Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС Школа 21 век
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Солдатова Галина Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения на новый учебный год по программе школа 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx88.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  2. «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова);
  3. Базисного учебного плана;
  4. «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
  5. «Примерных программ начального общего образования»;
  6. Программы «Окружающий мир» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова.М.: Вентана-Граф, 2012),
  1. Инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании в начальных классах в 2012 - 2013 учебном году».

         Особое значение изучения курса окружающего мира  состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  2. осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

 Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту  государственных образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

Объем программы: на  изучение  курса «Окружающий мир» во  2  классе  отводится  70  часов  в  год  (35  учебных недель  по  2  часа  в  неделю).

Содержание курса  во 2 классе.

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания  изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живет рядом с тобой (6ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей.    Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

 Мы — жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек. (2ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей. Экскурсии в исторический (краеведческий) музей, в учреждение культуры (КСЦ) и быта (Дом быта).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Предметные результаты обучения.

Ученик научится:  

  1. составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  2. называть основные права и обязанности граждан России,  права ребенка;
  3. оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  4. различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
  5. характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  6. называть царства природы;
  7. описывать признаки животного и растения как живого существа;
  8. моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
  9. различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  10. устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
  11. описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  12. сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

Метапредметные результаты обучения:

Ученик может научиться:

  1. «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  2. воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
  3. ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  4. проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  5. приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:

В области познавательных УУД:

  1. ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
  1. использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
  2. проводить сравнение, сериацию, классификации;
  3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  4. использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
  5. использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

В области коммуникативных  УУД:

  1. ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

  1. ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков

В области личностных УУД:

  1. ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
  2. определять характер взаимоотношений человека с природой.

                                                                                 Требования ФГОС

 

Содержательная линия

Учебный материал

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Что тебя окружает

Что такое живая и неживая природа, как отличит объекты живой природы от объектов неживой природы,  Бывают ли на свете чудеса.

  1. «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  2. сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

  1. Значение слов «прошлое», «настоящее», «будущее»  

Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении.

  1. реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

  1. Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение»

Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста

Опыт «Определение вкуса продукта»

Опыт: Продукты содержат жир

Ты и твоё

 здоровье

 Что такое здоровье, как сохранить своё здоровье.

  1. описывать кратко особенности разных органов чувств;
  2. сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
  3. анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
  4. различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
  5. характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
  1. правила подготовки рабочего места к занятиям, правило чтения, письма, чем заниматься в свободное время
  2. правила безопасного поведения;
  3. – правила сохранения и укрепления здоровья
  4. основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?

Учиться различать время по часам. Соблюдать режим буднего и выходного дня. Отличать полезное от вредного

Практические работы «Составление режима дня», «Первая помощь при ожогах, порезах»

К/р: «Ты и твоё здоровье»

Кто живёт рядом с тобой?

Что такое семья. Могут ли обидеть жесты, нужны ли правила поведения, чем можно заняться в свободное время.

  1. составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  2. характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
  3. реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
  1. основные правила поведения в семье
  2. основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со

сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха)

Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Мы жители

 Земли

Россия – твоя Родина

Что такое Родина.  Чем знаменит твой родной край, как наше государство заботится о своих гражданах, какой была наша Родина в давние времена, какие древние города есть в России, какие права имеют граждане России.

  1. ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
  2. различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
  3. ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  4. воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

  1. кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  2. называть царства природы, описывать признаки животного и растения

  1. различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
  2. узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
  3. различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
  4. составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
  5. моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
  6. конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
  7. отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
  8. различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  9. проводить несложные опыты по определению свойств воды;
  10. отличать водоем от реки как водного потока;
  11. описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
  12. приводить примеры лекарственных растений луга;
  13. узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
  14. отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
  15. описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
  16. составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
  17. приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
  18. приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
  1. название родной страны,ее столицы, региона, своего города.
  2. как человек выбирает профессию?
  3. названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города

На основе репродукции картины И. Глазунова составить представление о первых варяжских князьях.

