УМК по ФГОС "Окружающий мир. 3 класс"Виноградова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Тематическое планирование по новым Федеральным Стандартам.Окружающий мир .3 класс. Виноградова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_po_fgos_okr_mir_3_kl_vinogradova.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21 городского округа Тольятти
Утверждаю Директор ________/_________/ «__»_____________2013 г. М.П. | Согласовано «___»________2013 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ | Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___от «__»_____2013г. Руководитель МО ________________/______________/ |
ПРОГРАММА
учебного курса
по окружающему миру
(авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова )
УМК «Начальная школа21 века»
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С.Калиновой (УМК «Начальная школа 21 века»)
Класс 3 «__»
Программу разработала
учитель начальных классов
Максимова Оксана Владимировна
Тольятти, 2013 год
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ школы № разработана в соответствии с Приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы НОО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предназначена для обучения учащихся начальной школы, рассчитана на 68 часов.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимость в системе «человек — природа — общество»;
• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Цель курса - формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Задачи курса.
Образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия мира.
Развивающая: обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.
Воспитывающая: социализация ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как их отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель).
2 .Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуpy школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
4. Необходимость принципа экологизации в предмете определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, семья как ячейка общества.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
—различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
—устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
— приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в ис-тории Российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одеж-ду, вещи и т. п. разных эпох;
— называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
— проводить несложные опыты по размножению растений;
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
—рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание программы
Содержание программы Окружающий мир (2 часа в неделю; всего 68 часов в год) | ||
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Человек живёт во времени и пространстве на планете Земля. На Земле шесть материков и пять океанов (включая Южный). Мы живем в Евразии в России. Историческое время измеряется годами, веками, тысячелетиями. Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела. Солнце — огненный шар. Земля — шар. Горизонт. Значение Солнца для жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Способы познания окружающего мира. Наблюдения природы как идея создания разных изделий (предметов быта). Опыт и эксперимент. Художественное творчество, литература и искусство — способы познания мира. Модели как метод изучения мира. Способы ориентирования в окружающем мире. Бактерии — живые примитивные существа, имеют разную форму и величину. Обитают повсюду. Среди бактерий есть «помощники» человека, а есть паразиты, которые вызывают тяжёлые заболевания. Грибы отличаются от растений: не имеют зелёной окраски, не создают сами питательных веществ, а поглощают их из окружающего мира. Разнообразие плодовых тел у грибов. Грибы полезные и ядовитые для человека. Места обитания растений. Растения дикорастущие и культурные. Значение растений для жизни на Земле. Ядовитые для человека растения: внешний вид, опасные свойства различных органов. Мир растений разнообразен: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Растение — живой организм, системы органов обеспечивают рост, развитие растения, его питание, дыхание, размножение. Значение каждого органа растения. Наземные и подземные органы. Лист — орган питания. Простые и сложные листья. Стебель как часть побега. Цветки одиночные и соцветия. Плод растения как орган размножения. Как размножается растение. Вегетативные способы размножения. Когда и почему возникло земледелие. Страницы Красной книги России. Животные как часть природы. Роль животных в природ Цепи питания. Разнообразие животных на Земле: классы животных, животные одноклеточные и многоклеточные, и беспозвоночные. Питание животного, передвижение, размножение. Приспособление к окружающей среде. Насекомые, пауки, моллюски, раки и черви — беспозвоночные животные. Особенности существования беспозвоночных животных. Разнообразие насекомых. Природные сообщества: особенности, цепи питания. Приручение и одомашнивание животных. Охрана животных. Заповедники, Красная книга. История изучает прошлое Земли и человеческого общества. Методы изучения прошлого (раскопки, предметы быта, монеты, произведения искусства). Расселение восточных славян, освоение территорий между Чёрным, Белым и Балтийским морями. Объединение славянских племён для защиты от врагов. Возникновение Древнерусского государства, его сто пим и города. Первые русские князья. Образование Московской Руси. Земли, присоединённые к Москве. Причины усиления Москвы. Венчание на царство Ивана IV. Характер и особенности поведения Грозного. Первый император России. Пётр I как выдающийся деятель, реформатор. Создание русского флота. Строительство Санкт- Петербурга. Особенности личности и характера императора. Екатерина II — российская императрица. Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства. Последний император России Николай II. Время, в которое он правил. Характер императора, его личностные качества. Отречение от престола. Октябрьская революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Российская Федерация в настоящее время. История происхождения имён, отчеств и фамилий. Облик наших предков — славян. Основные качества: трудолюбие, защита государства, доброжелательное п,, взаимопомощь и гостеприимство. Какие предметы окружали людей в старину. Строительство домов: сельские и городские постройки, появление каменных строений. Особенности крестьянского дома. Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов. Одежда детей, женщин, мужчин. Крестьянская трапеза в разные сезоны. Богатый дом - обильная еда. Язычество как вера древних славян. Главные боги древних икни. Народные праздники (Масленица, Иван Купала). Год начала Крещения Руси. Значение новой веры в развитии общества (образования, культуры, строительства). Христианские праздники. Как на Руси возникло земледелие. Труд в крестьянском хозяйстве, участие мужчин, женщин, детей. Сельскохозяйственные орудия. Крепостное право. Что такое ремесло. Возникновение ремесленничества м России. Ремёсла в России ХУП-ХУШ веков. Возникновение мануфактур, заводов, фабрик. Строительство в России железных дорог. Научные открытия в XIX-XX веках. | Земля — наш общий дом Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле Человек изучает Землю Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование. Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные Наша Родина: от Руси до России Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена Как люди жили в старину Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины Как трудились в старину Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» Различение названий российского государства в разные исторические времена анализ текста, установление закономерностей, обобщение полученных знании для формулирования вывода. Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в 3 классе
в рамках учебно – методического комплекта « Начальная школа 21 века»
Примечание:
1,2,3,4 графы - методическое пособие «Развернутое тематическое планирование,3 класс». Образовательная программа «Начальная школа 21 века» Автор – составитель Н.Ф.Виноградова,Г.С.Калинова. Изд. «Вентана-Граф», 2012г.
5,6,7,8 графы – методическое пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; пол ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
№ п\п 1. | Тема урока 2 | Тип урока Кол. часов Используемые образовательные технологии 3 | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Да-та | |||
Содержание урока (Ученик должен знать) 4. | Личностные УУД 5 | Познавательные УУД 6 | Коммуникативные УУД 7 | Регулятивные УУД 8 | 9 | |||
1. Раздел программы: Земля-наш общий дом (7 часов) | ||||||||
1. | Где и когда ты живёшь | Комбинированный ( 1 час), интерактивные технологии | Окружающий мир. Материки и океаны. Евразия. Россия. Знать: -названия материков и океанов; -различение временных и пространственных отношений. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Различать океаны и материки. Историческое время. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | |
2-3. | Солнечная система | Комбинированный (2часа),игровые технологии | Природные тела и природные явления.Солнце.Земля. Знать: - природные и искусственные тела; -горизонт | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение характеризовать явления, описывать устно и отражать в схеме. | Уметь вести диалог. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
4-7. | Условия жизни на Земле. Тест№1 | Комбинированный 4часа),игровые технологии | Значение Солнца. Знать: -о значении Солнца для жизни на Земле; -вода-условие жизни | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Взрослыми. | Подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
2. Раздел программы: Человек изучает Землю ( 4 часа) | ||||||||
8-11 | Человек познаёт мир. | Открытие новых знаний (4 часа) | Способы познания окружающего мира. Опыт и эксперимент. Модели. Наблюдение. Знать: -способы познания окружающего мира; - как работать с глобусом, картой, планом. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Уметь наблюдать природу, анализировать. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
3. Раздел программы: Царства природы (27 часов) | ||||||||
12. | Бактерии | Комбинированный (1 час),интерактивные, игровые технологии. | Бактерии. Паразиты. Знать: -какие бывают бактерии; -где они обитают. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Обсуждение проблем. Сравнение и синтез. | Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале. | |
1314. | Грибы. | Комбинированный (2 часа),игровые,здоровьесберегающие технологии. | Грибы .Ядовитые грибы и полезные. Знать: - чем грибы отличаются от растений; -как различать съедобные и ядовитые грибы. | Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Осваивать правила поведения: как вести себя в лесу. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |
15. | Растения культурные и дикорастущие. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии.. | Места обитания растений. Дикорастущие и культурные растения. Знать: -отличия дикорастущего растения от культурного. | Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Осваивать правила поведения: как вести себя в природе. | Умение составлять рассказы по рисункам, схемам. Моделировать схемы мест обитания растений. | Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Учиться работать в группах. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
16. | Если бы на Земле не было растений. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Значение растений для жизни на Земле. Знать: -какие растения кормят, лечат, одевают человека. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали) | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
17 | Растения прекрасные, но опасные. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Ядовитые растения. Знать: -внешний вид, опасные свойства разных растений. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали).Составление памятки «Запомни правила» | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
18-19 | Разнообразие растений на Земле. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Мир растений .Виды растений. Знать: -отличительные особенности растений разных видов. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение составлять небольшой научный рассказ. Моделировать ситуации по применению правил. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
