Календарно-тематическое планирование - окружающий мир ПНШ 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Зависимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности. Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_okruzhayushchiy_mir.docx | 68.91 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_okruzhayushchiy_mir.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (б часов) | ||||||||||
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу | Знать: - различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь: - выделять отличительные признаки живой природы; - распределять объекты в группы по общим признакам | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом | С. 6-8 | |||
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 | Экскурсия | Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы | Уметь: - находить взаимосвязи живой и неживой природы; - узнавать растения и животных своей местности | Задания по группам | С. 9-10 | |||
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших | 1 | Комбинированный | Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу | Уметь: - различать объекты неживой и живой природы; - работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой; - искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы | Фронтальный, индивидуальный опрос | С 11-12 | |||
4 | Осенние работы на пришкольном участке | 1 | Экскурсия | Наблюдения явлений природы по сезонам года | Уметь: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | Фронтальный, индивидуальный опрос | Подготовить рисунки по результатам экс-курсии |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5 | Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике | 1 | Комбинированный | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | Знать: - что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника. Уметь: - работать с книгой как с источником информации; - ориентироваться в словарях, словарных статьях; - находить ответы на свои вопросы с помощью словаря | Фронтальный опрос | С.13-15, таблица | |||
6 | Опыт и наблюдение | 1 | Комбинированный | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | Знать: - понятия «опыт», «наблюдение»; - различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь: - проводить опыты и наблюдения по плану | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра | Географические и биологические объекты родного края | С.15-16 | ||
Планеты и звезды (5 часов) | ||||||||||
7 | Земля. Модель Земли | 1 | Комбинированный | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы | Знать: - название нашей планеты; - форму Земли; - глобус - модель Земли; - ось Земли - воображаемая линия. Уметь: - находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор | Фронтальный опрос | Луна - спутник Земли. Лунные фазы | С.17-20 | ||
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | Комбинированный | Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли | Знать: - особенности движения Земли вокруг своей оси; - что смена дня и ночи - следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь: - демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси | Тест. Самостоятельная работа | Компас. Стороны горизонта | С. 20-23 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
9 | Звезды и созвез- дия | 1 | Комбини- рованный | Звезды, созвез- дия. Полярная звезда. Большая и Малая Медве- дицы | Знать: - что Солнце - ближайшая к Земле звезда. Уметь: - характеризовать звезды и планеты; - находить на небе известные небес- ные тела | Индиви- дуальный опрос | Ориентация по звездам. Яркость звезд | С.23-28 | ||
10 | Планеты | 1 | Комбини- рованный | Планеты Сол- нечной системы. Планеты земной группы | Иметь представление о планетах Солнечной системы. Знать: - как отличить планеты от звезд; - как можно отыскать планету на звездном небе | Разгады- вание кроссвор- да; тест | Спутники пла- нет. Естествен- ные спутники | С.29-32. Подго- товить сооб- щения о Земле, Луне | ||
11 | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | Комбини- рованный | Годовое движе- ние Земли. Висо- косный год | Знать: - особенности движения Земли вокруг Солнца; - что смена времен года - следствие вращения Земли вокруг Солнца. Уметь: - объяснять причину смены времен года; - демонстрировать с помощью глобу- са движение Земли вокруг Солнца | Фрон- тальный опрос | Теллурий. Солнце - не- бесное тело. Погода, климат | С.33-34 | ||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | ||||||||||
12 | Как связаны жи- вая и неживая природа? | 1 | Комбини- рованный | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной сис- теме | Знать: - общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь: - сравнивать предметы живой и нежи- вой природы; - планировать и проводить несложные опыты | Фрон- тальный, индиви- дуальный опрос | Явления при- роды. Ветер | С.35-41. Подоб- рать приме- ты о приро-де |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
13 | Условия жизни на планете Земля | 1 | Комбинированный | Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать: - определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле. Уметь: - объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются | Фронтальный, индивидуальный опрос | С.41-44 | |||
Свойства воздуха и воды (4 часа) | ||||||||||
14 | Свойства воздуха | 1 | Комбинированный | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества | Знать: - основные, легко определяемые свойства воздуха; - значение воздуха в природе. Уметь: - проводить простейшие опыты; - фиксировать результаты и их анализ | Работа в парах, оформление опытов в тетради | Окисление. Медленное окисление. Дыхание | С.45-49 | ||