Использовать знание для поиска дополнительной информации

К/р: «Мы – граждане России»

Мы жители Земли

Сколько на небе звёзд, Сколько у природы царств, кто живёт в царствах природы, какие животные обитают на Земле

  1. отличия Земли от других планет.
  2. Планеты Солнечной системы

Находить сходства и различия растений и животных

Опыт: Луна – спутник Земли

Опыт: Развитие растения из семени

Природные сообщества

 

Почему цапля живёт рядом с лягушкой, Сколько этажей у леса, какие растения помогают человеку, что такое природное сообщество, Чем луг отличается от леса и водоема.

  1. условия, необходимые для жизни растений.
  2. представителей всех ярусов и подземелья леса
  3. виды водоемов, обитатели
  4. водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая)
  5. плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

Доказать утверждение.

Называть по 2–3 представителя каждого природного сообщества

Различать по внешнему виду и особенностям жизни насекомых

К/р: «Царства природы»

Природа и человек

Человек – часть природы, дружба с животными, Почему нужно беречь природу, Зачем создают заповедники

  1. что такое «Красная книга». Растения и животные, занесенные в Красную Книгу

применять полученные знания

Урок-экзамен (Контрольная работа)

Повторение

Резервные уроки

 


Календарно-тематическое планирование

Общая

тема

(блок)

урока

Тема урока

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Домашнее

задание

Дата

Примечание

Введение

1.

Что окружает человека

Работа с учебником. Учебный диалог: «Что такое  окружающий мир». «Чтение» схемы. Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

1 цикл

Кто ты такой.

2.

Я, ты, он, она…Все мы люди.

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее».

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Прочитать стихотворение Р. Сефа

3.

Наши помощники органы чувств.

Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов».

С. 10 – 12 (прочитать). Работа с таблицей: классификация продуктов по вкусу.

4.

Наши помощники органы чувств.

Чтение и обсуждение текстов. Учебный диалог: «Обладают ли животные обонянием и вкусом?».

Р.т. №14,15.

5.

Поговорим о здоровье

Учебный диалог: «Что такое здоровье?». Работа с иллюстративным материалом: рассказы-рассуждения «Чтобы меньше болеть», «Если в доме больной»

«Какого человека можно назвать здоровым?».

6.

Поговорим о здоровье

Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел».

С.13 – 15(прочитать). «Если ты себя плохо чувствуешь».

7.

Режим дня

Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Учебный диалог: «Правила организации жизни школьника дома»,

С.16 – 18(прочитать). Составить памятку «Режим дня второклассника».

Презентация

8.

Режим дня.

Чтение и обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», учебный диалог, обсуждение проблемы «Что можно делать одновременно», рассказ учителя о часах и времени. Упражнение на определение времени по часам.

Чтение текста «Этот удивительный мир».

9.

Физическая культура.

Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника (ч.1, с.38 - 40) Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Смешинки»

С.19 – 21(прочитать). Составить комплекс утренней гимнастики.

10.

Физическая культура.

Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа «Как стать крепким, сильным и выносливым». Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.

С.23(прочитать).Составить памятку «Правила закаливания».

Термометры

11.

Почему нужно правильно питаться.

Работа с информацией, представленной в виде схемы. Чтение и обсуждение текста «Из чего состоит наша пища?».

Р.т №  26 – 28. Чтение текста «О витаминах».

Презентация

12.

Почему нужно правильно питаться.

Работа с иллюстрациями, представление полученной информации в таблице.

С. 24 – 25(прочитать). Составление памятки «Что полезно для организма; Что вредно для организма».

2 цикл

Таблица

13.

Почему нужно правильно питаться.

Работа в парах: «Полезен ли сахар». Дидактическая игра: «Умеешь ли ты есть?»

С. 26 – 27(прочитать). Дифференцированные задания: работа с текстом рубрик «Этот удивительный мир», «Что происходило на нашей земле давным-давно».

Книги по питанию

14.

Почему нужно быть осторожным

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».

С. 28 – 29(прочитать). Знать дорожные знаки.

Плакаты

15.

