Рабочая программа по окружающему миру , учебник Поглазовой, 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okr_mir_4_klass_poglazova.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Гармония».
Рабочая учебная программа по предмету «окружающий мир», 4 класс.
1. Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа – «Гармония».
Организация учебно-воспитательного процесса ведется в соответствии с методическими концепциями УМК «Гармония».
1.2. Нормативно-правовая база.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
- Требования СанПИН
- примерные программы начального образования(письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);
- областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 № 02 – 678 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 5 мая 2005 г. №01-571, от 10 мая 2006 г. №02-510, от 29 мая 2007 г. №02-567, от 5 мая 2008 г. №04-387 и 6 мая 2009 г. №01-269).
- письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009г. №103/3404. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях.
- приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997.
- учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год.
- Авторской программы УМК «Гармония»
1.3. Основные цели и задачи предмета.
Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.
Основными целями образовательного процесса, реализующего данный курс, являются следующие: создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; формирование пропедевтической базы для (дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
формирование у них навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В процессе изучения данного предмета школьники добывают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нем.
В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Линиями интеграции содержания выступают следующие концептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружающего мира» (1—2 классы); «изменчивость окружающего мира и ее закономерности; развитие и функционирование живых организмов; изменение быта и культуры наших предков» (3 класс); «взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, важнейшие события истории Отечества» (4 класс). В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей знаний объединяет знания нескольких наук. Так, человек предстает перед учениками и как биологический вид (рассматривается организм человека, функции его органов, гигиена и здоровый образ жизни), и как социальное явление (личность, член семьи, член общества, гражданин, творец, историческая личность), что позволяет заложить основу для освоения в начальной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и создать условия для начала формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений.
В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научным популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и ремами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выпол нению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляе-мая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств пред-метов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания не только преследует цель формирования целостной картины мира, но и выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и эмоционально-образно (органами чувств), и рационально-логически (мышлением). Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребенка имеет в этом случае возможность проживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворенным.
При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и практического знания в процессе активной учебно-познавательной деятельности. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Система заданий сформирована с учетом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учетом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, — что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников. Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучении нового знания или усвоения нового метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итогового контроля). Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др..; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного, ориентировочного, содержательно-операционного, волевого и оценочного компонентов учения.
Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется и умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязи между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».
У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края. Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
1.4. Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.
Одна из основных задач курса окружающего мира в начальной школе – изучение опыта человечества и предков ребенка, который может пригодиться каждому в жизни. Вся программа построена на обобщении такого опыта. Вполне логично, исходя из объема программных требований, включать в изучаемый материал так называемый региональный компонент: ратный и трудовой подвиг народа Челябинской области во время ВОВ ( конкретно членов семей учащихся), ветераны войны и тыла ( рассмотреть не только людей, известных всей стране, но и тех, кто ушел на фронт из родного поселка) и так далее. На НРК в предмете окружающий мир отводится 7 часов, используется сборник Григорьева Е.В. Природа Южного Урала.Челябинск: ЮУКИ, 2001 год.
1.5. Результаты освоения предмета.
№ п/п | Содержательные линии | Обязательный | минимум |
знать | уметь | ||
1. | Ориентирование в пространстве и во времени | Причины смены дня и ночи; сезонов. Изменения длительности дня и ночи; основные и промежуточные стороны горизонта; назначение компаса | Ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам |
2. | Способы изображения предметов и местности | Способы изображения земной поверхности; отличие плана от карты; географической карты от исторической. | определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); читать план и карту; пользоваться масштабом |
3 . | Как изображают Землю | Условные линии глобуса. Названия и расположение на карте полушарий океанов и материков. Земля – одна из 9 планет. Луна – спутник Земли, чем отличается естественный спутник от искусственного; имя первого космонавта | Показывать объекты на карте полушарий |
4 | Путешествие по поверхности и недрам | Названия и расположение 3-4 крупных рек и озёр России, 2-3 равнин, горных систем, морей, омывающих Россию; названия рек и озёр родного края; свойства распространённых полезных ископаемых, их использование, полезные ископаемые родного края | Находить и показывать положение своего края, России, материков и океанов на карте полушарий и глобусе; показывать реки, озёра, равнины, горы, природные зоны, границы государств, города |
5 | Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России | Расположение природных зон на территории России, характерные животные и растения в природных сообществах; взаимосвязи растений и животных в природных сообществах; природную зону и природные сообщества родного края; экологические проблемы; меры по охране природы родного края | Кратко характеризовать природные сообщества и природные зоны, объекты окружающего мира; выявлять признаки приспособляемости живого организма к среде обитания, составлять цепь питания в природных сообществах. |
6 | Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России | название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся; государственную символику России; государственные праздники; исторические памятники культуры и истории России, родного края; | описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; соотносить и определять римские и арабские цифры, век по дате, упорядочивать исторические события во времени. |
7 | Путешествие по океанам и материкам Земли | Особенности природы разных материков, имена великих путешественников. | Выполнять практические работы и опыты, пользоваться таблицами, схемами, моделями; выделять главное в научном тексте |
2. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.
