Органы чувств 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Открытый урок по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv_2_klass.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.
  2. Ввод в урок.

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

Отгадайте загадку:

Один болтает,

Другой поедает.

Два брата видят,

А два слышат.

Два бегают

Да два хватают.

(Человек)

Уч-ль: Да, это человек. Значит, будем сегодня говорить о человеке, а именно о его организме.

   У вас на партах лежат «Маршрутные листы». После каждого этапа урока вы будете отмечать в них, все ли ясно вам на данном этапе урока, закрашивая геометрические фигуры:

               - понял материал

               -возникли затруднения

В конце урока вы сдадите мне маршрутные листы, и я посмотрю, на каком этапе возникли затруднения и на что обратить внимание на следующем уроке.

  А сейчас повторим пройденный материал.

  Какой раздел учебника мы изучаем ?  (Человек и его здоровье) . Вспомним, из каких внутренних органов состоит наш организм.

  1. Актуализация знаний

-Вспомним , из каких внутренних органов состоит наш организм .

Уч-ль: Обратите внимание на таблицу. Маша, выходи к доске. Твоя задача расставить все внутренние органы на свои места и рассказать нам об их функции.

Вызывается 1 ученик, который будет ставить органы на определенные места и рассказывать об  их значении.

 На доске таблица с изображением человека.

  Учитель обращается к таблице:

- благодаря чему происходит движение организма? ( скелету и мышцам)

Уч-ль: Маша, где находится скелет и мышцы в организме человека? ( скелет и мышцы у человека находятся по всему телу. При помощи их  мы   производим различные  движения)

-при  помощи каких органов происходит дыхание? (легких).

 Уч-ль: Поставь легкие на свое  место и скажи, для чего они нужны нашему организму. (В организме  человека  два легких – правое и левое,  их  функция – передавать кислород нашим органам. При вдохе  мы вдыхаем  кислород, а при выдохе – углекислый газ)

  - благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизни вещества? (органы пищеварения)

Уч-ль: Маша , назови органы пищеварения (желудок, печень, кишечник) Расставь их на свои места, какую функцию выполняет желудок?

  -какую функцию выполняют органы кровообращения ? (доставляют питательные вещества, витамины, кислород)

Уч-ль: Маша, перечисли их (сердце, кровеносные сосуды)

Уч-ль: как мы можем почувствовать сердце? (дети прикладывают руку к левой части и прислушиваются к биению сердца).

ИТОГ. Все эти органы необходимы нашему организму и работают, как единое целое, благодаря  чему человек дышит, двигается, живет. А управляет всеми органами человека настоящий командный пункт.

- Что это за пункт? (мозг человека)

Мозг, который анализирует полученную информацию и принимает решение о необходимой реакции. Все это происходит за несколько секунд!

Учитель вывешивает табличку: МОЗГ - КОМАНДНЫЙ ПУНКТ.

 Выставляется  оценка за работу.

Уч-ль: отметьте на ваших Маршрутных листах понимание материала на этапе повторения.

  1. Целеполагание.

Уч-ль: а есть ли у человека еще какие-нибудь органы, кроме тех, которые мы изучили? (Да)

А как вы думаете, с помощью каких органов мы познаем окружающий мир? ( глаза, чтобы видеть;  уши, чтобы слышать; нос, чтобы нюхать; язык, чтобы чувствовать; кожа, чтобы ощущать)

Все эти органы можно объединить в одну группу.

- А как их можно назвать ? (органы чувств)

- Значит, тема сегодняшнего урока «ОРГАНЫ ЧУВСТВ» (учитель открывает тему урока).

Уч-ль: наша задача: выяснить, как при помощи этих органов человек получает информацию об окружающем мире, ориентируется среди предметов и вещей, А затем мы разработаем правило по охране этих органов.

На Маршрутных листах отметьте понимание целей урока.

  1. Работа по теме.
  1. Беседа о глазах.

Уч-ль: проделаем небольшой опыт.

Учитель показывает мяч.

-что у меня в руках?(мяч)

-какой он формы? (круглый)

-какого размера? (большой), какого цвета? (красный), какой орган вам помог в этом опыте? (глаза)

Учитель: ГЛАЗА - ОРГАН ЗРЕНИЯ. (Вывешивается табличка)

Что мы можем определить при помощи зрения? (цвет, форму, где расположен предмет). Давайте это  проверим, выполнив следующее задание на внимательность.

     Выполняется задание

  1. Беседа об ушах.

Уч-ль:  проведем следующий опыт. Закройте глаза. ( учитель рвет бумагу). Что произошло?

(Учитель шепотом произносит слово). Что происходит?

(Учитель хлопает в ладоши).Что сейчас произошло? А как вы догадались? (услышали).

