Конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сагдиева Айгуль Рафилевна

Конспект урока по окружающему миру по теме "Пернатые изобретатели"  3 класс. "Школа 2100".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

Учитель нач.классов: Сагдиева Айгуль Рафилевна

Тема : Пернатые изобретатели.

Цели : 1.Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.

2. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

3. Воспитать бережное отношение , любовь к птицам , к окружающему миру.

Оборудование : иллюстрация птиц, видеофильм о птицах, набор перьев, модели самолётов из бумаги, чучело птиц, фото гнезда.

                                                 Ход урока :

l. Орг.момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать ваша любознательность.

ll. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Для начало вспомним , какие виды животных мы знаем :

1) Животные , состоящие из одной клетки.     (Простейшие).

2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.    (Насекомые).

3) Животные с восемью конечностями плетут паутину.     (Паукообразные).

4) Водные позвоночные животные с  обтекаемой формой тела , покрыты чешуёй. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру.     (Рыбы).

5) Животные , обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими. Откладывают икру.  (Земноводные).

6) Сухопутные позвоночные животные , покрытые чешуёй. Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца.    (Пресмыкающиеся).

 

- А другие группы животных есть?

Сегодня мы изучим группу животных , представителей которой надо разгадать :

  1. Одежда белая , а ножки

Обуты в красные сапожки.

Из моды выйдут – вот беда,

Ему не снять их никогда.        (Гусь).

2) И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?      (Страус).

3)Скажи ты мне , какой чудак

И днём и ночью носит фрак?      (Пингвин).

- О ком мы будем говорить на уроке?

      - Как звучит тема урока в учебнике ?

- Что значит изобретатель? ( Придумать что-то новое , неизвестное ранее).

- Почему пернатые ? (Перья есть у птиц).

- Попробуйте дать определение : Птицы – это….    

(Птицы – это пернатые животные , которые умеют летать.)          (слайд)

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете ?    (Слайд)

- Какие приспособления нужны птицам для полёта?

- Крылья имеют не только птицы , но именно птицы летают быстрее , выше , дальше , чем другие летающие животные!  Пикирующий на добычу сокол-сапсан развивает скорость до 300 км/ч , а в горизонтальном полёте – до 110км/ч.

- На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

- А к чему должны были приспособиться птицы ?   ( к воздушной среде).

- Ваши предположения . какими должны быть птицы , чтобы летать?  Давайте проверим ваши предположения.

- У меня на столе несколько самолётиков . Как  вы думаете . каким должен быть самолёт . чтобы он хорошо летал? Давайте проверим.  

- Значит птица какая должна быть?

lll. Поиск решения и самостоятельное применение знаний.  

- Почему крупному  животному летать труднее , чем мелкому?  ( Чем тяжелее птица , тем больше усилий требуется для полёта и для того, чтобы оторваться от земли.

 

В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете , они бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Страусы вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать.

Работа по учебнику.  Работа групп.  

 - Опираясь на текст учебника стр.104-106 , в группах составьте список приспособлений . которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».

- Лёгкий скелет . вместо зубов – лёгкий клюв.

- Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица , тем сложнее летать.

- Хорошо развиты полётные мышцы. Сердце и лёгкие совершенны. Благодаря им обмен веществ у птиц идёт быстро , поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела, +40 , птицы – теплокровные животные. Для полёта нужна  энергия , птицы запасают её в жировых отложениях. Крылья птиц - - видоизменённые передние конечности . Но главное  «изобретение» птиц – перья.

- Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Какая одежда лучше греет ? Почему?  ( Шерсть , мех и перья задерживают тёплый воздух около тела и не пропускают холодный воздух).

- Почему парашютист падает?  ( Действует притяжение Земли).

- Как парашют замедляет его падение?  ( Парашют парит благодаря сопротивлению воздуха).

 - Рассмотрите перья птиц . Какие они? Как построены , чем похожи и чем отличаются разные виды перьев?

Вывод : Перья – лёгкие , прочные , упругие, тёплые. Можно попытаться разъединить опахало пера , но перья  снова смыкаются. Собрав несколько перьев , можно сделать веер. Если помахать перьями , то ощущается движение воздуха – перья опираются на воздух при движении. (слайд)

Перья : маховое – из крыла ; покровное  - с груди, создаёт контур тела; рулевое – из хвоста; пуховое – с брюха , удерживая воздух вокруг тела.

