Календарно-тематическое планирование - окружающий мир ПНШ 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности. Количество часов в год - 68. Количество часов в неделю - 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_okruzhayushchiy_mir.docx | 16.91 КБ |
2_okruzhayushchiy_mir.docx | 59.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Программу обеспечивают следующие пособия:
- Федотова О.Н., Трафимова, Г.В., Трофимов, С.А., Царева, Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
- Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Федотовой О.Н., Трофимовой Г.В., Трофимова С.А., Царевой Л.А./авт.-сост. Т.С. Гулуева.-Волгоград: Учитель, 2011.
Количество часов в год - 68. Количество часов в неделю - 2.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
- понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
- три состояния вещества в природе;
- основные свойства воды и воздуха;
- источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
- некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
- полезные ископаемые родного края;
- значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;
- географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
- особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
- города Золотого Кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
• достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
- ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
- проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
- измерять температуру воды и воздуха;
- письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
- узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
- описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;
- делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;
- написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- ориентироваться на местности по компасу;
- принимать посильное участие в охране и защите природы;
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- оценивать воздействие человека на природу (положительное отрицательное);
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | Дата проведения |
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Изображение Земли на глобусе (4 часа) | ||||||||||
1 | Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа | Знать признаки неживой и живой природы. Уметь различать объекты неживой и живой природы | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом | С. 5-6 | |||
2 | Глобус - модель земного шара | 1 | Комбинированный | Работа с готовыми моделями - глобусом. | Знать, что глобус - модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария | Задания по группам | С. 7-11 | |||
3 | Материки и океаны на глобусе | 1 | Комбинированный | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе) | Знать термины «материки», «океаны». Уметь находить на глобусе материки и океаны | Индивидуальный опрос | С. 12-14 | |||
4 | Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать формы поверхности -равнины и горы. Уметь различать равнины и горы на глобусе | Фронтальный опрос | Плоская равнина. Холмистая равнина | С. 15-18 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
О чем рассказала карта (8 часов) | ||||||||||
5 | Географическая карта | 1 | Комбинированный | Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте | Задания по группам | С. 19-24 | |||
6 | Учимся читать карту | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Уметь находить и показывать на карте физические объекты | Индивидуальный опрос | Шкала глубин и высот | С. 25-27 | ||
7 | План местности | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения плана местности | Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе. Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного | Фронтальный опрос | Масштаб | С. 28-30 | ||
8 | Холмы и овраги | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане) | Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображение земной поверхности. Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними | Фронтальный опрос | С. 31-34 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
9 | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | 1 | Экскурсия | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать правила поведения в природе. Уметь определять формы земной поверхности родного края | Фронтальный опрос | ||||
10 | Стороны горизонта | 1 | Комбинированный | Определение сторон горизонта | Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта. Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца | Самостоятельная работа | С. 35-37 | |||
11 | Ориентирование на местности. Компас | 1 | Комбинированный | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Знать устройство компаса и правила работы с ним. Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса | Индивидуальный опрос | С. 38-41 | |||
12-13 | Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте | Фронтальный опрос | С. 42, ответы на вопросы | |||
Из чего все на свете (4 часа) | ||||||||||
14 | Тела, вещества, частицы | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, | Фронтальный и индивид, опрос | Молекулы. Атомы | С. 43-48 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | ||||||||||
15 | Твердые вещества, жидкости и газы | 1 | Комбинированный | Отличие объектов неживой природы от изделий человека | Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы | Фронтальный опрос | С.49-52 | |||
16 | Вода - необыкновенное вещество | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях. Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения | Работа в парах | С. 53-55 | |||
17 | Обобщение по теме «Из чего все на свете». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | Фронтальный опрос | С. 56, ответы на вопросы | |||
Вода и ее свойства (5 часов) | ||||||||||
18 | Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | Фронтальный опрос | Виды жидкостей (спирт, ртуть, керосин, бензин) | С.57-62. Доклад о свойствах воды | ||
19 | Термометр и его устройство | 1 | Комбинированный | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра | Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу | Фронтальный и индивидуальный опрос | Шкала термометра | С. 63-67 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20 | Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Знать свойства льда. Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды | Фронтальный опрос | Гололед | С. 68-71. Доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками | ||
