Растениеводство в нашем крае - презентация к уроку
презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) по теме
ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
- ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
- сформировать понятие «сорта культурных растений»;
- развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastienivodstvo_v_nashem_krae.pptx | 2.19 МБ |
konspekt_uroka_rastienivodstvo_v_nashem_krae.docx | 38.19 КБ |
shrifty_k_prezentacii.rar | 174.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«4 лишнее» рогоз, берёза, ряска, стрелолист бобр, жаба, выдра, ондатра водомерка, жук-плавунец, карась, комар карась, щука, сом, дельфин
1 2 3 4 5 6 к у б ы ш к а б о б р г л а с т и к о о в с и л о л е р т с т о н д а т р а р о г о з
Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений
Полеводство – выращивание полевых культур главные полевые культуры – зерновые: рожь пшеница
овёс гречиха ячмень просо
Полевые культуры подсолнечник лён
Овощеводство – выращивание овощных культур Выращивают в поле, огородах, теплицах Открытый грунт Защищённый грунт Агрокомбинат «Горьковский» (Н.Новгород) Спк Ждановский ( Кстовский район)
Теплолюбивые овощные культуры помидор перцы огурцы кабачки
Плодоводство – выращивание растений для получения плодов
Цветоводство – выращивание цветов Выращивают в открытом грунте, теплицах, комнатах
Перцевидный помидор
Сорта лука – 1000 видов
Крыжовника – 1500 сортов
Груш – 5000 сортов
Яблонь – 10000 сортов
Нельзя обойтись Пшеница, рожь – получают муку, пекут хлеб Овощи – витамины, полезные для здоровья вещества, фитонциды Зерновые культуры – крупы Подсолнечник – подсолнечное масло, семечки Лён – льняное масло, волокно Фрукты, ягоды – витамины Цветы – нектар, кислород, радость
Знания о жизни растений необходимы человеку для успешного выращивания культурных растений для сохранения и умножения растительного многообразия в природе
Ссылки: Фон: http://oboitut.su/index.php/cvety/foto-podsolnuhi Лягушки: http://animashky.ru/index/0-11?22-17 головастик: http://vk.com/id168048899 Рожь: http://www.wallon.ru/photo/macro/zelenaja_rozh/16-0-29934 Рожь: http://vlec.ru/publications/articles/roz-kirova.html Пшеница: http://yayog.ru/pshenica.html Овёс: http://lekartrav.narod.ru/ovesprosto.html Солнце: http://animashky.ru/index/0-21?11-6 Гречиха: http://www.botanichka.ru/blog/2010/12/08/buckwheat/ Ячмень: http://ug-agrolider.com.ua / Просо: http://www.ayzdorov.ru/tvtravnik_proso.php Подсолнечник: http://www.promagroinvest.ru/ Лён: http://supersadovod.ru/lekarstvennyie-travyi/len-obyiknovennyiy/ Агрокомбинат Горьковский: http://www.mcx.ru/galleries/gallery/v7_show/3463.350.htm Теплица: http://www.profi-ufa.ru/catalog/8/287 Помидор: http://www.variousflowers.ru/pomidoru.php Перцы: http://moyadacha.net/texnologiya-vyrashhivaniya-percev/ Огурцы: http://dacha.abyssian.ru/ogurci-7/ Кабачки: http://natural-mors.ru/kabachki/ Малина: http://www.otvetun.ru/food/vegetables-fruits/563-chem-polezna-malina.html Смородина: http://www.anttilantila.fi/ru/puutarhamarjat/ Земляника: http://sazhaemvsadu.ru/sadovaya-zemlyanika/ Крыжовник: http://sadimsami.blogspot.ru/p/blog-page_28.html Однолетники: http://flowers.cveti-sadi.ru/odnoletniki/ Тепличные цветы: http://cvetok-na-okne.ru/balkon/oranzhereya-v-domashnix-usloviyax Комнатные цветы: http://shkola-krasoty.ru/znak-zodiaka-i-komnatnye-cvety.html Перцевидный помидор: http://adacvet.maxbb.ru/topic304.html Лук 1: http://www.supersadovnik.ru/article_plant.aspx?id=1002018 Лук 2: http://6comok.ru/vegies/onion/86-sorta-luka-shalot.html
30. Лук 3: http://ogorodsadovod.com/entry/539-sorta-luka-na-foto 31. Лук 4: http://www.zestroy.ru/garden/131/ 33. Лук 5: http://koldy.info/?p=490 34. крыжовник: http://www.supersadovnik.ru/article_plant.aspx?id=1000845 , 35 . Крыжовник: http://gektar.ucoz.ru/news/kryzhovnik_plodovo_jagodnaja_kultura_sorta_foto_posadka_obrezka_opisanie_kryzhovnika/2011-02-12-483 36. крыжовник: http://sadoved.com/plodovie-rasteniya/yagodnie-kustarniki/krijovnik/3380-kryzhovnik-obzor-luchshih-sortov.html 37. груша: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48906/ 38. груша: http://forum.vinograd.info/showthread.php?p=318859 39. груша: http://miragro.com/luchshie-sorta-grush.html 40. яблоня: http://ochuspeshny.ru/plodovodstvo/sorta-yabloni.html 41. яблоня: http://newskaz.ru/society/20100830/735953.html 42.яблоня: http://kvartirakrasivo.ru/articles/id-populjarnye-sorta-jablon-dlja-srednej-polosy-rossii/ 43. яблоня: http://supersadovod.ru/sorta/sorta-yabloni/sort-yabloni-melba/ 44. яблоня: http://mystifier.ru/apple-tree.htm 45. Анимация дерево: http://animashky.ru/index/0-21?10-4
Предварительный просмотр:
ТЕМА: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ.
ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
- ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
- сформировать понятие «сорта культурных растений»;
- развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Приемы проблемно-диалогической технологии: актуализация знаний, постановка проблемы, совместное «открытие» новых знаний, самостоятельное применение знаний, подведение итога урока, проблемное домашнее задание.
ОБОРУДОВАНИЕ: гербарий полевых культур, рисунки и фотографии с изображением растений, карточки для работы группах, карточки для проверки домашнего задания, схема «Растениеводство» для каждого учащегося.
По окончанию изучения темы учащиеся должны знать и уметь:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- оперировать понятием «сорта культурных растений»;
- знать отрасли растениеводства; определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;
- различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;
- извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из дополнительной литературы и других источников;
- характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе;
- работать с терминологическим словариком;
- выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.
Ход урока.
I. ОРГМОМЕНТ (эмоциональный настрой)
Ребята, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения (дети делают вдох и выдох три раза)…Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
- Работа по карточкам (2 ученика)
Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
КАРТОЧКА 1.
- Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется (стрелолист).
- Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это (бобёр). Санитарами пресных водоёмов считают (беззубку, рака).
- С водоёмами связана жизнь таких птиц, как (цапля, утка).
КАРТОЧКА 2.
- Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами – это (кубышка).
- Детёныши лягушки – это (головастики).
- Живым фильтром водоёма называют (двустворчатых моллюсков).
- Хищниками пресных водоёмов являются (щуки, водомерки, жуки-плавунцы).
- Работа у доски. 1 ученик составляет 2 цепи питания, которые складываются в водоёме.
3. Остальные находят «4 лишнее», объясняя свой выбор: [слайд 2]
1) рогоз, берёза, ряска, стрелолист;
2) бобр, жаба, выдра, ондатра;
3) водомерка, жук-плавунец, карась, комар;
4) карась, щука, сом, дельфин.
4. Разгадывание интерактивного кроссворда «Обитатели водоема», составленного из результатов работы учащихся на предыдущем уроке (творческое применение) [слайд 3]
4 | |||||
5 | |||||
1 | 3 | ||||
2 | 6 | ||||
Вопросы к кроссворду:
- Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
- Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопату.
- Детеныш лягушки.
- Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.
- Крыса мускусная я,
В норке вся моя семья.
Сама норка – на горе,
А вход в норку – в воде
- Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.
Ключевое слово: Болото.
5. Выравнивание знаний учащихся (фронтальная работа).
- Скажите, надо ли охранять болота?
- Докажите на примерах, что водоем является природным сообществом.
- Расскажите о правилах поведения у водоема.
III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
- Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев)
- Что это за предметы? Что общего? (это растения)
- Что различного в них? (одни-фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).
- А есть ли еще различия? (одни ответят НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)
IV.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА УЧАЩИМИСЯ
Итак, версии разные. Какую же цель мы поставим перед собой?
(определить различия групп растений, узнать признаки растений)
V.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений? (выдвигают гипотезу: растительный мир неразрывно связан с человеком, нельзя обойтись)
- Сегодня на уроке узнаем, как появились культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства.
- Для чего? (будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам).
- А еще узнаем, верна ли была наша гипотеза.
VI. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (операционно-исполнительный этап)
На подносе следующие предметы: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша.
- Ребята, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения).
- А почему в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать людям белый хлеб, растительное масло и многое другое? (Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за растениями).
- А как называются растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов? (версии детей; культурные)
- А как дикорастущие растения превратились в культурные? (люди со временем стали сами сажать растения и ухаживать за ними).
- Вы правы, ребята. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, передавать свой опыт из поколения в поколение. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие, от которых они произошли. Так зародилась наука – растениеводство. Как вы понимаете значение этого слова? (предположения детей).
На доске открывается запись: РАСТЕНИЕВОДСТВО (отрасли закрыты).
