рабочая программа по окружающему миру 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Цветкова Елена Николаевна

Система развивающего обучения Эльконин-Давыдов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Окружающий мир»

(Е.В. Чудинова.  Е.Н. Букварёва)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая  «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что он решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребёнка с «сопротивляющимся» объектом  природными и социальными явлениями. Это даёт возможность ребёнку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления основ научного мышления.

Курс построен на основании теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. Организовать такую деятельность можно только на специальном организованном предметном содержании. Таким содержанием развивающего начального образования в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова являются теоретические знания (в определённом философско-логическом  их понимании). Если главной задачей является развивающее обучение в начальной школе следует позаботиться, прежде всего, о научности содержания. Поэтому, базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.

Исходя из вышесказанного, тематическое содержание подбиралось так, чтобы:

  • на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;
  • у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором всё взаимосвязано и непрерывно развивается);
  • знакомство с началами естественных и социально-гумани-тарных наук происходило гармонично, в единой логике познавательного движения.

Материал и форма конкретных заданий подобраны с учётом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. В соответствии с целями, определенными ФГОС, в курсе обращается особое внимание на проведение практических работ, экскурсий, проектов, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и информацией – с другой.

Предмет «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания. Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются формирование основ научного мышления ребёнка в области природы и социума, формирование целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного содержательного общения с людьми, как представителями общества, и опыта взаимодействия с Природой.

Назначение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры; закладываются основы экологической и культурологической грамотности.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребёнка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.

Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Содержательные линии

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе тремя содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».

К первой области относятся такие общие способы действия, как описание совокупности наблюдаемых признаков природного объекта, расположение группы объектов в порядке выраженности признака или состояния (порядковые шкалы), условное измерение – оценка выраженности признака или состояния, группировка объектов, выявление отношения между выраженностью свойства у разных объектов. Предметом действия являются такие признаки объектов как форма, цвет, длина, ширина, высота, объём, площадь, материал, скорость движения, численность группы объектов и пр.

Ко второй области относятся способы описания объекта, как имеющего пространственную структуру  это запись маршрута (последовательных точек пространства), картосхема, профиль и рельеф как плоские отображения трёхмерной местности, разрезы (срезы) как изображения внутренней пространственной структуры объекта.

К третьей области относятся способы описания временных характеристик объектов – последовательности состояний, событий, измерения длительности промежутков между событиями, способы выявления и описания обусловленности изменений (наблюдение, эксперимент).

Следует чётко зафиксировать, что естественнонаучные понятия (модели процессов) не могут и не должны быть предметом усвоения на начальной ступени школьного образования. Вместе с тем, перечисленные выше способы описания (получения и фиксации естественнонаучного факта) должны частично или полностью осваиваться в начальной школе, потому, что освоение этих способов действия делает возможным понимание учебных текстов основной школы по физике, химии, биологии, географии, астрономии и разворачивание активных форм освоения содержания естественнонаучных предметов.

Это соответствует современным тенденциям развития образования, отражённым в принятом Государственном Стандарте начального образования. Школа перестает быть местом, где ребёнок получает информацию и заучивает её, а становится местом, где ребёнок учится работать с информационными источниками, понимать и преобразовывать полученную информацию.

Информационная грамотность

Одной из основных задач УМК «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является обеспечение грамотности чтения информационных текстов – способности различать факты, описанные в тексте, и мысли автора текста; способность понимать автора, т.е. реконструировать логику его размышлений, вставать на его точку зрения, а также использовать информацию из текста для решения собственных задач.

Получение, поиск и фиксация информации

Начиная с самых первых дней учения дети должны систематически обращаться к справочной литературе. Впервые это реально необходимо, когда дети знакомятся с органами чувств животных. Учитель должен познакомить детей с построением справочников.

Для первоначального введения в эту работу целесообразно использовать «Учебный справочник по естествознанию для 1-5 классов» (авт. Е.Н. Букварёва, А.В. Чудинова и Е.В. Чудинова). В нём оглавление представлено не только в виде списка разделов, но и в картинках. Это позволяет плохо читающим детям сообразить, какой раздел справочника им нужен для ответа на тот или иной вопрос. Обратившись к оглавлению этого раздела, они смогут, сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно, найти ответ на интересующий их вопрос. Учитель должен научить детей пользоваться тематическим указателем в конце справочника. Позднее можно использовать любые справочные издания, учебники и прочую литературу.