21 | Свойства воды в газообразном состоянии | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара. Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях | Оформление заданий в таблицах, устный опрос | Испарение | С. 72-74 | ||
22 | Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | Устный опрос | С. 75, ответы на вопросы | |||
Чудесные превращения воды в природе (6 часов) | ||||||||||
23 | Круговорот воды в природе | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Иметь представление о круговороте воды в природе. Уметь доказывать круговорот воды в природе | Фронтальный и индивид, опрос | С. 76-80 | |||
24 | Туман и облака. Осадки | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь) | Фронтальный опрос | Туман и облака. Осадки. Дождевые, перистые, кучевые, слоистые облака. Роса. Иней | С. 81-84 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков | ||||||||||
25 | Вода - растворитель (третье заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Иметь представление о том, что вода - растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества | Задания по группам | Растворимые и нераство-римые вещества | С. 85-87 | ||
26 | Растворы в природе | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды. | Знать о значении природных растворов. Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды | Индивидуальный опрос | С 88-90 | |||
27 | Почему воду надо беречь? | 1 | Комбинированный | Водоемы, их использование человеком, охрана воды | Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь охранять водные богатства | Фронтальный опрос | Пресная вода | С. 91-94 | ||
28 | Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды | Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства | Индивидуальный опрос | С. 95, ответы на вопросы | |||
Воздух и его свойства (4 часа) | ||||||||||
29 | Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Иметь представления о воздушном океане Земли - атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружаю- | Задания по группам | Атмосфера | С. 96-99 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
щий нас, присутствует в твердых телах и в воде | ||||||||||
30 | Воздух - это смесь газов | 1 | Комбинированный | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Знать, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород. Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа | Индивидуальный опрос | Фотосинтез | С.100-102 | ||
31 | Свойства воздуха (четвертое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Свойства воздуха | Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного. Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного | Фронтальный опрос | С. 103-108 | |||
32 | Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха | Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного | Устный опрос | С.109-110. Ответы на вопросы | |||
Движение воздуха (4 часа) | ||||||||||
33 | Температура воздуха | 1 | Комбинированный | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра | Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково | Устный опрос | С. 111- 114 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра | ||||||||||
34 | Ветер | 1 | Комбинированный | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Уметь пользоваться флюгером и анемометром. | Задания по группам | Ураган. Штормовой ветер. Флюгер. Анемометр | С. 115-119 | ||
35 | Что такое погода? | 1 | Комбинированный | Явления природы. | Иметь представление о погоде. 3нать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений | Индивидуальный опрос | С.120-122 | |||
36 | Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. | Фронтальный опрос | С.123-124 | |||
Тайны недр Земли (7 часов) | ||||||||||
37 | Горные породы | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать, что горные породы -природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра | Полезные ископаемые, распространенные в родном крае (2-3 названия), их использование | С. 5-8 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
38 | Разрушение горных пород | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать, что осадочные горные породы образуются из вулкани- ческих при выветривании. Уметь наблюдать за проведе- нием учителем опытов, иллю- стрирующих разрушение гор- ных пород под влиянием тем- пературы и воды | Фронтальный и индивиду- альный опросы | Разрушение горных по- род | С.9-11 | ||
39 | Что такое мине- ралы? | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Иметь представление о минера- лах как составных частях гор- ных пород. Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Уметь выполнять практическую работу | Фронтальный опрос | Минералы, твердость минералов | С. 12-15 | ||
40 | Полезные иско- паемые | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита | Фронтальный опрос | С. 16-21 | |||
41 | Свойства полез- ных ископаемых (пятое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать свойства полезных ис- копаемых. Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | Устный опрос | Свойства полезных ископаемых | С. 22-25 | ||
42 | Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 | Комбинированный | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Уметь охранять полезные ископаемые и бережно отно- ситься к богатствам природы; работать с учебными текстами | Индивиду- альный опрос | С. 26-30 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
43 | Обобщение по теме «Тайны недр Земли» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать свойства полезных ископаемых. Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | Тест | Тестирование | |||
Почва (4 часа) | ||||||||||
44 | Как образуется почва | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания | Самостоятельная работа | Почва, ее значение для жизни | С. 31-34 | ||
45 | Почва и ее состав (шестое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств | Знать, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | Фронтальный и индивид, опрос | Почва и ее состав. Плодородие. Перегной. Минераль-ные соли | С. 35-38 | ||
46 | Экскурсия «Почвы родного края» | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | Фронтальный опрос | Почва, ее значение для жизни | Ответы на вопросы | ||
