Органы чувств
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Шкитырь Инна Вадимовна

  предмет: Окружающий мир. Тема: "Органы чувств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._shkityr_i.v.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 487

Выборгского района Санкт-Петербурга

Окружающий мир

 «Органы чувств»

                                                             подготовила

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                     Шкитырь Инна Вадимовна

г. Санкт-Петербург»

 2013

Тип урока: урок-исследование.

Цели:

1. Формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;

2. Развитие умений сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст; а также развитие внимания и наблюдательности;

3. Воспитание бережного отношения к своему организму.

Оборудование: 

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- памятка   (по количеству учеников)

- карточки:

  • Изображение опорно-двигательной системы
  • Изображение дыхательной  системы
  • Изображение пищеварительной системы
  • Изображение кровеносной системы
  • Изображение глаза
  • Изображение уха
  • Изображение носа;
  • Изображение языка;
  • Изображение руки;
  • Глаза – орган зрения;
  • Уши – орган слуха;
  • Язык – орган вкуса;
  • Нос – орган обоняния;
  • Кожа – орган осязания;

- для 1 исследования: конверт с геометрическими фигурами, конверт с книгой, картинками, журналом, мяч ;

- для 2 исследования: мяч, синтезатор, бубен, ложка, кубик.

- для 3 исследования: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная) и лимон;

- для 4 исследования: духи.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка целей.

- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

(здесь и далее в скобках  приведены примерные ответы учеников на вопросы учителя)

- Что нам даёт возможность двигаться?

( скелет и мышцы)

- При помощи каких органов происходит дыхание?

(при помощи органов дыхания)

- Перечислите органы дыхания.

(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

- С помощью какого  органа наш организм получает питательные вещества?

(органа пищеварения)

- Перечислите органы пищеварения

(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Перечислите органы кровообращения?

(сердце и кровеносные сосуды)

- Помните сказку  «Красная Шапочка».  Когда Волк переоделся бабушкой и  ждал  Красную Шапочку.  Она его увидела и  сказала: «Бабушка, какие у тебя большие глаза!» А волк ответил: «Это для того, чтоб лучше тебя видеть».

- Бабушка, какие у тебя большие уши!

- Для того, чтоб лучше  слышать.

- Какой у тебя большой рот?..

- Что нам даёт возможность слышать, видеть, чувствовать запах, вкус пищи, ощущать предметы?

(ученики высказывают свои предположения: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, нос, чтобы  чувствовать запах, язык, чтобы чувствовать вкус, рука, чтобы ощущать предмет.)

- Все ли согласны?

- Как одним словом назвать глаза, уши, нос, язык, кожу? (органы чувств)

- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? (органы чувств)

 Сегодня на уроке: мы будем изучать органы чувств.

    - Человек  воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.  

     Нам необходимо провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают)

 - Значит, и мы можем назвать себя исследователями.  

- Кого мы изучаем? (Человека)

-        Верно,  предметом нашего исследования будет человек, а точнее его органы чувств.

  1. Работа по теме урока.
  1. Беседа о глазах – органе зрения.

С какого органа чувств мы начнём наше исследование, вы мне скажите сами, отгадав загадку:

   Брат с братом

Через дорогу  живут,

А один другого не видит.        (Глаза)

- Приступим  к  исследованию:

- Ребята закройте глаза. И не открывая,  скажите, что у меня в руке?

-Откройте глаза.  Почему вы не смогли ответить на мой вопрос? (Были закрыты глаза)

-С помощью глаз мы можем…? (видеть и различать предметы)

-Что у меня в руке?  (конверт)

-Давайте посмотрим, что в нём? (геометрические фигуры)

- Какой они формы? (различной)

- Какого размера? (одинакового)

- Какого цвета? (жёлтого)

- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму)

-Продолжим исследование.

-Что у меня в руке? (мяч)

- Что я делаю? (катаю)

-Что ещё мы можем определить с помощью зрения? (движение предметов)

-Рассмотрите книги, журналы.

- Что мы можем с помощью глаз? (С помощью глаз мы можем читать, видеть картинки.)

- Какой орган вам  помог в этом? (Глаза)

- Глаза – орган зрения (вывешивается карточка на доску)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы познаём окружающий мир.

Один  ученик провёл исследование органа зрения и хочет с вами поделиться этой находкой:

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз видит в темноте и при ярком свете. Надо беречь зрение! Нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость. Глаза помогают нам видеть предметы.

Близорукость  - это когда человек плохо видит вдаль, а дальнозоркость, плохо видит близко.

Глаз – очень важный орган и потому заботливо оберегается организмом. Потечет пот со лба (показываю по картинке), его остановят… брови. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат… ресницы. А если несколько пылинок сядут на глаз, их тотчас смачивает… слезная жидкость.  Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это непроизвольно. Ежедневно человек  моргает примерно 11500 раз. Почему текут слезы? Слезы омывают глаза, чтобы глазное яблоко оставалось влажным. Они удаляют микробы и всякие соринки.