Почему нужно быть осторожным.Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье». Тест.

Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Соотнеси дорожный знак с его значением» Учебный диалог:  «Можно ли изменить себя?» Обсуждение проблемы «Почемучка– это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек»

С. 29 – 30 (прочитать). Составить  памятку «Чтобы избежать неприятности»

Дорожные знаки

Кто живёт рядом с тобой?

16.

Что такое семья.

Работа с учебником. Чтение и обсуждение информации, представленной на схеме. Рассказ-описание по рисунку: «Семья Саши Соловьёва». Учебный диалог: «Семья – коллектив близких людей».. Беседа: «Кто занимается домашним хозяйством» (на основе текста).

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать  правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

С. 30 – 32 (прочитать). Читать стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой», подготовить пословицы о семье.

17.

Что такое семья.

Оценка жизненной ситуации «Помощник». Обсуждение проблемной ситуации «Женский и мужской труд в семье». Работа в парах: объяснение смысла пословиц о семье. Рассказ от первого лица по воображаемой ситуации «Жили на чердаке старые вещи…».

С. 32 – 33 (прочитать). Подготовить рассказ «Семейные праздники».

18.

Что такое семья.

Беседа: «Чем семья занимается в свободное время?» (с использование иллюстраций). Работа с рубриками: «Что происходило на нашей земле давным-давно» и «Картинная галерея» (картина Б. Кустодиева «Ярмарка»). Рассказы детей: «Семейные праздники». Учебный диалог: «Как выбрать подарок». Дифференцированные задания: чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Хороший день». Рассказ-описание: «Мой воскресный день».

Составить рассказ  «Как семья отдыхает».

19.

О правилах поведения.

Обсуждение проблемной ситуации на основе выбора: «Зачем придумали правила поведения». Работа со схемой: «Какие бывают правила». Сочинение: «Радость», «Удивление», «Жалость» (по выбору).  Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

С. 33 – 34 (прочитать).Составить «Правила

дружбы»

Схема, маски для ролевых игр

20.

О правилах поведения.

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «У Вари был чиж». Учебный диалог: Обсуждение разных жизненных историй. Беседа  «Правила

дружбы»

С. 35 – 37 (прочитать). Как вести себя в общественных местах.

Презентация

21.

О правилах поведения.

Обсуждение текста учебника.

Ролевая игра: «Какие мимика и жесты могут обидеть». Учебный диалог «Правила поведения в театре» (на основе иллюстративного материала). Ролевая игра: сценки в театре. Работа в группах: оценка поведения детей.

С. 38 – 39 (прочитать). «Какие мимика и жесты могут обидеть».

Россия – твоя Родина.

22.

Родина – что это значит.

Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы.

Характеристика понятий «Родина», «родной край».

Подбор синонимов к слову «Родина».

Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям.

Ориентироваться в понятии«Родина»,

приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»:

называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка.

Знать флаг и герб России.

С. 44 – 46 (прочитать).Пословицы о Родине.

3 цикл

Картины живописи (иллюстрации)

23.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

Учебный диалог: «Различие понятий «история», «случай»». Упражнение на определение исторического времени. Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов)

С. 47 – 49 (прочитать). «Как можно узнать об истории города» Подготовить рассказ об истории своего города.

24.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

Обсуждение текста «Как можно узнать о прошлом города?». Чтение и обсуждение текста «Как Русь начиналась».

Подготовить сообщения о Москве.

25.

Москва – столица России

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А. Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Ролевая игра: «Путешествие по Москве».

С.50 –  52 (прочитать). Подготовить сообщения о городах России.

Презентация

26.

Москва – столица России

Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по Москве (с использованием иллюстраций). Выставка фотографий «Москва – столица России»

Принести иллюстрации городов России.

27.

Города России.

Ролевая игра: «Путешествие по городам России». Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по городу (с использованием иллюстраций). Рассматривание иллюстраций (фото) городов России, составление рассказа-описания «Города Золотого кольца России».

С. 53 – 56 (прочитать). Индивидуальное задание: рассказ-описание «Мой город».