Даётся определение: растениеводство – наука о разведении культурных с/х растений. [слайд 4]
РАБОТА В ГРУППАХ:
Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель.
Распределите растения на 4 группы и попробуйте дать название каждой группе.
Проверка работы каждой группы, с последующим заполнением схемы на доске и индивидуальных схем.
А сейчас познакомимся с каждой отраслью:
1.ПОЛЕВОДСТВО – это выращивание полевых культур [слайд 5,6,7]
Работа с гербарием: рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений.
- Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры? (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры)
- По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?
- Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.
НРК: В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий.
Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:
- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);
- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);
- из овса (овсяные хлопья);
- из ячменя (перловую крупу);
- из проса (пшено);
- из гречихи (гречневую крупу);
- из кукурузы (кукурузные хлопья, кукурузное масло)
ОСТАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ:
- подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);
- картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);
- из льна (льняную ткань, льняное масло)
Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему?
2.ОВОЩЕВОДСТВО – это выращивание овощных культур [слайд 8]
- Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).
- Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.
НРК: показ фото: ОАО Агрокомбинат «Горьковский» (г.Н.Новгород), СПК Ждановский (Кстовский район)
Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки [слайд 9]
- Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).
- В индивидуальных схемах запишите название овощных культур, которые выращивают в нашем крае в открытом грунте (свёкла, морковь, капуста).
VII. Физминутка.
Дружно мы вскопаем грядку.
Все посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!
Здесь – растут картофель, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.
VIII. Новый материал (продолжение)
3.ПЛОДОВОДСТВО – выращивание растений для получения плодов [слайд10]
Демонстрация фотографий.
- Кроме яблонь, груш, персиков,… к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.
- Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)
НРК: Какие плодовые культуры выращивают в нашем крае? Заполните индивидуальные схемы.
4.ЦВЕТОВОДСТВО – выращивание цветов [слайд 11]
Демонстрация фотографий.
- Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)
- Какое значение имеет данная отрасль для человека? (для красоты) Показ фотографий.
НРК: Ребята, как вы считаете, какие из отраслей растениеводства наиболее развиты в нашем крае? Почему?
- Ребята, посмотрите на фотографию [слайд 12] и определите какое растение вы видите? (на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?
- Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.
В настоящее время в мире:
- лука – 1000 сортов; [слайд 13]
- крыжовника – 1500 сортов; [слайд 14]
- груш – 5000 сортов; [слайд 15]
- яблонь – 10000 сортов. [слайд 16]
IX. Рефлексия.
- Подтверждение выдвинутой в начале урока гипотезы [слайд 17]
- Ребята, давайте выясним, была ли выдвинутая нами гипотеза в начале урока верной. Можно ли обойтись без растений? Почему?
- Для чего необходимы человеку знания о жизни растений? [слайд 18]
2. ИГРА «УГАДАЙ». Назовите растение и отрасль растениеводства.
1) Закутан ребёнок в сто пелёнок (капуста, овощеводство).
2) На ветках сидят шары,
Посинели от жары (Слива, плодоводство)
3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко (подсолнечник, полеводство).
4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом (пшеница, полеводство)
5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.
Он розовый, красный, он разных сортов,
Его называют царицей цветов (роза, цветоводство).
X. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.
Уроки разные бывают.
Каким же был у нас урок?
Согласны – слышу я хлопок,
А не согласны – помолчите,
И тихо-тихо посидите.
Наш урок был:
-интересным;
-необычным;
-скучным-скучным;
-вкусным-вкусным;
-тёплым-тёплым;
-очень светлым;
-грустным-грустным;
-очень вялым;
-аппетитным;
-витаминным.
За долгую зиму наш организм устал, ему необходима помощь.
Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!
XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (развитие эмпирического, критического мышления, творческих способностей)
(на выбор): сочинить загадку об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края или составить синквэйн.
Приложение к уроку
РАСТЕНИЕВОДСТВО | |||||||
? | ? | ? | ? | ||||
| |||||||
Учитель: Цопа О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".
Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"
Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область")....
Презентация к уроку "Растениеводство в нашем крае". Окружающий мир. Плешаков. 4 класс.Школа России
В данной презентации представлены отрасли растениеводства в Тульской области, основные предприятия в этих отраслях. Презентация сделана на основе исследовательских работ учеников по этой теме....
Урок по окружающему миру в 4 классе "Растениеводство в нашем крае"
Урок по окружающему миру в 4 классе "Растениеводство в нашем крае"...
Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" по теме "Растениеводство в нашем крае"
Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Тема: «Растениеводство нашего края». Данный урок предполагает познакомить учащихся с отраслями растениеводства. На основе поиска и отбора информации...
Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае»
Предлагаю материал по теме "Растениеводство в нашем крае" окружающий мир, 4 класс. Данный конспект урока заставит учащихся проявить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причи...
Конспект урока по окружающему миру "РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ"
Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о раст...