15 | Кому и для чего нужна вода? | 1 | Комбинированный | Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное | Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве; - значение воды в природе; - ТБ и соблюдать правила поведения у воды. Уметь: - проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений; - сравнивать свойства воды и воздуха | Фронтальный опрос | Электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС) | С.50-52. Сообщения об источниках во- ды | ||
16 | Вода и ее свойства | 1 | Комбинированный | Круговорот воды в природе. Три состояния воды | Фронтальный опрос | Теплопроводность воды. Вода-хороший растворитель | С.52-58 | |||
17 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» | 1 | Обобщение знаний | Свойства воздуха и воды | Уметь: - выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | Тест | С.59-60 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
18 | Условия, необходимые для развития растений | 1 | Комбинированный | Теневыносливые, светолюбивые растения | Знать: - условия, необходимые для развития растений. Уметь: - анализировать опыты; - формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде | Самостоятельная работа | Проращивание семян овощных и цветковых растений | С.61-63. Правила ухода за растениями | ||
19 | Корень, стебель и лист | 1 | Комбинированный | Значение корня, стебля и листьев в жизни растений | Уметь: - различать части растений; - из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения | Оформление заданий в таблицах, устный опрос | Видоизменения частей растений и их функции | С.63-66 | ||
20 | Питание растений | 1 | Комбинированный | Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание | Уметь: - использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений | Устный опрос | Углеводы (сахар и крахмал) | С.67-70 | ||
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения» | 1 | Обобщение знаний | Разнообразие растений | Знать: - разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь: - приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) | Тест | С.71-72 | |||
Разнообразие растений (4 часа) | ||||||||||
22 | Цветковые и хвойные растения | 1 | Комбинированный | Растения цветковые и нецветковые. Цветок -орган растения | Знать: - группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли) | Тест. Индивидуальный опрос | Хвойные и лиственные растения степи | С.73-75 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
23 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | Комбинированный | Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения | Устный опрос. Практическая работа | Лечебные и ядовитые растения | С.76-80 | ||
24 | Красная книга России. Правила поведения на природе | 1 | Комбинированный | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу | Знать: - названия растений Красной книги (не менее 2-3); - правила поведения в природе. Уметь: - кратко характеризовать средства сохранения природы; - выполнять простейшие инструкции; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3) | Фронтальный опрос | Красная книга родного края | С.81-85. Кон-курс на лучший экологический знак года | ||
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | 1 | Обобщение знаний | Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения | Тест | С.86 | |||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) | ||||||||||
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | Комбинированный | Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.) | Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы | Индивидуальный опрос | История культурных растений | С.87-91. Подготовить загадки о растениях | ||
27 | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | Комбинированный | Расселение семян растений. Выращивание культурных растений | Дидактическая игра | Культурные растения родного края | С.92-93 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | Комбинированный | Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений | Знать: - основные растения огорода; - части растений - листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена. Уметь: - ухаживать за огородными растениями; - правильно подбирать рассаду или семена | Таблица сроков посадки огородных растений родного края | Озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые растения | С.94-97 | ||
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | Комбинированный | Значение зерновых культур в жизни человека | Знать: - названия (изображения) зерновых растений; - важность зерновых культур в жизни человека | Тест | С/х работы на полях страны | С.97-100 | ||
30 | Растения сада | 1 | Комбинированный | Садовые растения. Труд людей в саду | Знать: - основные растения сада. Уметь: - находить и определять садовые растения; - ухаживать за растениями | Устный опрос | С/х машины и оборудование для работы в саду | С.100-102 | ||
31 | Сколько живут растения? | 1 | Комбинированный | Сроки жизни растений; расселение растений на новые места | Знать: - признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь: - определять возраст растений; - составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; - характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений | Устный опрос | Памятники природы (дубы, сосны и т. д.) | С.102-104. Составить таблицу «Про-должи-тель-ность жизни растений» | ||
32 | Размножение растений своими частями | 1 | Комбинированный | Вегетативное размножение растений | Знать: - понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод». Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений | Индивидуальный опрос | Размножение водорослей и грибов | С.105-106 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Знать: - дикорастущие и культурные растения своей местности; - сельскохозяйственные растения своей местности. Уметь: - раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3) | Тест | С.107-108 | ||||
Грибы (3 часа) | ||||||||||