1. Поглазова О.Т.Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.
2.Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру. 4 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.
3. Календарно-тематический план реализации рабочей программы.
Распределение часов по темам.
1. Ориентирование в пространстве и во времени – 7 часов.
1. Способы изображения предметов и местности – 6 часов.
3. Как изображают всю Землю- 8 чвасов.
4. Россия на географической карте – 8 часов.
5. Природные зоны и природные сообщества – 11 часов.
6. Важнейшие события в истории Отечества -22 часа.
7. Материки и океаны Земли – 6 часов.
№ п.п. | Дата | Тема урока | Практическая работа | Н.Р.К. | ЦОР контроль |
1 |
| Раздел 1 Ориентирование в пространстве и во времени. Путешествия- источник знаний .д\з р.т №1; у.(с.5-11) |
|
|
|
2 |
| Как человек научился считать время. д\з р.т №5,7,8,9; у.(с.12-17) | Измерение длины, массы |
|
|
3 |
| Устройство для счёта времени. д\з р.т №12-2,13,14,16; у.(с.18-21) | №12 (Свеча) |
| Тест: «Счет времени» |
4 |
| Историческое время. д\з р.т №19,21; у.(с.22-25) |
|
|
|
5 |
| Ориентирование на местности. д\з ответы на вопросы |
| Местные признаки ориентирования |
|
6 |
| Стороны горизонта. Компас. д\з р.т №3,4,6с.12 изг. компаса; у.(с.28-33) | Опыт «Компас в дом условиях» |
|
|
7 |
| Как пользоваться компасом. д\з р.т №8,9; у.(с.34-35) | Работа с компасом |
| Тест: «Как ориентироваться на местности» |
8 |
| Изображение предметов. Масштаб. д\з р.т №10; у.(с.36-37) |
|
|
|
9 |
| Что такое масштаб. д\з р.т №15,17; у.(с.38-39) | План классной комнаты |
|
|
10 |
| План местности д\з р.т №23с.40-43 |
|
|
|
11 |
| Географические и исторические карты. Условные знаки карт. д\з р.т №24,25,; у.(с.44-51) |
|
|
|
12 |
| Представление о земле древних народов. Модель земли. д\з р.т №28; у.(с.52-54) |
|
|
|
13 |
| Как устроен глобус д\з р.т №27,30; у. с.55-56)
| С.21 №31 |
|
|
14 |
| Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. д\з р.т №132-34; у.(с.56-59) |
|
|
|
15 |
| Форма и движения земли. д\з р.т №; у.(с.60-61) |
|
| Тест «как изображают землю» |
16 |
| Что входит в солнечную систему. д\з р.т №36; у.(с.62-64) |
|
| Авторская презентация |
17 |
| Когда впервые увидели землю из космоса. д\з у.(с.65-67) |
|
| Тест «Что входит в солнечную систему» |
18 |
| Солнце и звёзды. д\з р.т №1 40,41; у.(с.68-70)
|
|
|
|
19 |
| 2 раздел. Путешествие по поверхности и недрам. Россия на географической карте. д\з р.т №1 1,3с 30 ; у.(с.73-75) |
|
|
|
20 |
| Россия на географической карте. д\з р.т №1 8,с 32 ; у.(с.76-77) |
| Челябинская область на карте России |
|
21 |
| Какими бывают горные породы. д\з у.(с.78-80 ) |
|
| Тест «Россия на географической карте» |
22 |
| Чем различаются минералы. д\з у.(с.81-87 ) |
|
|
|
23 |
| Полезные ископаемые и их добыча.р\т№1 !3,14 с.34; у.(с.88 -92 ) |
| Добыча полезных ископаемых | Тест «Чем различаются минералы» |
24 |
| Какие полезные ископаемые используются в строительстве. Из чего делают металлы. р\т№1 18 с.35; у.(с.93 -98) | Гранит. С.37 Таблица |
|
|
25 |
| Где и как используются горючие ископаемые. р\т№1 10,12,21 с.34; у.(с.99 -102 ) |
|
|
|
26 |
| Безграничны ли запасы полезных ископаемых. р\т№1 22 с39; у.(с. 103 -104) |
|
|
|
27 |
| Раздел 3. Путешествие по природным зонам России Природная зона. Суровая Арктика. р\т№1 5 с.44; у.(с.107 -116 )
|
| Природные зоны Челябинской области |
|
28 |
| Ранимая тундра. р\т№1 10,11,13 с.46; у.(с.117-126 ) |
|
|
|
29 |
| Россия- страна лесов. р\т№1 16,18,20 с.48; у.(с.127- 135 ) |
|
|
|
30 |
| Россия- страна лесов. Что дает лес человеку. р\т№1 22,24 с.52; у.(с.136- 138) |
|
|
|
31 |
| Степные просторы. р\т№1 29,30,34 с.55; у.(с.140-147) |
|
|
|
32 |
| Жаркие пустыни. р\т№1 40 с.59; у.(с.148- 156) |
|
|
|
33 |
| Путешествие по природным сообществам. Раздел 4. Горные районы. р\т№2им 1, 2 у.(с5-8) |
| Уральские горы | Тест « Природные зоны России» |
34 |
| Путешествие по природным зонам нашей Родины. р\т№2 5; у.(с. ) |
|
|
|
35 |
| Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли. р\т№2 8,9; у.(с.9-17) |
|
|
|
36 |
| Озеро. Пруд. р\т№2 10,13 с.7; у.(с.18- 25) |
| Озера и пруды вокруг деревни |
|
37 |