Понимание и преобразование информации

Начиная практически с первых дней обучения, дети сталкиваются на уроках с текстами. Принципиально важно, что это не специальные учебные тексты, очищенные и стилизованные, а тексты авторские, разностилевые, с разной степенью сложности. В начале года тексты читает детям учитель, в конце года дети читают уже самостоятельно. При этом всякий раз при встрече с текстом учитель организует специальную работу детей с ним, начиная с первых, наиболее простых, заданий и постепенно включая весь арсенал:

  1. коротко сформулировать, о чём этот текст;
  2. ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту;
  3. придумать и записать название;
  4. выделить маркером главные слова (в учебнике-тетради или рабочей тетради);
  5. слушая или читая текст, нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить его;
  6. вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значку, картинке или названию;
  7. выделить маркером непонятные и незнакомые слова (в учебнике-тетради или рабочей тетради).

Применение и представление информации

В 1 классе информация применяется преимущественно для выполнения заданий учителя и достижения поставленных классом целей. Новые для учеников способы представления информации, осваиваемые на уроках «Окружающего мира» – это разные формы схематической записи.

Оценка достоверности получаемой информации

Вопросы достоверности информации затрагиваются в курсе «Окружающий мир», начиная со второго года обучения. В первом классе главное в этом отношении  введение знака сомнения «?», которым ученики активно пользуются на уроках, выражая своё сомнение или непонимание в ответ на реплики других учеников или учителя.

Для организации эффективного уяснения и овладения разными способами работы с информационным текстом рекомендуется использовать специально подготовленный для этой цели образовательный комплекс «1С: Школа. Развитие речи, 1-4 кл.» 2010г.

Исследовательское поведение

Как было сказано выше, курс построен на основании теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Это означает, что он опирается на признание того факта, что между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. Организация совместно-разделённой учебной деятельности в начальной школе предполагает, что большая часть урочного и, тем более, внеурочного учебного времени занята совместным исследованием и практической работой.

Рис. 1.

На рисунке показано примерное распределение времени урока на 1) все виды работы с текстом, в том числе, задачным; 2) обсуждение (в группах, парах, всем классом) выполненной или предстоящей работы; 3) исследовательскую (конструирование, моделирование и пр.) и практическую деятельность (в том числе, проектная); 4) работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе, работа в виртуальных лабораториях, практикумах и пр.)

В новом, соответствующем ФГОС, варианте программы и примерном тематическом планировании к курсу для каждой темы указаны конкретно те виды и формы деятельности, в которых может быть развернуто данное содержание, а также конкретные способы действий, которые осваиваются в этой теме (см. www.n-bio.ru).

Учебник для 1-го года обучения содержит 27 практических работ познавательного характера. Они провоцируют и организуют исследовательское поведение: рассматривание и сравнение объектов как непосредственное (с привлечением разных органов чувств), так и опосредованное (с помощью инструментов – лупы, линейки и т.д.), описание объектов, решение задач и загадок.

Провокация исследования осуществляется с помощью противопоставления разных мнений учеников об одном и том же предмете; путем презентации загадочных в каком-то отношении изображений (грибы с отсутствием трубочек и пластинок под шляпкой); путём проблематизации (например, в задаче соотнесения домашних животных и их диких родственников; взрослых животных и их детенышей).

Для организации виртуального исследования (в тех случаях, когда исследование реальное затруднено по причинам недоступности ресурсов и пр.) рекомендуется использовать специально подготовленный для этой цели образовательный комплекс «1С: Лаборатория. Развитие Тайны пространства и времени для младших школьников» 2008г.

Духовно-нравственное воспитание учащихся

На первом году школьного обучения духовно-нравственное воспитание происходит, прежде всего, через усвоение норм общения в классном и школьном коллективе.

Кроме того, духовно-нравственное воспитание может осуществляться учителем в контексте изучения следующих тем:

1) Органы чувств человека и животных. Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей Ученики пытаются встать на точку зрения другого – посмотреть на мир глазами слабовидящих и слабослышащих людей.

2) Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества.

3) Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным).

Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);
  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;
  • опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;
  • освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов).

Урок в системе развивающего обучения

Для того чтобы эффективно реализовать свой проект урока, учитель должен:

  • корректировать его по ходу урока в соответствии с пониманием и продвижением детей. Другими словами, действуя, учитель ориентируется, прежде всего, на то, что происходит с детьми (как меняется их понимание, какие заблуждения или знания препятствуют или, напротив, способствуют продвижению), и, лишь во вторую очередь, на свой замысел. Однако конечную цель урока учитель удерживает в сознании постоянно;
  • в ходе урока соотносить свою активность (прежде всего, речевую) и активность детей. Если вопрос задан, то учитель терпеливо ждёт ответа столько, сколько требуется детям. Учитель ни в коем случае не должен повторять слова детей! Если они произнесены тихо, можно попросить повторить громче, а других  прислушаться. Небольшие (1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети;
  • всегда обращать внимание на адресованность вопроса ребенка или высказываемого им соображения (либо классу, либо – возражение или одобрение – другому ребёнку, либо учителю – таких обращений не должно быть много). Нужно приучать детей поворачиваться лицом к собеседнику или классу, называть собеседника по имени;
  •  стараться избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку и взаимооценки детей. Он обращает внимание детей на их достижения, особенно на достижения тех детей, которым что-то даётся с трудом и которые прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем. Урок может считаться удавшимся, если: реализован замысел урока (то есть достигнут за планированный сдвиг в способах работы детей), даже если спроектированный ход урока нарушен; этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжать это занятие.

2 класс (60 часов + 6 часов резервного времени)

Содержание, часы

Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий)

Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид

Тела и процессы. Явления природы. Повторение и обобщение изученного в 1 классе на примере процесса изготовления глиняных изделий и др..

2 часа

Применение определения (подведение под понятие) тела, процесса,  явления.

Составление схемы процесса.

Работа с информационным текстом: озаглавливание.

Практическое исследование процесса образования ржавчины.

Лепка из глины. Выставка глиняных изделий (художественно-эстетическая)

Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево.

Зависимость  свойств изделий от свойств материалов и формы (на примере прочности конструкций).

 3 часа

Практическое исследование свойств материалов. Группировка объектов по признаку (классификация).

Практическое исследование прочности конструкций из листа бумаги. Построение ряда конструкций по прочности.






Конструирование из бумаги. Выставка бумажных изделий (художественно-эстетическая)

Условия процессов. Трудовые процессы в быту.

Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами.

2 часа

Анализ технологических рецептов, как описаний порядка действий с предметами и материалами.

Составление и чтение схем изменения состояния объектов (например: картофель сырой → картофель варёный) с указанием условий изменения (вода, нагревание).

Различение существенных и несущественных условий процессов.

Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, вычитывание информации.

Практические работы по поиску условий процессов (условия работы веревочного телефона и «змейки», выявляющей движение воздуха).

Семейный клуб: «Вкусно готовим.» (общественно-полезная)

Условия процессов.

Состояния воды и других веществ: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе.

Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.

4 часа

Различение состояний воды по признакам.

Составление и чтение схем превращений (например, лёд→ вода→пар и т.п.) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение).

Работа с информационным текстом: интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов).

Практические работы по изучению превращений воды, вида снежинок, образования тумана, процесса растворения.

Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы.

1 час

Обнаружение воздуха, как необходимого условия горения.

Знакомство с правилами безопасного поведения при возгорании.

Классный час: «Как уберечься от пожара» (с приглашением пожарника). Выставка плакатов о правилах пожарной безопасности (общественно-полезная).

Условия скольжения. Трение и скольжение.

3 часа

Практические работы по выбору: «Скольжение монетки и ластика», «Фигуры высшего пилотажа», «Игра в фантики». Составление текста-описания практической работы по плану.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Конкурс на конструкцию лучшего летательного аппарата (научно-познавательная).

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, как создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей,  общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья.

3 часа

Работа со схемой: чтение и составление схем изменения состояния объектов (процессов) с указанием условий. Чтение и понимание ссылок – дополнительной информации к схеме.