34 | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Комбинированный | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов | Знать: - свойства и признаки грибов; - взаимосвязь живой и неживой природы; - чем питаются грибы | Устный опрос. Тест | Значение грибов в природе и жизни человека | С.109- 112 | ||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | 1 | Комбинированный | Съедобные и ядовитые грибы | Знать: - отличительные признаки съедобных грибов; - съедобные грибы, растущие в родном крае; - несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра | Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении | С.113- 115 | ||
36 | Как правильно собирать грибы? | 1 | Комбинированный | Правила сбора грибов | Знать: - правила сбора грибов. Уметь: - приводить примеры грибов своей местности | Тест | С.115-117 | |||
Животные (8 часов) | ||||||||||
37 | Разнообразие животных | 1 | Комбинированный | Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные | Знать: - группы животных и их признаки. Уметь: - приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы; - раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных | Фронтальный, индиви-дивиду-альный опрос | Отличительные признаки животных разных групп | С.5-8. Подготовить рассказ о животных |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
38 | Насекомые | 1 | Комбинированный | Растительноядные хищные и всеядные насекомые | Знать: - отличительные признаки насекомых и деление их на группы; - названия насекомых родного края | Фронтальный опрос | Редкие насекомые нашей страны | С.9-11 | ||
39 | Рыбы | 1 | Комбинированный | Приспособления рыб для жизни вводе | Знать: - отличительные признаки рыб; - приспособления рыб к жизни в воде; - группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные) | Тест | Двоякодышащие и кистеперые рыбы | С.12-14. Сообщения о рыбах родного края | ||
40 | Земноводные | 1 | Комбинированный | Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки | Уметь: - высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма; - называть земноводных родного края | Индивидуальный опрос | Размножение и развитие амфибии | С.15-17 | ||
41 | Пресмыкающиеся | 1 | Комбинированный | Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями | Знать: - черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей; - сходства и различия пресмыкающихся и земноводных; - опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними | Устный опрос | Отличительные признаки гадюки и ужа | С.18-20 | ||
42 | Птицы | 1 | Комбинированный | Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам | Знать: - отличительные признаки птиц; - группы птиц по признаку питания -зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные . Уметь: - определять птиц среди других животных | Самостоятельная работа | Птицы из Красной книги | С.21-23. Птицы родного края | ||
43 | Звери | 1 | Комбинированный | Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих | Знать: - значение понятий «звери», «млекопитающие»; - млекопитающих родного края. Уметь: - определять млекопитающих среди других животных; - описывать млекопитающих (по выбору) | Работа в парах | Ехидна и утконос | С.24-26 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
44 | Как животные защищаются | 1 | Комбинированный | Различные группы животных | Знать: - группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); - способы защиты животных от врагов | Устный опрос, работа в парах | С.26-28 | |||
Человек и животные (6 часов) | ||||||||||
45 | Домашние животные | 1 | Комбинированный | Домашние животные | Знать: - признаки домашних животных; - об особенностях диких и домашних животных. Уметь: - раскрывать особенности домашних животных | Беседа по вопросам | С.29-31. Наблюдение за домашними животными | |||
46 | Живой уголок | 1 | Комбинированный | Обитатели живого уголка | Уметь: - ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность) | Беседа по статье | Рассказы-загадки о животных | С.32-34 | ||
47 | Урок-экскурсия на станцию юннатов | 1 | Экскурсия | Знакомство с жизнью животных на станции юннатов | Знать: - правила поведения и обращения с животными. Уметь: - наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов; - обобщать результаты наблюдений по экскурсии | Беседа по вопросам | Уход за животными | Приготовить рисун-ки по материалам экскурсии | ||
48 | Значение диких животных | 1 | Комбинированный | Расширить знания о диких животных | Знать: - диких животных родного края. Уметь: - определять значение диких животных в жизни человека | Работа по группам | Животные, приносящие ущерб человеку | С.35-38 | ||
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил | 1 | Комбинированный | Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека | Знать: - правила поведения в природе; - правила обращения с дикими и домашними животными; - животных, занесенных в Красную книгу России, родного края | Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос | Заказники; за- поведники родного края | С.39-40 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | 1 | Обобщение знаний | Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе | Знать: - названия животных Красной книги России (не менее 2-3); - правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае | Беседа по вопросам. Тест | Животные и растения, охраняемые человеком; рыбопитомники | С.41-42. Нарисовать экологические знаки | ||
Человек разумный - часть природы (6 часов) | ||||||||||
51 | Про тебя | 1 | Комбинированный | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека | Знать: - о значении природы для здоровья и жизни человека; - об отдельных видах труда, связанных с природой; - о значении данного труда; - сходство и различие людей друг от друга | Устный опрос. Практическая работа | Органы чувств человека, их значение | С.43-48 | ||