Презентации учащихся

28.

Родной край - частица Родины.

Экскурсия по родному городу: знакомство с достопримечательностями. Индивидуальное задание: рассказ-описание «Мой город». Работа с иллюстрациями и текстами.

С. 57 – 59 (прочитать). «Зачем человек трудится».

29.

Как трудятся россияне.

Решение проблемы (выбор альтернативы): зачем человек трудится. Работа со схемой «Зачем человек трудится». Игровая минутка: «чтение» рисунков (какие пословицы «спрятаны» в рисунках). Учебный диалог: обсуждение проблемы «Хлеб в жизни человека». Дидактическая игра: «Хлебные изделия».

Подготовить рассказ о профессиях своих родителей.

Ребусы, кроссворды, видеоматериалы

30.

Как трудятся россияне.

Рассказ учителя: «Труд славян в сельской местности». Чтение и обсуждение текста «Русская трапеза». Составление описания по картине А. Пластова «Жатва» с опорой на план. 1. Когда происходит действие картины (в какое историческое время)? 2. Какие детали картины говорят об этом? 3. Кто герои этой картины? 4. Какой момент трудового дня изобразил художник? 5. О каких качествах детей можно рассказать, анализируя сюжет картины?

Чтение текста «Русская трапеза»

Репродукция картины А. Пластова «Жатва»

31.

Все профессии важны.

Чтение и обсуждение текстов «О труде фермера», «Чем занимается экономист». Упражнения: первые шаги в работе с компьютером. Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» (с опорой на рисунки учебника). Дифференцированное задание: работа с рубрикой «что происходило на нашей Земле давным-давно». Индивидуальное задание: «Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки).

Подготовить сообщения о символах Родины.

Иллюстративный материал по профессиям

32.

Мы – граждане России. Проверь себя

 «Россия — твоя Родина». Тест.

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о государственном устройстве России. Рассматривание государственных символов России герба и флага. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассматривание репродукции картины Н. Богданова-Бельского «Устный счёт»

С. 60 – 63 (прочитать). Подготовить сообщение о правах взрослых и детей.

Презентация – викторина

33.

Мы – граждане России.

 Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

С. 64 – 66 (прочитать). Подготовить рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность».

4 цикл

Иллюстрации о правах ребёнка

34.

Россия – многонациональная страна.

Встреча с родителями. Рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность». Выставка: «Культура разных народов».

С. 70 – 72 (прочитать)

Презентация

Мы жители Земли.

35.

Твоё первое знакомство со звёздами.

Проверочная работа (рубежный контроль).

Учебный диалог: «Почему

люди смотрят на звезды?»

Работа с текстом «Солнечная «семья»» и схемами

учебника. Воображаемая ситуация: «Что расскажут о Солнце люди разных профессий?»

Характеристика планет Солнечной системы.

Характеризовать кратко Солнечную систему;

выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растениякак живого существа.

С. 73 – 75 (прочитать). Сравнить схемы, рассказать по ним о звёздах.

36.

Твоё первое знакомство со звёздами

Рассказ учителя: как представляли Солнечную систему наши предки? Сравнение схем, изображающих Землю в представлениях предков и современных учёных. Работа с рубрикой «Что происходило на Земле давным давно».

С. 76 – 78 (прочитать)

Ответить на вопрос «Почему открытие Коперника было очень важным?»

Презентация

37.

Чем Земля отличается от других планет?

Чтение и обсуждение текста «Чем Земля отличается от других планет?». Подготовка и обсуждение выводов: «Солнце – ближайшая к Земле звезда. Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна».

С. 79 – 81 (прочитать). Наблюдения: Луна в ясную погоду.

38.

Чем Земля отличается от других планет?

Проверь себя

«Мы – жители земли». Тест.

Работа в группах: проведение опыта – изменение положения Луны при вращении Земли. Рассматривание фотографий: полнолуние, молодой месяц, выпуклая Луна. Упражнения на ориентирование по глобусу.

С.81 – 82 (прочитать). Дифференцированное задание: чтение и анализ стихотворения Дж.Родари «У лунного моря…».

