Мир вокруг нас
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
на экологическую тему в 3 классе.
Тема: «Мир вокруг нас»
Цель:
- обобщить представление детей о многообразии окружающей среды, мира, в котором живет человек; связи человека с этим миром;
- уточнить и конкретизировать вопросы сохранения окружающей среды, без которой невозможна жизнь человека;
-воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему нас миру, к природе;
Оборудование:
- на большом листе ватмана следующая схема: в центре изображение человека (для лица две маски – грустная и улыбающаяся). Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло – голубого цвета, на нем аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они темно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином. Третий круг- неокрашенный, белый, на нем прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвертый круг – ярко-синего цвета. В нем фигурки неопределенных форм темного цвета. Пятый круг – зеленого цвета. На нем прикреплены черные квадраты и круги. Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено солнце (желтое, яркое, с множеством лучей) и по всему полю – звезды.
- Выставка книг на данную тему под заголовком «Во имя красоты и пользы».
- Слова – атмосфера, комфорт, экология.
Ход занятия
(В начале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схема помещается перед занятием на доску.)
- Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Мы поговорим об окружающем нас мире и о том, как сохранить эту окружающую среду, без которой невозможна жизнь человека.
Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?
- Грустный человечек.
- А почему он грустный? (ответы детей)
- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть, и поймем, почему он грустный.
(Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися).
Первый корреспондент.
- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?
(Дети рассказывают стихи, называют загадки о небе)
Учитель.
- Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (ответы детей)
- Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля.
(Ученик убирает аппликации микробов)
Первый корреспондент.
- Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они, собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель.
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!
- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент.
- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(ответы детей)
Учитель.
- им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – это звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
Второй корреспондент.
- Что мы можем сделать, чтобы дома и в школе у нас был звуковой комфорт?
(ответы детей)
- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель.
- Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Не умыться, ни напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Эта страничка, о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
(ответы детей)
Учитель.
- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (ответы детей)
- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбался? Что надо сделать? (ответы детей)
Третий корреспондент.
- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна: (убирает).
Учитель.
- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент.
- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (ответы детей)
- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом,
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!
Учитель.
- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (ответы детей)
- Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами, было много кругом? (ответы детей)
- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
- Послушайте рассказ о том, как на Земле исчез один красивый цветок.
(Ученик рассказывает рассказ – фантазию «Солнце с белыми лучами» Юрия Яковлева).
- Вы послушали рассказ о том, как исчезла на нашей Земле ромашка. И, наверное, подумали: выдумка это, сказка! Разве можно уничтожить все ромашки? Ведь их миллионы, они цветут везде.
Оказывается – можно! Первыми погибают как раз те растения, у которых красивые цветы. Люди радостно, бездушно собирают букеты цветов. Постоит букет в вазе, день-другой, завянут цветы – и выбросят их. А ведь каждый цветок – это будущие семена, это продолжение жизни растений. Там, где собрали этот букет, цветов, будет меньше. А жаль…
Не рвите, ребята, цветы на лугах и в лесах, помните рассказ о ромашке. Пусть год от года хорошеет родная природа. Краше становится наш общий дом – теплая и зеленая планета земля.
Четвертый корреспондент.
- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги под ними яркие рисунки растений).
Учитель.
-Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (ответы детей)
Четвертый корреспондент.
- Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червяков. Запомним это правило. Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы).
Учитель.
- Эти животные пострадали больше всего, чем другие: бабочки – из-за своей красоты, лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе.
Послушайте рассказ ученого-эколога А.Плешакова «Доброе слово о хищниках».
«Рысь, волк, лиса, орел, ястреб, сова… Еще недавно люди безжалостно уничтожали этих и других хищников. Люди рассуждали так: раз хищники нападают на зайцев, кабанов, оленей и других животных – значит, надо уничтожать хищников. И тогда животных, на которых они охотятся, будет больше.
