Конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру по теме "Пернатые изобретатели" 3 класс. "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по окружающему миру по теме "Пернатые изобретатели" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
Учитель нач.классов: Сагдиева Айгуль Рафилевна
Тема : Пернатые изобретатели.
Цели : 1.Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.
2. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
3. Воспитать бережное отношение , любовь к птицам , к окружающему миру.
Оборудование : иллюстрация птиц, видеофильм о птицах, набор перьев, модели самолётов из бумаги, чучело птиц, фото гнезда.
Ход урока :
l. Орг.момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
ll. Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Для начало вспомним , какие виды животных мы знаем :
1) Животные , состоящие из одной клетки. (Простейшие).
2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые).
3) Животные с восемью конечностями плетут паутину. (Паукообразные).
4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела , покрыты чешуёй. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы).
5) Животные , обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими. Откладывают икру. (Земноводные).
6) Сухопутные позвоночные животные , покрытые чешуёй. Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся).
- А другие группы животных есть?
Сегодня мы изучим группу животных , представителей которой надо разгадать :
- Одежда белая , а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда. (Гусь).
2) И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус).
3)Скажи ты мне , какой чудак
И днём и ночью носит фрак? (Пингвин).
- О ком мы будем говорить на уроке?
- Как звучит тема урока в учебнике ?
- Что значит изобретатель? ( Придумать что-то новое , неизвестное ранее).
- Почему пернатые ? (Перья есть у птиц).
- Попробуйте дать определение : Птицы – это….
(Птицы – это пернатые животные , которые умеют летать.) (слайд)
- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете ? (Слайд)
- Какие приспособления нужны птицам для полёта?
- Крылья имеют не только птицы , но именно птицы летают быстрее , выше , дальше , чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол-сапсан развивает скорость до 300 км/ч , а в горизонтальном полёте – до 110км/ч.
- На какой вопрос мы должны ответить на уроке?
- А к чему должны были приспособиться птицы ? ( к воздушной среде).
- Ваши предположения . какими должны быть птицы , чтобы летать? Давайте проверим ваши предположения.
- У меня на столе несколько самолётиков . Как вы думаете . каким должен быть самолёт . чтобы он хорошо летал? Давайте проверим.
- Значит птица какая должна быть?
lll. Поиск решения и самостоятельное применение знаний.
- Почему крупному животному летать труднее , чем мелкому? ( Чем тяжелее птица , тем больше усилий требуется для полёта и для того, чтобы оторваться от земли.
В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете , они бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Страусы вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать.
Работа по учебнику. Работа групп.
- Опираясь на текст учебника стр.104-106 , в группах составьте список приспособлений . которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».
- Лёгкий скелет . вместо зубов – лёгкий клюв.
- Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица , тем сложнее летать.
- Хорошо развиты полётные мышцы. Сердце и лёгкие совершенны. Благодаря им обмен веществ у птиц идёт быстро , поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела, +40 , птицы – теплокровные животные. Для полёта нужна энергия , птицы запасают её в жировых отложениях. Крылья птиц - - видоизменённые передние конечности . Но главное «изобретение» птиц – перья.
- Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Какая одежда лучше греет ? Почему? ( Шерсть , мех и перья задерживают тёплый воздух около тела и не пропускают холодный воздух).
- Почему парашютист падает? ( Действует притяжение Земли).
- Как парашют замедляет его падение? ( Парашют парит благодаря сопротивлению воздуха).
- Рассмотрите перья птиц . Какие они? Как построены , чем похожи и чем отличаются разные виды перьев?
Вывод : Перья – лёгкие , прочные , упругие, тёплые. Можно попытаться разъединить опахало пера , но перья снова смыкаются. Собрав несколько перьев , можно сделать веер. Если помахать перьями , то ощущается движение воздуха – перья опираются на воздух при движении. (слайд)
Перья : маховое – из крыла ; покровное - с груди, создаёт контур тела; рулевое – из хвоста; пуховое – с брюха , удерживая воздух вокруг тела.
