рабочая программа по Окружающему миру 1 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_1kl.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградова Окружающий мир Класс:1–М: Вентана-Граф, 2011,
Учебники:
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч М.: «Вентана – Граф», 2011).
Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь; - М.: Вентана-Граф, 2011
Дополнительная литература:
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методические комментарии - М.: Вентана-Граф, 2011
Электронный образовательный ресурс 1 класс Окружающий мир - М.: Вентана-Граф, 2011
Цели и задачи курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
- уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Особенности содержательных линий
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного
учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:
«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2.3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)
Результаты изучения учебного предмета
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Содержание курса
1 класс
Ты — первоклассник
Универсальные учебные действия:
- определять время по часам с точностью до часа;
- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
- описывать назначение различных школьных помещений;
- конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
- реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье
Универсальные учебные действия:
- демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи
Универсальные учебные действия:
- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);
- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.
Родная природа
Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.
Родная страна
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка
природы.
Содержание курса
№ Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Авторская линия (возможность углуб ления) | ||
Универсальные учебные дейчтвия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
1. Ты перво классник | Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак, | 4 ч | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование | Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак, |
| |
2.Твои друзья-взрослые и дети | Правила общения, дружеские отношения | 6 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения. |
| ||
2. Твоё здоровьё | Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика. | 7 ч | Ориентировка в понятиях и терминах :здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика. |
| ||
3.Мы и вещи | Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение | 4 ч | ||||
Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность. |
| |||||
4.Родная природа | Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга | 25 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга.
|
| ||
5. Родная страна | Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество | 20 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия. |
знать полное имя, домашний адрес; | ||
Итого | 66ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название разделов, количество часов | Тема урока | Содержание урока | Знания и умения учащихся | ИКТ | Домашнее задание | Дата | |
план | Факт | |||||||
1 | Родная природа | Этот удивительный мир | Восприятие красоты окружающей природы. Связь живой и неживой природы. Бережное отношение к природе. | Знать своё полное имя, домашний адрес; основные помещения школы, их расположение; названия улиц вблизи школы и дома; правила поведения в школе. Уметь ориентироваться в здании школы, на территории, прилегающей к школе и дому. | 4-5уч 4-5тет | |||
2 | Ты - первоклассник | Давай познакомимся | Твои новые друзья: кто они, как их зовут, есть ли у них любимые занятия. Понятия: одноклассник, сверстники, классный коллектив | 6-7уч 6 тет | ||||
3 | Мы – школьники | Знакомство со школой: класс, столовая, спортзал, комнаты гигиены. Школьник и его жизнь. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. | 8-12уч 7-8тет | |||||
4 | Правила поведения в школе | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке, перемене, в столовой. Обращение к учителю. Роль и значение школы в жизни школьника. | Уметь соблюдать правила поведения в школе | 13-14уч | ||||
5 | Родная природа | Сентябрь – первый месяц осени | Природа родного края. Красота природы, сезонные изменения. Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5). Растения пришкольного участка. | Знать названия времен года. Уметь различать времена года; называть основных представителей растительного мира ближайшего окружения | 15-17уч 9-10 тет | |||
6 | Что нам осень подарила | Грибы: название, окраска, форма, размер (4–5). Грибы съедобные и несъедобные | Уметь различать признаки живой и неживой природы; классифицировать овощи и фрукты | 18-20уч 11тет | ||||
7 | Грибная пора | Знать названия грибов. Уметь различать грибы | 21-22уч 12 тет | |||||
8 | Родная страна | Семья. Взаимоотношения в семье. | Семья - самое близкое окружение человека. Семья и ее состав. Взаимоотношения в семье. | Знать членов своей семьи. Уметь составлять рассказ о своей семье. | 23уч 13-14тет | |||
9 | О маме | Семья. Члены семьи. Семейные традиции. | Знать членов своей семьи. Уметь различать основные нравственно-этические понятия(сочувствие, трудолюбие, леность, послушание-непослушание, равнодушие); составлять рассказ о своей семье. | 24-25уч | ||||