Презентация

39.

В некотором царстве…

Заполнение схемы «Царства живой природы». Дидактическая игра: «Кто больше». Рассказ-описание: «О чём нам могли бы рассказать звери и птицы». Чтение и обсуждение текста «Бактерии». Рассматривание бактерий (с использованием микроскопа, слайдов, компьютерных иллюстраций).

Сочинить стихотворные строчки – удивление.

Схема «Царства живой природы»

40.

Грибы.

Дидактическая игра: «Кто

больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника «Гриб – какой он?». Подготовка вывода: грибы – царство природы, грибы отличаются по внешнему виду, строению и пользе для человека. Рассказ-описание «Какой он, Гриб?»

С. 83 – 85 (прочитать). Составить памятку: «Ядовитые грибы» и придумать блюда из грибов.

Плакат «Грибы»

41.

Какие животные живут на Земле.

Экскурсия в музей. Вопросы для обсуждения: 1. Какие животные объединяются в группы (классы); 2. Чем они похожи на других представителей этой группы и чем отличаются; 3. Какой главный (существенный) признак животных данного класса (данной группы)?

С. 90, рабочая тетрадь№ 67,68.

Ответить на вопросы. Подготовить рассказ о том, какие бывают растения (с опорой на иллюстрации).

42.

Разнообразие растений.

Воображаемая экскурсия в биологический музей. Дети выступают в роли экскурсоводов, рассказывают о том, какие бывают растения (с опорой на иллюстрации). Дидактическая игра: «Кто больше назовёт растений».

С. 86 – 88 (прочитать).

Презентация

43.

Разнообразие растений.

Работа с гербарием (натуральными объектами): составление описаний (паспортов) растений. Учебный диалог: «Какие бывают цветки и плоды».

С.91 – 94 (прочитать).

Гербарии растений

Природные сообщества.

44.

Среда обитания.

Беседа: «Каждое живое существо привыкает к определённому месту обитания (природной среде)». Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника.

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.

Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород).

Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения.

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа.

Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество».

Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности.

Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды.

Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада).

Приводить примеры лекарственных растений луга.

Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения.

Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

Приводить  примеры культур, выращиваемых на полях.

«Читать»  информацию, представленную в виде схемы.

Описывать сезонный труд в саду и в огороде (по проведённым наблюдениям).

Различать плодовые и ягодные культуры.

Р.т. № 69,70.

45.

Лес и его обитатели.

Заочная экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея» и текстами учебника «Лес – многоэтажный дом».

С. 98 – 99 (прочитать) Опыт: «Как развивается растение» посадка семян бобовых. Наблюдения и фиксация их

результатов в рисунке-схеме.

5 цикл

Презентация

46.

Деревья леса.

Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща».

Р.т № 71 – 73. Индивидуальные задания: составить паспорт дерева.

Репродукция картины И. Шишкина «Корабельная роща».

47.

Кустарники леса.

Экскурсия в парк. Обсуждение вопросов: какие кустарники растут в парке? Как они выглядят? Есть ли среди них лекарственные? Узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвей. Наблюдение: рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.

С. 102 – 106 (прочитать). Проектная деятельность: Сравнение листовой и цветочной почки в разрезе.

Микроскоп, почки растений

48.

Травянистые растения леса.

Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши».

Работа с таблицей: обобщение информации на тему «Лесная аптека».

Таблица «Травянистые растения»

49.

Травянистые растения леса.

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста

учебника В. Рождественского о подорожнике.

С.112 – 114 (прочитать). Подготовка к инсценировке: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой».

Иллюстрации, гербарии

50.

Животные леса.

Дидактическая игра «Кто

больше?» (классификация по принадлежности к классу). Инсценировка: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой». Задание: сравнение белки и бурундука (на основе иллюстрации и текста).

С. 115 – 116 (прочитать).  Индивидуальная работа: чтение стихотворений Б. Заходера «Ёжик» и «Лиса и крот». Подготовка ответа на вопрос: «Какие особенности животных подметил автор?».

Иллюстрации

51.

