занятие внеурочной деятельности по ФГОС "Лаборатория в начальной школе"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Молчанова Ольга Николаевна

Кружковое занятие помогает провести исследовательские работы по выявлению свойств воды, её трех состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Юный исследователь»

Молчанова Ольга Николаевна,  учитель начальных классов 

Занятие проведено на районном семинаре 16.12.2012г.

Тема: Три состояния вещества (урок первый)

Цели: Формирование устойчивой мотивации к самообучению посредством исследовательской деятельности

Задачи: 

  • Формирование об окружающем мире, как о едином целом 
  • Познакомить обучающихся  с методикой проведения мини-исследований, пользуясь вспомогательными материалами к занятию (инструкции, контрольные карты)  
  • Развивать познавательный интерес, внимание.
  • Развивать умение работать в группе, проводить  корректировку работы и представлять  результат работы группы, с учетом всех этапов исследования.
  • Учить рефлексировать, проводя самооценку деятельности группы и каждого ученика в отдельности.

Планируемые результаты:

  • учащиеся смогут закрепить основные методы исследования;
  • сумеют получить ответы на круг вопросов при проведении исследования через наблюдения и работы по инструкциям;
  • проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения;
  • подготовиться к точной передаче особенностей заданного объекта путем представления групповой работы

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Приветствие гостей.

  1. Мотивация:

   Оглянитесь вокруг! Посмотрите как много вокруг удивительного и прекрасного! Можете ли вы назвать, что - либо такое, что могло бы удивить и вас, и гостей? (узоры на окнах, красивая девочка….)

Ребята, а разве вы смогли удивить по – настоящему друг друга? Что нужно добавить в сказанные слова? (интонацию, цель высказывания)

   И наш стол таит на сегодняшнем уроке много тайн. Он тоже решил вас удивить, спрятал много тайн.

   Для опытов:

№1 - спиртовка, спички, металлическая чашка с ручкой, кусочек воска, чашка с водой.

№2 - молоток, керамическая плитка, кирпич, ткань, чтобы завернуть плитку, доска разделочная кубик.

№3 - прозрачный кувшин с подкрашенной водой, сосуды разной формы, тряпочки

- Хотите узнать и раскрыть тайны, спрятавшиеся на столе? (снять скатерть) Посмотрите на эти предметы. Вам, многие, конечно же, знакомы, но много ли мы знаем о них? Может, находясь все вместе, они помогут вам сформулировать тему сегодняшнего занятия? Три состояния вещества – открыть тему на ИД стр.1 (кирпич, вода или сок в стакане, облако)

III. Определение методов исследования.

-  Сегодня мы будем продолжать учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

- Наша задача получить как можно больше новых сведений о предмете нашего исследования, а затем продолжить исследование группой или в парах и обосновать работу, представив её.

- Для того, чтобы выполнить эту работу позже и самостоятельно, необходимо… (внимание, тишина,  уважение к друг другу…) А для чего? (чтобы почерпнуть как можно больше информации)

- А где и как можно найти необходимую информацию? (прочесть, увидеть, понаблюдать, выполнять самому, расспросить у взрослых, эксперимент, компьютер…) – ИД стр. 2

- Итак, это методы исследования. Как вы думаете, с какого метода мы начнем исследование? (наблюдение). А теперь вспомним план работы над исследованием – ИД стр. 3

  1. План исследования:
  1. предмет исследования
  2. тема
  3. цель
  4. актуальность
  5. гипотеза
  6. наблюдение
  7. доказательства через проведение самостоятельной работы
  8. фиксация информации
  9. представление и защита
  1. Проведение исследования:

- Все предметы, вещи бывают либо твёрдыми, либо жидким, либо газообразными. И это зависит от того, насколько жарко или холодно, т.е. от температуры окружающей среды.

Опыт №1:

-  Это воск. Он находится в твердом состоянии. Давайте его нагреем.

- Что видим? (твердый воск стал жидким) Почему? (от воздействия t, стало жарко) А что произойдет, если его снова охладить?