10 | Любимые занятия. | Занятия членов семьи | 26-30уч 15-16тет | |||||
11 | Воскресный день. | Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Труд и отдых в семье. | 29-30уч | |||||
12 | Родная природа | Как из зерна получилась булка | Трудовая деятельность людей. Особенности труда тракториста, мельника, пекаря | Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством; основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Уметь рассказать | 31-32уч 17 тет | |||
13 | Человек и домашние животные | Домашние животные. Профессии людей, ухаживающих за животными | 33-34уч 18-19 тет | |||||
14 | Октябрь уж наступил | Сезонные изменения в природе в октябре. Перелётные птицы. Как животные готовятся к зиме | Знать и называть перелётных птиц. Уметь различать времена года; называть основные условия жизни растений и животных | 35,38-39уч | ||||
15 | Птицы осенью | Наблюдение за птицами. Перелетные птицы. Птицы водоемов | Знать названия перелетных птиц. Уметь называть птиц | 36-37уч 20 тет | ||||
16 | Явления природы. | Явления природы разных времён года | Знать сезонные явления природы | 40-43уч 21 тет | ||||
17 | Родная страна | Где ты живешь. Памятные места города | Родной город (село). Трудовая деятельность людей в городе (селе) | Знать различия города, села; особенности построек, дорог, труда жителей сельских и городских. Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома | 44-45уч 22 тет | |||
18 | Правила поведения на дорогах. | Безопасный путь из дома в школу. Правила перехода улицы и перекрёстка | Уметь различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях | 46-49уч 23 тет | ||||
19 | Мы и вещи | Ты и вещи | Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Бережное отношение к вещам, уход за ними | Знать профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью и т. д. | 50-53уч 24 тет | |||
20 | Кто работает ночью | Уметь оценивать результаты своей и чужой работы | 54-55уч | |||||
21 | Твоё здоровье | Что такое здоровье | Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Личная гигиена, режим дня, охрана и укрепление здоровья. | Знать и выполнять основные правила здорового образа жизни; правила оказания помощи при несчастных случаях. | 56уч 25 тет | |||
22 | Твои помощники – органы чувств | Система органов чувств, роль в жизнедеятельности организма. | 57-58уч | |||||
23 | Правила гигиены | Предметы личной гигиены. Обсуждение проблемы: что дает человеку знание и соблюдение правил гигиены? | Знать предметы личной гигиены. Уметь пользоваться предметами личной гигиены | 59-60уч | ||||
24 | О режиме дня О времени и часах | Распорядок работы, отдыха, сна, питания | Знать о режиме дня школьника. Уметь соблюдать режим дня | 61-62уч 26-27 тет | ||||
25 | Урок в спортивном зале. | Закаливание. Обсуждение: почему закаливание полезно организму? | Знать о преимуществе закаливающих процедур | 63-65уч | ||||
26 | Родная природа | Ноябрь – зиме родной брат. | Сезонные изменения в природе, характеристика времени года | Знать названия времен года, животных; правила поведения (безопасности) на экскурсии. Уметь различать времена года, животных, объединять их в группы; рассказывать о птицах: строение, питание и т. д | 66-67уч 28 тет | |||
27 | Дикие животные | Животные вокруг нас: звери, птицы, млекопитающие. Разнообразие мира животных. Птицы – наши друзья | 68-69уч 29тет | |||||
28 | Звери - млекопитающие | 70-71уч 30тет | ||||||
29 | Что мы знаем о птицах | 72-76уч | ||||||
30 | Родная страна | Родной край | Достопримечательности родного города (села). Описание жилого дома, его архитектурных особенностей | Знать название города, в котором живёшь. Уметь называть основные учреждения быта, образования, культуры | 77-79уч 31тет | |||
31 | Дом, в котором ты живешь | 80-83уч 32тет | ||||||
32 | Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. | Произведения народного творчества: песни, танцы, сказки, игрушки. Выразительное чтение фольклорных произведений | Знать, почему, в каких случаях руки, голову называют золотыми. Уметь выразительно читать фольклорные произведения | 84-86уч 33 тет | ||||
33 | Родная природа | В декабре, в декабре все деревья в серебре. | Сезонные изменения в природе. Характеристика времени года | Уметь различать представителей животного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.) | 87уч 34-35тет | |||
34 | Какая бывает вода | Наблюдение разных состояний воды | Уметь различать состояние воды | 88-89уч 36 тет | ||||
35 | Твои друзья – взрослые и дети | О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. | Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям | Уметь различать основные нравственно-этические понятия; выполнять трудовые поручения взрослых | 90-91уч 37-38тет | |||
36 | Идем в гости | 92уч 39тет | ||||||
37 | С Новым годом! | Участие в праздничном шоу (ролевая игра, инсценированное действие) | Уметь рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли | 93уч 40тет | ||||
38 | Родная природа | Январь – году начало, зиме середина | Сезонные изменения в природе. Виды деревьев, растущих в твоём краю | Знать виды деревьев родного края, сезонные изменения в природе. Уметь делать выводы по итогам наблюдений за природой | 4-6уч 41-42тет | |||
39 | Хвойные деревья. Названия, внешний вид. | Ель, сосна и лиственница (сравнительная характеристика) | Знать хвойные деревья. Уметь различать хвойные деревья | 7-8уч 43тет | ||||