20-21 | Как живёт растение | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Растение-живой организм. Органы растения. Лист. Соцветия. Плод. Знать: -значение каждого органа растения | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение работать со схемой, конструировать схему, проводить наблюдения, опыты. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
22-24 | Размножение растений | Комбинированный (3 часа), интерактивные, игровые технологии | Вегетативные способы размножения растений. Знать: -как размножаются растения | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, научными текстами. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
25-26 | Культурные растения в жизни человека. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Возникновение земледелия. Знать: -когда и почему возникло земледелие. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение сочинять и рассказывать истории на заданную тему, анализировать иллюстративный материал. Читать летописи. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
27-28 | Красная книга России. Тест№2 | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Страницы Красной книги России. Знать: -причины исчезновения растений; -какие растения занесены в Красную книгу. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение анализировать текст. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
29-30 | Разнообразие мира животных. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Животные-как часть природы. Роль животных. Цепи питания. Знать: - виды животных, их отличительные признаки. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Знать существенный признаки разных видов животных, чем могут различаться. Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
31-32 | Животные- живые существа(организмы) | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Органы чувств животных. Питание, передвижение, размножение. Знать: -как разные животные приспособились к окружающей среде. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Уметь классифицировать животных по способу питания. Работать с художественными и научными текстами. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
33-34 | Беспозвоночные животные. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Виды беспозвоночных животных. Особенности существования. Насекомые. Знать: -виды беспозвоночных животных, их различие. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали) | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
35-36 | Позвоночные животные. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери. Знать: -особенности жизни разных видов; -классификацию млекопитающих по способу ритания. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Выбор доказательств. Знать существенный признак для млекопитающих, чем могут различаться млекопитающие, их отличительные признаки. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
37 | Природные сообщества. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Особенности. Цепи питания. Знать: - особенности природных сообществ, цепи питания. | Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
38 | Почему люди приручили диких животных. Тест№3 | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Составление рассказа-повествования с опорой на иллюстрацию. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
4. Раздел программы: Наша Родина: от Руси до России (11 часов) | ||||||||
39. | Как люди узнают о прошлом.. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Прошлое людей и человеческого общества. Методы изучения прошлого. Знать: -что изучает история; - методы изучения-раскопки, предметы быта, монеты, произведения искусства. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию. | Планировать своё действие, возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | |
40 | Восточнославянские племена. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Расселение восточных славян. Объединение славянских племён. Знать: -какие территории осваивали восточные славяне. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Ориентировка на карте в соответствии с учебной задачей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
41-43 | Первые русские князья. | Комбинированный (3 часа), интерактивные, игровые технологии | Древнерусское государство. Первые русские князья. Знать: -как возникло Древнерусское государство, его столицы и города. | Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение составлять рассказ-описание по иллюстрации. Работа с «лентой времени» | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
44 | Как Москва стала столицей. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Московская Русь. Усиление Москвы. Знать: -земли, присоединённые к Москве; -причины усиления Москвы. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Умение работать с картой. Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
45 | Иван4 Грозный-первый русский царь. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Венчание на царство. Характер Ивана Грозного. Знать: -особенности поведения Ивана Грозного. | Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
46 | Пётр 1 Великий. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Первый император России. Русский флот. Строительство Санкт-Петербурга. Знать: -особенности личности и характера императора, его роли в истории. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение составлять описательный рассказ. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
47 | Екатерина 2 Великая. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Российская императрица. Деятельность Екатерины 2. Знать: - о роли правления императрицы. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
48 | Последний российский император Николай2. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Время, в которое правил император. Отречение от престола. Знать: - о личностных качествах императора; -его роли в истории. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уметь давать характеристику историческому времени. Строить рассказ-рассуждение. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёров высказывания. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
