Внеклассное занятие по природоведению "Прогулка в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Брагина Наталья Геннадьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_prirod.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Прогулка в лес»

Цели и задачи:

      1.Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

      2. Пробудить интерес к лесу и его обитателям.

      3. Познакомить с правилами поведения в лесу и правилами.     4.Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

Игровая ситуация «Узнай дерево».

  • отгадайте загадку.

        

        Богатырь стоит богат,

        Угощает всех ребят,

        Ваню – земляникой,

        Таню – костяникой,

        Машеньку – орешком,

        Петю – сыроежкой,

        Катеньку – малинкой,

        Васю – хворостинкой.

-Так о чём мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей)

- Правильно о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

-Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится в лесу? Что вы там видели?

- Скажите, а какие деревья растут у нас в лесу?

- А сейчас я буду загадывать загадки о наших деревьях, а вы отгадывайте.      Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ни чего сама не шьёт

А в иголках круглый год? (Ель)

      Ель знакома всем нам с детства. Без нарядной ёлки и праздника нет. Круглый год ель зелёная. А почему? Да потому, что листок - иголка и живёт 2 -3 года, опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут

       Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живёт ель до 1200лет.

        Что за дерево стоит –

        Ветра нет, а лист дрожит? (осина) 

        

        Весной зеленела,

        Летом загорала,

        Осенью надела

        Красные кораллы. (Рябина)

        Стоит Алёна –

        Платок зелёный,

        Тонкий стан,

        Белый сарафан. (Берёза)

  Полюбилась русскому народу белоствольная красавца.

Сколько песен, стихов сложено о ней. Берёза одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол берёзы даже в жаркие дни остаётся холодным. Из берёзы делают мебель, фанеру. А береста, кора берёзы – готовая природная бумага.

                                  С елью стройной мы родня-

                                   Обе зелены и колки, но длиннее у меня

                                   И названье и иголки. (сосна)  

                                     Вроде сосен, вроде ёлок,

                                     А зимою без иголок. (лиственница)  

-лиственница относится к хвойным деревьям, т.к. у неё хвоя. Хвоя у лиственницы мягкая, желтеет и опадает каждую осень. Поэтому её и назвали лиственница, т.к. хвоинки как листья осыпаются. Весной хвоинки вырастают новые.

-деревья у которых растут листья как называются одним словом? (лиственные)

-а у которых вместо листьев хвоя? (хвойные)

- сейчас, я предлагаю вам поработать в группах.  Выбрать из представленных картинок и наклеить на ватман сначала хвойные деревья, а затем лиственные.

(работа в группах)

-Какую роль играет лес в жизни животных и человека?(ответы)

Лес  - украшение планеты, здоровье людей, радость и

отдых.

Лес – родной дом растениям и животным.

 

- Какие животные живут в наших лесах?

-Сейчас посмотрим, кто из вас лучший знаток диких животных. Поиграем в игру «Назови животного».

  1. Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или в дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мохом. К зиме делает запасы, питается орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. (Белка)
  2. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк)
  3. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы животные их сбрасывают. (Лось)
  4. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
  5. Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж)

Жёлтая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).

6. зимой белый, а летом серый.(заяц)

 - продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных картинок животных, которые живут в лесу и наклейте их на ватман.

(работа в группах)

-Леса охраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

- а зачем вы ходите в лес, с какой целью? Отдохнуть, полюбоваться с цветами, подышать чистым воздухом, послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц. Каких птиц вы знаете?

-вы назвали много птиц, но мы сегодня говорим о лесе и нам надо назвать тех птиц, которые живут в лесу.

  1. Назовите птицу, которая свои яйца в чужие гнёзда подбрасывает. (Кукушка)  А знаете ли вы, что кукушка за час может съесть 100 гусениц?
  2. Эту птицу называют «Лесной доктор». (Дятел)
  3. Ночная птица. (сова)
  4. Птица, которая имеет необычное строение клюва. Концы клюва крестообразно перекрещиваются. Питается семенами хвойных растений. (Клёст)
  5. Вестник весны. (Грач)
  6. Самая крупная лесная птица. Плохо слышит? (глухарь) 

- продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных картинок птиц, которые живут в лесу и наклейте их на ватман.