40 | Жизнь птиц. | Разнообразие животных, птиц | Знать основных представителей животного мира ближайшего окружения; основные условия благополучной жизни животных и птиц. Уметь различать животных и птиц по видам | 9-12уч 44-45тет | ||||
41 | Родная страна | Наша страна – Россия | Россия – наша Родина. Москва. Красная площадь. Кремль. Государственная символика | Знать свою страну, главный город страны; символику РФ; чем богата и знаменита родная страна. Уметь объяснить, почему гражданин любит свою Родину | 13-17уч 46-47тет | |||
42 | Богата природа России | Животные, обитающие на территории России. Природа России | 18-24уч 48-51 тет | |||||
43 | Мы – россияне | Народы России. Национальные костюмы | 25-28уч 52-54тет | |||||
44 | Народная сказка | Русские народные сказки, загадки, потешки, скороговорки, прибаутки, песни | Уметь пересказывать сказки; выразительно читать фольклорные произведения | 29уч 55тет | ||||
45 | Родная природа | Февраль – месяц метелей и вьюг | Зимние явления природы. Жизнь животных зимой | Знать о питании, передвижении зверей, из жизни в зимний период | 30-31уч 56-57тет | |||
46 | Звери - млекопитающие | Насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные звери | Знать отличия в питании и передвижении зверей разных видов | 32-35уч 58тет | ||||
47 | Наш уголок природы | Комнатные растения: название, внешний вид, условия роста. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Оформление уголка природы. Подведение итогов и запись выводов по теме в дневнике наблюдений | Знать основные условия благополучного роста растений. Уметь выполнять основные поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки | 36-42уч 59-61тет | ||||
48 | ||||||||
49 | Родная страна | Мы – граждане России | Россия – наша Родина. Наши права и обязанности | Знать основные конституционные права и обязанности гражданина России | 43-48уч 62-63тет | |||
50 | Твои друзья-взрослые и дети | О правилах поведения | Разговор по телефону. Поздравление друга с днём рождения. Настоящий друг | Знать о правилах поведения при общении с друзьями, во время разговора по телефону | 49-51уч | |||
51 | 23 февраля – День защитника Отечества 8 Марта – праздник всех женщин | Опыт общения со сверстниками и взрослыми, освоение правил поведения в обществе | Уметь различать основные нравственно-этические понятия | 52-54уч 64тет | ||||
52 | Родная природа | Март - капельник | Сезонные изменения природы (весна) | Знать об изменениях в природе весной; названия перелетных птиц | 55-56уч 65-66тет | |||
53 | Птичьи разговоры | Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры» | Знать правила отношения к птичьим гнездам | 57-60уч | ||||
54 | Твоё здоровье | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | Закаливание. Принципы закаливания | Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры. Уметь различать основные нравственно-этические понятия | 61-62уч 67тет | |||
55 | Здоровая пища. Режим питания. | Режим питания. Культура поведения за столом. Полезные и вредные привычки | Знать основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ), что значит режим питания для организма человека | 63-64уч 68-69тет | ||||
56 | Какое бывает настроение | Опыт общения со сверстниками и взрослыми, освоение правил поведения в обществе | Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры. Уметь различать основные нравственно-этические понятия | 65уч 70тет | ||||
57 | Родная природа | Апрель – водолей. | Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы. Сезонные изменения в разгар весны | Знать условия благополучной жизни растений и животных. Уметь объяснить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных | 66-68уч 71тет | |||
58 | Жизнь насекомых | Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. | Уметь объяснять появление насекомых весной, описывать внешний вид насекомых | 68-71уч 72-73тет | ||||
59 | Весенние работы | Труд людей весной (на полях, в цветниках, в парках) | Уметь рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках | 72-74уч | ||||
60 | Кто работает на транспорте | Виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, общественный, личный | Знать виды транспортных средств и профессии людей, которые трудятся на транспорте | 75-77уч 74-75тет | ||||
61 | Родная страна | День космонавтики | Ознакомление с информацией по освоению космоса | Уметь называть важные события общественной жизни | 78-79уч | |||
62 | Родная природа | Май весну завершает, лето начинает. | Сезонные изменения в природе. Домашние и дикие животные | Уметь различать и называть явления природы | 80-82уч 76-79тет | |||
63 | Жизнь земноводных весной | Земноводные. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы | Знать условия благополучной жизни растений и животных. Уметь объяснить их зависимость и взаимосвязь | 83-84уч 80-81тет | ||||
64 | Животное – живое существо | Признаки живого. Отличие живого от неживого | Знать отличительные признаки живого и неживого | 85-90уч 82-87тет | ||||
65 | Скоро лето | Особенности времени года (лето) | Знать времена года | 90уч 88тет | ||||
66 | Твоё здоровье | Ты - пешеход | Безопасное поведение на дорогах. Обращение с бытовыми электроприборами. Противопожарная безопасность | Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях. Уметь различать знаки дорожного движения | 91-93уч 89-94тет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Н...