Календарно-тематическое планирование - окружающий мир ПНШ 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Зависимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности. Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (б часов)

1

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам

1

Комбинированный

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

Знать:

- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь:

- выделять отличительные признаки живой природы;

- распределять объекты в группы по общим признакам

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

С. 6-8

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы

1

Экскурсия

Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы

Уметь:

- находить взаимосвязи живой и неживой природы;

- узнавать растения и животных своей местности

Задания по группам

С. 9-10

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших

1

Комбинированный

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

Уметь:

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой;

- искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы

Фронтальный, индивидуальный опрос

С 11-12

4

Осенние работы на пришкольном участке

1

Экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Уметь:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

 - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Фронтальный, индивидуальный опрос

Подготовить рисунки по результатам экс-курсии

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5

Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике

1

Комбинированный

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать:

- что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника.

Уметь: 

- работать с книгой как с источником информации;

- ориентироваться в словарях, словарных статьях;

- находить ответы на свои вопросы с помощью словаря

Фронтальный опрос

С.13-15, таблица

6

Опыт и наблюдение

1

Комбинированный

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать:

- понятия «опыт», «наблюдение»;

- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь:

- проводить опыты и наблюдения по плану

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Географические и биологические объекты родного края

С.15-16

Планеты и звезды (5 часов)

7

Земля. Модель Земли

1

Комбинированный

Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы

Знать:

- название нашей планеты;

- форму Земли;

- глобус - модель Земли;

- ось Земли - воображаемая линия. Уметь:

- находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор

Фронтальный опрос

Луна - спутник Земли. Лунные фазы

С.17-20

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

Комбинированный

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли

Знать:

- особенности движения Земли вокруг своей оси;

- что смена дня и ночи - следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь:

- демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси

Тест. Самостоятельная работа

Компас. Стороны горизонта

С. 20-23

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Звезды и созвез-

дия

1

Комбини-

рованный

Звезды, созвез-

дия. Полярная

звезда. Большая

и Малая Медве-

дицы

Знать:

- что Солнце - ближайшая к Земле звезда.

Уметь:

- характеризовать звезды и планеты;

- находить на небе известные небес-

ные тела

Индиви-

дуальный

опрос

Ориентация

по звездам.

Яркость звезд

С.23-28

10

Планеты

1

Комбини-

рованный

Планеты Сол-

нечной системы.

Планеты земной

группы

Иметь представление о планетах

Солнечной системы.

Знать:

- как отличить планеты от звезд;

- как можно отыскать планету на

звездном небе

Разгады-

вание

кроссвор-

да; тест

Спутники пла-

нет. Естествен-

ные спутники

С.29-32.

Подго-

товить

сооб-

щения

о Земле,

Луне

11

Движение Земли

вокруг Солнца

1

Комбини-

рованный

Годовое движе-

ние Земли. Висо-

косный год

Знать:

- особенности движения Земли вокруг

Солнца;

- что смена времен года - следствие

вращения Земли вокруг Солнца.

Уметь:

- объяснять причину смены времен

года;

- демонстрировать с помощью глобу-

са движение Земли вокруг Солнца

Фрон-

тальный

опрос

Теллурий.

Солнце - не-

бесное тело.

Погода, климат

С.33-34

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

12

Как связаны жи-

вая и неживая

природа?

1

Комбини-

рованный

Тела природы.

Планета Земля и

ее положение в

Солнечной сис-

теме

Знать:

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь:

- сравнивать предметы живой и нежи-

вой природы;

- планировать и проводить несложные

опыты

Фрон-

тальный,

индиви-

дуальный

опрос

Явления при-

роды. Ветер

С.35-41.

Подоб-

рать

приме-

ты о

приро-де

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

Условия жизни на планете Земля

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать:

- определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.

Уметь:

- объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются

Фронтальный, индивидуальный опрос

С.41-44

Свойства воздуха и воды (4 часа)

14

Свойства воздуха

1

Комбинированный

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воздуха;

- значение воздуха в природе.

Уметь:

- проводить простейшие опыты;

- фиксировать результаты и их анализ

Работа в парах, оформление опытов в тетради

Окисление. Медленное окисление. Дыхание

С.45-49

15

Кому и для чего нужна вода?