Животные леса.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описательный рассказ по заданному началу. Учебный диалог: обсуждение проблемной задачи: «Почему кроты являются зверями?».

Заполнение таблицы «Животные леса»: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся.

Презентация

52.

Животные леса.

Чтение и обсуждение текста «Птицы – лесные жители». Дидактические игры: «Кто больше?», «Угадай птицу по описанию». Решение проблемной ситуации: «Почему птицы осенью улетают?» Просмотр видеофильма: «Внешний вид и особенности поведения птицы», «Птичьи  голоса».

Р. т. № 86 – 89 Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир»

Видеофильмы «Голоса леса», «Внешний вид и особенности поведения птицы»

53.

Животные леса.

Анализ текста, поиск информации на тему «Признаки пресмыкающихся». Рассказ учителя: «Неожиданная встреча. Как уберечь себя от змеи?»

С. 116 – 118 (прочитать). Сообщение о пресмыкающемся.

Иллюстрации, таблица «Пресмыкающиеся»

54.

Животные леса.

Чтение и обсуждение текста «Насекомые леса». Учебный диалог? «Почему жуки так называются?». Коллективный вывод: «Какую пользу приносят муравьи?».

Р.т. № 90 – 91. Составить памятку «Если ты пришёл в лес» (на основе иллюстративного материала и опыта детей).

55.

Что мы знаем о воде.

Рассказ-рассуждение (на основе схемы): «Что такое вода?» Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки»...

С. 119 – 120 (прочитать). С. 122 – 125 (прочитать). Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния».

Схема «Круговорот воды в природе»

56.

Что мы знаем о воде.

Составление схемы «Круговорот воды в природе». Опыты: определение свойств воды и её состояний

Рассказ по схеме «Круговорот воды в природе».

Схема «Круговорот воды в природе», материал к опытам

57.

Водоёмы и их обитатели.

Учебный диалог: «Какие бывают водоёмы, какие животные могут жить в разных водоёмах?» (на основе рисунка-схемы).

С. 126 – 128 (прочитать). Рассказ «Какие бывают водоёмы, какие животные живут  в разных водоёмах?»

Презентация, рисунок - схема.

58.

Водоёмы и их обитатели.

Наблюдения: внешний вид, передвижение, питание рыб (в аквариуме). Обсуждение текста «Чем рыба отличается от других животных?». Коллективный вывод: «Рыбы – живые существа».

Р. т. рубрика «Проверь себя», с. 129-133 (прочитать). Рассмотреть иллюстрации и составить рассказ - описание «Животные морей и океанов»

6 цикл

59.

Водоёмы и их обитатели.

Классификация морских животных по признаку «рыбы – млекопитающие». Дифференцированное задание: работа с рубрикой «Этот удивительный мир»; составление описательного рассказа по картине И. Айвазовского «Корабль у моря».

Знать классификация морских животных

Репродукция картины И. Айвазовского «Корабль у моря».

60.

Водоёмы и их обитатели.

Индивидуальное задание: рассматривание рисунков животных – обитателей болот, составление рассказа-описания. Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Кто такие земноводные?», «Природе нужны все». Обсуждение пищевой цепи, подбор аргументов её обоснованию.

С. 141 – 145 (прочитать). Рассказать о земноводных.

Презентация

61.

Водоёмы и их обитатели.

Рассказ учителя: «Почему у водоплавающих такие лапы и клювы?» Индивидуальные задания: рассказ-описание «Растения болот». Чтение учителя: «Поход на дальнюю речку». Учебный диалог «Растения рек» (с использованием иллюстративного материала и текстов учебника). Рассказ учителя: «Когда цветут кувшинки. Растения, которые находятся под защитой». Обобщающая беседа: «Вспомним всё, что мы знаем о водоёмах и реках».

Р. т. № 98 – 100. Рассказ «Растения, которые находятся под защитой»

Таблица «Растения болот»

62.

Луг и его обитатели.

Заочная экскурсия на луг. Обсуждение вопроса: «Какие травянистые растения растут на лугу». Чтение и обсуждение текста «Растения луга» (с использованием иллюстративного материала). Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Коллективный вывод: «Травянистые растения луга. Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос».