| Болото р\т№2 17 с.9; у.(с.26- 29) |
|
|
|
38 |
| Луга. Значение лугов для человека. р\т№2 19 с.10; у.(с.30- 34) |
|
|
|
39 |
| Обобщение по теме:: «Путешествие по природным сообществам». |
|
|
|
40 |
| Путешествие в прошлое России 5 раздел Откуда пошла Русь р\т№2 5,6 с.59; у.(с36-39) |
|
|
|
41 |
| Киевская Русь р\т№2 7,8 с.169; у.(с.40- 45) | Из пластилина сделать макет старинного города |
|
|
42 |
| Крещение Руси р\т№2 11,12 ; у.(с.46- 50) |
|
|
|
43 |
| Монголо- татарское иго р\т№2 14 ; у.(с.51- 57) |
|
|
|
44 |
| Как объединяли и освобождали Русь. р\т№2 15,16 ; у.(с.58- 63) |
|
|
|
45 |
| Иван Грозный. Расширение границ Московского государства. р\т№2 17,21 ; у.(с.64- 66) |
|
|
|
46 |
| Смутное время. Борьба за независимость России. р\т№2 ,21 ; у.(с.67- 71) |
|
|
|
47 |
| Пётр Великий. Российская империя р\т№2 24,25 ; у.(с.72,77) |
|
|
|
48 |
| Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства. р\т№2 26,27 ; у.(с.78-82) |
|
|
|
49 |
| Нашествие Наполеона. р\т№2 28,29 ; у.(с.82-86) |
|
|
|
50 |
| Россия в 20 веке. р\т№2 30,31,32 ; у.(с.86- 88) |
|
|
|
51 |
| Обобщающий урок по теме: «Путешествие в прошлое России. Древняя Русь, Московская Русь, Российская империя» | Лента Времени. |
|
|
52 |
| Октябрьская революция. Конец Российской империи р\т№2 24 ; у.(с.89- 92) |
|
|
|
53 |
| Образование СССР р\т№2 35,36 ; у.(с.92-100) |
|
|
|
54 |
| Как началась Великая Отечественная война р\т№2 37,38 ; у.(с100- 103) |
|
|
|
55 |
| Как была освобождена наша Родина р\т№2 40 ; у.(с.104-110) |
|
|
|
56 |
| Послевоенные годы в Советском Союзе. р\т№2 41,42 ; у.(с.111- 112) |
|
| Тест «Прошлое России» |
57 |
| Начало перестройки. Современная Россия р\т№2 45,46,47 ; у.(с.115-121) |
|
|
|
58 |
| Кем и чем гордится Россия Самоконтроль, у. (122- 1245) |
|
|
|
59 |
| Как люди открывали Землю (с.126 -129) |
|
|
|
60 |
| Евразия р\т№2 2,3,6 ; у.(с.130-132) |
|
|
|
61 |
| Как открывали Африку р\т№2 7 ; у.(с.133-135) |
|
|
|
62 |
| Кто открыл Америку р\т№2 91 ; у.(с.136 -139) |
|
|
|
63 |
| Кто исследовал Австралию р\т№214; у.(с.140 -145) |
|
|
|
64 |
| Как был открыт шестой материк Земли. Антарктида. р\т№217,18; у.(с.146 -151) |
|
|
|
65 |
| Кто и как совершил первые кругосветные путешествия вокруг земли. р\т№2 20 ; у.(с.152 – 155) |
|
|
|
66 |
| Обобщение по теме: «путешествие по океанам и материкам Земли» р\т№2 Задания для самоконтроля |
|
|
|
67 |
| Краеведческая поездка «Что дает наш край стране» р\т№2 с. 60- 61 |
| Поездка в краеведческий музей с. Миасское |
|
68 |
| Контрольная работа по курсу «Окружающий мир» |
|
|
|
4. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
К концу 4 класса учащиеся должны: знать: причины смены дня и ночи, сезонов, изменения длительности дня и ночи; длительность промежутков времени (сутки, неделя, год, век, тысячелетие); основные и промежуточные стороны горизонта; назначение компаса; способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окраска, условные знаки, масштаб); отличие плана от карты, географической карты от исторической; условные линии глобуса (параллели, меридианы, экватор, полюсы); названия и расположение на глобусе и карте полушарий океанов и материков; названия и расположение 3—4 крупных рек и озер России, 2—3 равнин, горных систем, морей, омывающих Россию; названия рек и озер родного края; особенности природы разных материков; имена великих путешественников, открывших или исследовавших материки Земли;
Земля — одна из 9 планет Солнечной системы; Луна — естественный спутник Земли; чем отличается естественный спутник от искусственного; имя первого космонавта Земли; свойства распространенных полезных ископаемых, их использование; полезные ископаемые, добываемые в родном крае; расположение природных зон на территории России, характерные растения и животные природных зон и их приспособляемость к природным условиям; взаимосвязи растений и животных в природных сообществах; природную зону и основные природные сообщества родного края; экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах и сообществах; меры по охране природы своего края;