(работа в группах)

-а что лес даёт человеку?

-  Часто мы ходим в лес, что бы полакомиться ягодами. Назовите какие ягоды вы знаете.

1. На болотце там и тут капли красные растут. (Клюква)

2. Ягода приятная, очень ароматная. Ты под кустик загляни-ка,там краснеет земляника. (земляника)

3. Красненька матрёшка, беленько сердечко,

     На кустах растёт и сладка, как мёд. (Малина)

5. Сидит рядом с нами,

    Смотрит чёрными глазами.

    Черна, сладка, мала

    И ребятам мила. (Черника)

-работа в группах. Найдите из предложенных картинок ягоды, которые растут в лесу и наклейте на ватман.

(работа в группах)

 -Отгадайте, о чём дальше пойдёт речь?

        Спрятался за пень,

        Шапка набекрень.

        Кто подходит близко –

        Кланяется низко.   (Гриб)

 -А также в лесу мы собираем грибы.

- А знаете ли вы, что грибы могут заменить мясо? По своей питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны.

 - Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы?

- предлагаю отгадать загадки о грибах.

Рыжие ушки

С лисьей макушки

В траве лежат

Для малых ежат.  (рыжики)

Рыжики растут семьями. Их надо искать среди маленьких елей и сосен.

Под осиной мужичок,

На нём красный колпачок.  (Подосиновик)

Подосиновик любит сырые осинники. Другие грибы попрятались, не видать. А Этот, пожалуйста, торчит из травы как яркая пуговка.

Был белым комком,

Стал чёрным дымком.  (Гриб-дождевик)

Пришли пареньки,  

Присели на пеньки.

Сидят все гуртом,

Не сгонишь кнутом!  (Опята)

Опята – необычайные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.

Под берёзой старичок,

На нём бурый колпачок

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой.  (Подберёзовик)

Подберёзовик  ищи под берёзами.

Стоит Егорка- конопатая головка

Никуда не шагает,

Только мух отгоняет. (мухомор)

Тот грибочек очень бледен

И некем ещё не еден,

Потому что ядовит

И очень этим знаменит. (Поганка)

Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке. (боровик или белый гриб)

       А самый вкусный и душистый гриб – боровик  (белый гриб). Ножка у него толстая, шляпка мясистая, тёмно-бурая. Он ценится грибниками больше всего.

Наст лесной подняли блюдца,

Под травой они не бъются.

Встал грибник на блюдца – хрусть!

Это хрупкий белый ….(груздь)

Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

Растут грибочки

В хвойном лесочке,

Скользкие ребята

В масле все …(маслята)

           Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.

   

   

- а все ли грибы можно собирать?

- сейчас  посмотрим, как вы запомнили, какие грибы можно есть, а какие нет. Нужно выбрать из картинок съедобные грибы и наклеить их на корзинку, а несъедобные оставить в лесу наклеить возле деревьев.

(работа в группах)

- итак, на ватманах у каждой группы получился свой лес. Лес это огромный дом. Кто в этом доме живёт?

- а про кого мы сегодня на занятии не сказали, для кого ещё лес стал родным домом? (насекомые и растения)

- о насекомых и растениях я предлагаю вам самим найти информацию и на уроках природоведения рассказать, что интересного вы о них узнали. Где можно взять информацию о них?

- и  в конце нашего занятия я хотела бы вас спросить: лес-это наш дом, а как надо относиться к дому?

- Многие животные и растения стали редкими Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет  - сигнал опасности. 

    Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в        швейцарском городе Морже. В неё записаны животные всей планеты.

   В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

   Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно.  Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим. Только за последние две тысячи лет были полностью истреблены почти 350 видов животных. Посмотрите на эти картинки: на них изображены животные, которые находятся на грани  исчезновения. 

- А вы знаете, как правильно вести себя в лесу? Это мы сейчас увидим по тому, как вы ответите на мои вопросы.

  1. Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца.  Как вы поступите? Почему?
  2. На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
  3. После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему? Что надо сделать с костром, который вы разожгли и почему?

-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Вам понравилось занятие? Я надеюсь, что каждый из вас сегодня узнал что-то нового и интересного.

-А теперь я предлагаю свои ватманы вывесить на доску, и посмотреть какой лес у каждой группы получился.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...