УМК "Начальная школа 21 век" окружающий мир 4 класс Виноградова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
УМК окружающий мир Виноградова 4 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК по ФГОС "окружающий мир.4 класс" Виноградова | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21 городского округа Тольятти
Утверждаю Директор ________/_________/ «__»_____________2014 г. М.П. | Согласовано «___»________2014 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ | Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___от «__»_____2014г. Руководитель МО ________________/______________/ |
ПРОГРАММА
учебного курса
по окружающему миру
(авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова )
УМК «Начальная школа21 века»
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С.Калиновой (УМК «Начальная школа 21 века»)
Класс 4 «__»
Программу разработала
учитель начальных классов
Максимова Оксана Владимировна
Тольятти, 2014 год
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ школы № разработана в соответствии с Приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы НОО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предназначена для обучения учащихся начальной школы, рассчитана на 68 часов.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимость в системе «человек — природа — общество»;
• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Цель курса - формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Задачи курса.
Образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия мира.
Развивающая: обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.
Воспитывающая: социализация ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как их отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель).
2 .Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуpy школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
4. Необходимость принципа экологизации в предмете определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, семья как ячейка общества.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту ); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах — соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;
— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
—раскрывать причины отдельных событий и жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Содержание программы
Содержание программы Окружающий мир (2 часа в неделю; всего 68 часов в год) | ||
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи Культура в разные исторические времена Человек — воин. Героические страницы истории Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства | Человек — живое существо (организм) Организм человека. Нервная система. Двигательная система организма человека. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа. Как человек воспринимает окружающий мир. Мир чувств. Внимание. Память. Твоё здоровье Режим дня. Правила закаливания. Можно ли снять усталость? Поговорим о вредных привычках. Когда дом становится опасным. Улица полна неожиданностей. Если случилась беда. Человек — часть природы Чем человек отличается от животного? От рождения до старости. Человек среди людей Поговорим о доброте. Что такое справедливость. О смелости. Умеешь ли ты общаться? Родная страна: от края до края Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. Степи и пустыни. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города? Россия и её соседи. Япония. Китай. Королевство Дания. Человек — творец культурных ценностей Что такое культура. Из истории письменности. О первых школах и книгах. Чему и как учились при Петре1.Русское искусство до 18 века. Искусство России 18 века. Золотой век русской культуры(19 век). Искусство России 20 века. Человек — защитник своего Отечества Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война1941-1945 годов. Гражданин и государство Гражданин и государство. | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений» Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости» Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий Характеристика прав и обязанностей гражданина России |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в 4 классе
в рамках учебно – методического комплекта « Начальная школа 21 века»
Примечание:
1,2,3,4 графы - методическое пособие «Развернутое тематическое планирование,4 класс». Образовательная программа «Начальная школа 21 века» Автор – составитель Н.Ф.Виноградова,Г.С.Калинова. Изд. «Вентана-Граф», 2012г.
5,6,7,8 графы – методическое пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; пол ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
№ п\п 1. | Тема урока 2 | Тип урока Кол. часов Используемые образовательные технологии 3 | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Да-та | |||
Содержание урока (Ученик должен знать) 4. | Личностные УУД 5 | Познавательные УУД 6 | Коммуникативные УУД 7 | Регулятивные УУД 8 | 9 | |||
1. Раздел программы: Человек- живое существо (16 часов) | ||||||||
1-2. | Организм человека. Нервная система. | Комбинированный ( 2 часа), интерактивные технологии | Человек-живое существо. Головной и спинной мозг. Знать: -строение нервной системы; -особенности её работы. | Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Характеризовать функции нервной системы. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | |
3. | Двигательная система организма человека. | Комбинированный (1час),игровые технологии | Скелет- опора человека. Кости и мышцы. Знать: - строение скелета человека; -значение костей и мышц для двигательной активности человека. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение характеризовать явления, описывать устно и отражать в схеме. Подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Уметь вести диалог. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
4-5. | Пищеварительная система. | Комбинированный 2часа),игровые технологии | Органы пищеварительной системы. Знать: -почему человек должен питаться; -как пища переваривается - как беречь зубы | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. | Умение давать устное описание и отражать в схеме. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
6. | Дыхательная система. | Открытие новых знаний (1 час) | Дыхание- признак живого организма Знать: -как работает дыхательная система; - как беречь дыхательную систему. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Уметь проводить опыт по измерению давления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
