Урок окружающего мира в 3 кл Портрет славянина
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Опанасенко Светлана Николаевна

открытый урок по ФГОС с элементами исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок окружающий мир 3 клас808 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   окружающий   мир в 3  классе      


               Тема:  Портрет славянина. Основные качества славянина.

Тип урока: изучение нового материала


Цель:  создание условий на уроке  для формирования представлений о том, кто были наши предки славяне, как была  

 организована жизнь наших далеких предков, какими чертами характера обладали;

Задачи:   Предметные : формировать  общее представление о наших предках; рассмотреть характерные  качества славянина

                 Личностные:   формировать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать предпосылки готовности самостоятельно  

     оценивать успешность своей деятельности;  воспитывать уважение к старине,   к своим предкам, желание  

     следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие.  

     Метапредметные:

  1. регулятивные :  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи  
  2. коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  3. познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в  

устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

         Оборудование:    мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, магнитная доска, презентация к уроку Power Point.

                                                               План-конспект урока

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.    (
Н. Кончаловская)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Вы правы, речь пойдет о жизни людей  нашей страны в былые времена. Слайд 1.


II. Этап проверки выполнения домашнего задания.

Цель :организовать проверку знаний по изученному материалу

Сообщения детей по теме «Из истории племён»





















Устные сообщения детей



Регулятивные (волевая саморегуляция , прогнозирование)

















Познавательные (умение строить сообщение)

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: организовать  усвоение  нового материала и способов действий 

1.Актуализация знаний

Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для построения новых знаний.

  - Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на много лет назад к нашим предкам.

- Кто такие предки? 


- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?





- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?


Слайд 2. 
- Кто были наши предки?
Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке.
- Где они жили?
Наши предки жили по берегам таких рек, как
Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. 
Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово «славяне», которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – «люди, живущие у воды».

3.  Постановка целей и задач урока.

- А что мы можем узнать о славянах?

СХЕМА на доске.

Для этого мы научимся составлять схему, будем работать в группах и поработаем со словарем.

Сегодня мы будем настоящими учеными – историками и проведем исследование

III.  Этап первичной проверки понимания изученного 

- Давайте вспомним, как выглядели наши предки, и смоделируем типичный вид славянина.

- Выскажем предположение Как выглядели наши предки славяне

СЛАЙД 3  СЛАЙД 4.




- Рассмотрите представленный рисунок древнерусской семьи. Дайте словесный портрет любого члена семьи, используя слова:

светловолосый, русый, чернявый, голубоглазый, кареглазый, дородный, курносый, с окладистой бородой, старый, близнецы.

- Что помогает нам узнать, как выглядели люди в далёкие времена?

- Об этом нам рассказывают иконы, летописи, старинные гравюры и, конечно, картины русских художников.

- Я ПРИГЛАШАЮ ВАС В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ.

Перед вами  репродукция картины Андрея Петровича Рябушкина «Боярышня XVII века». Мы не можем точно сказать, что именно такая барышня жила в 17 веке. Можем только предположить, что похожая на неё девушка могла жить в то время и в Москве, и в Великом Новгороде, и в Пскове.

Выберите подходящие слова для её описания: статная, гордая, богатая, приветливая, неприветливая, нарядная, решительная.



2. Давайте продолжим искать ответ на вопрос: « Какими были славяне? »,  и выясним:
 Почему   древних славян называли народом богатырей?

1-ая группа –  Кто такие богатыри? (работа со словарями С.Ожегова, В.Даля)
Ответы детей:  (Богатыри – это сильные,  смелые, выносливые, справедливые, трудолюбивые, любящие свою Родину люди.)
 БОГАТЫРЬ –  человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
БОГАТЫРСКИЙ, принадлежащий, свойственный богатырям.    

Испокон веку русский богатырь стоял на страже своей Родины и покоя своего народа, охраняя границы родной земли, что и нашло отражение в картине В. Васнецова «Богатыри».


- В прежние времена чужие народы, которые жили по соседству с нашими предками славянами, часто обижали их. Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома, уносили имущество жителей. Поэтому, когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на её защиту.

2-ая группа -

- На с. 37 учебника прочитайте третий абзац и сделайте вывод:  какими качествами обладали наши предки (храбрые, выносливые, легко переносят жару и холод, свободолюбивые).