1

Комбинированный

Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;

- значение воды в природе;

- ТБ и соблюдать правила поведения у воды.

Уметь:

- проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений;

- сравнивать свойства воды и воздуха

Фронтальный опрос

Электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС)

С.50-52. Сообщения об источниках во-

ды

16

Вода и ее свойства

1

Комбинированный

Круговорот воды в природе. Три состояния воды

Фронтальный опрос

Теплопроводность воды. Вода-хороший растворитель

С.52-58

17

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»

1

Обобщение знаний

Свойства воздуха и воды

Уметь:

- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Тест

С.59-60

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

Условия, необходимые для развития растений

1

Комбинированный

Теневыносливые, светолюбивые растения

Знать:

- условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

- анализировать опыты;

- формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде

Самостоятельная работа

Проращивание семян овощных и цветковых растений

С.61-63. Правила ухода за растениями

19

Корень, стебель и лист

1

Комбинированный

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

Уметь:

- различать части растений;

- из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

Видоизменения частей растений и их функции

С.63-66

20

Питание растений

1

Комбинированный

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

Уметь:

- использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений

Устный опрос

Углеводы (сахар и крахмал)

С.67-70

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения»

1

Обобщение знаний

Разнообразие растений

Знать:

- разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности.

Уметь:

- приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения)

Тест

С.71-72

Разнообразие растений (4 часа)

22

Цветковые и хвойные растения

1

Комбинированный

Растения цветковые и нецветковые. Цветок -орган растения

Знать:

- группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли)

Тест. Индивидуальный опрос

Хвойные и лиственные растения степи

С.73-75

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

23

Папоротники, мхи и водоросли

1

Комбинированный

Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения

Устный опрос. Практическая работа

Лечебные и ядовитые растения

С.76-80

24

Красная книга России. Правила поведения на природе

1

Комбинированный

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

Знать:

- названия растений Красной книги (не менее 2-3);

- правила поведения в природе.

Уметь: 

- кратко характеризовать средства сохранения природы;

- выполнять простейшие инструкции;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3)

Фронтальный опрос

Красная книга родного края

С.81-85.

Кон-курс на лучший экологический знак года

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений»

1

Обобщение знаний

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения

Тест

С.86

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

Комбинированный

Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.)

Знать:

- чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

- группы культурных растений.

Уметь: 

- выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

- приводить свои примеры культурных растений каждой группы

Индивидуальный опрос

История культурных растений

С.87-91. Подготовить загадки о растениях

27

Какие части культурных растений используют люди?

1

Комбинированный

Расселение семян растений. Выращивание культурных растений

Дидактическая игра

Культурные растения родного края

С.92-93

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

Комбинированный

Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений

Знать:

- основные растения огорода;

- части растений

- листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена.

Уметь:

- ухаживать за огородными растениями;

- правильно подбирать рассаду или семена

Таблица сроков посадки огородных растений родного края

Озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые растения

С.94-97

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

Комбинированный

Значение зерновых культур в жизни человека

Знать:

- названия (изображения) зерновых растений;

- важность зерновых культур в жизни человека

Тест

С/х работы на полях страны

С.97-100

30

Растения сада

1

Комбинированный

Садовые растения. Труд людей в саду

Знать:

- основные растения сада.

Уметь:

- находить и определять садовые растения;

- ухаживать за растениями

Устный опрос

С/х машины и оборудование для работы в саду

С.100-102

31

Сколько живут растения?

1

Комбинированный

Сроки жизни растений; расселение растений на новые места

Знать:

- признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

Уметь:

- определять возраст растений;

- составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;

- характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений

Устный опрос

Памятники природы (дубы, сосны и т. д.)

С.102-104. Составить таблицу «Про-должи-тель-ность жизни растений»

32

Размножение растений своими частями

1

Комбинированный

Вегетативное размножение растений

Знать:

- понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений

Индивидуальный опрос

Размножение водорослей и грибов

С.105-106

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

33

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Обобщение знаний. Викторина

Знать:

- дикорастущие и культурные растения своей местности;

- сельскохозяйственные растения своей местности.