47 | Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. | Устный опрос, работа в парах | С. 39-42 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Уметь договариваться,распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему | ||||||||||
48 | Обобщение по теме «Почва» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Беседа по вопросам. Тест | Тестирование | ||||
Природные сообщества (6 часов) | ||||||||||
49 | Лес и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе | Беседа по статье | Лес и его обитатели. Ярусы леса | С. 43-49 | ||
50 | Луг и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе | Беседа по вопросам | Луг и его обитатели | С. 50-54 | ||
51 | Поле и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество дня выращивания культурных растений; многообразие растительного | Работа по группам | Поле и его обитатели. Зерновые культуры | С. 55-58 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
и животного мира поля и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие в сообществе поля | Искусственное природное сообщество | |||||||||
52 | Пресный водоем и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоема | Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос | Пресный водоем и его обитатели | С. 59-64 | ||
53 | Болото и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе | Фронтальный и индивидуальный опрос | Болото и его обитатели | С. 65-68 | ||
54 | Экскурсия «Природные сообщества родного края» | 1 | Экскурсия | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе | Знать многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания. | Фронтальный опрос | Природные сообщества родного края | Ответы на вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам | ||||||||||
55 | Обобщение по теме «Природные сообщества» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать понятие «природное сообщество». Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ | Беседа по вопросам. Тест | Тестирование | |||
Человек и природные сообщества (9 часов) | ||||||||||
56 | Значение лесов | 1 | Комбинированный | Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать значение леса для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства | Устный опрос. Практическая работа | С.69-73 | |||
57 | Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Правила поведения в природе | Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу. Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу | Устный опрос | С. 74-78. Составить правила безопасного поведения в лесу для первоклассников | |||
58 | Луг и человек | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе | Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания | Самостоятельная работа | С.79-82 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие луговому сообществу | ||||||||||
59 | Надо ли охранять болота? | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы | Знать об опасности прогулок около болот; значение болот в природе и жизни человека Уметь выполнять правила безопасного поведения на болотах | Работа в парах и по группам | С. 83-85 | |||
60 | Дары рек и озер | 1 | Комбинированный | Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование | Знать реки и озера России и родного края. Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов | Фронтальный опрос | С. 86-89. Составить правила безопасного поведения у водоемов для первоклассников | |||
61 | Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Правила поведения в природе | Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года. Уметь выполнять правила безопасного поведения | Работа в группах | С. 90-93 | |||
62 | Человек - защитник природы | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств. Правила поведения в природе | Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края. Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края | Фронтальный и индивидуальный опросы | Заповедники России | С. 94-96 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
63 | Природа будет жить! | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств | Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Уметь называть детенышей животных | Фронтальный опрос | Красная книга России, заповедники, национальные парки | С. 97-102 | ||
64 | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Природа как важнейшее условие жизни человека. Охрана природных богатств | Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства | Тест | Тестирование | |||
Путешествие в прошлое (5 часов) | ||||||||||
65 | Лента времени | 1 | Комбинированный | История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться по ленте времени | Фронтальный опрос | С. 103-107 | |||
66 | Золотое Кольцо России | 1 | Комбинированный | Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Знать города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России | Задания по группам | С.108-123 | |||
67 | Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города | Индивидуальный опрос | С.124-136. Отметить на плане-карте города егодос-топри-меча-тельно-сти |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
68 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Экскурсия | Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях | Фронтальный опрос | Ответы на вопросы | |||
69 | Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 | Обобщение знаний. Викторина | История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представление о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени | Беседа по вопросам. Тест | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс
Календарно-тематическое планирование в 4 классе. Окружающий мир. Школа России....
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс
КТП во 2 классе. Окружающий мир. Школа России....
Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс
Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс "Школа Росси" ФГОС...
календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по окружющему миру для 3 класса "Школа России" А. А. Плешаков...
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....
Календарно -тематическое планирование окружающий мир 1 класс Перспектива
Темы уроков. Авторы: Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. Перспектива...