3-я группа – Объясните смысл выражения «Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка не отдадим».















4-ая группа – «Собери пословицы»

Трусливому и пень волком кажется.

Лучше смерть принять, чем Родину предать.

Смелость города берёт.

Смелый воин тысячи водит.

- Приведите примеры смелости и отваги русских воинов

Вывод: славяне были храбрыми, отважными,  преданными своему народу, своей Родине, настоящими патриотами.

  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Богатырь, он таков:

Он силен, он здоров.

Он из лука стрелял,       

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри, 

Станем как богатыри !
- Какое высказывание верно?

  1. Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.
  2. От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

-

 - Откройте учебники  на с. 36 и прочитайте последние три абзаца

- Назовите качество, которым обладали славяне. (Трудолюбие)

- Какие пословицы о труде вы знаете?

- Какими работами заняты славяне?



- Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге.

- Найдите в толковом словарике учебника  с.119 значение выражения «всем миром».

-  Какая черта характера проявляется в этом выражении? (помощь, отзывчивость).

- Как вы понимаете выражение «Хозяйка угожестью всех затмила»?

- Прочитайте в учебнике с.38 последний абзац и подумайте, какова главная мысль, высказанная русским историком Карамзиным.

- Любите ли вы принимать гостей?

- Чем встречают дорогих гостей? (хлебом-солью). Почему? (Самые ценные продукты были хлеб и соль.)

- Итак, какими же чертами характера обладали наши предки?





















- Кроме этого, наши предки умели весело отдыхать. Они любили весёлые пляски, тихие хороводы, кулачные бои, борьбу и бег наперегонки. Песни занимали особое место в их жизни.

- Какие народные праздники вы знаете?

- Какие песни были у наших предков? (колыбельные, свадебные, шуточные плясовые, песни-причитания, трудовые).

IV. Подведение итогов урока.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке..


- В начале урока мы выдвигали гипотезу СЛАЙД

Подтвердилась ли наша гипотеза?

Ребята, на сегодняшнем уроке мы провели исследование, а что мы выяснили? Также научились работать со схемой.

- Почему  древних славян называли народом богатырей?


Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.  

V. Рефлексия
- Что узнали нового?
- Над чем задумались? Для чего нам нужны все эти знания?

- Где вы можете использовать умение составлять схему?     

V. Домашнее задание


Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания


- Я предлагаю использовать эту схему для составления рассказа о славянах. Это будет ваше домашнее задание.          






Государство Русь

(лексическое значение слова предки).

Предки – это люди, которые жили перед нами.

(по отношению к предкам мы – потомки)

Знать историю своей семьи, древо семьи













(кто они такие, где жили, как работали, как отдыхали, какими были по характеру)




Высказывания детей.






 





















Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

























Работа по группам









Дети делают выводы. Обосновывают свои ответы

(славяне были гостеприимными людьми).




















(«пядь» - старинная русская мера длины (17,78 см), равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами. * Ни пяди (не отдать, не уступить) - даже самой малой части.

«вершок» - русская мера длины - около 4,4 см. Очень маленькое, незначительное пространство, длина. - Ни одной пяди чужой земли не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому.















(Куликовская битва, Ледовое побоище, Отечественная война с французами 1812 года, Великая Отечественная война).













(чтение текста учебника)  

(Без труда нет добра. Без труда хлеб не родится никогда. Без дела жить только небо коптить. Без труда нет плода. Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит и одевает. Труд кормит, а лень портит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Землю красит солнце, а человека – труд.).


Работа со словарём




Высказывания детей










Познавательные

(работа со словарём, анализ)





Личностные















Коммуникативные (прогнозирование)









Регулятивные (выявлять то, что уже усвоено и то,  что подлежит усвоению)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
























































Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве)

Регулятивные (самоконтроль)


Познавательные (анализ, обобщение, выбор основания)

































Познавательные (работа с информацией)


Коммуникативные (умение строить высказывание)































Познавательные (логические операции)










Познавательные (обобщение)

















Познавательные (работа с информацией)












































Познавательные (работа с таблицей)













Регулятивные (самооценка, рефлексия)






патриотизм

смелость

трудолюбие

добросердечность,

отзывчивость

гостеприимство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...


 

Комментарии

Опанасенко Светлана Николаевна

урок проведён в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"