Уметь:

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3)

Тест

С.107-108

Грибы (3 часа)

34

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

Комбинированный

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

Знать:

- свойства и признаки грибов;

- взаимосвязь живой и неживой природы;

- чем питаются грибы

Устный опрос. Тест

Значение грибов в природе и жизни человека

С.109-

112

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов

1

Комбинированный

Съедобные и ядовитые грибы

Знать:

- отличительные признаки съедобных грибов;

- съедобные грибы, растущие в родном крае;

- несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении

С.113-

115

36

Как правильно собирать грибы?

1

Комбинированный

Правила сбора грибов

Знать:

- правила сбора грибов.

Уметь:

- приводить примеры грибов своей местности

Тест

С.115-117

Животные (8 часов)

37

Разнообразие животных

1

Комбинированный

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные

Знать:

- группы животных и их признаки. Уметь:

- приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных

Фронтальный, индиви-дивиду-альный опрос

Отличительные признаки животных разных групп

С.5-8. Подготовить рассказ о животных

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

38

Насекомые

1

Комбинированный

Растительноядные хищные и всеядные насекомые

Знать:

- отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

- названия насекомых родного края

Фронтальный опрос

Редкие насекомые нашей страны

С.9-11

39

Рыбы

1

Комбинированный

Приспособления рыб для жизни вводе

Знать:

- отличительные признаки рыб;

- приспособления рыб к жизни в воде;

- группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные)

Тест

Двоякодышащие и кистеперые рыбы

С.12-14. Сообщения о рыбах родного края

40

Земноводные

1

Комбинированный

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки

Уметь:

- высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;

- называть земноводных родного края

Индивидуальный опрос

Размножение и развитие амфибии

С.15-17

41

Пресмыкающиеся

1

Комбинированный

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

Знать:

- черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;

- сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;

- опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними

Устный опрос

Отличительные признаки гадюки и ужа

С.18-20

42

Птицы

1

Комбинированный

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам

Знать:

- отличительные признаки птиц;

- группы птиц по признаку питания

-зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные .

Уметь:

- определять птиц среди других животных

Самостоятельная работа

Птицы из Красной книги

С.21-23. Птицы родного края

43

Звери

1

Комбинированный

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

Знать:

- значение понятий «звери», «млекопитающие»;

- млекопитающих родного края. Уметь:

- определять млекопитающих среди других животных;

- описывать млекопитающих (по выбору)

Работа в парах

Ехидна и утконос

С.24-26

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

44

Как животные защищаются

1

Комбинированный

Различные  группы животных

Знать:

- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

- способы защиты животных от врагов

Устный опрос, работа в парах

С.26-28

Человек и животные (6 часов)

45

Домашние животные

1

Комбинированный

Домашние животные

Знать:

- признаки домашних животных;

- об особенностях диких и домашних животных.

Уметь:

- раскрывать особенности домашних животных

Беседа по вопросам

С.29-31. Наблюдение за домашними животными

46

Живой уголок

1

Комбинированный

Обитатели живого уголка

Уметь:

- ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность)

Беседа по статье

Рассказы-загадки о животных

С.32-34

47

Урок-экскурсия на станцию юннатов

1

Экскурсия

Знакомство с жизнью животных на станции юннатов

Знать:

- правила поведения и обращения с животными.

Уметь:

- наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов;

- обобщать результаты наблюдений по экскурсии

Беседа по вопросам

Уход за животными

Приготовить рисун-ки по материалам экскурсии

48

Значение диких животных

1

Комбинированный

Расширить знания о диких животных

Знать:

- диких животных родного края.

Уметь:

- определять значение диких животных в жизни человека

Работа по группам

Животные, приносящие ущерб человеку

С.35-38

49

Человек в ответе не только за тех, кого приручил

1

Комбинированный

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека

Знать:

- правила поведения в природе;

- правила обращения с дикими и домашними животными;

- животных, занесенных в Красную книгу России, родного края

Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос

Заказники; за- поведники родного края

С.39-40

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

50

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

1

Обобщение знаний

Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе

Знать:

- названия животных Красной книги России (не менее 2-3);

- правила поведения в походах.

Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае

Беседа по вопросам. Тест

Животные и растения, охраняемые человеком; рыбопитомники

С.41-42. Нарисовать экологические знаки

Человек разумный - часть природы (6 часов)

51

Про тебя

1

Комбинированный

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать:

- о значении природы для здоровья и жизни человека;

- об отдельных видах труда, связанных с природой;

- о значении данного труда;

- сходство и различие людей друг от друга

Устный опрос. Практическая работа

Органы чувств человека, их значение

С.43-48

52

Что умеет человек?

1

Комбинированный

Человек - существо социальное, член общества

Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений

Устный опрос

Различные профессии человека

С.49-53

53

Расти здоровым

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать:

- понятие «здоровье»;

- причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;

- компоненты, от которых зависит здоровье человека;

- какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему

Самостоятельная работа

Причины простудных заболеваний и меры их предупреждения

С.54-59

54

Питание и здоровье

1

Комбинированный

Режим питания

Знать:

- понятия «полезная пища», «разнообразная пища».

Уметь:

- работать с дополнительными источниками знаний

Работа в парах и по группам

Калорийность пищи, меню, его составление

С.60-65

55

От кого зависит твой режим дня?

1

Комбинированный

Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека

Знать:

- условия хорошего самочувствия. Уметь:

- соблюдать режим дня;

- составлять режим своего рабочего и выходного дня

Фронтальный опрос

С.66-69

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

56

Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы»

1

Обобщение знаний

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать:

- средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура)

Тест

Подготовка к школьной олимпиаде

С.70

Как уберечь себя от беды? (5 часов)

57

Чистота - залог здоровья

1

Комбинированный

Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы

Знать:

- значение понятия «микробы»;

- где человека подстерегают микробы;

- основные правила личной гигиены. Уметь:

- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;

- оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах

Практическая работа

Микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека. Работа с микроскопом

С.71-76

58

Берегись простуды!

1

Комбинированный

Охрана и укрепление здоровья

Фронтальный, индивидуальный опрос

Первая помощь при простудных заболеваниях

С.77-79

59

Твоя безопасность на улице

1

Комбинированный

Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми

Знать:

- знаки дорожного движения,

- сигналы регулировщика и светофора;

- правила поведения в природе;

- что такое опасная ситуация.

Уметь:

- составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях

Работа в группах

Схема пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути

С.80-85

60

Твоя безопасность дома

1

Комбинированный

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

Знать:

- правила безопасного поведения дома. Уметь:

- вызвать помощь;

- вести себя в нестандартных ситуациях

Фронтальный опрос

Службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь

С.86-90

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»

1

Викторина

Охрана и укрепление здоровья

Уметь:

- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Тест

С.91-92

В родном краю (7 часов)

62

Имя города, села, поселка

1

Комбинированный

Россия - наша Родина

Знать:

- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Уметь:

- работать с различными источниками информации

Беседа по вопросам. Фронтальный опрос

Народные промыслы России. Особенности труда людей родного края

С.93-97

63

История Московского Кремля

1

Комбинированный

Москва - столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля

Знать:

- исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.

Уметь:

- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

- самостоятельно работать с книгой

Беседа по вопросам

Достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой

С.98-101

64

Экскурсия в город

1

Экскурсия

Предприятия, обслуживающие жителей города

Уметь:

- работать с оглавлением и справочниками учебника;

- анализировать полученную информацию;

- соблюдать правила во время экскурсии в город

Отчет о посещении краеведческого музея

С.103-106

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

65

Общий дедушка

1

Комбинированный

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Знать:

- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

- основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

- способы обмена информацией.

Уметь:

- пользоваться средствами связи

Дидактическая игра. Фронтальный опрос

Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье

С.107-109. По-мощь в создании своей родословной

66

День Победы

1

Комбинированный

Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ

Знать:

- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

- государственную символику России.

