Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»
Класс 3
Автор разработки: учитель начальных классов Ракитина Наталия Леонидовна
Тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы»
УМК: «Школа 2100»
Уровень: базовый
Цели:
– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Предметные: - познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
Организация образовательного пространства
документ-камера
интерактивная доска
цифровой микроскоп
система контроля и мониторинга качества знаний PROClass
- ноутбук учителя
Для опытов:
№1: салфетки, горшочек с почвой,
№2: почва, стакан с водой, ложка,
Для учителя: держатель, спиртовка, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан с водой, горшочек с почвой.
Учебные пособия:
- А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Учебник.- М.: БАЛАСС.
- А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь.- М.: БАЛАСС.
Ход урока
I. Организационный момент. Дети поделены на 2 группы.
ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
(Образовательная технология «Проблемный диалог»)
- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. Чем занимаются учёные в лаборатории?
- Но прежде, чем начать любое исследование необходимо определить ОБЪЕКТ исследования. Вот и мы с вами сейчас определим объект нашего исследования, отдагав загадку:
Есть на свете чудесная кладовая.
Положешь в неё мешок зерна,
Получишь десять.
Горсть семян превращаются в целую кучу огурцов.
- Сказка ли это? (нет)
- Чудесная кладовая есть на самом деле. И называется она? (ПОЧВА)
- Итак, объектом нашего исследования будет ПОЧВА.
В XIX веке в России возникла наука – ПОЧВОВЕДЕНИЕ, основоположником которой стал Василий Васильевич Докучаев. За 200 лет учёные сделали немало открытий. И многое о почве уже известно.
- А тогда, зачем мы будем исследовать почву, если учёные уже многое открыли?
(предположения детей)
- Какова же цель нашего исследования? (Узнать новое о почве)
- Вот несколько методов исследования:
Прочитать книги о том, что исследуешь.
Спросить у других людей, у специалистов.
Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.
Найти информацию в глобальных компьютерных сетях.
Провести опыт
- А как вы думаете, в нашей лаборатории, какой будет основной метод исследования, судя по тому, что у вас на столах? (ОПЫТ)
- Для проведения опыта, нам понадобятся специальные халаты. Оденьте их и занимайте места в лаборатории.
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
- Вы видели, ребята, когда размножают растения отростки ставят в воду. А почему, они не растут в воде? (нет питательных веществ, нет воздуха)
- Давайте сейчас узнаем, какие силы почвы дают жизнь маленьким растениям. Для этого мы проведём первый эксперимент:
- На ваших столах на белом поддоне лежит образец почвы. Поставьте его под микроскоп. Что мы наблюдаем с вами на мониторе? (минералы, соли, глину)
- Какой можно сделать вывод? (почва состоит из различных веществ)
- Учёные такое предположение называют ГИПОТЕЗА. А гипотезу нужно обязательно проверить. Давайте проведём ещё несколько экспериментов, чтобы ДОКАЗАТЬ или ОПРОВЕРГНУТЬ нашу гипотезу.
Второй эксперимент:
- У вас на салфетках лежит горсть почвы. Возьмите вторую салфетку, положите её сверху и придавите. Что вы наблюдаете? (появилось тёмное пятно)
- Почему салфетка потемнела? (от воды)
- Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)
Третий эксперимент:
- Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного, и посмотри на дно. Что вы наблюдаете? (пену, пузырьки) - Значит, в почве есть воздух.
- Присмотритесь внимательно, что вы видите? (травинки, палочки)
- Какой вывод можно сделать? (в почве есть мёртвые организмы)
- А что с ними будет происходить в почве? (высыхать, загнивать)
- И образуется в почве перегной.
Эксперимент (проводит учитель)
Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. Взять несколько капель воды из стакана. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. Подержать блюдце (стекло) над огнем.
- Что вы наблюдаете? (вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты)
- Значит, в почве есть соли или минеральные вещества, которые могут растворяться в воде.
- Проведём ещё один эксперимент. Он длительный по времени, поэтому я заранее его приготовила для вас. Пластиковую бутылку разрезала на 2 части. В одну часть (воронку) я насыпала почву. Вставила её в оставшуюся часть и поставила под настольную лампу.
- Посмотрите, что оказалось на дне. Что вы видите? (личинки, червяка)
- Что доказывает это исследование? (в почве есть живые организмы) - Ребята, наша гипотеза подтвердилась? (Да, почва состоит из различных веществ)
IV. Итог урока.
В.В.Докучаев назвал почву – мёртвый живой организм. Хотите узнать почему?
- Для этого давайте воспользуемся ещё одним методом исследования. И посмотрим мультфильм.
- За что аплодировали червячку Кузе? (он совершает круговорот веществ в почве)
–Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.
Работа в учебнике.
– Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)
– На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)
– Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах).
– Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)
V. Рефлексия.
Цель: научит школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
- Наша лаборатория подходит к концу. И я вас сейчас попрошу ответить на несколько вопросов. Для этого возьмите пультики.
(на интерактивной доске) тест PROCLass
- Я сегодня больше узнал используя метод:
A Провести опыт
B Найти информацию в глобальных компьютерных сетях
C Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
D Прочитать книги о том, что исследуешь
- Мне понравилось работать:
A одному
B в паре
C классом
- Сегодня на уроке:
A я ничего нового не узнал
B открыл для себя новое
C у меня ещё много вопросов
Ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и старание.
Оценивание.
VIII. Домашнее задание: стр.45, №5. Приготовить сообщение о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Почва -важнейшая часть экосистемы"
урок окружающего мира в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100"...
Урок по окружающему миру "Почва – важнейшая часть экосистемы"
Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави...
Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."
з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...
методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"
Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...
конспект урока по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс.
Конспект урока в 3 классе по теме: "Почва - важнейшая часть экосистемы" с использованием технологии РКМЧП....
Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"
Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит...