Рабочая программа кружка "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» -овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
муниципальное образование
Динской район
станица Динская
Бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования
Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2012 года
Председатель педсовета
__________ Н. М. Дмитренко
подпись, печать ОУ Ф.И. О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
комплексная
(тип программы)
_________________кружок_____________
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
Проектная деятельность «Окружающий мир»
(наименование)
_____________ 1 год______________
(Срок реализации программы)
_________________7- 8 лет_______________
(возраст обучающихся)
Аксёнова М.О., Бурлуцкая Е.А., Волкова С.А., Доррер А.А.,Мороз Н.В.
(Ф. И. О.учителей составителей)
I. Пояснительная записка
Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» -овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
1. Она имеет краеведческую направленность.
- Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года обучения.
- Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Продолжительность: в течение учебного года аудиторные и внеаудиторные занятия1 раз в неделю (33 ч - 1 класс).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух-четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива - «Определитель растений родного края»).
Вид деятельности: игровая, познавательная, проектная
II.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего, час | Характеристика деятельности обучающихся | ||
1кл | |||||
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1.
| Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) | 2 | 2 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |
2. | Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) | 2 | 2 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |
3 | Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
| 2 | 2 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита) | |
4 | Дикорастущие растения региона Д (природные объекты) | 6 | 2 | 4 | Коллективная и индивидуальная деятельность / внеаудиторное занятие – это экскурсия осенний лес, парк, на пришкольный участок/ аудиторное занятие. |
5 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) Д (Природные объекты): Интернет, справочники, общение с родителями | 6 | 2 | 4 | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание — работа с источниками информации / внеаудиторное занятие — экскурсия на садовый участок / аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций |
6 | Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями. Д (природные объекты): интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями | 6 | 2 | 4 | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание: работа с источниками информации/ внеаудиторное занятие - экскурсия аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций |
7 | По страницам Красной книги Кубани. Экскурсия в природу. Народные приметы. | 3 | 1 | 2 | Индивидуальная и коллективная деятельность задание: работа с источниками информации/ внеаудиторное занятие – экскурсия в природу |
8 | Разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов о природе Конкурс рисунков на тему: «Природа в опасности» Удивительный мир цветов (первоцветы) | 3 | 1 | 2 | Индивидуальная и коллективная деятельность. Аудиторное занятие – рисование на экологическую тему. Внеаудиторное – наблюдение в природе за первоцветами. |
9 | Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» | 3 | 3 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий. | |
Итого: | 33 | 17 | 16 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Примечание к теме 1. Подготовка к внеурочным занятиям. Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т. д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения.
Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.
Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3—4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.
Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание к теме 2. Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае (регионе).
Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)
Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.
Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.
Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с я отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание к теме 3. Целесообразно подготовить листья кройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, до орешника и др. (не более 3—4 наименований).
Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой Правила гигиены. Правила поведения в природе (этически* мы, отношение к природе)
Аудиторные занятия (2 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.
Ознакомление с образцами предупредительных знаков пример: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)
Индивидуальная разработка и оформление предупредите охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарнике
Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредите знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений Краснодарского края».
Примечание к теме 4. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.
Тема 4. Дикорастущие растения региона
Внеаудиторное занятие — экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников в природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам) коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителе чающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов — деревьев, кустарников, их листьев и Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.
Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.
Аудиторные занятия (2 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).
Примечание к теме 5. На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.
Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).
Внеаудиторное занятие — экскурсия (4 ч) с привлечением родителей.
Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».
Аудиторные занятия (2 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).
Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России
Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».
Внеаудиторное занятие — экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.
Аудиторные занятия (2 ч). Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края*, «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).
Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.
Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба).
IV. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Конечный результат 1-го года занятий обучающихся – «Определитель растений родного края».
«Определитель растений родного края» - коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).
V. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: выставки, конкурсы, КВН.
VI.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1. | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : Учебник : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : Хрестоматия : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружшотии мир : Методическое пособие для учителя : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник. | |
Печатные пособия | ||
2. | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающим мир : Тетрадь для самостоятельной работы : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник. | |
Технические средства обучения | ||
3. | Магнитофон, компьютер. | |
Экранно-звуковые пособия | ||
4. | Мультимедийное оборудование | |
Игры и игрушки | ||
5. | Лото «Растения»,. | |
Оборудование кабинета (-ов) | ||
6. | Муляжи растений, гербарии, таблицы, предметные картинки. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от 28.08. 2012г.№____, руководитель МО ОУ ____________/Е.А. Долганова/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________/Л. И. Нереуцкая/ от 28.08. 2012г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Комментарии
Рабочая программа кружка "Окружающий мир"
Большое спасибо,Марина Олеговна! Методически грамотная работа.Обязательно использую в своей работе.
Марина Олеговна, спасибо за
Марина Олеговна, спасибо за материал, буду использовать в своей работе