Окружающий мир, 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Пояснительная записка. "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy.poyasnitelnaya.4_klass.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon okruzh.mir_k-tp.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовые документы. 

Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации»

- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089

 - Примерной  программы начального общего образования по окружающему миру, 2004

- Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2013-2014 учебный год.

2.2 Цель и задачи , решаемые при реализации рабочей программы

     Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

        Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы (из стандарта):

развитие умений наблюдать, характеризировать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

          Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.

         Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

         Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

         Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.

         В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

 - распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

 - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

 - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. 

2.3. Место предмета в учебном плане школы 

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

Количество часов в неделю 2 ч.                                      
Количество часов   в учебном плане школы – 2 часа.

2.4. Минимум содержания образования (из стандарта)

Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.

Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Первая помощь при лёгких травмах и простудных заболеваниях. [1]1

Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. [2]1 Хозяйство в семье, бюджет, деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды. [3]1

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком. [4]1

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). [5]1

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Природные сообщества родного края (2-3). Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон. [6]1

Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление). [7]1

Правила поведения в природе.

Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России. [8]1

Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). [9]1 Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта. [10]1

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Родной край – малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край,): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края. [11]1

Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). [12]1Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте). [13]1

Опыт практической деятельности.

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

        Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность. [14]1

2.5. Содержание курса (68 часов)

Земля и человечество – 10ч.

Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

   Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.

Природа России – 11ч.

Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.

   Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.

Родной край часть большой страны – 12ч.

Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.

Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа -  определителя

Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.

Страницы Всемирной истории – 6ч.

Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.

Страницы истории Отечества – 20ч.

Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.

Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.

Практическая работа: Работа с исторической картой.  

Современная Россия – 9 ч.

Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.

2.6. Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать

- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь 

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 - 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1 - 2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

3. УМК:

Для реализации программного содержания используются учебники 

 Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012г.

- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013 г.

   атлас-определитель «От земли до неба»

         Учебники входят в  федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.


[3]1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается ы Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

[8]

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается ы Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

[14]

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается ы Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу



Предварительный просмотр:

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Виды контроля

Дата

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома

Солнце. Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Знать: название нашей планеты, планет Солнечной системы.

-общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

тепловые пояса Земли.

правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь

использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели.

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.


описывать отдельные (изученные) события из истории

Отечества

использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу,

выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране

самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике

Фронтальная беседа

1 неделя сентябрь 3-7

2

Планеты Солнечной системы.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальная беседа,  индивидуальная работа

  3

Звездное небо – великая книга
Природы

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальная беседа

2 неделя сентябрь 10-14

 4

Мир глазами географа. Глобус
и географическая карта

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Текущий

5

Пояса Земли

Условия жизни
на Земле: свет,
тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба)

Текущий

3 неделя сентябрь 17-21

 6

Мир глазами историка

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена


Фронтальная беседа

7

Когда и где? История – путешествие вглубь времен

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Практическая работа

4 неделя 24-28

8

Прошлое
и настоящее глазами эколога

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека
от природы и ее состояния

Текущий

4 неделя

24-28

9

Сокровища Земли под охраной человечества

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе.  Охрана растительного и животного мира


Текущий

1 неделя октябрь 1- 5

10

Сокровища Земли под охраной человечества

Природа России (11 ч)

11

Равнины и горы России

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.

Формы земной
поверхности.

Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина


Знать понятия «равнины», «горы».

виды водоемов; общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.

правила
поведения в природе.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; приводить примеры представителей разных групп растений и животных

 (2–3); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни– использовать знания и умения для ухода за растениями;

Текущий, Фронтальная беседа

2 нед

12

Моря, озера и реки России

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

1 3

Зона арктических пустынь

Растения и животные, их разнообразие. Понимание
связи неживой
и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

3 неделя октябрь

15-19

1 4

 

Тундра. Природа тундры

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Текущий, индивидуальный опрос

15

Леса России

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой
и живой природы

4 неделя октябрь 22-26

16

Лес и человек.

Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

17

Зона степей

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

1 неделя ноябрь 5-9

1 8

Пустыни

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

Текущий, фронтальная беседа

 19

У Черного моря

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны

2неделя ноябрь 12-16

20

Экологическое равновесие

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе


Формы земной
поверхности. Разнообразие растений и животных

Индивидуальный опрос

21

Обобщение по разделу «Природа России»

Текущий, фронтальная беседа

3 неделя  19-23

Родной край – часть большой страны (12 ч)

22

Наш край

Наблюдение
в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города (села).

понятие «почва», состав воды и почв.

отрасли растениеводства в родном крае.

отрасли животноводства в родном крае.

