Календарно-тематическое планирование - окружающий мир ПНШ 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности. Количество часов в год - 68. Количество часов в неделю - 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_okruzhayushchiy_mir.docx16.91 КБ
Файл 2_okruzhayushchiy_mir.docx59.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.

Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  1. дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  1. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  2. формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
  3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Программу обеспечивают следующие пособия:

  1. Федотова О.Н., Трафимова, Г.В., Трофимов, С.А., Царева, Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
  3. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Федотовой О.Н., Трофимовой Г.В., Трофимова С.А., Царевой Л.А./авт.-сост. Т.С. Гулуева.-Волгоград: Учитель, 2011.

Количество часов в год - 68. Количество часов в неделю - 2.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
  2. понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
  3. три состояния вещества в природе;
  4. основные свойства воды и воздуха;
  5. источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
  6. некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
  7. полезные ископаемые родного края;
  8. значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;
  9.  географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
  1. особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
  2. города Золотого Кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;

•        достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.

Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
  3. ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
  4. проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
  5. измерять температуру воды и воздуха;
  6. письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
  7. узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
  8. показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
  9. описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;
  10. делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;
  11. написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. ориентироваться на местности по компасу;
  2. принимать посильное участие в охране и защите природы;
  3. использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  4. оценивать воздействие человека на природу (положительное отрицательное);
  5. выполнять правила поведения в природе;
  6. рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
  7. удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.



Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата проведения

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Изображение Земли на глобусе (4 часа)

1

Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»

1

Комбинированный

Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа

Знать признаки неживой и живой природы.

Уметь различать объекты неживой и живой природы

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

С. 5-6

2

Глобус - модель земного шара

1

Комбинированный

Работа с готовыми моделями - глобусом.

Знать, что глобус - модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор».

Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария

Задания по группам

С. 7-11

3

Материки и океаны на глобусе

1

Комбинированный

Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе)

Знать термины «материки», «океаны».

Уметь находить на глобусе материки и океаны

Индивидуальный опрос

С. 12-14

4

Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе»

1

Обобщение знаний. Викторина

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Знать формы поверхности -равнины и горы.

Уметь различать равнины и горы на глобусе

Фронтальный опрос

Плоская равнина. Холмистая равнина

С. 15-18

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

О чем рассказала карта (8 часов)

5

Географическая карта

1

Комбинированный

Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.

Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Задания по группам

С. 19-24

6

Учимся читать карту

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения карты

Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте.

Уметь находить и показывать на карте физические объекты

Индивидуальный опрос

Шкала глубин и высот

С. 25-27

7

План местности

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения плана местности

Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане.

Иметь представление о масштабе.

Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Фронтальный опрос

Масштаб

С. 28-30

8

Холмы и овраги

1

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане)

Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображение земной поверхности.

Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

Фронтальный опрос

С. 31-34

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»

1

Экскурсия

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять формы земной поверхности родного края

Фронтальный опрос

10

Стороны горизонта

1

Комбинированный

Определение сторон горизонта

Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта.

Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

Самостоятельная работа

С. 35-37

11

Ориентирование на местности. Компас

1

Комбинированный

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Знать устройство компаса и правила работы с ним.

Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

Индивидуальный опрос

С. 38-41

12-13

Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.

Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Фронтальный опрос

С. 42, ответы на вопросы

Из чего все на свете (4 часа)

14

Тела, вещества, частицы

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Знать, что каждое тело состоит из веществ.

Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах).

Уметь ставить и проводить опыты; определять тела,

Фронтальный и индивид, опрос

Молекулы. Атомы

С. 43-48

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

15

Твердые вещества, жидкости и газы

1

Комбинированный

Отличие объектов неживой природы от изделий человека

Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы

Фронтальный опрос

С.49-52

16

Вода - необыкновенное вещество

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях.

Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения

Работа в парах

С. 53-55

17

Обобщение по теме «Из чего все на свете». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

Фронтальный опрос

С. 56, ответы на вопросы

Вода и ее свойства (5 часов)

18

Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба)

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении.

Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Фронтальный опрос

Виды жидкостей (спирт, ртуть, керосин, бензин)

С.57-62. Доклад о свойствах воды

19

Термометр и его устройство

1

Комбинированный

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром.

Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу

Фронтальный и индивидуальный опрос

Шкала термометра

С. 63-67

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20

Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба)

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Знать свойства льда.

Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды

Фронтальный опрос

Гололед

С. 68-71. Доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками

21

Свойства воды в газообразном состоянии

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара. Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

Испарение

С. 72-74

22

Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении.

Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Устный опрос

С. 75, ответы на вопросы

Чудесные превращения воды в природе (6 часов)

23

Круговорот воды в природе

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Иметь представление о круговороте воды в природе.

Уметь доказывать круговорот воды в природе

Фронтальный и индивид, опрос

С. 76-80

24

Туман и облака. Осадки

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков.

Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь)

Фронтальный опрос

Туман и облака. Осадки. Дождевые, перистые, кучевые, слоистые облака. Роса. Иней

С. 81-84

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков

25

Вода - растворитель (третье заседание клуба)

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Иметь представление о том, что вода - растворитель.

Знать растворимые и нерастворимые вещества.

Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

Задания по группам

Растворимые и нераство-римые вещества

С. 85-87

26

Растворы в природе

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды.

Знать о значении природных растворов.

Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

Индивидуальный опрос

С 88-90

27

Почему воду надо беречь?

1

Комбинированный

Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.

Уметь охранять водные богатства

Фронтальный опрос

Пресная вода

С. 91-94

28

Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.

Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства

Индивидуальный опрос

С. 95, ответы на вопросы

Воздух и его свойства (4 часа)

29

Океан, которого нет на карте и глобусе

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Иметь представления о воздушном океане Земли - атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружаю-

Задания по группам

Атмосфера

С. 96-99

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

щий нас, присутствует в твердых телах и в воде

30

Воздух - это смесь газов

1

Комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород.

Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа

Индивидуальный опрос

Фотосинтез

С.100-102

31

Свойства воздуха (четвертое заседание клуба)

1

Комбинированный

Свойства воздуха

Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

Фронтальный опрос

С. 103-108

32

Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

Устный опрос

С.109-110. Ответы на вопросы

Движение воздуха (4 часа)

33

Температура воздуха

1

Комбинированный

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра

Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху.

Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково

Устный опрос

С. 111-

114

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра

34

Ветер

1

Комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр».

Уметь пользоваться флюгером и анемометром.

Задания по группам

Ураган. Штормовой ветер. Флюгер. Анемометр

С. 115-119

35

Что такое погода?

1

Комбинированный

Явления природы.

Иметь представление о погоде.

3нать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду.

Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

Индивидуальный опрос

С.120-122

36

Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

1

Обобщение знаний. Викторина

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

С.123-124

Тайны недр Земли (7 часов)

37

Горные породы

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать, что горные породы -природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Полезные ископаемые, распространенные в родном крае (2-3 названия), их использование

С. 5-8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

38

Разрушение горных пород

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать, что осадочные горные породы образуются из вулкани- ческих при выветривании.

Уметь наблюдать за проведе- нием учителем опытов, иллю- стрирующих разрушение гор- ных пород под влиянием тем- пературы и воды

Фронтальный и индивиду- альный

опросы

Разрушение горных по- род

С.9-11

39

Что такое мине- ралы?

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Иметь представление о минера- лах как составных частях гор- ных пород.

Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком.

Уметь выполнять практическую работу

Фронтальный опрос

Минералы, твердость минералов

С. 12-15

40

Полезные иско- паемые

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита

Фронтальный опрос

С. 16-21

41

Свойства полез- ных ископаемых (пятое заседание клуба)

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать свойства полезных ис- копаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Устный опрос

Свойства полезных ископаемых

С. 22-25

42

Почему надо беречь полезные ископаемые

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Уметь охранять полезные ископаемые и бережно отно- ситься к богатствам природы; работать с учебными текстами

Индивиду- альный опрос

С. 26-30

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

43

Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

1

Обобщение знаний. Викторина

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Тест

Тестирование

Почва (4 часа)

44

Как образуется почва

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания».

Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания

Самостоятельная работа

Почва, ее значение для жизни

С. 31-34

45

Почва и ее состав (шестое заседание клуба)

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств

Знать, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

Фронтальный и индивид, опрос

Почва и ее состав. Плодородие. Перегной. Минераль-ные соли

С. 35-38

46

Экскурсия «Почвы родного края»

1

Экскурсия

Правила поведения в природе

Знать правила поведения на экскурсии.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

Фронтальный опрос

Почва, ее значение для жизни

Ответы на вопросы

47

Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба)

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае.