52 | Что умеет человек? | 1 | Комбинированный | Человек - существо социальное, член общества | Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений | Устный опрос | Различные профессии человека | С.49-53 | ||
53 | Расти здоровым | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: - понятие «здоровье»; - причины простудных заболеваний и меры их предупреждения; - компоненты, от которых зависит здоровье человека; - какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему | Самостоятельная работа | Причины простудных заболеваний и меры их предупреждения | С.54-59 | ||
54 | Питание и здоровье | 1 | Комбинированный | Режим питания | Знать: - понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь: - работать с дополнительными источниками знаний | Работа в парах и по группам | Калорийность пищи, меню, его составление | С.60-65 | ||
55 | От кого зависит твой режим дня? | 1 | Комбинированный | Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека | Знать: - условия хорошего самочувствия. Уметь: - соблюдать режим дня; - составлять режим своего рабочего и выходного дня | Фронтальный опрос | С.66-69 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
56 | Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы» | 1 | Обобщение знаний | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека | Знать: - средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура) | Тест | Подготовка к школьной олимпиаде | С.70 | ||
Как уберечь себя от беды? (5 часов) | ||||||||||
57 | Чистота - залог здоровья | 1 | Комбинированный | Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы | Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами; - оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах | Практическая работа | Микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека. Работа с микроскопом | С.71-76 | ||
58 | Берегись простуды! | 1 | Комбинированный | Охрана и укрепление здоровья | Фронтальный, индивидуальный опрос | Первая помощь при простудных заболеваниях | С.77-79 | |||
59 | Твоя безопасность на улице | 1 | Комбинированный | Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми | Знать: - знаки дорожного движения, - сигналы регулировщика и светофора; - правила поведения в природе; - что такое опасная ситуация. Уметь: - составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях | Работа в группах | Схема пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути | С.80-85 | ||
60 | Твоя безопасность дома | 1 | Комбинированный | Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами | Знать: - правила безопасного поведения дома. Уметь: - вызвать помощь; - вести себя в нестандартных ситуациях | Фронтальный опрос | Службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь | С.86-90 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» | 1 | Викторина | Охрана и укрепление здоровья | Уметь: - выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | Тест | С.91-92 | |||
В родном краю (7 часов) | ||||||||||
62 | Имя города, села, поселка | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина | Знать: - название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь: - работать с различными источниками информации | Беседа по вопросам. Фронтальный опрос | Народные промыслы России. Особенности труда людей родного края | С.93-97 | ||
63 | История Московского Кремля | 1 | Комбинированный | Москва - столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля | Знать: - исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля. Уметь: - описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); - самостоятельно работать с книгой | Беседа по вопросам | Достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой | С.98-101 | ||
64 | Экскурсия в город | 1 | Экскурсия | Предприятия, обслуживающие жителей города | Уметь: - работать с оглавлением и справочниками учебника; - анализировать полученную информацию; - соблюдать правила во время экскурсии в город | Отчет о посещении краеведческого музея | С.103-106 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
65 | Общий дедушка | 1 | Комбинированный | Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками | Знать: - фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; - основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших); - способы обмена информацией. Уметь: - пользоваться средствами связи | Дидактическая игра. Фронтальный опрос | Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье | С.107-109. По-мощь в создании своей родословной | ||
66 | День Победы | 1 | Комбинированный | Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ | Знать: - названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества); - название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села); - государственную символику России. Уметь: - приводить примеры основных государственных праздников | Устный опрос | С.110-113 | |||
67 | День Конституции | 1 | Комбинированный | Государственные праздники | Фронтальный опрос | Конституция -Основной Закон России | С.114-117 | |||
68 | Обобщение по теме «В родном краю» | 1 | Обобщение знаний | Россия - наша Родина | Знать: - название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь: - работать с различными источниками информации | Тест. Задание «Проверь себя!» | С. 118-121 |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Зависимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
-дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
-специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
-изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
-воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
В связи с тем, что ребенок еще до школы был знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года производится по единому плану: неживая природа -растения - животные - труд человека - образцы поведения в природе.
