Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Урок оркжующего мира 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_om_2_klass.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Нина Леонидовна

МОУ «Ломоносовская СОШ №3»

Ленинградской области

                          Урок «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» во 2 классе

       

                                   Тема: «ПРО КОШЕК И СОБАК»

Цели: учить детей ответственному отношению к  кошкам и собакам.

Задачи:

             - углубить знания о кошках и собаках;

             - обсудить роль кошек и собак в жизни людей;

             - учить детей самостоятельно извлекать информацию из различных

               источников;

              - учить работать в группах и парах;

              - прививать любовь к животным;

              - воспитывать жалость и сострадание к бездомным животным.

Оборудование:

 Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир», Москва, «Просвещение»2012,  рабочая тетрадь «Окружающий мир», энциклопедия,  картинки с изображением дяди Федора, Матроскина и Шарика, предметы ухода за животными, 2 рюкзака, книги: П. Тайхман «Собаки», Р. Кете «Кошки», А.А.Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба», компьютер, аудиозапись «Не дразните собак, не гоняйте кошек».

                                                Ход урока.

I.Организационный  момент. 1мин.

(Проверка готовности к уроку.)

II.Повторение  изученного материала. 2мин.

- Какие группы животных знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)

- Что необходимо для жизни животных? (Воздух, пища, вода, тепло, свет)

- На какие две группы можно разделить животных? (Дикие и домашние)

- Чем отличается жизнь диких и домашних животных?

Игра «Дикие и домашние животные». 2мин.

 (Учитель показывает на компьютере картинки животных. Название диких животных говорят дети 1 ряда, название домашних – дети 2 ряда.)

III. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения Б. Заходера « Мордочка, хвост и четыре ноги». 2мин.

- Группа учеников нашего класса прочитает наизусть стихи Б. Заходера. Внимательно послушайте и скажите, о каких животных идет речь в стихотворении.

Порою с пути нам случается сбиться

(Кругом темнота, и не видно ни зги),

Но нам не дадут насовсем заблудиться

 Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порой тоска тебя гложет

(Бывает такая тоска, хоть беги)

Поверь, что никто тебе так не поможет,

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса,

Маленечко каши.

Короче, влезать не придется в долги.

Матрасик в углу -
И вот они наши

Мордочка, хвост и четыре ноги.

- Назовите животных.  (Кошка и собака).

- Какую интересную книгу мы читали про этих животных на уроке внеклассного чтения?

- Почему кот Матроскин и собака Шарик оказались на улице?

2. Составление пословицы из данных слов. 1 мин.

(Человека, собака, друг)

«Собака – друг человека»

- Как понимаете эту пословицу?

3. Рассказ учителя. 3 мин.

- Дружба человека с собакой началась в далеком прошлом. Первое прирученное человеком животное, собака. 6000 тысяч лет она живет рядом с человеком и помогает ему. Как и где помогает? (Охрана дома, служба в милиции и на таможне, поводырь для слепых).

 В древности были целые подразделения собак. Собаки, закованные в доспехи, вступали в сражения. В Индии они шли в бой с горящими факелами, укрепленными на спине.

  Во время Великой Отечественной войны собаки были миноискателями, санитарами, носили сумки с медикаментами. За верную службу собакам поставлены памятники.

 В Швейцарии есть памятник «Всем собакам-спасателям и Бари, самому известному из них, спасшему 42 человеческих жизни». Последний подвиг – спасение годовалого ребенка. Снежной лавиной убило мать ребенка. Бари,  держа малыша зубами за комбинезон, пронес его 4 километра, делал остановки и согревал своим дыханием. Мальчик был спасен, а Бари заболел воспалением легких. Люди потребовали, чтобы к нему отнеслись при лечении, как к человеку. Бари выжил. ( Учитель показывает детям фотографию Бари.)

 Про дружбу человека с собакой очень много написано книг и поставлено фильмов.

  Собака живет 8-15 лет. Существует более 400 пород собак.

Кошки – тоже любимые животные. Для этого много причин. Назовите их.

(За кошками легко ухаживать. От них нет шума. Эти животные добрые и ласковые. За способность ловить мышей их ценят не одну тысячу лет.)

В Древнем Египте их даже считали священными животными. Кошек хоронили с почестями, к ним в саркофаг укладывали мышей. В Россию кошек привезли из Северной Африки. Они были очень дорогие. Молодой здоровый кот за год ловит приблизительно 1000 мышей. Научно доказано, что кошка успокаивает, поднимает настроение. Живут они 10 - 20 лет. Всего одна кошка-долгожительница прожила 37 лет. Существует более 60 пород кошек.

- Какую пользу приносят эти одомашненные человеком животные? Как ценит человек их за отличную службу?

- К сожалению, некоторые люди безжалостно относятся к собакам и кошкам, поэтому много развелось бездомных животных.

4.Беседа с детьми. 3 мин.

- Кто из вас спасал несчастное бездомное животное? Какова его дальнейшая  судьба?

Наш любимый герой дядя Федор приютил Матроскина и Шарика. А его родители поставили условие: разрешат взять животных в город, если дядя Федор научится за ними ухаживать. А мы ему в этом поможем. (На доске картинки с изображением этих героев.)