- Выливаем его в холодную воду. (воск снова стал твердым) Почему? (другая  окр. среды)

- Почему частички, из которых состоит воск, находятся в таком состоянии? (т. к. они находятся в твёрдом состоянии)

- У нас в кабинете очень тепло, и поэтому вы стоите не так близко друг к другу. А если вы сейчас окажитесь на улице, что вам захочется сделать? (приблизиться друг к другу) Покажите, как вы будите это делать. А теперь я хочу проникнуть между вами, но у меня не получается.

-  Почему? (вы как бы приклеились друг к другу, образовав одно твердое вещество)

- Назовите примеры твердых веществ в нашем кабинете. (стол, шкаф, полы, компьютер…)

- Твердые вещества образуют такую форму, которую очень трудно изменить (показать кирпич, кубик, линейку, керамическую плитку)

- Чтобы твердое вещество изменить нужно, приложить много усилий.

Опыт №2:

- Как можно изменить форму этих веществ? (разбить)

- Кто желает изменить форму плитки? (заворачиваем в ткань и разбиваем на досточке)
Мы разбили плитку, но каждая частица имеет свою форму и она осталась в таком же твердом состоянии.

- Попробуем поместить в эти кусочки любое другое вещество. (пытаюсь протолкнуть карандаш, руку)

Частички плитки сопротивляются и как будто говорят «Нет, мы тебя не пустим»

- А вот в сосуд с водой могу поместить карандаш? (да)

Почему? (состояние вещества – воды уже не твердое, а жидкое)

Какой же вывод сделаем? (в твердые вещества нельзя проникнуть, а в жидкие – можно)

- Как вы покажите вещество в жидком состоянии? (стоят свободно, независимо друг от друга, вы рядом, но не слишком близко друг к другу, поэтому между вами я могу пройти, вы меня пропускаете)

- Мы сейчас увидели, что твердые вещества имеют форму квадрата, многоугольника, круга…, т.е. определенную - свою. А какую форму имеет вода?

- Вот капля воды в невесомости – она имеет форму шара – ИД стр. 4

А на Земле?

! Проведение собственного исследования:

Опыт №3:

У меня в кувшине находится вода, просто я её немного подкрасила, чтобы вам было её лучше видно. Как можно узнать, какую форму имеет вода?

- Садитесь за свои рабочие места, и далее мы выстроим план ваших действий при исследовании:

1) обозначить тему – записать (Какую форму имеет вода на Земле?) – ИД стр.5

2) выдвинуть гипотезу – записать (квадрат, круг, шар, овал…) - ? (на ИД детьми помещаются квадрат, треугольник…)

3) доказательства через проведение опыта по предложенной инструкции

4) представление или защита

- Вы сейчас будете вести исследование в группах (положить на столы шапочки ученого и инструкции). Вам приготовлены инструкции, с помощью которых вы сможете определить, что необходимо взять со стола для проведения опыта.

Инструкция:

Тебе понадобится:

  • 3 пустых сосуда разной формы
  • Вода
  • Тряпочка

  1. Наполни 1 сосуд водой
  2. Посмотри внимательно, какую форму имеет вода?
  3. Наполни 2 сосуд водой
  4. Посмотри внимательно, какую форму имеет вода?
  5. Наполни 3сосуд водой
  6. Посмотри внимательно, какую форму имеет вода?
  7. Выслушайте мнение каждого исследователя в твоей группе и сформулируйте правильный, точный вывод
  8. Запишите его в свои тетради
  9. Подумайте, кто из вашей группы может представить вывод, выступив в роли ученого.

VI.  Рефлексия:

Вывод: Почувствовали ли себя сегодня на уроке настоящими исследователями? Почему?

Сверь свой вывод с выводом взрослых ученых – ИД стр. 6

Вода на Земле не имеет собственной формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.

Если позволит время:

- Теперь все собранные сведения нужно проанализировать и обобщить. Раскладываем наши условные знаки так, чтобы их видели все сегодняшние исследователи, ведь гости тоже были таковыми вместе с вами.  

- Начинаем смотреть, рассуждать, выставлять знаки по порядку.

Наша работа может рассказать другим, как провести такое исследование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"

Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Программа курса внеурочной деятельности "Создание мультфильмов в начальной школе"

Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предме...

Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"

Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....

открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе"

Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе" в рамках Республиканского семинара....

Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"

Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...