С. 146 – 148 (прочитать). Рассказ «Травянистые растения луга».

Презентация

63.

Луг и его обитатели.

Дидактическая игра «Кто больше?». Работа с таблицей: классификация по принадлежности «насекомые,птицы, звери». Логическая задача: докажи, почему паук не относится к насекомым. Пересказ текста «Зачем пчёлы танцуют». Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Почему луг нужно беречь?».

Составить таблицу «Насекомые,птицы, звери».

Таблица «Луг и его обитатели»

64.

Поле и его обитатели.

Работа с гербарием: зерновые культуры. Работа со схемой: обобщение информации по теме «Полевые культуры».

С. 151 – 152 (прочитать). Пересказ и завершение текста «Где растут пряники и баранки?».

Презентация

65.

Поле и его обитатели.

Описательный рассказ по картине Г. Мясоедова «Косцы». Учебный диалог: «Животные поля», решение проблемных вопросов: «Узнай по описанию», обсуждение проблемы: «Зависит ли питание животных луга от их места обитания».

Пересказ текста «Лён – прядильная культура».

Таблица «Поле и его обитатели»

66.

Сад и его обитатели.

Проверь себя

«Природные сообщества»Тест.

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Плодовые культуры»: описание, сравнение внешнего вида, особенности произрастания. Дидактическая игра: «Угадай на вкус».

Рассказ – рассуждение «Размножение растений черенками».чтение стихотворения Н. Красильникова «Удод», поиск в тексте ответа на вопрос «Можно ли сказать, что удод - птица южная?». Устное мини-сочинение «Яблонька».

Р. т. № 101 – 103. Чтение и пересказ текста «Животные – обитатели сада» (с презентацией)

Таблица «Сад и его обитатели»

Природа и человек

67.

Человек – часть природы.

Комплексная итоговая работа.

Решение и обсуждение логической задачи: «Почему человек должен беречь природу, как самого себя» (на основе выбора альтернативы). Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всё на свете» и обсуждение вывода «Есть ли на свете вредные существа?»

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе». Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить  примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Дифференцированное задание: составление рассказа по схеме «Животные – друзья человека»

Презентация

68.

Человек – часть природы.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Красная книга России». Обсуждение жизненных ситуаций (учебник).

Видеофильм

График проверочных работ:

Тема проверочной работы

Вид контроля

Форма контроля

Примечание

  1. 1

Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье»

текущий

тест

  1. 2

Проверь себя

 «Россия — твоя Родина»

текущий

тест

  1. 3

Проверь себя

«Мы – жители земли»

текущий

тест

  1. 4

Проверь себя

«Природные сообщества»

текущий

тест

Перечень учебно-методических средств обучения:

  1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2021.

Литература основная:

  1. Окружающий мир. 2 класс:  Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова –   Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2012 г.
  3. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2012г.

        

Литература дополнительная:

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
  3. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2008

Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, смарт-доска, диски с обучающими программами, маркерная доска

Формы контроля

Предмет

Число контрольных работ по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

Контрольное списывание

1

1

Диктант

1( см.сноску)

4

4

4

Изложение

1

Словарный диктант

4

4

4

Тестирование

1

2

1

Контрольная  работа

4

4

4

Итого

1

14

14

14

Математика

1

13

13

14

Литературное чтение

1

4

8

8

Окружающий мир

1

4

4

4

(Взято из метод.письма)


Использованная литература.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2010.
  6. Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2008.
  7. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  8. Виноградова  Н. Ф. Окружающий мир мир: 2 класс: Рабочие тетради к учебнику в 2 частях. – 5 изд., дораб. –  М.: Вентана-Граф, 2011.
  9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  10. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/ авт.-сост. О.А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России ФГОС

рабочаяпрограммапоокружающемумиру4клШколаРоссииФГОС...

рабочая программа по окружающему миру 1 кл Школа России ФГОС

рабочаяпрограммапоокружающемумирув1клШколаРоссииФГОС...