 Рабочая тетрадь  стр.50 №1.

Ответ№1 : маховое – крыло, рулевое- хвост. Покровное – с груди, пуховое – с брюха.

- Выполните задание на стр. 105 учебника . Определите , в какую «одежку» превращается оперение птицы чечётки летом, зимой, ночью. ( Летом перья – защитная одежда, зимой – шуба, ночью – одеяло).

- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц ?

- Перья позволяют опираться на воздух в полёте , поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы . водные птицы смазывают свои перья жиром , поэтому вода не смачивает их и птицы могут не только летать , но и плавать .

- Что происходит в жизни птиц весной?  ( Строят гнёзда , откладывают яйца , насиживают их).

- Кто ещё откладывает яйца при размножении? ( Насекомые , пресмыкающиеся).

- В чём сходство и различие в размножении пресмыкающихся и птиц? Что даёт забота о потомстве?  ( Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детёнышей   . Многие птицы не только строят гнёзда и насиживают яйца , но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают.

- Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы обычно откладывают одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет птенцу выжить.

- Рассмотрите рисунок на стр.107 в учебнике. Какие из этих птиц оседлые ,перелётные ?   Оседлые птицы : воробей, поползень, дятел. Перелётные птицы : кукушка , мухоловка, стриж – улетают в тёплые края ; свиристель прилетает на  зиму с севера.  (слайд)

- Как вы думаете , с чем это может быть связано?  ( С наступлением холодов пищи становится всё меньше и меньше).

- Назовите других оседлых птиц , которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка. Ворона. Синица. Сорока. Клёст).   (слайд)

Игра : разделите птицы на 2 группы.

- Выполните задание №2 и 3 на стр.50  - работа в парах.

Задание 3 – как и их предки – пресмыкающиеся , птицы меняют свои покровы. Линька – это смена оперения.

 - Назовите основную причину перелётов птиц. Из-за чего перелётные птицы улетают в тёплые края?  ( Основная причина – недостаток пищи. От холода птиц защищают перья.)

- Как можно помочь оседлым птицам зимой? ( Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки , несолёное сало).

- Рассмотрите рисунки на стр.108-109 учебника. Определите по внешнему  виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания.

( У древесных птиц – острые когти , помогающие им лазить по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками , короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти.)

- Полезны или вредны хищные птицы?  ( В природе всё взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведёт к нарушениям в пищевых цепочках , к нарушению круговорота веществ в экосистемах).

- Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полёвок , а одна полёвка  за время съедает 1 кг зерна.

- Почему у птиц такие разные клювы? ( Форма клюва зависит от способа добывания  пищи)

- Самостоятельно выполните задание №5 на стр.50 тетради. Сверьте свои ответы с ответами на доске.  

Если вы в задании не сделали ни одной ошибки , вы выполнили задание на «5», 1-2 ошибки соответствует отметке «4».

 Задание трудное , давайте разберём …

- Петух –самец  ухаживает за самками , поэтому он имеет яркую окраску. Курица – самка сидит на гнезде и заботится о птенцах . поэтому она имеет незаметную для хищника окраску.

Кроссворд.

1.Маленькая перелётная птица с тёмно-бурым оперением.

2.Небольшая птица , превосходный певец.

3.Птица , подкладывающая свои яйца в чужие гнёзда.

4.Крупная птица , гнездящаяся вблизи жилья человека.

5.Крупная промысловая птица.

6.Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.

7.Мелкая птица , живущая по берегам водоёмов, заросших камышом.

8.Дневная хищная птица.

Ответы : 1.Стриж,2.Жаворонок,3.Кукушка,4.Аист,5.Тетерев,6 Вальдшеп, 7. Пастушок, 8.Коршун.

lV. Итог.

- Какой вывод можем сделать ?

- Прочитайте вывод учебника на стр.107

- А теперь посмотрим видеофильм  о птицах, закрепим знания , которые  мы сегодня получили .

  V. Дом.задание.

Стр. 104-107 читать , пересказ, раб.тетрадь стр.50 №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...