Уметь:

- приводить примеры основных государственных праздников

Устный опрос

С.110-113

67

День Конституции

1

Комбинированный

Государственные праздники

Фронтальный опрос

Конституция -Основной Закон России

С.114-117

68

Обобщение по теме «В родном краю»

1

Обобщение знаний

Россия - наша Родина

Знать:

- название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Уметь:

- работать с различными источниками информации

Тест. Задание «Проверь себя!»

С. 118-121



Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Зависимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.

Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

-дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

-специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

-изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

-воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

В связи с тем, что ребенок еще до школы был знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года производится по единому плану: неживая природа -растения - животные - труд человека - образцы поведения в природе.

Во втором классе учащиеся знакомятся с тем, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца. Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе источников информации об окружающем мире. Способ познания расширяется за счет работы с адаптированными научными источниками информации, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно (в беседах с родителями, педагогами школы, экологами, на уроках информатики и т. д.). Важнейшая роль в развитии ребенка отводится социализации как неотъемлемой части формирования личности - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе; воспитания любви и уважения к родной стране, ее законам и символике.

Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности граждан». В условиях действия государственного общеобразовательного стандарта начальной школы (март 2004 г.) приоритетным является формирование межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности. В связи с этим предметное содержание программы данного курса рассчитано на формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Ученик обучается:

  1. устно формировать цель наблюдения;
  2. устно описывать объект;
  3. соотносить результат с поставленной целью;
  4. проводить простейшие опыты;
  5. устанавливать и называть характерные признаки наблюдаемого объекта;
  6. распределять объекты в группы по общему признаку;
  7. использовать сравнение;
  8. высказывать суждения по результатам сравнения;
  9. использовать простейшие модели для изучения и описания природных явлений;
  10. строить простейшие логические высказывания;
  11. выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, записанные в письменном виде;
  12. работать в группе;
  13. осуществлять поиск информации.

На изучение программного материала отводится 68 часов классных занятий. Каждая новая тема начинается с вводного вопроса (или задания), цель которого - повторение и углубление учебного материала, необходимого для изучения нового. Заканчивается тема заданиями или вопросом для системного обобщения материала. Предусмотрены задания повышенной сложности. Кроме того, курс предусматривает 4 экскурсии и 3 практических занятия продолжительностью 1 час.

Основным средством обучения являются следующие учебные издания:

  1. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
  2. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2009.
  3. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
  4. Биологический энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1986.
  5. С любовью к природе: хрестоматия / под редакцией И. Д. Зверева. - М.: Педагогика, 1986.

Требования

к уровню подготовки учащихся

К концу второго года обучения учащиеся должны знать/понимать:

- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;

  1. название нашей планеты;
  2. форму Земли;
  3. глобус - модель Земли, ось Земли - воображаемая линия;
  4. смена дня и ночи - следствие вращения Земли вокруг Солнца;
  5. Солнце - ближайшая к Земле звезда;
  6. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  7. основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  8. разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  1. группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения,
    папоротники, мхи, водоросли);
  2. дикорастущие и культурные растения своей местности;
  3. сельскохозяйственные растения своей местности;
  4. названия растений Красной книги (не менее 2-3);
  5. группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  6. об особенностях диких и домашних животных;
  7. названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
  8. о значении природы для здоровья и жизни человека;
  9. об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

-средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

  1. фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  2. основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  3. названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);
  4. название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  5. государственную символику России;

  1. правила безопасного поведения в природе;

уметь:

  1. работать с оглавлением и справочниками учебника;
  2. различать объекты неживой и живой природы;
  3. устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  1. приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  2. раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  3. называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
  4. приводить примеры животных (насекомых, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
  5. раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  6. называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
  7. называть своих ближайших родственников;
  8. описать портрет своего друга;
  9. приводить простейшие опыты;
  10. выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  11. работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
  12. описывать изученные события из истории Отечества (история Московского кремля, Великая Отечественная война).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс

Календарно-тематическое планирование в 4 классе. Окружающий мир. Школа России....

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

КТП во 2 классе. Окружающий мир. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс  "Школа Росси" ФГОС...

календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по окружющему миру для 3 класса "Школа России" А. А. Плешаков...

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....

Календарно -тематическое планирование окружающий мир 1 класс Перспектива

Темы уроков. Авторы: Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. Перспектива...