7. | Кровеносная система. | Комбинированный (1 час),интерактивные, игровые технологии. | Строение кровеносной системы Знать: -роль кровеносной системы в жизни организма | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Обсуждение проблем. Сравнение и синтез. | Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале. | |
8. | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | Комбинированный (1 час),игровые,здоровьесберегающие технологии. | Органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Знать: - как организм освобождается от ненужных и вредных для него веществ с помощью органов выделения. | Осваивать правила поведения: как вести себя во время болезни. | Строить речевые высказывания в устной форме, работать с рисунком-схемой. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёров высказывания. | Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |
9 | Кожа. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии.. | Кожа- самый обширный орган нашего тела. Знать: -значение кожи для жизни организма; - строение кожи; - как кожа работает. | Осваивать правила поведения: как вести себя во время болезни. | Умение составлять рассказы по рисункам, схемам. Составление памятки «О коже нужно заботиться». | Учиться работать в группах. Строить понятные для партнёров высказывания. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
10-13. | Как человек воспринимает окружающий мир. | Комбинированный (4 часа), интерактивные, игровые технологии | Восприятие мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Знать: -о значении органов чувств и их работе. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали) | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
14 | Мир чувств Проверочная работа №1 | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Эмоции положительные и отрицательные, простые и сложные. Знать: -что чувства могут быть только у человека. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали).Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос» Составление памятки «Учимся владеть собой» | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
15 | Внимание. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Внимание- особенность человека выделять что-то в окружающем мире Знать: -что внимание можно развить. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение составлять небольшой научный рассказ «Что такое внимание». | Строить понятные для партнёров высказывания. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
16 | Память. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Память- способность человека запоминать впечатления, полученные от восприятия окружающего мира. Знать: -значение памяти для человека | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение работать со схемой, конструировать схему, проводить наблюдения, опыты. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Выдвигать гипотезы «Зачем человеку память» | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
2. Раздел программы: Твоё здоровье (12 часов) | ||||||||
17-18. | Режим дня | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Что такое здоровье человека. Режим дня. Знать: -почему важно выполнять режим дня; - значение правильного сна и питания в жизни человека | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, научными текстами. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию разных этапов режима дня.. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
19 | Правила закаливания | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Закаливание- тренировка организма. Знать: -правила закаливания. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Осознание необходимости беречь своё здоровье. | Умение сочинять и рассказывать истории на заданную тему, анализировать иллюстративный материал. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
20 | Можно ли снять усталость? | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Снятие усталости организма. Знать: -причины возникновения усталости; -как бороться с усталостью. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение анализировать текст «Можно ли снять усталость?». Оформление вывода. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию снятия усталости. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
21-22 | Поговорим о вредных привычках. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Курение, употребление алкоголя и наркотиков-вред для здоровья человека. Знать: - опасности, которые связаны с вредными привычками. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. Оформление вывода «Что вносят в жизнь человека вредные привычки?» | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
23-24 | Когда дом становится опасным. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Опасные для жизни и здоровья ситуации Знать: -как вести себя в чрезвычайных ситуациях. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Моделировать действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с художественными и научными текстами. Составление памяток «Как уберечься при пожаре?», «Как пользоваться газовой плитой», Острые предметы- это опасно» | Строить понятные для партнёров высказывания. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
25-26 | Улица полна неожиданностей. | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Опасности, подстерегающие на улице. Знать: -что предпринять, чтобы не попасть в ситуации, опасные для жизни и здоровья. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали) | Строить понятные для партнёров высказывания. Обсуждение жизненных ситуаций «Улица полна неожиданностей» | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
27-28 | Если случилась беда. Проверочная работа №2 | Комбинированный (2 часа), интерактивные, игровые технологии | Ушибы, травмы, переломы, укусы животных, отравления Знать: -правила поведения при получении травм. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Выбор доказательств. Игры- упражнения по оказанию первой помощи. Составление памяток поведения в природе. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
3. Раздел программы: Человек- часть природы (2 часа) | ||||||||
29 | Чем человек отличается от животного? | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Человек-часть природы. Отличие человека от животного мозгом, нервной системой, интеллектуальными способностями. Знать: - что человек владеет мышлением, речью, может создавать орудия труда, произведения искусства. | Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. Рассуждение «Значение речи в жизни людей» | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