Во втором классе учащиеся знакомятся с тем, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца. Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе источников информации об окружающем мире. Способ познания расширяется за счет работы с адаптированными научными источниками информации, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно (в беседах с родителями, педагогами школы, экологами, на уроках информатики и т. д.). Важнейшая роль в развитии ребенка отводится социализации как неотъемлемой части формирования личности - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе; воспитания любви и уважения к родной стране, ее законам и символике.
Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности граждан». В условиях действия государственного общеобразовательного стандарта начальной школы (март 2004 г.) приоритетным является формирование межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности. В связи с этим предметное содержание программы данного курса рассчитано на формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Ученик обучается:
- устно формировать цель наблюдения;
- устно описывать объект;
- соотносить результат с поставленной целью;
- проводить простейшие опыты;
- устанавливать и называть характерные признаки наблюдаемого объекта;
- распределять объекты в группы по общему признаку;
- использовать сравнение;
- высказывать суждения по результатам сравнения;
- использовать простейшие модели для изучения и описания природных явлений;
- строить простейшие логические высказывания;
- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, записанные в письменном виде;
- работать в группе;
- осуществлять поиск информации.
На изучение программного материала отводится 68 часов классных занятий. Каждая новая тема начинается с вводного вопроса (или задания), цель которого - повторение и углубление учебного материала, необходимого для изучения нового. Заканчивается тема заданиями или вопросом для системного обобщения материала. Предусмотрены задания повышенной сложности. Кроме того, курс предусматривает 4 экскурсии и 3 практических занятия продолжительностью 1 час.
Основным средством обучения являются следующие учебные издания:
- Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2009.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
- Биологический энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1986.
- С любовью к природе: хрестоматия / под редакцией И. Д. Зверева. - М.: Педагогика, 1986.
Требования
к уровню подготовки учащихся
К концу второго года обучения учащиеся должны знать/понимать:
- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- название нашей планеты;
- форму Земли;
- глобус - модель Земли, ось Земли - воображаемая линия;
- смена дня и ночи - следствие вращения Земли вокруг Солнца;
- Солнце - ближайшая к Земле звезда;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
- разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения,
папоротники, мхи, водоросли); - дикорастущие и культурные растения своей местности;
- сельскохозяйственные растения своей местности;
- названия растений Красной книги (не менее 2-3);
- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- об особенностях диких и домашних животных;
- названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
- о значении природы для здоровья и жизни человека;
- об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
-средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
- основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);
- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- правила безопасного поведения в природе;
уметь:
- работать с оглавлением и справочниками учебника;
- различать объекты неживой и живой природы;
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
- приводить примеры животных (насекомых, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
- раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
- называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
- называть своих ближайших родственников;
- описать портрет своего друга;
- приводить простейшие опыты;
- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского кремля, Великая Отечественная война).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс
Календарно-тематическое планирование в 4 классе. Окружающий мир. Школа России....
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс
КТП во 2 классе. Окружающий мир. Школа России....
Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс
Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс "Школа Росси" ФГОС...
календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по окружющему миру для 3 класса "Школа России" А. А. Плешаков...
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....
Календарно -тематическое планирование окружающий мир 1 класс Перспектива
Темы уроков. Авторы: Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. Перспектива...