Урок окружающего мира "Состав почвы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сергеенко Светлана

Урок изучения нового материала с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_pochvy.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Урок –исследование

                                 Окружающий мир  3класс

                                  Учитель:  Сергеенко  Светлана     Константиновна

Тема урока: Почва и ее свойства

Класс: 3класс

УМК: «Гармония»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.

Задачи:  

  1. сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
  2. продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно - следственные связи между живой и неживой природой;
  3. делать выводы на основе проведенных опытов;
  4. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
  5. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

Формируемые УУД:

  1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
  2. Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
  3. Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
  4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Оборудование: ИД доска, проектор, ноутбук, горелка, пробирки, земля, вода, спички, презентация

Литература:

  1. учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2012год.
  2. Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2012год.

                                                        ХОД  УРОКА.

Проверка домашнего задания.

1.В каких состояниях находится вода в природе?

2.Какие явления ,связанные с наличием воды в воздухе, вы наблюдали?

3.Как происходит круговорот воды в природе?

4.Как образуется родник?

5.Как образуются реки их составные части.

6. Части рек.

7.Показать самые крупные реки в СССР

8. Чем  отличаются реки и моря?

9.Показать самое большое и самое глубокое озеро

Почему в Каспии вода пресная, а в Байкале- солёная?

ВЫВОД:     Какое значение в жизни человека играет вода?

 2.         Сообщение темы урока и задач.

Продолжаем изучать природу.

Мы уже знаем полезные ископаемые и  значение воды в природе. А сегодня познакомимся с новым понятием – почва.

Мы узнаем ,что такое почва ,какая она бывает, её состав, познакомимся с её основным свойством. В процессе урока будем проделывать опыты и смотреть фильм.

3. Чтение статьи « Чудесная кладовая».

(После прочтения идёт обсуждение и ответы на вопросы.)

Почва.- верхний плодородный слой  земли, на котором растут или могут расти растения. Основной признак почвы – плодородие .( лексическое значение слова «плодородие»)

Что такое плодородие ,что может родить почва ,мы узнаем посмотрев фрагменты из фильма.

«Плодородие почвы.

4. Просмотр фильма.

5.Физминутка со словами :

Берегите воду,

Берегите хлеб. Выключайте воду,

Выключайте свет.

Не читайте книгу за столом в обед!

6.  Исследование состава почвы .   Описание опыта.

а) прокаливание почвы.

 Берём пробирку с кусочками почвы и начинаем нагревать на огне.

-что вы заметили?    - (появился дым и запах)

-Отчего запах?

-Запах появился оттого ,что при нагревании сгорают остатки растений и на находящиеся в почве.

Остатки растений и животных в почве называются перегноем.

Продолжаем исследовать состав почвы:

 б)Подержим стекло над нагреваемой почвой.

- что наблюдаем?

-Дети: на стекле появились капельки воды.

- Правильно .

--О чём это говорит?

-Дети:  что в  почве есть вода.

-Молодцы!

в) положим в стакан с водой кусочки почвы.

-Наблюдайте. Что видите?

Дети: поднимаются пузырьки воздуха, и на дне осадок.

-Что это значит ?

Дети : в почве есть воздух песок и глина .

-Отлично !

 Вывод:  Что содержится в почве?

_ в почве содержится перегной, вода, воздух, песок и глина.

Виды почвы.  Запись в тетради.

-Почвы бывают разные:

Чернозёмные , подзолистые, песчаные, глинистые.

 Работа с учебником.

Чем больше в почве перегноя ,тем плодороднее почвы. Перегной содержит питательные вещества необходимые для растений. Самые плодородные почвы- чернозёмные.

Но с о временем плодородный слой почвы вымывается водой и почва беднеет. Земля становится похожей на золу. Такая почва называется  подзолистой. В нашей стране много такой  земли, её называют Нечерноземье.

Нечерноземье-это крупный сельскохозяйственный и промышленный район, названный так по типу почвы.

Просмотр презентации»Почвы» (Прилагается )

Итог:   Почва –ценнейшее богатство  общества . Не случайно мы землю называем кормилицей. Поэтому её нужно охранять от  ветрового и водного разрушения ,правильно её обрабатывать ,постоянно  удобрять ,не допускать загрязнения ,организовывать  борьбу с оврагами и  болотами .Бережно относится к ней и повышать плодородие.

 Домашнее задание : Текст по учебнику. В тетрадь записать пословицы об урожае ,земле и плодородии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Почва"

В конспекте урока по теме "Почва" подробно описаны опыты, позволяющие делям понаблюдать и узнать состав почвы....

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....

Урок окружающего мира "Почва-кормилица"

Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6» г.Смоленска Зенина Гульнара Розыкулыевна Предмет –  Окружающий мирКласс – 3УМК  ГармонияТема:  "Почва - кормилица"Цели: сфо...

Презентация к уроку окружающий мир "Почва" 3 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку окружающий мир "Почва" 3 класс УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"

Занимательный и содержательный урок  с мини-исследованием....