Рабочая тетрадь стр.50 №1.
Ответ№1 : маховое – крыло, рулевое- хвост. Покровное – с груди, пуховое – с брюха.
- Выполните задание на стр. 105 учебника . Определите , в какую «одежку» превращается оперение птицы чечётки летом, зимой, ночью. ( Летом перья – защитная одежда, зимой – шуба, ночью – одеяло).
- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц ?
- Перья позволяют опираться на воздух в полёте , поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы . водные птицы смазывают свои перья жиром , поэтому вода не смачивает их и птицы могут не только летать , но и плавать .
- Что происходит в жизни птиц весной? ( Строят гнёзда , откладывают яйца , насиживают их).
- Кто ещё откладывает яйца при размножении? ( Насекомые , пресмыкающиеся).
- В чём сходство и различие в размножении пресмыкающихся и птиц? Что даёт забота о потомстве? ( Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детёнышей . Многие птицы не только строят гнёзда и насиживают яйца , но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают.
- Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы обычно откладывают одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет птенцу выжить.
- Рассмотрите рисунок на стр.107 в учебнике. Какие из этих птиц оседлые ,перелётные ? Оседлые птицы : воробей, поползень, дятел. Перелётные птицы : кукушка , мухоловка, стриж – улетают в тёплые края ; свиристель прилетает на зиму с севера. (слайд)
- Как вы думаете , с чем это может быть связано? ( С наступлением холодов пищи становится всё меньше и меньше).
- Назовите других оседлых птиц , которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка. Ворона. Синица. Сорока. Клёст). (слайд)
Игра : разделите птицы на 2 группы.
- Выполните задание №2 и 3 на стр.50 - работа в парах.
Задание 3 – как и их предки – пресмыкающиеся , птицы меняют свои покровы. Линька – это смена оперения.
- Назовите основную причину перелётов птиц. Из-за чего перелётные птицы улетают в тёплые края? ( Основная причина – недостаток пищи. От холода птиц защищают перья.)
- Как можно помочь оседлым птицам зимой? ( Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки , несолёное сало).
- Рассмотрите рисунки на стр.108-109 учебника. Определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания.
( У древесных птиц – острые когти , помогающие им лазить по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками , короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти.)
- Полезны или вредны хищные птицы? ( В природе всё взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведёт к нарушениям в пищевых цепочках , к нарушению круговорота веществ в экосистемах).
- Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полёвок , а одна полёвка за время съедает 1 кг зерна.
- Почему у птиц такие разные клювы? ( Форма клюва зависит от способа добывания пищи)
- Самостоятельно выполните задание №5 на стр.50 тетради. Сверьте свои ответы с ответами на доске.
Если вы в задании не сделали ни одной ошибки , вы выполнили задание на «5», 1-2 ошибки соответствует отметке «4».
Задание трудное , давайте разберём …
- Петух –самец ухаживает за самками , поэтому он имеет яркую окраску. Курица – самка сидит на гнезде и заботится о птенцах . поэтому она имеет незаметную для хищника окраску.
Кроссворд.
1.Маленькая перелётная птица с тёмно-бурым оперением.
2.Небольшая птица , превосходный певец.
3.Птица , подкладывающая свои яйца в чужие гнёзда.
4.Крупная птица , гнездящаяся вблизи жилья человека.
5.Крупная промысловая птица.
6.Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.
7.Мелкая птица , живущая по берегам водоёмов, заросших камышом.
8.Дневная хищная птица.
Ответы : 1.Стриж,2.Жаворонок,3.Кукушка,4.Аист,5.Тетерев,6 Вальдшеп, 7. Пастушок, 8.Коршун.
lV. Итог.
- Какой вывод можем сделать ?
- Прочитайте вывод учебника на стр.107
- А теперь посмотрим видеофильм о птицах, закрепим знания , которые мы сегодня получили .
V. Дом.задание.
Стр. 104-107 читать , пересказ, раб.тетрадь стр.50 №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...