«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
статья
В настоящее время при нарастающем покорении природы человеком, развитии новых технологий возникает насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывают необходимость экологического образования, начиная с начальной школы. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет, лишь при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. В статье обощается опыт работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Шевченко Марина Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№134 имени С.Дудко Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
В настоящее время при нарастающем покорении природы человеком, развитии новых технологий возникает насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывают необходимость экологического образования, начиная с начальной школы. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет, лишь при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.
Мы, взрослые, понимаем, что уничтожить природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Впоследствии этого у них создаётся ложное впечатление – экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и мои близкие, всё это происходит где - то там далеко. Этого и надо опасаться. И задача учителя – донести до ума и сердец своих учеников, что от состояния окружающей среды зависит наше здоровье. Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит общеобразовательной школе как основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически - все население страны.
Целью экологического образования в школе является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности. Экологическое образование и воспитание включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формируют экологическую грамотность учащихся, побуждают к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия). В начальном звене закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе различных мероприятий. Главная задача экологического образования школьников формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы включающего систему экологических знаний, умений, мышления. Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий.
В работе по формированию экологической этики младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе. На уроках - беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры, опыты, эксперименты. Во внеклассной работе - праздники, КВН, викторины, участие в различных акциях, конкурсах. Бесспорно, отказываться от опыта работы, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время методика экологического образования и воспитания значительно обогатилась новыми приемами, методами, формами работы. Все методы в общеобразовательной школе можно поделить на две группы: традиционные и инновационные.
Среди многообразия традиционных форм обучения урок, как основная форма учебно-воспитательного процесса, продолжает сохранять ведущее значение. Несмотря на жестко регламентированную структуру, он предоставляет большие возможности для формирования экологических знаний и культуры обучающихся. Чем насыщеннее и увлекательнее материал, тем эффективнее будет происходить усвоение экологических знаний. Урок окружающего мира – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования экологической культуры детей. Экскурсия-это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Материал экскурсий тесно связан с программой. Это способ конкретного изучения природы, изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического и эмоционального ее восприятия, организации творческой работы обучающихся, инициативы и наблюдательности. Экологические экскурсии имеют свою специфику, которая заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. На экскурсиях уделяется внимание экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей; систематизируются представления о взаимосвязях в природе.
Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны. Например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования. Дидактические игры — это игры с правилами. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с карточками - лото, природным материалом. Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует умения вести дискуссию, использовать свои знания, что способствует формированию экологической этики.
Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы с младшими школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования. Сравнительно новым инновационным видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» — это маршрут в парке или лесопарке, который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать естественную и преобразованную среду, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тропа создается силами взрослых. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы. На тропе источниками познавательной информации являются сами предметы природы. Это растения, грибы, животные, почвы, формы поверхности и другие объекты живой и неживой природы. Задача учителя продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объем информации. Работа на «экологической тропе» имеет не только информативный, но и деятельностный характер: дети принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей.
Большой интерес у детей вызывают экологические проекты. Метод проектов включает этапы — выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разработку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и длительными. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время. Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории нашего района, помогает обучающимся освоить моральные нормы отношения к природе, нормы запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т. п.). Исследование детьми реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научит принимать решения в соответствии с убеждениями. Итогом такой работы в 4 классе может стать проект «Бездомные животные - проблема всех и каждого», выпуск сборника стихов «Под дождём собачьих слёз не видно».
В формировании экологической этики помогут и уроки нетрадиционной формы: например, уроки-праздники, виртуальные экскурсии. На таких уроках предоставляется возможность активного участия детей в подготовке урока и проведении его. Работа в парах, группах надолго запоминается детям, и легко усваивается материал. Например, экоурок: «Красный волк охраняет природу». Проведение нестандартных уроков позволяет не только повысить уровень нравственно-экологических знаний детей, но и в значительной степени изменяет мотивацию поступков в природе, а также интересы школьников. В условиях пандемии становятся актуальными виртуальные экскурсии на уроках окружающего мира, например,(2 класс, тема « О кошках и собаках»). Такая работа на уроках, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры детей. Но для этого уроки должны быть содержательными, разнообразными, увлекательными.
Внеурочная деятельность в данном направлении более интересна для младшего школьника своей свободной формой. Участие детей в проведении таких благотворительных акций, «Поможем братьям нашим меньшим» (сбор корма для приюта «Ржевка»), «Покормите птиц зимой», «Каждой пичужке - своя кормушка» «Круг жизни» (сбор макулатуры), акция «Крышечки доброты». Участие в районном смотре-конкурсе "Экологическая открытка" Создание экологического уголка «Эколята охраняют природу». Участие во Всероссийской экологической олимпиаде «Добрая школа» для школьников. Составление «Красной книги Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Задачи: выяснить, какие растения ближайшего окружения являются редкими, включены в Красные книги. Создание презентаций о заповедниках и памятниках природы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (2 класс, «Будь природе другом! Красная книга или возьмём под защиту!»).
Обучающиеся принимают активное участие и становились призёрами и победителями в различных экологических и природоохранных конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и т.д., например, в городском конкурсе детских рисунков «Экология глазами детей», в районном Фестивале «ЭкоЗОВ»,в городском конкурсе рисунков «Петербург при свете фонарей», в научно-практической конференции обучающихся образовательных учреждений Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мир науки».
Вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие обучающихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой.
Литература:
- Зверев, И.Д. Формирование ответственного отношения к природе / И.Д. Зверев. – М: Просвещение, 2013. – 146 с.
- Маневцов, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцов. – СПб: «Акцидент», 2018. – 352 с.
- Николаева, С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Начальная школа. – 2016. – № 5. – 35-36.
- Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание школьников // Начальная школа. – 2016. – №10. – С. 15-16.
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование: теория и практика / Н.А. Рыжова. – М.: Просвещение, 2017. – 156 с.
- Рыжова, Н.А. Наш дом – природа / Н.А. Рыжова. – М.: Просвещение, 2015. – 652 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....
Формирование экологической культуры школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность младшего школьника - это деятельность, которая учитывает особенности обучающихся, направления на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учен...