Береги  глаза (памятка каждому ученику)

1. Читай, пиши, рисуй только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз.  Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они быстро устают.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 – 30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа.  Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 – 3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

Физкультминутка

Любопытная Варвара                                        Дети выполняют движения по тексту                                                                            

Смотрят вниз

Смотрит влево,

Смотрит вправо,.

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз.                                     Дети смотрят на кончик носа

А с него свалилась вниз!

2) Беседа об ушах – органе слуха.

Отгадай загадку:

Круглая досочка:

По краям обшивочка, а в середине дырочка   (ухо).

- Проведём следующее исследование: закройте глаза (учитель хлопает в ладоши)

- Что произошло сейчас?    (хлопала в ладоши)

- Как вы догадались?   (услышали)

- Продолжаем опыт.

- Звон музыкального инструмента – бубен

- Что произошло?                (звон бубна)

- Как вы догадались? (услышали)

- Звон музыкального инструмента – детский синтезатор

- Что произошло?                (мелодия на синтезаторе)

- Как вы догадались? (услышали)

- Какой орган вам в этом помог?   (уши)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

- Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску)

- Что различаем, с помощью органа слуха?  (звуки, речь, голоса)

Один из учеников провёл исследование органа слуха:  Слух – способность   организма воспринимать звуки. С помощью него мы слышим и понимаем слова.  Слух тесно связан с речью. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. Уши помогают нам слышать.

- Каким был бы мир без звуков? (Скучным, бедным, не ярким)

                                       Береги уши (памятка каждому ученику)

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить ватными палочками.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

  1. Беседа о языке – органе вкуса.

Отгадайте следующую загадку. О чем она?

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

- Прежде, чем говорить далее, мы проведём исследование: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? (Нет)

- А что для этого нужно сделать? (нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

           (вызываются три ученика для проведения опыта и пробуют воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)

- Какие ещё качества пищи различает язык?

(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простое исследование: показываю лимон.

- Какой на вкус лимон? (кислый)

- Как вы об этом узнали? Вы же не пробовали!

 (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

- Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)

     Язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, которые ощущают, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.

Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание (корень языка) – горькое, кончик языка – сладкое, боковые участки – солёное. (На доске плакат с языком). Язык помогает нам чувствовать вкус еды.

  1. Беседа о носе – органе обоняния

А сейчас новая загадка:

Между двух светил в середине я один   (Нос)

- А сейчас проведём новое исследование:

-У меня в руках колбочка. Мы не знаем, что налито внутри.

(Выходит ученик)

 - Закрой глаза, закрой уши и  подношу к носу ученика духи (появился запах духов)

  - Что в колбочке? (духи)

- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)

- А какой орган помог тебе почувствовать запах? (нос)

- Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)

Исследование ученика:

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Чувство запаха возникает, когда человек делает вдох. Если человек теряет обоняние,  для него пища теряет вкус.

 Запахи могут поглощаться, и потому  одежда впитывает запах пищи, духов.

                                                      Береги нос (памятка каждому ученику)

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Тщательно и аккуратно мыть нос.

3. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

  1. Беседа о коже – органе осязания.

1. Отгадайте загадку.

 У двух матерей по пять сыновей, одно всем имя.  (рука)

- Проведём последнее исследование.

(вызывается ученик)

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, ложку.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы? (кожа)

- Кожа – орган осязания. (вывешивается карточка на доску)

    Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой.     Это чувство называется осязанием.

Береги кожу (памятка каждому ученику)

     1.Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожения.

     2. Содержи свою кожу в чистоте.

    Работа коллективная.

- Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать? (Нет)

- Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?

IV. Итог.

- Ребята, сделайте вывод после наших исследований:

  • Какие органы чувств есть у человека?
  • Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

V. Рефлексия.

- О чём было интересно узнать?

- Что понравилось больше всего?

VI. Домашнее задание.

Прочитать материал об органах чувств на с.132-135.

  1. Оценивание.

- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Памятки к уроку

                                                       

  

      БЕРЕГИ ГЛАЗА!

1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз.  Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они быстро устают.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 – 30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа.  Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 – 3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Делать гимнастику для глаз.

11. Не стесняйся носить очки.

                                                       

    БЕРЕГИ КОЖУ!

  1. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожения.
  2. Содержи свою кожу в чистоте.

071_025.jpg

                                                       

    БЕРЕГИ УШИ!

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить ватными палочками.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

                                                       

    БЕРЕГИ НОС!

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Тщательно и аккуратно мыть нос.

3. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

тоновые переходы

Список литературы:

1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 3 класс 2  часть.  Учебник  для общеобразовательных учреждений. В. 2 ч. Ч 2. – М.:  Просвещение, 2011.

Интернет ресурсы:

2. Изображение опорно-двигательной системы

3. Изображение дыхательной  системы

4. Изображение пищеварительной системы

5. Изображение кровеносной системы

6. Изображение глаза

7. Изображение уха

8. Изображение носа

9. Изображение языка

10. Изображение руки

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....