Внеклассное занятие по природоведению "Прогулка в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Тема «Прогулка в лес»
Цели и задачи:
1.Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.
2. Пробудить интерес к лесу и его обитателям.
3. Познакомить с правилами поведения в лесу и правилами. 4.Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.
Игровая ситуация «Узнай дерево».
- отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
-Так о чём мы сегодня будем говорить?
(Ответы детей)
- Правильно о лесе.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
-Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится в лесу? Что вы там видели?
- Скажите, а какие деревья растут у нас в лесу?
- А сейчас я буду загадывать загадки о наших деревьях, а вы отгадывайте. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ни чего сама не шьёт
А в иголках круглый год? (Ель)
Ель знакома всем нам с детства. Без нарядной ёлки и праздника нет. Круглый год ель зелёная. А почему? Да потому, что листок - иголка и живёт 2 -3 года, опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут
Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живёт ель до 1200лет.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Стоит Алёна –
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Берёза)
Полюбилась русскому народу белоствольная красавца.
Сколько песен, стихов сложено о ней. Берёза одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол берёзы даже в жаркие дни остаётся холодным. Из берёзы делают мебель, фанеру. А береста, кора берёзы – готовая природная бумага.
С елью стройной мы родня-
Обе зелены и колки, но длиннее у меня
И названье и иголки. (сосна)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница)
-лиственница относится к хвойным деревьям, т.к. у неё хвоя. Хвоя у лиственницы мягкая, желтеет и опадает каждую осень. Поэтому её и назвали лиственница, т.к. хвоинки как листья осыпаются. Весной хвоинки вырастают новые.
-деревья у которых растут листья как называются одним словом? (лиственные)
-а у которых вместо листьев хвоя? (хвойные)
- сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. Выбрать из представленных картинок и наклеить на ватман сначала хвойные деревья, а затем лиственные.
(работа в группах)
-Какую роль играет лес в жизни животных и человека?(ответы)
Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и
отдых.
Лес – родной дом растениям и животным.
- Какие животные живут в наших лесах?
-Сейчас посмотрим, кто из вас лучший знаток диких животных. Поиграем в игру «Назови животного».
- Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или в дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мохом. К зиме делает запасы, питается орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. (Белка)
- Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк)
- Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы животные их сбрасывают. (Лось)
- Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж)
Жёлтая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).
6. зимой белый, а летом серый.(заяц)
- продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных картинок животных, которые живут в лесу и наклейте их на ватман.
(работа в группах)
-Леса охраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.
- а зачем вы ходите в лес, с какой целью? Отдохнуть, полюбоваться с цветами, подышать чистым воздухом, послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц. Каких птиц вы знаете?
-вы назвали много птиц, но мы сегодня говорим о лесе и нам надо назвать тех птиц, которые живут в лесу.
- Назовите птицу, которая свои яйца в чужие гнёзда подбрасывает. (Кукушка) А знаете ли вы, что кукушка за час может съесть 100 гусениц?
- Эту птицу называют «Лесной доктор». (Дятел)
- Ночная птица. (сова)
- Птица, которая имеет необычное строение клюва. Концы клюва крестообразно перекрещиваются. Питается семенами хвойных растений. (Клёст)
- Вестник весны. (Грач)
- Самая крупная лесная птица. Плохо слышит? (глухарь)
- продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных картинок птиц, которые живут в лесу и наклейте их на ватман.
(работа в группах)
-а что лес даёт человеку?
- Часто мы ходим в лес, что бы полакомиться ягодами. Назовите какие ягоды вы знаете.
1. На болотце там и тут капли красные растут. (Клюква)
2. Ягода приятная, очень ароматная. Ты под кустик загляни-ка,там краснеет земляника. (земляника)
3. Красненька матрёшка, беленько сердечко,
На кустах растёт и сладка, как мёд. (Малина)
5. Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника)
-работа в группах. Найдите из предложенных картинок ягоды, которые растут в лесу и наклейте на ватман.
(работа в группах)
-Отгадайте, о чём дальше пойдёт речь?
Спрятался за пень,
Шапка набекрень.
Кто подходит близко –
Кланяется низко. (Гриб)
-А также в лесу мы собираем грибы.
- А знаете ли вы, что грибы могут заменить мясо? По своей питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны.
- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы?
- предлагаю отгадать загадки о грибах.
Рыжие ушки
С лисьей макушки
В траве лежат
Для малых ежат. (рыжики)
Рыжики растут семьями. Их надо искать среди маленьких елей и сосен.
Под осиной мужичок,
На нём красный колпачок. (Подосиновик)
Подосиновик любит сырые осинники. Другие грибы попрятались, не видать. А Этот, пожалуйста, торчит из травы как яркая пуговка.
Был белым комком,
Стал чёрным дымком. (Гриб-дождевик)
Пришли пареньки,
Присели на пеньки.
Сидят все гуртом,
Не сгонишь кнутом! (Опята)
Опята – необычайные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.
Под берёзой старичок,
На нём бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой. (Подберёзовик)
Подберёзовик ищи под берёзами.
Стоит Егорка- конопатая головка
Никуда не шагает,
Только мух отгоняет. (мухомор)
Тот грибочек очень бледен
И некем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит. (Поганка)
Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке. (боровик или белый гриб)
А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Ножка у него толстая, шляпка мясистая, тёмно-бурая. Он ценится грибниками больше всего.
Наст лесной подняли блюдца,
Под травой они не бъются.
Встал грибник на блюдца – хрусть!
Это хрупкий белый ….(груздь)
Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.
Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все …(маслята)
Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.
- а все ли грибы можно собирать?
- сейчас посмотрим, как вы запомнили, какие грибы можно есть, а какие нет. Нужно выбрать из картинок съедобные грибы и наклеить их на корзинку, а несъедобные оставить в лесу наклеить возле деревьев.
(работа в группах)
- итак, на ватманах у каждой группы получился свой лес. Лес это огромный дом. Кто в этом доме живёт?
- а про кого мы сегодня на занятии не сказали, для кого ещё лес стал родным домом? (насекомые и растения)
- о насекомых и растениях я предлагаю вам самим найти информацию и на уроках природоведения рассказать, что интересного вы о них узнали. Где можно взять информацию о них?
- и в конце нашего занятия я хотела бы вас спросить: лес-это наш дом, а как надо относиться к дому?
- Многие животные и растения стали редкими Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные всей планеты.
В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим. Только за последние две тысячи лет были полностью истреблены почти 350 видов животных. Посмотрите на эти картинки: на них изображены животные, которые находятся на грани исчезновения.
- А вы знаете, как правильно вести себя в лесу? Это мы сейчас увидим по тому, как вы ответите на мои вопросы.
- Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
- На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
- После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему? Что надо сделать с костром, который вы разожгли и почему?
-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Вам понравилось занятие? Я надеюсь, что каждый из вас сегодня узнал что-то нового и интересного.
-А теперь я предлагаю свои ватманы вывесить на доску, и посмотреть какой лес у каждой группы получился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...
Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"
Данное занятие посвящено памяти героев Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...