названия российского государства, его правителей и столиц; важнейшие события в истории России; исторические памятники культуры и истории России, родного края; государственное устройство и символику современной России;
уметь: ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам; читать план и карту, пользоваться масштабом; находить и показывать положение своего края, России, материков и океанов на карте полушарий и глобусе; показывать на карте реки, озера, равнины, горы, природные зоны, границы государств, города, места исторических событий; показывать на глобусе полюсы, экватор, параллели и меридианы;
соотносить и определять римские и арабские цифры, век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;
кратко характеризовать природные сообщества и природные зоны, объекты окружающего мира и исторические события; выявлять признаки приспособленности живых организмов к среде обитания, причинно-следственные связи в неживой и живой природе, составлять цепи питания в природных сообществах; сравнивать и объединять природные объекты по существенным признакам в группы; выявлять экологические проблемы, связанные с жизнедеятельностью людей, предлагать варианты решения проблем и аргументировать свою точку зрения;
выполнять практические работы и опыты, делать выводы по их результатам; проводить фенологические наблюдения и вести дневник наблюдения, пользоваться таблицами, схемами, моделями;
выделять главное ]в научном тексте, систематизировать информацию в виде таблиц и схем; моделировать предметы и явления окружающего мира;
осознать: в окружающем мире все связано со всем; деятельность человека может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающему миру и своего участия в сохранении красоты и гармонии природы;
наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашей страны прошли вместе трудный и важный путь создания своего государства и отстояли его независимость; россияне могут гордился наследием предков, памятниками отечественной истории и культуры России, нашего многонационального государства ; родной край имеет свою богатую историю;
люди всегда стремились открывать новые земли, узнавать об особенностях их природы, о жизни других народов; что российские путешественники внесли большой вклад в открытие новых земель на нашей планете; Россия является пионером в освоении космического пространства.
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету «Окружающий мир» Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания тою или иною явления, процесса;
- неумение сравнивать, объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
«5» («отлично») – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
«4» («хорошо») – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
«2» («плохо») – ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с «открытым ответом» позволяю! проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Учитывая, что область «Человек и окружающий мир» включает знания естественно – научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и общее познанию.
Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Онир включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока ( 25 минут). На одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом – обществоведческого.
Контрольная работа – 1.
Практическая работа – 9
Тест – 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по учебнику Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образовани...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Авторы:А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Система учебников "Перспектива"
Программа содержит цели и задачи, нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа. Представлена общая характеристика учебного предмета, ценностные ориентиры сод...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по учебнику Плешакова
Рабочая программа составлена в соответсвии с ФГОС, содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по окружающему миру О.Поглазова 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру О.Поглазовой 4 класс УМК Гармония с характеристикой деятельности ученика...
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», автора Плешакова А.А.
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», автора Плешакова А.А....