Нет в мире краше Родины нашей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Нет в мире краше Родины нашей»
Цель урока: формирование понимания единства многоликой России
Задачи урока:
Познавательная: раскрыть многообразие культур населения России, закрепить понимание Родины как многонационального государства, закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.
Развивающая: развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Оборудование.
- Наглядность:
- Государственная символика с портретом Президента РФ.
- Работы учащихся на тему: «Родина»
- Пословицы народов мира на тему: «Родина»
- Музыкальное оформление: Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
Ход урока
- Постановка проблемы и актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета ОПК
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
- Как вы понимаете слово Родина? (Свободные высказывания учеников.)
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Как ещё называется то место, где вы родились и выросли? Как ещё называют Родину? (Отечество.)
Является ли наша страна вашей Родиной?
Как называется наша страна? (Россия или Российская Федерация.)
- Кто является главой нашего государства?
- Кто из вас уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и объявит тему урока? (Правильно. Россия – наша Родина.)
Мы о России будем говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать – «Россия».
- Изучение нового материала
Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Вот перед вами фотографии нашей Родины. Словно огромный ковёр раскинула природа, и глаз радует пестрота ярких красок. Вот, петляя и изгибаясь, словно гигантская змея, течёт река. С обеих сторон реки тянутся заливные луга. На них растёт множество луговых цветов. Каких только цветов здесь нет! А какой запах стоит над лугом! Гудят шмели, прыгают кузнечики, ползают и никого не боятся божьи коровки…
Эти места напоминают нам нашу малую родину - Краснодарский край.
- Как зовут нашего губернатора?
И сразу вспоминаются строки, написанные Юрием Яковлевым.
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится свои сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину значит жить с ней одной жизнью»
(Исполнение песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)
Перед вами карта России. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Она очень разная – на севере живут привыкшие к суровому климату эвенки, ханты, кеты. На юге – энергичные народы Кавказа: осетины, абхазы, чеченцы, ингуши. Мы все разные – разные народы, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды. Но мы едины – мы россияне.
В России проживает 142 млн. человек, но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное государство. -более 180 национальностей, народностей проживает в нашей стране, эти народы составляют единую дружную российскую семью. Послушайте стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
- Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди. И наш Краснодарский край, который является частью России, имеет свое лицо, непохожее на другие. В нашем крае живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур.
- Как называется район, в котором мы живем? (Апшеронский)
- Ребята, как называют жителей Апшеронского района? Да, все мы - апшеронцы.
– Наш район занимает мало места на карте Краснодарского края и ещё меньше на карте России. Но очень много места в сердце каждого из нас.
- Люди разных культур и разных религий, все вместе развивают наш край и наш район, помогают друг другу, уважают друг друга. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
В нашем городе тоже живут люди разных национальностей. Мы сообща отмечаем праздники и живем очень дружно.
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.
Знаете ли вы стихотворения про Родину?
Послушайте только некоторые из множества стихотворений, которые посвящены родине.
Начинается Родина с памяти,
С почитания истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
Уваженья заветов святых.
И с семьи начинается Родина,
Песен, улиц родного села,
Той тропинки, что в школе начавшись,
В жизнь большую меня приведет.
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
Звезды мира над кремлем.
- Формирование умений и навыков
А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам вместе выполнить задание, которое называется «Собери пословицу». (Конверты с разрезанными пословицами.)
Родина - мать, умей за нее постоять
Человек без родины - соловей без песни
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Где кто родится, там и пригодится.
Своя земля и в горсти мила
Прочтите свою пословицу и объясните ее смысл.
- Ребята, о чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке?
О Родине, о любви к Родине.
- Все народы мира имеют пословицы и поговорки о родине, всех их объединяет любовь к родине.
Сейчас мы проведем игру.
1 задание. Отметьте звездочкой на карте столицу нашего государства, административный центр Краснодарского края, Апшеронского района.
2 задание. Прикрепите на карту таблички с народами, населяющими наш Краснодарский край.
- Молодцы, ребята, вы хорошо ориентируетесь по карте, вы – настоящие географы.
Проблемное задание
Ребята, к нам скоро должен приехать иностранец, он очень хочет познакомиться с нашей страной. Что бы вы ему рассказали о нашей стране? А что бы вы ему рассказали о нашем крае, районе? (Ответы учащихся.)
Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это нормы поведения, законы, традиции, знания и информация, содержащаяся в книгах. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы. Этот мир еще называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры Христианство, буддизм, ислам, иудаизм, с которыми мы познакомимся на наших уроках и морально – этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие.
Существуют еще: народные традиции, школьные традиции, государственные традиции, семейные традиции. Назовите их.
А какая традиция есть в вашей семье? Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи? (Внимание, любовь, уважение.)
В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно относимся к каждой традиции 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.
А сейчас мы поиграем в игру «Вертолет»
Каждая группа получает лист бумаги
(Сказать слова на ушко: родина, культура, традиция)
1. Написать слово.
2. Вы должны будете написать какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это слово, нарисовать рисунок, например, затем меняетесь листочками с другой командой.
- Дать определение этому слову, затем меняетесь листочками с другой командой.
4. Когда к вам вернется ваш листочек, каждая команда произнесет хвалебные слова этому слову, обобщит все написанное и сделает вывод. Это будет презентация слова.
- Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?
Напишите свои пожелания на листе бумаги.
- Итог урока
Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Напишите, пожалуйста, свои ощущения. Что вам понравилось, что не понравилось на уроке.
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
Россиянами называют…
(Если будет время - пусть зачитают)
В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения в 3 классе «Нет в мире краше- Родины нашей»
Цель: воспитывать любовь и уважительное отношение к родному краю....
урок кубановедения "Нет в мире краше родины нашей"
Данный урок знакомит учащихся с красотой Краснодарского края...
Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...
Конспект урока "Нет в мире краше Родины нашей"
Урок проходит в форме путешествия по Краснодарскому краю. Способствует развитию кругозора учащихся. Итогом урока является выполнение творческой работы учащимися - коллажа "Нет в мире краше Родин...
Тема: «Нет в мире краше Родины нашей».
наша Родина так велика и прекрасна....
Нет в мире краше Родины нашей
Конспект урока кубановедения в 3 классе...
Открытый урок по кубановедению 3 класс "Нет в мире краше Родины нашей"
Урок содержит материал о многонациональности Кубани, столице края, гимне, гербе....