30 | От рождения до старости. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Возраст человека. Условия роста и развития. Пора детства. Знать: -почему пожилым людям нужна помощь и поддержка. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Составление рассказа-повествования с опорой на иллюстрацию. Самооценка жизненных ситуаций. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
4. Раздел программы: Человек среди людей (5 часов) | ||||||||
31. | Поговорим о доброте. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Доброта-необходимое человеку качество. Знать: -правила взаимодействия с людьми. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Обсуждение жизненных ситуаций с нравственных позиций. | Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию. | Планировать своё действие, возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | |
32 | Что такое справедливость. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Справедливость-важное качество настоящего человека. Знать: -кого можно назвать справедливым человеком. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Оценка жизненных ситуаций. Составление плана ответа по теме «Что такое справедливость» | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
33 | О смелости. | Комбинированный (1 час), интерактивные, игровые технологии | Смелость-важное качество человека. Знать: -кого можно назвать смелым человеком; что такое смелость. | Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение составлять рассказ-описание по иллюстрации. Обсуждение проблемы «Смелость – это отсутствие страха или умение его преодолевать» | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
34-35 | Умеешь ли ты общаться? | Комбинированный урок (2часа), информационные технологии, игровые технологии | Культура общения. Культура письма. Знать: -установленные правила культуры общения. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Оценка жизненных ситуаций Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
5. Раздел программы: Родная страна: от края до края (10 часов) | ||||||||
36 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Природные зоны России. Климат. Растительный и животный мир. Труд и быт людей. Знать: -особенности этой природной зоны. | Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Строить понятные для партнёров высказывания. Анализ своего отношения к природе. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
37 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Природные зоны России. Климат. Растительный и животный мир. Тайга, смешанный лес. Труд и быт людей. Знать: -особенности этой природной зоны. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение составлять описательный рассказ. Умение работать с картой. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
38 | Природные зоны России. Степи и пустыни. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Природные зоны России. Климат. Растительный и животный мир. Труд и быт людей. Знать: -особенности этой природной зоны. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Подготовка вывода. | Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
39 | Почвы России. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Почва. Состав почвы. Плодородная почва. Охрана почв. Знать: - что почва-это среда обитания растений и животных; -какую почву называют плодородной. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уметь давать характеристику почвы. Строить рассказ-рассуждение «Почему почва нуждается в охране». Обсуждать проблему «Есть ли в природе вредные существа» | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёров высказывания. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
40-41 | Рельеф России. | Комбинированный урок (2часа), информационные технологии. | Равнины на карте России. Восточно-Европейская и Западно- Сибирская равнины. Урал- Каменный пояс. Знать: -особенности рельефа России. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Чтение информации, представленной в графическом виде ( карта) | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
42 | Как возникали и строились города | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Город как населённый пункт. Место для основания города. Знать: -как возникали и строились города. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Высказывание предположений. Установление причин исторического факта. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёров высказывания. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
43 | Россия и её соседи. Япония. | Комбинированный урок (1 час),интерактивные технологии. | Страны, граничащие с Россией. Япония- страна восходящего солнца. Знать: -особенности природы, жизни, труда, быта граждан Японии. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Выполнение творческих заданий. | Работать в группах. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
44 | Россия и её соседи. Китай. | Комбинированный урок (1 час), информационные технологии. | Страны, граничащие с Россией. Китай- страна природных контрастов. Знать: -особенности природы, жизни, труда, быта граждан Китая. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
45 | Россия и её соседи. Королевство Дания. Проверочная работа №3 | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Страны, граничащие с Россией. Дания-западный сосед с Россией.. Знать: -особенности Дании как островного государства. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. | Умение высказывать предположения и аргументировать их. | Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |
6. Раздел программы: Человек- творец культурных ценностей (12 часов) | ||||||||
46 | Что такое культура | Комбинированный урок (1 час), информационные технологии. | Культура своей страны. Знать: -почему гражданин должен интересоваться культурой своей страны.. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уметь работать с иллюстративным материалом, классифицировать по признакам, составлять рассказ «Чем я люблю заниматься». | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
47 | Из истории письменности. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Книги Древней Руси. Летописцы. Знать: -как возникла письменность; - какие книги были в Древней Руси. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Умение составлять рассказ-описание , чтение пиктограмм. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