Благодаря чему вы  услышали эти звуки? ( Ушам)

УШИ- ОРГАН СЛУХА. ( вывешивается табличка)

 Выполняется задание, доказывающее, что с помощью этого органа мы можем слышать и распознавать звуки.

  1. Беседа о  языке.

Учитель: проделаем опыт. На столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы ,используя органы слуха и зрения, определить, в каком стакане вода сладкая, соленая, простая? (нет). А что нужно для того, чтобы это сделать? ( попробовать). Какой орган вы подключите? (язык)

Учитель: ЯЗЫК- ОРГАН ВКУСА. ( вывешивается табличка)

Вызывается 1 ученик.

-Какая вода в каком стакане находится?

-Какие еще качества пищи различает человек? (холодная, горячая, твердая, жидкая)

-При  помощи чего происходит определение вкуса? (языка)

4. Физкультминутка.

   Рисование носом. Посмотрите на табличку и запомните слово, написанное на ней. Затем закройте  глаза. Представьте себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Напишите мысленно носом данное слово. Откройте глаза, посмотрите , то ли слово вы написали.

  1. Беседа о носе.

Продолжаем исследование. Учитель брызгает духами.

-какие у вас возникли ощущения? (появился запах)

-помогли ли вам почувствовать запах изученные органы (обращение к схеме) –зрение, вкус, слух? (нет)

-а какой орган помог почувствовать запах? (нос)

Уч-ль: НОС – ОРГАН ОБОНЯНИЯ. ( вывешивается табличка)

-Обратите внимание, новое для  вас слово –обоняние. Что же оно обозначает? Давайте обратимся  к толковому  словарю русского языка.

Учитель берет словарь и зачитывает объяснение слова.

А теперь посмотрим, не подведет ли вас ваш  орган обонятия.

Вызывается 1 ученик, перед которым 3 пузырька с жидкостью. Задача: определить, что в них находится.

   Итак,  для чего же нам нужен орган обоняния – нос? (дышать , распознавать запахи)

  1. Беседа о коже.

Проведем еще один опыт. Вызывается ученик. Учитель завязывает ему глаза и просит определить предметы на ощупь.

Какой орган чувств помог ему? (кожа)  И рукам, и пальчикам нам помогает кожа.

 Учитель: КОЖА - ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. ( вывешивается табличка)

Снова новое слово. Обратимся к толковому словарю (учитель зачитывает значение слова)

    Кожа – это не только орган осязания, она еще выполняет защитную функцию: защищает наш организм от проникновения микробов.

-Что  мы еще можем почувствовать при  помощи кожи? (холод, тепло, боль)

Итак,   каких целей существует кожа? ( чтобы ощущать, защищать)

      ОБЩИЙ ИТОГ: Что  относится к органам чувств? (обращение к схеме). Точно так же как внутренние органы не могут существовать без головного мозга, так и органы чувств не могут без него. Мозг – это… (обращение  ) – командный пункт.

   Учитель: закрасьте на Маршрутных листах, как вы усвоили новый материал.

  1. Работа в парах.
  2.  Работа в группах.
  3. Итоговый контроль по теме изученного материала.

       Схема, полученная в процессе урока, закрывается шторкой.

Учитель: для того, чтобы проверить ваше понимание темы, выполним итоговое задание в тетради на стр.58,№1.

Проверка:  учитель вывешивает образец на доску. Ученики, сравнивая , ставят себе оценки.

Отмечаем на Маршрутных листах, как вы работали на итоговом этапе урока.

  Итак, повторим, какие органы чувств человека мы изучили на уроке.  (обращение к схеме человека). Покажите, где они находятся. (Выходит один человек и  показывает органы чувств).

-Всеми  органами управляет что? (головной мозг).

Человек будет жить только тогда, когда будут работать все органы, как единое целое.

  1. Домашнее задание.

Учитель: сегодня я вам даю задание по выбору:

  1. Пересказать материал учебника стр.132-136.
  2. Сочинить мини- рассказ от лица любого органа чувств, начав с фразы: «Я- орган зрения…»
  3. Найти интересные факты об органах чувств –создать копилку интересных  фактов, воспользовавшись энциклопедиями.

      Все ли понятно по домашнему заданию? Отметьте на Маршрутных листах.

      Ваши Маршрутные листы сдайте мне .

Урок закончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...

Урок по Окружающему миру в 3 классе. Тема "Органы чувств. Охрана здоровья"

Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у...

Конспект на тему "Органы чувств", 3 класс

Конспект урока и презентация....

Презентация на тему "Органы чувств", 3 класс, Плешаков.

Краткая презентация-помощница на уроке окружающего мира....