занятие внеурочной деятельности по ФГОС "Лаборатория в начальной школе"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Кружковое занятие помогает провести исследовательские работы по выявлению свойств воды, её трех состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Юный исследователь»
Молчанова Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Занятие проведено на районном семинаре 16.12.2012г.
Тема: Три состояния вещества (урок первый)
Цели: Формирование устойчивой мотивации к самообучению посредством исследовательской деятельности
Задачи:
- Формирование об окружающем мире, как о едином целом
- Познакомить обучающихся с методикой проведения мини-исследований, пользуясь вспомогательными материалами к занятию (инструкции, контрольные карты)
- Развивать познавательный интерес, внимание.
- Развивать умение работать в группе, проводить корректировку работы и представлять результат работы группы, с учетом всех этапов исследования.
- Учить рефлексировать, проводя самооценку деятельности группы и каждого ученика в отдельности.
Планируемые результаты:
- учащиеся смогут закрепить основные методы исследования;
- сумеют получить ответы на круг вопросов при проведении исследования через наблюдения и работы по инструкциям;
- проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения;
- подготовиться к точной передаче особенностей заданного объекта путем представления групповой работы
Ход занятия
- Организационный момент:
Приветствие гостей.
- Мотивация:
Оглянитесь вокруг! Посмотрите как много вокруг удивительного и прекрасного! Можете ли вы назвать, что - либо такое, что могло бы удивить и вас, и гостей? (узоры на окнах, красивая девочка….)
Ребята, а разве вы смогли удивить по – настоящему друг друга? Что нужно добавить в сказанные слова? (интонацию, цель высказывания)
И наш стол таит на сегодняшнем уроке много тайн. Он тоже решил вас удивить, спрятал много тайн.
Для опытов:
№1 - спиртовка, спички, металлическая чашка с ручкой, кусочек воска, чашка с водой.
№2 - молоток, керамическая плитка, кирпич, ткань, чтобы завернуть плитку, доска разделочная кубик.
№3 - прозрачный кувшин с подкрашенной водой, сосуды разной формы, тряпочки
- Хотите узнать и раскрыть тайны, спрятавшиеся на столе? (снять скатерть) Посмотрите на эти предметы. Вам, многие, конечно же, знакомы, но много ли мы знаем о них? Может, находясь все вместе, они помогут вам сформулировать тему сегодняшнего занятия? Три состояния вещества – открыть тему на ИД стр.1 (кирпич, вода или сок в стакане, облако)
III. Определение методов исследования.
- Сегодня мы будем продолжать учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.
- Наша задача получить как можно больше новых сведений о предмете нашего исследования, а затем продолжить исследование группой или в парах и обосновать работу, представив её.
- Для того, чтобы выполнить эту работу позже и самостоятельно, необходимо… (внимание, тишина, уважение к друг другу…) А для чего? (чтобы почерпнуть как можно больше информации)
- А где и как можно найти необходимую информацию? (прочесть, увидеть, понаблюдать, выполнять самому, расспросить у взрослых, эксперимент, компьютер…) – ИД стр. 2
- Итак, это методы исследования. Как вы думаете, с какого метода мы начнем исследование? (наблюдение). А теперь вспомним план работы над исследованием – ИД стр. 3
- План исследования:
- предмет исследования
- тема
- цель
- актуальность
- гипотеза
- наблюдение
- доказательства через проведение самостоятельной работы
- фиксация информации
- представление и защита
- Проведение исследования:
- Все предметы, вещи бывают либо твёрдыми, либо жидким, либо газообразными. И это зависит от того, насколько жарко или холодно, т.е. от температуры окружающей среды.
Опыт №1:
- Это воск. Он находится в твердом состоянии. Давайте его нагреем.
- Что видим? (твердый воск стал жидким) Почему? (от воздействия t, стало жарко) А что произойдет, если его снова охладить?