48-49 | О первых школах и книгах. | Комбинированный урок (2часа), информационные технологии. | Образование- часть культуры. Первые школы на Руси. Знать: -почему обществу нужны образованные люди; -особенности обучения в Древней Руси. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Поиск и выделение нужной информации. Подготовка сообщения «Первая «Азбука» | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
50 | Чему и как учились при Петре 1. | Комбинированный урок (1час), информационные технологии. | Школы 18 века. Первые университеты Знать: -как развивалось образование во время царствования Петра 1; -образование после Петра1. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Умение строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Анализ и сравнение учебных планов: современного и 18 века. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
51-52 | Русское искусство до 18 века.? | Комбинированный урок (2 часа),игровые технологии. | Архитектурные памятники древности. Русская икона. Художественные ремёсла. Музыка и обрядовые праздники.. Знать: -особенности выразительных средств русских икон; -праздники наших предков. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить речевые высказывания в устной форме. Работать с иллюстрациями. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
53-54 | Искусство России 18 века. | Открытие новых знаний (2часа), интерактивные технологии. | Архитектура, живопись, театр 18 века. Знать: -какие архитектурные сооружения, картины появились в 18 век. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Представление об особенностях архитектуры того времени, о необходимости бережного отношения к историческим памятникам. | Работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
55-56 | Золотой век русской культуры (19 век) | Открытие новых знаний (2часа), интерактивные технологии. | Поэты , писатели , композиторы 19 века Знать: -почему 19 век называют « золотым веком русской культуры». | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение составлять сообщение о поэте, писателе, композиторе, художнике. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
57 | Искусство России 20 века. Проверочная работа № 4 | Комбинированный урок (1 час),игровые технологии | Архитектура, живопись, литература в 20 веке.. Знать: - о особенностях произведений живописи 20 века; -об архитектурных памятниках. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали) | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
7. Раздел программы: Человек- защитник своего Отечества (5 часа) | ||||||||
58-59 | Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | Открытие новых знаний (2часа), интерактивные технологии, здоровье сберегающие | Защитник Родины. Битва на Чудском озере. Куликовская битва Знать: - важнейшие исторические события | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
60 | Отечественная война 1812 года. | Комбинированный урок (1 час) , информационные технологии. | Основные сражения Кутузов и Наполеон. Героизм народа.. Знать: - о событиях войны 1812 года | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия- | Работать в группах. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |
61-62 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. | Открытие новых знаний (2часа), интерактивные технологии, информационные технологии. | Основные сражения Великой Отечественной войны. Героизм воинов и людей в тылу.. Знать: - о героической истории своей Родины | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. Создание летописи Великой Отечественной войны. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
8. Раздел программы: Гражданин и государство (6 часов) | ||||||||
63-68 | Гражданин и государство Итоговая диагностика | Открытие новых знаний (6часов), интерактивные технологии, здоровье сберегающие. | Российское государство. Права и обязанности гражданина. Знать: - символы российского государства; -свои права и обязанности.. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия. Идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу. | Работать в группах. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
Виды контроля и диагностики | |||||||||
Тема | Тематический | Промежуточный | Комплексный | Предмет-ный | Стандартизированный | Нестандартизированный | Итоговый | Включение в состав портфолио | Дата проведе-ния |
Стартовая диагностика (Проверочная работа №1) | + | + | + | Урок№14 | |||||
Проверочная работа №2 | + | + | + | + | Урок №28 | ||||
Проверочная работа №3 | + | + | + | Урок №45 | |||||
Проверочная работа №4 | + | + | + | + | Урок№57 | ||||
Итоговая диагностика | + | + | + | + | Урок№68 | ||||
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2012. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2012. – 317 с.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2012. – 232 с. (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».М. «Вентана-Граф»,2012
- Учебник для учащихся общеобразовательных школ «Окружающий мир. 4 класс»(Н.Ф.Виноградова)-М. «Вентана-Граф»,2013
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова) «Учимся думать и фантазировать»-М. «Вентана-Граф»,2013.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. Просвещение, 2010. – 233 с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир.Тема. Портрет славянина.3 класс Виноградова Презентация
Тема. Портрет славянина.3 класс Виноградова...
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Умножаем числа» УМК «Начальная школа ХХ1 века» Автор Виноградова Н. Ф.
конспект урока по математике в 1 классе УМК "Начальнвая школа 21 века"...
рабочие программы 1 класс школа 21 века под Виноградовой
рабочие программы 1 класс школа 21 века под Виноградовой...
Тест за 1 полугодие по окружающему миру 3 класс ("УМК "Начальная школа 21 века", автор Виноградова Н.Ф.)
Данный тест разработан по учебнику "Окружающий мир" 3 класс (УМК"Начальная школа 21 века, автор Виноградова Н.Ф.) для итоговой проверки знаний за 1 полугодие....
Комплект учебников "Начальная школа 21 века" по Виноградовой
Комплект учебников "Начальная школа 21 века" по Виноградовой (презентация)...
Контрольные работы по математике УМК Н.Ф. Виноградова "Начальная школа XXI" 4 класс
Контрольные работы по математике УМК Н.Ф. Виноградова "Начальная школа XXI" 4 класс...
Интернет-ресурсы 1 класс Виноградова Н.Ф. «Начальная школа 21 века»
Интернет-ресурсы 1 класс Виноградова Н.Ф. «Начальная школа 21 века»...