Работа с информационными источниками: поиск информации  в справочниках, у взрослых, в словарях, в сети интернет)

Участие в межвозрастном проекте «Здоровье школы» (научно-познавательная, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная).

Условия процессов.

Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе.

1 час

Обсуждение и уточнение правил групповой работы.


 

Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примерах опытов с шишками, сезонной линькой зверей, комнатными растениями, поведением животных и др.)

Погодные условия, предсказание погоды.

Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений.

10 часов

Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. Интерпретация опытов, проведенных учеными.

Составление текста-описания эксперимента.

Работа с информационным текстом: озаглавливание, разбиение на смысловые части, восстановление значения слов по контексту, вычитывание информации, различение известного и неизвестного, различение фактов и объяснений.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Выполнение технического рисунка.

Межпредметный модуль «Как придумать загадку?» интеграция литературного чтения, естествознания, математики.

Работа с цифровыми ресурсами.

Подготовка и проведение праздника-соревнования  см. «Новая начальная школа».

(научно-познавательная)

Ошибки органов чувств (иллюзии). Проблема измерения. Меры. Стандартные меры.

2 часа

Практическое исследование иллюзий человека.

Работа с цифровым ресурсом «Зрительные иллюзии»

Измерение длины разными мерами. Исследование точности измерения.

Межпредметный модуль «Как измерить всё на свете?» интеграция естествознания и математики.

Работа с цифровыми ресурсами.

Подготовка и проведение праздника-соревнования (см. Единая коллекция: «Новая начальная школа»).

(научно-познавательная)

Ветер. Его обожествление в славянской мифологии. Сила ветра. Условное измерение – оценка. Измерительная шкала. Измерительный прибор.

Ветер – движение воздуха. Свойства воздуха.

4 часа

Измерение силы ветра. Конструирование приборов для оценки силы ветра. Измерение силы ветра по шкале Бофорта. Работа с цифровыми ресурсами: шкала Бофорта (измерение силы ветра по фотографии, картине, тексту).

Практическое исследование свойств воздуха. Практическое исследование потоков воздуха.

Планирование опытов. Интерпретация проведенных опытов.

Работа с информационным текстом: озаглавливание, обнаружение главной мысли.

Нагревание и охлаждение тел. Изменение состояния вещества при нагревании (на примере воды, металла, газа). Расширение вещества (воздуха, металла..) при нагревании. Использование этого свойства веществ для измерения температуры (нагретости) с помощью термометра. Устройство термометра. Температурные шкалы.

Правила техники безопасности при проведении практических работ

5 часов

Практическая работа по исследованию нагревания воздуха.

Практическая работа по изучению устройства термометра.

Практическая работа по изучению и сравнению разных температурных шкал. Работа с цифровым ресурсом « Температурные шкалы».

Практическая работа по измерению температуры воздуха и тела человека.

Работа с информационным текстом: восстановление значения слов по контексту, составление инструкции по работе с прибором.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Знакомство с правилами техники безопасности.


Осадки. Горизонтальные: роса и иней, - вертикальные: снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков.

4 часа

Различение горизонтальных и вертикальных линий.

Различение силы (интенсивности) дождя и общего количества осадков. Практическая работа по измерению силы дождя и общего количества осадков.

Облачность. Виды облаков.

Влажность.

2 часа

Работа с информационным текстом: вычитывание информации.

Практическая работа по изучению облаков. Измерение облачности с помощью палетки.

Работа с цифровыми ресурсами: измерение облачности с помощью палетки.

Анализ устройства приборов для измерения влажности (гигрометра), давления воздуха (барометра).

Планирование опытов.

Время и его измерение. Сезонные изменения в природе. Общий способ измерения времени. Циклические и нециклические процессы. Крупные меры времени: год, месяц, неделя. Час, минута, секунда.

Режим дня.

Время и жизнь людей. Семья – ячейка общества. Жизнь в семье – взаимопомощь и поддержка. Календарные семейные праздники.

7 часов

Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Конструирование часов: солнечные часы, водяные часы и пр. Работа с цифровыми ресурсами: Солнечные часы, часы-свечка, водяные часы).

Изготовление макета циферблата механических часов. Освоение счета времени по механическим часам.

Различение «момента времени» и «временного промежутка»- длительности.

Составление для себя «Распорядка дня», «Календаря семейных праздников».

Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. Размножение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Способы распространения плодов и семян.

6 часов.

Составление «Календаря садовода».

Экспериментальное исследование распространения плодов и семян и условий жизни растений.

Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного.

Работа с цифровыми ресурсами: Годовой круг..


Участие в работах на пришкольном участке (общественно-полезная).

                                                     

                                                                              Пояснительная записка

Характеристика образовательной области и место данной дисциплины в ней

Образовательная область «Естествознание» представлена учебным курсом «Окружающий мир». Основными задачами курса являются:

- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. навыков правильного поведения в природной и социальной среде

- целенаправленная работа по формированию у подрастающих поколений экологической культуры, т.к. одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между природой и обществом  

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.

Особенностями изучения этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др.

Цель деятельности учителя

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе;
  • воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе, сохранять и укреплять здоровье.
  • Формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума

Профессиональные возможности и формы педагогической деятельности:

  • организация групповой работы
  • организация работы в парах
  • организация практических работ

Анализ программного и учебно-методического обеспечения предмета

Вещество -  то, из чего состоят природные объекты и изделия. Зависимость свойств предметов от свойств материала.                                                     Трудовые процессы в быту. Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых продуктов. Необходимые этапы процессов. Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами.                                                                                                     Условия процессов. Состояние воды и других веществ. Твердое тело, жидкость и газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе. Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.                                                     Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы.                                                                                                                                                                                                                                          Условия скольжения. Трение и скольжение.                                                                                                                                                                             Условия, необходимые для жизни растений. Свет, тепло, воздух, вода. Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья.                                                                                                                                             Эксперимент. Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой. Условия, которые нужно уравнять. Условия, которые нужно противопоставить. Погодные условия. Предсказание погоды. Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений.                                                  Измерения. Ошибка органов чувств (иллюзии). Проблема измерения. Меры. Стандартные меры.                                                                                    Ветер. Сила ветра. Условное измерение – оценка. Измерительная шкала. Измерительный прибор. Ветер – движение воздуха. Свойства воздуха.      Нагревание и охлаждение. Изменение состояния вещества при нагревании ( на примере воды, металла, газа). Использование этого свойства для измерения температуры. Устройство термометра. Температурные шкалы. Правила техники безопасности при проведении практических работ.          Осадки. Горизонтальные – роса и иней. Вертикальные – снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков.                                                  Облачность. Виды облаков. Влажность.                                                                                                                                                                                      Время и его измерение. Сезонные изменения в природе. Общий способ измерения времени. Циклические и нециклические процессы. Крупные меры времени – год, месяц, неделя. Час, минута, секунда. Режим дня. Время и жизнь людей. Семья – ячейка общества. Жизнь в семье – взаимопомощь и поддержка. Семейные праздники.                                                                                                                                                               Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. Размножение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Способы распространения плодов и семян.

 

Учебно-методическое обеспечение:

Программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методическое пособие для учителя

Система развивающего обучения   Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева «Окружающий мир. 2 класс» Вита-Пресс, 2012.

Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева «Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь» Вита-Пресс, 2012.

Программа.

Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева «Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации для учителя» Вита-Пресс.

                                                     К концу второго класса учащиеся должны:

Называть:

- основные свойства воды;

- основные свойства воздуха;

- условия, необходимые для жизни растений и животных.

Приводить примеры:

- живых  и неживых  природных тел ( объектов наблюдения);

- веществ  в  разных агрегатных состояниях;

- полезных и вредных для здоровья привычек;

- измерительных приборов;

- местных признаков, предсказывающих погоду*.

Различать на уровне представления:

- живые и неживые  природные тела (объекты наблюдения);

- вещества (материалы); явления (процессы);

- агрегатные состояния воды,

- виды осадков;

- существенные и несущественные  условия процессов*;

- наблюдение и эксперимент  как разные   способы получения  ответов на вопросы  об окружающем мире;

- процессы роста  и развития живых  существ*.

Решать практические задачи:

- измерять температуру воздуха  с помощью термометра;

- измерять время с помощью часов;

- составлять свой распорядок дня;

- проращивать семена, ухаживать за растениями;

-планировать и проводить  несложные опыты (вместе с одноклассниками);

- использовать шкалы разной мерности  для определения  свойств  объектов и процессов  

- измерять силу ветра, количество осадков;

-измерять температуру воды  и собственного тела с помощью  термометра;

-  измерять время разными способами;

- определять силу ветра по шкале Бофорта.

Кратко охарактеризовать:

- условия результативной работы  группы и правила  взаимодействия  людей при общении;

- условия безопасного перехода  через  улицу (правила  дорожного движения);

- условия  пожарной  безопасности (правила поведения  при пожаре и задымлении);

- условия некоторых физических    превращений (изменений агрегатного состояния воды, скольжения, полёта и пр) ;

-условия некоторых  химических процессов (горения, появления ржавчины и пр.) ;

- условия некоторых биологических процессов (роста растений, прорастания семян, сезонной линьки  животных и пр.).

Календарное  планирование.

Тема курса

дата

Тема   урока

Дидактические единицы (УУД)

Контроль

Тема №1.

Процессы и их условия

12

1

Из чего делают вещи .Работа с текстом. Озаглавливание.

Вещи, материал, вещество




Процесс, условия процесса.

2

Из чего делают вещи. «Что из чего?» Практическое исследование процесса образования ржавчины.

Практическое исследование.

3

Разнообразие материалов. Свойства материалов. Практическое исследование свойств материалов.

Практическое исследование.

4

Примеры веществ и материалов. Зависимость  свойств изделий от свойств материалов и формы. Практическое исследование прочности конструкций из листа бумаги.





Существенные и несущественные условия.



Практическая работа

5

Трудовые процессы в быту. Существенные и несущественные условия. «Верёвочный телефон.» «Вращающая змейка»

6

Приготовление пищи. Что происходит с картошкой в кастрюле и на сковороде.  « Рецепты»

Текущий

7

Вода. Процессы, происходящие с ней. Условия перехода воды  из одного агрегатного  состояния в другое. Круговорот воды в природе .

Круговорот воды в природе.

Графическая работа

8

Свойства воды. «Снежинки», «Вода и пар»

Практическая работа « Замораживание воды и таяние льда»

Свойства воды. Тело, вещество, явления.

Практическая работа

9

Процесс и условия горения. Меры предотвращения пожара. Вода тушит огонь.


Эксперимент, гипотеза,  план опыта, предсказание.

Трение, скольжение


Свет, тепло, воздух, вода, пища

10

Условия скольжения. Трение и скольжение. « Игра в фантики», « Монетка и ластик».

Тест.

11

Условия, необходимые для жизни растений и животных.

12

Условия, необходимые для правильного роста и развития человека. Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе.

Текущий

Тема №2.

Эксперимент.

16

13

Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов.

Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой. Условия, которые нужно уравнять. Условия, которые нужно противопоставить. Погодные условия. Предсказание погоды

14

Почему закрываются шишки.

Практическая работа «Как заставить шишку закрыться?»

Практическая работа

15

Предсказатели погоды. Работа с текстом.

Перфокарты

16

Работа с информационным текстом.

17

Вычитывание информации, различение известного и неизвестного, различение фактов и объяснений.

Текущий

18

Почему заяц белеет к зиме.


Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений

19

Жизнь на подоконнике

Текущий

20

Работа с текстом. Комнатные растения

Текущий

21

 Разнообразие растений. Экскурсия в кабинет биологии.


Бережное отношение к животным.

Ориентир.



Восприятие. Ошибка органов чувств (иллюзии). Проблема измерения. Меры. Стандартные меры. Измерение, единицы измерения.

Точность измерения.

Измерительный прибор.

22

Видоизмененные части растений.

23

Замечательные умения животных

Перфокарты

24

Поведения животных, ощущения животных; признаки, на   которые  ориентируются животные.

Текущий

25

Работа с текстом. Ориентир у бабочек.

Текущий

26

Научно-познавательная работа.

Тест

27

Всегда ли можно доверять своим органам чувств.

Ошибки органов чувств (иллюзии). Практическое исследование иллюзий человека.

Практическая работа

28

Проблема измерения. Меры. Стандартные меры.

Текущий

Тема №3.

Измерения


















































Время и работа людей

30



















































10

29

Ветер. Его обожествление в славянской мифологии.



Шкала оценки силы ветра.






Свойства воздуха.

Текущий

Самостоятельная работа № 4: «Что я знаю о животных».

Тест.

30

Как сравнить два ветра по силе.

Текущий

31

Условное измерение – оценка. Измерительная шкала. Измерительный прибор. «Сила ветра по Бофорту»

32

Ветер – движение воздуха. Практическое исследование потоков воздуха.

Практическая работа

33

Свойства воздуха. Практическое исследование свойств воздуха.

Практическая работа

34

Работа с информационным текстом: озаглавливание, обнаружение главной мысли.                                

35

Нагревание и охлаждение тел.

36

Изменение состояния вещества при нагревании.


Изменение состояния вещества при нагревании ( на примере воды, металла, газа). Использование этого свойства для измерения температуры. Устройство термометра. Температурные шкалы. Правила техники безопасности при проведении практических работ

Термометр.

Перфокарты

37

Практическая работа «Теплый и холодный воздух»

Практическая работа

38

Нагревание и охлаждение.

Текущий

39

Правила техники безопасности при проведении практических работ. Измерение температуры. Практическая работа  «Устройство термометра»

Практическая работа

40

Практическая работа по изучению и сравнению разных температурных шкал.

Практическая работа

41

 Практическая работа по измерению температуры воздуха и тела человека. Работа с информационным текстом.

Практическая работа

42

Что такое осадки.

Текущий

43

Измерения. Практическая работа «Как сравнить два дождя по силе»                  

Горизонтальные – роса и иней. Вертикальные – снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков

Осадкомер.

Гигрометр.

Практическая работа

44

Простейший  измерительный  прибор, его устройство. Гигрометр.

Составление памятки

45.

Экскурсия (заочная): метеостанция – приборы для измерения погодных явлений.                                         

46.

Работа с информационным текстом.

47.

Откуда берутся облака. «Сделай себе облако». Виды облаков. Влажность.

Творческая работа.

48.

Практическая работа по изучению облаков. Измерение облачности с помощью палетки.

Практическая работа

49.

Работа с информационным текстом: вычитывание информации.

Сезонные изменения в приро-де. Общий способ измерения времени. Циклические и неци-клические процессы. Крупные меры времени – год, месяц, неделя. Час, минута, секунда. Режим дня. Время и жизнь людей. Семья – ячейка обще-ства. Жизнь в семье – взаимо-помощь и поддержка. Семей-ные праздники.                                                                                                                                                              

Циклические и нециклические процессы.

Единицы измерения времени

Свойства тел. Распорядок дня.

Текущий

50

Измерение времени. Сезонные изменения в природе.

Практическая работа

51.

Измерение времени. Работа с текстом. Способ измерения времени

Текущий

Тест

52.

Время – это течение процессов. «Конструирование часов»

Творческая работа.

53.

Меры времени. «Макет циферблата» Время. Много или мало?

Практическая работа

54.

Определение  времени и длительности процессов.                            « Распорядок дня»

Текущий

Тест

55.

Уклад семьи и распорядок дня. «Семейные праздники».

Текущий

56.

Экскурсия: краеведческий (исторический) музей – история родного края.                          

Текущий

57.

Игровой урок «Кто съел котлеты?».

58.

Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного.

Текущий

59.

Весенние посадки.



Плоды, семена.

Распространение семян.

Фотосинтез.

Перфокарты

60.

Календарь садовода.

Текущий

61.

Работа с текстом. Тайны растений.

62.

Практическая работа «Способы распространения  семян и плодов»

Практическая работа

63.

 Наблюдения за ростом и развитием растений.

Составление отчета

64.

Размножение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения.

Текущий

65.

Способы распространения плодов и семян.

Текущий

66.

Экскурсия (заочная): весной – в поле и лес (наблюдение за ростом развитием растений и животных).

67.

Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного.

Текущий

68.

Правила безопасного поведения на  каникулах.

Всего: Практические работы – 16 (+1, опыты)

Тесты - 4

Экскурсии - 3

Всего – 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

рабочая программа окружающего мира для 3 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)

Свидетельство проекта инфоурок  (Рабочая программа окружающему миру)...