Нет в мире краше Родины нашей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Юркина Лидия Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_v_mire_krashe_rodiny_nashey.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Нет в мире краше Родины нашей»

 Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

Познавательная:  раскрыть многообразие культур населения России, закрепить понимание Родины как многонационального государства, закрепить  отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

Развивающая: развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Оборудование.

  1. Наглядность:
  1. Государственная символика с портретом Президента РФ.
  2. Работы учащихся на тему: «Родина»
  3. Пословицы народов мира на тему: «Родина»

  1. Музыкальное оформление: Песня «С чего начинается Родина»  сл.  М. Матусовского, муз. В.Баснера.

Ход урока

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета ОПК

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я, -

Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я, -

Здравствуй, Родина моя!

- Как вы понимаете слово Родина? (Свободные высказывания учеников.)

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.

— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

— Земля, которую наши предки защищали от врагов.

— Это место, где стоит, наша школа.

— Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю, на чужой стороне.

Как ещё называется то место, где вы родились и выросли? Как ещё называют  Родину? (Отечество.)

Является ли наша страна вашей Родиной?

Как называется наша страна? (Россия или Российская Федерация.)

- Кто является главой нашего государства?

- Кто из вас уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и объявит тему урока? (Правильно. Россия – наша Родина.)

Мы о России будем говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать – «Россия».

  1. Изучение нового материала

Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:

 «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». 

Вот перед вами фотографии нашей Родины. Словно огромный ковёр раскинула природа, и глаз радует пестрота ярких красок. Вот, петляя и изгибаясь, словно гигантская змея, течёт река. С обеих сторон реки тянутся заливные луга. На них растёт множество луговых цветов. Каких только цветов здесь нет! А какой запах стоит над лугом! Гудят шмели, прыгают кузнечики, ползают и никого не боятся божьи коровки…

                           

Эти места напоминают нам нашу малую родину - Краснодарский край.

- Как зовут нашего губернатора?

                             

И сразу вспоминаются строки, написанные Юрием Яковлевым.

«В большой стране  у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится свои сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину значит жить с ней одной жизнью»

(Исполнение песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)

                                   

Перед вами   карта России.  Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Она очень разная – на севере живут привыкшие к суровому климату эвенки, ханты, кеты. На юге – энергичные народы Кавказа: осетины, абхазы, чеченцы, ингуши. Мы все разные – разные народы, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды. Но мы едины – мы россияне.

       В России проживает 142 млн. человек, но национальности у них разные. Россия -  единое многонациональное государство. -более 180 национальностей, народностей проживает в нашей стране,  эти народы  составляют единую дружную российскую  семью. Послушайте стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

- Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди. И наш Краснодарский край, который является частью России,  имеет свое лицо, непохожее на другие. В нашем крае живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур.

                                     

- Как называется район, в котором мы живем? (Апшеронский)

 -  Ребята, как называют жителей Апшеронского района?   Да, все мы - апшеронцы.

– Наш район занимает мало места на карте Краснодарского края и ещё меньше на карте России. Но очень много места в сердце каждого из нас.

- Люди разных культур и разных религий, все вместе  развивают наш край и наш район, помогают друг другу, уважают друг друга. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся,  а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

     В нашем городе тоже живут люди разных национальностей. Мы сообща отмечаем праздники  и живем очень дружно.

– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.  

                                         

Знаете ли вы стихотворения про Родину?

Послушайте только некоторые из множества стихотворений, которые посвящены родине.

Начинается Родина с памяти,

С почитания истоков своих,

С герба, гимна, российского знамени,

Уваженья заветов святых.

И с семьи начинается Родина,

Песен, улиц родного села,

Той тропинки, что в школе начавшись,

В жизнь большую меня приведет.        

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

Звезды мира над кремлем.

  1. Формирование умений и навыков

А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам вместе выполнить  задание, которое называется «Собери пословицу». (Конверты с разрезанными пословицами.)

Родина - мать, умей за нее постоять

Человек без родины - соловей без песни

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Где кто родится, там и пригодится.

 Своя земля и в горсти мила

Прочтите свою пословицу и объясните  ее смысл.

- Ребята, о чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке?

 О Родине, о любви к Родине.

- Все народы мира  имеют пословицы и поговорки о родине, всех их объединяет любовь к родине.

Сейчас  мы проведем игру.

1 задание. Отметьте звездочкой на карте столицу нашего государства, административный центр Краснодарского края,  Апшеронского района.

2 задание. Прикрепите на карту таблички с народами,  населяющими наш Краснодарский край.

-  Молодцы, ребята, вы  хорошо ориентируетесь по карте, вы – настоящие географы.

Проблемное задание

    Ребята, к нам скоро должен приехать иностранец, он очень хочет   познакомиться с нашей страной. Что бы вы ему рассказали о нашей стране? А что бы вы ему рассказали о нашем крае, районе? (Ответы учащихся.)

    Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это нормы поведения, законы,  традиции,  знания и информация, содержащаяся в книгах. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы.    Этот мир еще называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.

                                         

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры Христианство, буддизм, ислам, иудаизм, с которыми мы познакомимся на наших уроках и морально – этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие.

Существуют еще: народные традиции, школьные традиции, государственные традиции, семейные традиции. Назовите их.

А какая традиция есть в вашей семье?  Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи? (Внимание, любовь,  уважение.)

    В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно относимся к каждой традиции 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.

А сейчас мы поиграем в игру «Вертолет»

Каждая  группа  получает лист бумаги

(Сказать слова на ушко:  родина, культура, традиция)

1. Написать слово.  

2. Вы должны будете  написать  какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это слово, нарисовать рисунок, например, затем меняетесь листочками с другой командой.

  1. Дать определение этому слову, затем меняетесь листочками с другой командой.

4. Когда к вам вернется ваш листочек, каждая команда  произнесет хвалебные  слова этому слову, обобщит все написанное и сделает вывод. Это будет презентация слова.

    - Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?

  Напишите свои пожелания на листе бумаги.

  1. Итог урока

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Напишите, пожалуйста, свои ощущения. Что вам понравилось, что не понравилось на уроке.

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…

(Если будет время - пусть зачитают)

В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы  тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения в 3 классе «Нет в мире краше- Родины нашей»

Цель: воспитывать   любовь  и уважительное отношение к родному краю....

урок кубановедения "Нет в мире краше родины нашей"

Данный урок знакомит учащихся с красотой Краснодарского края...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Конспект урока "Нет в мире краше Родины нашей"

Урок проходит в форме путешествия по Краснодарскому краю. Способствует развитию кругозора учащихся. Итогом урока является выполнение  творческой работы учащимися - коллажа "Нет в мире краше Родин...

Тема: «Нет в мире краше Родины нашей».

наша Родина так велика и прекрасна....

Нет в мире краше Родины нашей

Конспект урока кубановедения в 3 классе...

Открытый урок по кубановедению 3 класс "Нет в мире краше Родины нашей"

Урок содержит материал о многонациональности Кубани, столице края, гимне, гербе....