5. Физкультминутка «Собачий вальс». (Дети  под музыку делают танцевальные движения.) 1 мин.

6.Работа с учебником и энциклопедией. 10 мин.

- Кошки очень чистоплотны. На одном квадратном сантиметре (показать размер) у них приблизительно 200 шерстинок.  Кошки целыми днями вылизывают свое тело, заглатывая при этом большое количество шерсти, которая образует в желудке комки. Это может вызвать потерю аппетита, боль, смерть.

- Как можно избежать это? (Вычесывать расческой и щеткой шерсть.)

- Чем пользоваться, если шерсть короткая и густая? Из ряда предметов выберите нужный. (Щетка.)

- А если шерсть длинная? Возьми нужный предмет. (Расческа.)

- Как часто надо расчесывать животных? (Каждый день.)

- Для улучшения пищеварения можно выращивать траву.

- Что делать, если завелись блохи? (Вымыть шампунем от блох.)

- Давайте прочитаем в энциклопедии, как правильно купать животных. (Ученик читает текст.)

Приучать к воде нужно как можно раньше. Купать следует в небольшом тазике, чтобы не напугать большим количеством воды. На дно положить резиновую подстилку, чтобы не скользили лапы. Шампунь использовать детский или специальный. Искупав, вытереть полотенцем. Мыть один раз в 3-4 месяца, а если животные выходят на улицу, то не реже одного раза в месяц.

- Расскажите дяде Федору, что узнали.

- Где будут спать животные? (В специально отведенном месте.)

- Где кот будет точить когти? (Когтеточка или столбик.)

- А если кот уже вонзил свои когти в мебель или в обои? (Его нужно срочно отнести к столбику для заточки когтей и показать назначение этих предметов.)

- Как самому сделать когтеточку? У кого есть самодельная когтеточка дома?

- Как подстричь когти собаке? (В первую очередь это касается прибылых пальцев - пятых. Лапы у кота нужно осматривать каждую неделю, чтобы убедиться, что когти не обломались и не вросли в мягкие ткани.)

- У собаки 42 очень острых зуба. Как она точит их? (Грызет кость.)

- Как правильно кормить кота? (Несколько раз в день, еда комнатной температуры, без приправ, витамины. Миски для еды и воды.)

- Как правильно мыть посуду для животных? (Не оставлять грязной, мыть горячей водой.)

- Какая еда нужна собаке?

7. Работа с книгой П.Тайхмана «Собаки». 2 мин.

- Что делать, если собака отказывается от еды? Найдем ответ в книге Тайхмана «Собаки». (Убрать миску, собака сообразит, что есть нужно в определенное время.)

- В какие игры любят играть кот и собака? Выбери из ряда предметов только нужные. Покажи, как можно их использовать.

- Что делать, если животное заболело? (Обратиться к ветеринару.)

8. Рабочая тетрадь.  3 мин.

- Кто из ребят правильно гуляет с собакой? Почему? (Намордник и поводок у собаки.)

- Почему собака должна быть на поводке и в наморднике? (Чтобы не убежала и не напугала людей.)

- Сколько раз в день нужно выводить на прогулку собаку?(3 раза)

- Как выглядит туалет для кота? (лоток)

8. Занимательный вопрос. 5 мин.

- Шарик сказал, что он беспородный. Его предки – собаки разных пород. Найдите в энциклопедии (1 группа), в атласе-определителе (2 группа), в интернете с помощью учителя (3 группа) породу собак, на которую больше всего похож Шарик.

Обсуждение ответов детей. ( Бладхаунд.)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Игра «Собери вещи в рюкзак». 2 мин.

- Все очень хорошо поработали на уроке: ответили на вопросы, поделились опытом, научили дядю Федора ухаживать за животными, поэтому его родители разрешили ему взять своих друзей в город. Помогите Матроскину и Шарику положить нужные вещи в рюкзаки.

- Собираем из данных предметов только необходимые в рюкзак Матроскина (один ученик) и рюкзак Шарика (второй ученик). Кто быстрее и правильнее соберет вещи?

2. Динамическая пауза «Верно - неверно». 1 мин.

- Проверяем, кто правильно собрал рюкзак. Достаю предметы. Если нужный предмет – хлопаете в ладоши. Если ненужный предмет – топаете ногами.

V. Подведение итогов урока. 3 мин.

- Чему научились на уроке? Что новое узнали? Где сможешь применить знания, полученные на уроке?

- Почему нельзя бросать животных? (Могут погибнуть.)

- Какую реальную помощь ты можешь оказать бездомным животным? (Покормить, найти хозяев.) В таких делах обязательно нужны советы взрослых, так как бездомные животные от тяжелых условий жизни могут ожесточиться и стать агрессивными. Некоторые больны и могут заразить человека.

VI. Аудиозапись « Не дразните собак, не гоняйте кошек». 3 мин.

- Чему учит эта замечательная песня?

VII. Домашнее задание. 2 мин.

- Подготовить рассказ о том, как надо ухаживать за кошкой и собакой.

- Нарисовать свою кошку или собаку для книги «Наши четвероногие друзья».

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...


 

Комментарии

Вербицкая Татьяна Леонидовна

Спасибо большое, очень добрый и познавательный урок!