- Выливаем его в холодную воду. (воск снова стал твердым) Почему? (другая окр. среды)
- Почему частички, из которых состоит воск, находятся в таком состоянии? (т. к. они находятся в твёрдом состоянии)
- У нас в кабинете очень тепло, и поэтому вы стоите не так близко друг к другу. А если вы сейчас окажитесь на улице, что вам захочется сделать? (приблизиться друг к другу) Покажите, как вы будите это делать. А теперь я хочу проникнуть между вами, но у меня не получается.
- Почему? (вы как бы приклеились друг к другу, образовав одно твердое вещество)
- Назовите примеры твердых веществ в нашем кабинете. (стол, шкаф, полы, компьютер…)
- Твердые вещества образуют такую форму, которую очень трудно изменить (показать кирпич, кубик, линейку, керамическую плитку)
- Чтобы твердое вещество изменить нужно, приложить много усилий.
Опыт №2:
- Как можно изменить форму этих веществ? (разбить)
- Кто желает изменить форму плитки? (заворачиваем в ткань и разбиваем на досточке)
Мы разбили плитку, но каждая частица имеет свою форму и она осталась в таком же твердом состоянии.
- Попробуем поместить в эти кусочки любое другое вещество. (пытаюсь протолкнуть карандаш, руку)
Частички плитки сопротивляются и как будто говорят «Нет, мы тебя не пустим»
- А вот в сосуд с водой могу поместить карандаш? (да)
Почему? (состояние вещества – воды уже не твердое, а жидкое)
Какой же вывод сделаем? (в твердые вещества нельзя проникнуть, а в жидкие – можно)
- Как вы покажите вещество в жидком состоянии? (стоят свободно, независимо друг от друга, вы рядом, но не слишком близко друг к другу, поэтому между вами я могу пройти, вы меня пропускаете)
- Мы сейчас увидели, что твердые вещества имеют форму квадрата, многоугольника, круга…, т.е. определенную - свою. А какую форму имеет вода?
- Вот капля воды в невесомости – она имеет форму шара – ИД стр. 4
А на Земле?
! Проведение собственного исследования:
Опыт №3:
У меня в кувшине находится вода, просто я её немного подкрасила, чтобы вам было её лучше видно. Как можно узнать, какую форму имеет вода?
- Садитесь за свои рабочие места, и далее мы выстроим план ваших действий при исследовании:
1) обозначить тему – записать (Какую форму имеет вода на Земле?) – ИД стр.5
2) выдвинуть гипотезу – записать (квадрат, круг, шар, овал…) - ? (на ИД детьми помещаются квадрат, треугольник…)
3) доказательства через проведение опыта по предложенной инструкции
4) представление или защита
- Вы сейчас будете вести исследование в группах (положить на столы шапочки ученого и инструкции). Вам приготовлены инструкции, с помощью которых вы сможете определить, что необходимо взять со стола для проведения опыта.
Инструкция:
Тебе понадобится:
- 3 пустых сосуда разной формы
- Вода
- Тряпочка
- Наполни 1 сосуд водой
- Посмотри внимательно, какую форму имеет вода?
- Наполни 2 сосуд водой
- Посмотри внимательно, какую форму имеет вода?
- Наполни 3сосуд водой
- Посмотри внимательно, какую форму имеет вода?
- Выслушайте мнение каждого исследователя в твоей группе и сформулируйте правильный, точный вывод
- Запишите его в свои тетради
- Подумайте, кто из вашей группы может представить вывод, выступив в роли ученого.
VI. Рефлексия:
Вывод: Почувствовали ли себя сегодня на уроке настоящими исследователями? Почему?
Сверь свой вывод с выводом взрослых ученых – ИД стр. 6
Вода на Земле не имеет собственной формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.
Если позволит время:
- Теперь все собранные сведения нужно проанализировать и обобщить. Раскладываем наши условные знаки так, чтобы их видели все сегодняшние исследователи, ведь гости тоже были таковыми вместе с вами.
- Начинаем смотреть, рассуждать, выставлять знаки по порядку.
Наша работа может рассказать другим, как провести такое исследование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
проблемы внеурочной деятельности, как их решить...
Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"
Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
Программа курса внеурочной деятельности "Создание мультфильмов в начальной школе"
Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предме...
Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"
Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....
открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе"
Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе" в рамках Республиканского семинара....
Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"
Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...