Мир вокруг нас
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

Внеклассное мероприятие на экологическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon МИР ВОКРУГ НАС78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

на экологическую тему в 3 классе.

Тема:  «Мир вокруг нас»

Цель:

- обобщить представление детей о многообразии окружающей среды,         мира, в котором живет человек; связи человека с этим миром;

- уточнить и конкретизировать  вопросы сохранения окружающей среды, без которой невозможна жизнь человека;

-воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему  нас миру, к природе;

Оборудование:

  1. на большом листе ватмана следующая схема: в центре изображение человека (для лица две маски – грустная и улыбающаяся). Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять  окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло – голубого цвета, на нем аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они темно-серого  цвета, прикреплены булавками или  пластилином. Третий круг- неокрашенный, белый, на нем прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвертый круг – ярко-синего цвета. В нем фигурки неопределенных форм темного цвета. Пятый круг – зеленого цвета. На нем прикреплены черные квадраты и круги. Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено солнце (желтое, яркое, с множеством лучей) и по всему  полю – звезды.
  2. Выставка книг на данную тему под заголовком «Во имя красоты и пользы».
  3. Слова – атмосфера, комфорт, экология.

Ход занятия

(В начале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схема помещается перед занятием на доску.)

- Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Мы поговорим об окружающем нас мире и о том, как сохранить эту окружающую среду, без которой невозможна жизнь человека.

        Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир  вокруг нас». Это необычная газета -  живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в  центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человечек.

- А почему он грустный?  (ответы детей)

- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы  корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда  может быть, и поймем, почему он  грустный.

(Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися).

Первый корреспондент.

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

                Через нос проходит в грудь

                И обратный держит путь.

                Он невидимый, и все же

                Без него мы жить не можем.

                                                (Воздух)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли  воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?

(Дети рассказывают стихи,  называют загадки о небе)

Учитель.

- Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть  такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна  закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней  накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?  (ответы детей)

- Проветрили комнату, стерли  пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля.

(Ученик убирает аппликации микробов)

Первый корреспондент.

- Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они, собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и  фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам  всем надо беречь растения.

Учитель.

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!

- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй  корреспондент.

- Ребята, кто из вас любит слушать  песни и другую музыку? Почти у всех  есть любимые певцы и группы, их  слушать особенно приятно. Вот в одной  песенке девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром

                Я включаю телевизор,

                И, конечно, репродуктор,

                И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна,

                Вы же в доме не одна.

                Почему же целый дом

                Должен слушать этот гром?

(ответы детей)

Учитель.

- им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от  которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение. Поэтому очень вредно включать  дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей  и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – это звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный  разговор, создают звуковой комфорт.

Второй  корреспондент.

- Что мы можем сделать, чтобы  дома и в школе у нас был звуковой комфорт?

(ответы детей)

- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель.

- Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий   корреспондент.

Не умыться, ни напиться,

                Без воды.

                Листику не распуститься

                Без воды,

                Без воды прожить не могут

                Птица, зверь и человек,

                И поэтому всегда

                Всем везде нужна вода!

- Эта страничка, о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где  находится вода? В морях, в реках,  в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных  не всякая вода годится. В океане вода,  какая? Соленая. А чтобы напиться  и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,

                Умой мое личико,

                Чтоб щечки краснели,

                Чтоб глазки блестели,

                Чтоб смеялся роток,

                Чтоб кусался зубок?

(ответы детей)

Учитель.

- Конечно, это  о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (ответы детей)

- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбался? Что надо сделать? (ответы детей)

Третий   корреспондент.

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна: (убирает).

Учитель.

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый   корреспондент.

- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (ответы детей)

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

 Жить в зеленом мире этом,

                 Хорошо зимой и летом.

                  Жизнь летает мотыльком,

                  Шустрым бегает зверьком,

                  В облаках кружится птицей,

                  Скачет по ветвям куницей.

                   Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

                   Человек природе друг!

Учитель.

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (ответы детей)

- Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которых осталось мало. Мы сможем  убрать эти круги и квадраты, если  научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами, было много кругом? (ответы детей)

- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

- Послушайте рассказ о том, как на Земле исчез один красивый цветок.

(Ученик рассказывает рассказ – фантазию «Солнце с белыми лучами» Юрия Яковлева).

- Вы послушали рассказ о том, как исчезла на нашей Земле ромашка. И, наверное, подумали: выдумка это, сказка! Разве можно уничтожить все ромашки? Ведь их миллионы, они цветут везде.

Оказывается – можно! Первыми погибают как раз те растения, у которых красивые цветы. Люди радостно, бездушно собирают букеты цветов. Постоит букет в вазе, день-другой, завянут цветы – и выбросят их. А ведь каждый цветок – это будущие семена, это продолжение жизни растений. Там, где собрали этот букет, цветов, будет меньше. А жаль…

        Не рвите, ребята, цветы на лугах и  в лесах, помните рассказ о ромашке. Пусть год от года хорошеет родная природа. Краше становится наш  общий дом – теплая и зеленая планета земля.

