012-2013 год

Уважаемые коллеги!Делюсь своей разработкой программы "Лечебная физкультура" под названьем "Здоровейка". Программа рассчитана на детей с нарушением осанки и плоскостопия....