Устный опрос, работа в парах

С. 39-42

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь договариваться,распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему

48

Обобщение по теме «Почва»

1

Обобщение знаний. Викторина

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Беседа по вопросам. Тест

Тестирование

Природные сообщества (6 часов)

49

Лес и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Иметь представление о природном сообществе.

Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе

Беседа по статье

Лес и его обитатели. Ярусы леса

С. 43-49

50

Луг и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе

Беседа по вопросам

Луг и его обитатели

С. 50-54

51

Поле и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество дня выращивания культурных растений; многообразие растительного

Работа по группам

Поле и его обитатели. Зерновые культуры

С. 55-58

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и животного мира поля и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие в сообществе поля

Искусственное природное сообщество

52

Пресный водоем и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоема

Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос

Пресный водоем и его обитатели

С. 59-64

53

Болото и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе

Фронтальный и индивидуальный опрос

Болото и его обитатели

С. 65-68

54

Экскурсия «Природные сообщества родного края»

1

Экскурсия

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе

Знать многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания.

Фронтальный опрос

Природные сообщества родного края

Ответы на вопросы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам

55

Обобщение по теме «Природные сообщества»

1

Обобщение знаний. Викторина

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать понятие «природное сообщество».

Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ

Беседа по вопросам. Тест

Тестирование

Человек и природные сообщества (9 часов)

56

Значение лесов

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать значение леса для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства

Устный опрос. Практическая работа

С.69-73

57

Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба)

1

Комбинированный

Правила поведения в природе

Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу.

Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу

Устный опрос

С. 74-78. Составить правила безопасного поведения в лесу для первоклассников

58

Луг и человек

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе

Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания

Самостоятельная работа

С.79-82

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие луговому сообществу

59

Надо ли охранять болота?

1

Комбинированный

Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы

Знать об опасности прогулок около болот; значение болот в природе и жизни человека

Уметь выполнять правила безопасного поведения на болотах

Работа в парах и по группам

С. 83-85

60

Дары рек и озер

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование

Знать реки и озера России и родного края.

Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов

Фронтальный опрос

С. 86-89. Составить правила безопасного поведения у водоемов для первоклассников

61

Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба)

1

Комбинированный

Правила поведения в природе

Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года.

Уметь выполнять правила безопасного поведения

Работа в группах

С. 90-93

62

Человек - защитник природы

1

Комбинированный

Охрана природных богатств. Правила поведения в природе

Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края. Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края

Фронтальный и индивидуальный опросы

Заповедники России

С. 94-96

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

63

Природа будет жить!

1

Комбинированный

Охрана природных богатств

Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Уметь называть детенышей животных

Фронтальный опрос

Красная книга России, заповедники, национальные парки

С. 97-102

64

Обобщение по теме «Человек и природные сообщества»

1

Обобщение знаний. Викторина

Природа как важнейшее условие жизни человека. Охрана природных богатств

Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека.

Уметь охранять природные богатства

Тест

Тестирование

Путешествие в прошлое (5 часов)

65

Лента времени

1

Комбинированный

История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Иметь представлении о ленте времени.

Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век.

Уметь ориентироваться по ленте времени

Фронтальный опрос

С. 103-107

66

Золотое Кольцо России

1

Комбинированный

Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Знать города России.

Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России

Задания по группам

С.108-123

67

Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба)

1

Комбинированный

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города

Индивидуальный опрос

С.124-136. Отметить на плане-карте города егодос-топри-меча-тельно-сти

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

68

Экскурсия в краеведческий музей

1

Экскурсия

Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Уметь показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях

Фронтальный опрос

Ответы на вопросы

69

Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Иметь представление о ленте времени.

Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; города России.

Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени

Беседа по вопросам. Тест

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс

Календарно-тематическое планирование в 4 классе. Окружающий мир. Школа России....

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

КТП во 2 классе. Окружающий мир. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс  "Школа Росси" ФГОС...

календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по окружющему миру для 3 класса "Школа России" А. А. Плешаков...

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....

Календарно -тематическое планирование окружающий мир 1 класс Перспектива

Темы уроков. Авторы: Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. Перспектива...