Так люди и поступали. Как же много хищных зверей было убито! Но вот люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных: зайцев, кабанов, оленей - поначалу становится больше, а потом все меньше и меньше. Почему?
Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать, трудно одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространились болезни, и много животных погибло. Хищники оказались санитарами в природе. Теперь хищные звери и птицы взяты под охрану.
Беречь их – это значит беречь красоту и гармонию природы».
- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире, он здоров, здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
- Не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, песнями соловья, вкусными ягодами и грибами. Чтобы не обидеть природу, нужно знать, как с ней себя вести. Для этого человек придумал науку ЭКОЛОГИЮ.
Экология- наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.
- А сейчас посмотрим – в мире вы живете с природой, дружите ли с ней.
Викторина правильный ответ
- Какой цветок зацветает раньше?
А) клевер;
Б) подснежник;
В) одуванчик
- Можно ли рвать цветы?
А)да, чтобы узнать, как они называются;
Б) нет: может они редкие;
В) да, они красивые
- Где взять дрова для костра?
А) набрать сухой валежник;
Б) наломать еловые ветки;
В) обломать молодые деревья.
- Куда деть пустую консервную банку в лесу?
А) в костер;
Б) в кусты;
В) обжечь в костре и зарыть.
- Что будет, если разорить муравейник?
А) ничего не будет: муравьи его опять построят;
Б) некому будет кусаться;
В) деревьям и животным будет хуже.
- Зачем в лесу комары?
А) ни к чему;
Б) чтобы люди поменьше в лес ходили;
В) в природе нет ничего лишнего.
- Что делать, если ты нашел птичье гнездо?
А) подойти поближе и внимательно рассмотреть;
Б) уйти как можно быстрее;
В) потрогать и уйти.
- Что делать, если ты нашел птенца?
А) уйти как можно быстрее-
не мешай его маме позаботиться о нем;
Б) возьми домой;
В) посади в гнездо.
- Какой из этих грибов съедобен?
А) мухомор;
Б) бледная поганка;
В) шампиньон.
- А теперь поиграем в игру «И я». Я буду называть вам поступки, если поступок добрый, - вы говорите «И я», если плохой, то молчите.
Итак:
- Я не ломаю ветви деревьев – и я ;
- Я не разоряю муравейники – и я;
- Я рву в лесу, на лугу цветы - …;
- Я не убиваю жаб, лягушек – и я ;
- Я не разоряю птичьи гнезда – и я;
- Я ловлю и уничтожаю бабочек, шмелей - …;
- Я не повреждаю кору деревьев – и я;
- Я оставляю после себя мусор в парке, лесу-…;
- Я рву ягоды, орехи вместе с веточками - …;
- Я не включаю громко музыку – и я;
- Я прохожу мимо включенного крана с водой- …;
- Я не трогаю, не обижаю жучков и червячков – и я;
- Я люблю природу – и я;
- Я друг природы – и я.
- А теперь продолжите называть добрые слова, которые вы могли бы сделать в природе. (называют «по цепочке»)
- Вы назвали много добрых дел, которые вы можете сделать, так спешите делать добро, делать добрые дела!
ВСЕГДА ОСТАВАЙТЕСЬ ДРУЗЬЯМИ ПРИРОДЫ!
(2 ученика читают стихотворения)
* * *
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом
зените,
Бабочку на листьях
повилики,
На тропинке солнечные
блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень
от баобаба,
Ястреба, парящего
над полем,
Ясный месяц над речным
покоем,
Ласточку мелькающую
в жите.
Берегите Землю!
Берегите!
* * *
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю.
Летать в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
* * *
- Знакомство с книгами на экологическую тему «Во имя красоты и пользы».
- Вспомните, что это за наука – экология?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс
Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...
Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава
Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...
Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
Проблеммные ситуации, вопросы....
Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»
Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....
Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".
Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, к экологии; расширение кругозора обучаю...
«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
Программа ПНШ...