Четвертый   корреспондент.

- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги под ними яркие  рисунки растений).

Учитель.

-Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так  же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые  особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты?  (ответы детей)

Четвертый   корреспондент.

- Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червяков. Запомним это правило. Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы).

Учитель.

- Эти животные пострадали больше всего, чем другие: бабочки – из-за своей красоты, лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе.

Послушайте рассказ ученого-эколога А.Плешакова «Доброе слово о хищниках».

«Рысь, волк, лиса, орел, ястреб, сова… Еще недавно люди безжалостно уничтожали этих и других хищников. Люди рассуждали так: раз хищники нападают на зайцев, кабанов, оленей и других животных – значит, надо уничтожать хищников. И тогда животных, на которых они охотятся, будет больше.

Так люди и поступали. Как же много хищных зверей было убито! Но вот  люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных  животных: зайцев, кабанов, оленей -  поначалу становится больше, а потом все меньше и меньше. Почему?

        Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать, трудно одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространились болезни, и много животных погибло. Хищники оказались санитарами в природе. Теперь хищные звери и птицы взяты под охрану.

        Беречь их – это значит беречь красоту и гармонию природы».

- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А  сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире, он здоров, здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

- Не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и  тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, песнями соловья, вкусными ягодами и грибами. Чтобы не обидеть природу, нужно знать, как с ней себя вести. Для этого человек придумал науку ЭКОЛОГИЮ.

Экология- наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.

- А сейчас посмотрим – в мире вы живете с природой, дружите ли с ней.

                     Викторина         правильный ответ

  1. Какой цветок зацветает раньше?

А) клевер;

Б) подснежник;     

В) одуванчик

  1. Можно ли рвать цветы?

А)да, чтобы узнать, как они называются;

Б) нет: может они редкие;      

В) да, они красивые

  1. Где взять дрова для костра?

   А) набрать сухой валежник;        

        Б) наломать еловые ветки;

        В) обломать молодые деревья.

  1. Куда деть пустую консервную банку в лесу?

А) в костер;

Б) в кусты;

В) обжечь в костре и зарыть.                

  1. Что будет, если разорить муравейник?

А) ничего не будет: муравьи его опять построят;

Б) некому будет кусаться;

В) деревьям и животным будет хуже.        

  1. Зачем в лесу комары?

А) ни к чему;

Б) чтобы люди поменьше  в лес ходили;

В) в природе нет ничего лишнего.        

  1. Что делать, если ты нашел птичье гнездо?

А) подойти поближе и внимательно рассмотреть;

Б) уйти как можно быстрее;                

        В) потрогать и уйти.

  1. Что делать, если ты нашел птенца?

А) уйти как можно быстрее-

не мешай его маме позаботиться о нем;    

        Б) возьми домой;

        В) посади в гнездо.

  1. Какой из этих грибов съедобен?

А) мухомор;

Б) бледная поганка;

В) шампиньон.                 

- А теперь поиграем  в игру «И я». Я буду называть вам поступки, если поступок добрый, - вы говорите «И я», если плохой, то молчите.

Итак:

  1. Я не ломаю ветви деревьев – и я ;
  2. Я не разоряю муравейники – и я;
  3. Я рву в лесу, на лугу цветы - …;
  4. Я не убиваю жаб, лягушек – и я ;
  5. Я не разоряю птичьи гнезда – и я;
  6. Я ловлю и уничтожаю бабочек, шмелей - …;
  7. Я не повреждаю кору деревьев – и я;
  8. Я оставляю после себя мусор в парке, лесу-…;
  9. Я рву ягоды, орехи вместе с веточками - …;
  10. Я не включаю громко музыку – и я;
  11. Я прохожу мимо включенного крана с водой- …;
  12. Я не трогаю, не обижаю жучков и червячков – и я;
  13. Я люблю природу – и я;
  14. Я друг природы – и я.

- А теперь продолжите называть добрые слова, которые вы могли бы сделать в природе. (называют  «по цепочке»)

- Вы назвали много добрых дел, которые вы можете сделать, так спешите делать добро,  делать добрые дела!

ВСЕГДА ОСТАВАЙТЕСЬ ДРУЗЬЯМИ ПРИРОДЫ!

(2 ученика читают стихотворения)

                *  *  *

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом  

                        зените,

Бабочку на листьях

                        повилики,

На тропинке солнечные

                        блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень

                        от баобаба,

Ястреба, парящего

                        над полем,

Ясный месяц над речным

                        покоем,

Ласточку мелькающую

                        в жите.

Берегите Землю!

                        Берегите!

                *  *  *

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю.

Летать в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

                * * *

- Знакомство с книгами на экологическую тему «Во имя красоты и пользы».

- Вспомните, что это за наука – экология?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...