природные сообщества родного края

Уметь показывать
на карте родной край,
выполнять основные
правила поведения
в окружающей среде


показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
и изделия; объекты
неживой и живой
природы


определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки


использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

опрос

3 неделя  

23

Поверхность нашего края

Особенности
поверхности
(на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

фронтальная беседа

4 неделя 26-30

24

Водоемы нашего края

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

текущий

25

Наши подземные богатства

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Текущий, фронтальная беседа

1неделя декабрь

26

Земля – корми-
лица

Почва, ее состав

Текущий, индивидуальный опрос

декабрь 3-7

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество


Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

текущий

2 неделя декабрь 10-14

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

Текущий, фронтальная беседа

29

Жизнь пресного водоема

текущий  

3 неделя декабрь 17-21

30

Растениеводство в нашем крае

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Индивидуальный опрос  

 31

Незаметные защитники урожая

Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

Текущий, фронтальная беседа

4 неделя декабрь 24-28

32

Животноводство
в нашем крае

Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

33


Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе

Практическая работа  

Январь 10-11

Страницы всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества

Человек – часть
природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

историю древнего мира. Использовать ленту времени

историю средних веков

выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой

Знать выдающихся людей новейшего времени

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

Текущий, фронтальная беседа

Январь 10-11

35

Мир древности: далекий и близкий


Человек – часть
природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира




Фронтальная беседа, Индивидуальный опрос

Январь 14-18

36

Средние века: время рыцарей
и замков

Фронтальная беседа Индивидуальный опрос




37

Новое время: встреча Европы
и Америки

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальная беседа Индивидуальный опрос


январь 21-25

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальная беседа

39

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

Счет лет в истории. Человек – часть природы
и член общества

Фронтальная беседа Индивидуальный опрос

Январь 28-01

Страницы истории Отечества (20 ч)

40

 

Жизнь древних славян

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

музеи России.

историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого

историю развития образования на Руси

реформы Екатерины Великой

историю России XIX века.

значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого
космонавта, выдающихся людей

страницы истории России в 1920– 1930-х годах.


Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества


описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы


показывать на карте границы России, некоторые города России

Январь 28-01

41

 

Во времена Древней Руси

1 неделя февраль 4-8

42

Страна городов

Текущий


43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Россия на карте
(границы, города, места  изученных сражений, исторических событий).


Выдающиеся люди разных эпох.




Охрана памятников истории и культуры


Практическая работа  


2 неделя 11-15

44

Трудные времена на Русской земле

текущий

2 неделя февраль 11-15

45

Русь расправляет крылья

Текущий, фронтальная беседа

3 неделя февраль 18-22

46

Куликовская
битва

текущий

47

Иван Третий

Выдающиеся люди разных эпох

Текущий, фронтальная беседа

 4 неделя









25-01

48

Мастера печатных дел

Практическая работа  

 49

Патриоты России

Выдающиеся люди разных эпох

текущий

1неделя март 4-7

50

Петр Великий

Выдающиеся
люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

текущий

51

Михаил Васильевич Ломоносов

Выдающиеся люди разных эпох

2 неделя март 11-15

52

Екатерина Великая

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальная беседа

53

Отечественная война 1812 года

Выдающиеся люди разных эпох

текущий

3 неделя  

18-22

54

Страницы истории XIX века

Россия на карте
(границы, города, места  изученных исторических
событий)


Отдельные яркие
и наиболее важные события общественной
и культурной
жизни России

Фронтальная беседа

55

Россия вступает
в XX век

текущий

1 неделя апрель

 1-5


56

Страницы истории 1920–1930-х

годов

Россия на карте
(границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Текущий, индивидуальный опрос

1 неделя апрель 1-5

57

Великая война  
и Великая Победа

Государственные праздники (День Победы)

Текущий, фронтальная работа

2 неделя апрель 8-12

 58

Страна, открывшая путь в космос

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос


 59

История вокруг нас

Охрана памятников истории
и культуры

3 неделя 15-19  

текущий

Современная Россия (9 ч)

60

Основной закон России и права человека

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники
(День Конституции)

 

Знать
– название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– показывать на карте границы России; государственную символику России

- некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);

- государственные праздники;

-Конституция – Основной Закон Российской Федерации;

- права ребенка;

- важнейшие события происходящие в стране;

Уметь

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;



61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Текущий, индивидуальный опрос

4 неделя 22-26  

    62-

 

Мы – граждане России

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос

63

Славные символы России

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

апрель, май 29-30, 6-8

64

Такие  разные праздники

Государственные праздники (День
независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

текущий

65

Путешествие по России

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

Текущий, фронтальная беседа

2 неделя май 12-17

66

Путешествие по России

67

Путешествие по России

Практическая работа  

3 , 4 недели 20-31


68

Что мы узнали и чему научились за год

фронтальная беседа Индивидуальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...