49 | Советская Россия. СССР. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Октябрьская революция. Республики в составе СССР. Распад СССР. Президент РФ. Знать: -причины Октябрьской революции; -причины распада СССР; -первого президента РФ. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
5. Раздел программы: Как люди жили в старину (12 часов) | ||||||||
50. | Из истории имён. | Комбинированный урок (1 час),интерактивные технологии. | Происхождение имён, фамилий, отчеств. Знать: -историю происхождения имен, фамилий, отчеств.. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Работать в группах. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
51-52 | Какими людьми были славяне.. | Комбинированный урок (2 часа), информационные технологии. | Основные качества славянина. Знать: -какими были наши предки. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
53-54. | Скажи, какой у тебя дом… | Комбинированный урок (2часа), информационные технологии. | Строительство домов. Особенности крестьянского дома. Знать: - какие предметы окружали людей в старину. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. | Умение высказывать предположения и аргументировать их. | Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |
55-57 | По одёжке встречают. | Комбинированный урок (3 часа), информационные технологии. | Одежда славян разных сословий. Знать: -одежду разных исторических периодов. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уметь сравнивать одежду, классифицировать по признакам. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
58 | Русская трапеза. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Трапеза в разные сезоны. Знать: -о разделении крестьянской трапезы и трапезы богача. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Умение составлять рассказ-описание по репродукции. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
59-60 | Верования языческой Руси. | Комбинированный урок (2часа), информационные технологии. | Язычество. Главные боги. Народные праздники. Знать: -о вере древних славян; -о богах; -о народных праздниках. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Поиск и выделение нужной информации. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
61 | Принятие христианства на Руси. Тест№4 | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Крещение Руси. Новая вера. Знать: -год начала крещения Руси; -значение новой веры для развития общества. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Умение строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
6. Раздел программы: Как трудились в старину (7 часов) | ||||||||
62-63 | Что создавалось трудом крестьянина? | Комбинированный урок (2 часа),игровые технологии. | Земледелие на Руси. Крестьянское хозяйство. Крепостное право. Знать: - как на Руси возникло земледелие; -участие мужчин, женщин и детей в труде; -сельскохозяйственные орудия; -о крепостном праве. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
64-65 | Что создавалось трудом ремесленника? Тест№5 | Открытие новых знаний (2часа), интерактивные технологии, здоровье сберегающие. | Ремесла в России в 17-18 веках. Знать: -что такое ремесло; -о возникновении ремесленничества в России. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Представление об особенностях труда людей разных профессий, о необходимости бережного отношения к вещам. | Работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
66-67 | Что создавалось трудом рабочего? | Открытие новых знаний (2часа), интерактивные технологии, здоровье сберегающие | Мануфактуры, заводы, фабрики. Железные дороги. Знать: -о строительстве железных дорог, фабрик, заводов. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | ||
68 | Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках. Тест№6 | Комбинированный урок (1 час),игровые технологии | Научные открытия. Знать: - о создании парохода, автомобиля, самолёта, аэростата, космического корабля. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали) | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
Виды контроля и диагностики | |||||||||
Тема | Тематический | Промежуточный | Комплексный | Предмет-ный | Стандартизированный | Нестандартизированный | Итоговый | Включение в состав портфолио | Дата проведе-ния |
Стартовая диагностика Тест№1 | + | + | + | Урок№7 | |||||
Тест№2 | + | + | + | + | Урок №28 | ||||
Тест№3 | + | + | + | Урок №38 | |||||
Тест№4 | + | + | + | + | Урок№61 | ||||
Тест№5 | + | + | + | Урок№65 | |||||
Итоговая диагностика Тест№6 | + | + | + | + | Урок№68 |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2012. – 317 с.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2012. – 232 с. (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».М. «Вентана-Граф»,2012
- Учебник для учащихся общеобразовательных школ «Окружающий мир. 3 класс»(Н.Ф.Виноградова)-М. «Вентана-Граф»,2012
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова) «Учимся думать и фантазировать»-М. «Вентана-Граф»,2012.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. Просвещение, 2010. – 233 с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир.Тема. Портрет славянина.3 класс Виноградова Презентация
Тема. Портрет славянина.3 класс Виноградова...
тематическое планирование по окр.миру 2 класс Виноградова
тематическое планирование по окр.миру 2 класс Виноградова...
контрольные работы по русскому языку 2 класс виноградова
контрольные работы по русскому языку 2 класс 1 четверть...
Индивидуальное обучение во 2 классе (Виноградова). Рабочие программы.
Составленые рабочие программы предназначены для обучения ребёнка на дому во 2 классе....
УМК "Начальная школа 21 век" окружающий мир 4 класс Виноградова
УМК окружающий мир Виноградова 4 класс по ФГОС...
Интернет-ресурсы 1 класс Виноградова Н.Ф. «Начальная школа 21 века»
Интернет-ресурсы 1 класс Виноградова Н.Ф. «Начальная школа 21 века»...
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс Виноградова Н.Ф.
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс Виноградова Н.Ф....
Комментарии
Спасибо за подробную
Спасибо за подробную программу.