Учебно-исследовательский проект "Уж много лет красой сияет Петергоф"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок-путешествие по предмету Окружающий мир и развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-petergof.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательский проект.
Урок-путешествие по предмету Окружающий мир и развитию речи
«Уж много лет красой сияет Петергоф»
Эпиграф урока:
Стремись к познанью красоты,
Отбрось ненужные сомненья,
И будешь вдохновеньем награждён,
И душу переполнит упоенье.
Девиз урока:
« Скажи мне - и я забуду, Слайд 1
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь»
(китайская мудрость)
Ход урока
I.Организационный момент
1.- Ребята, я предлагаю всем встать и взяться за руки.
- Что вы чувствуете? (Ответы учащихся: тепло рук друзей)
- Это поддержка ваших товарищей. Она будет помогать вам весь урок мыслить, рассуждать, анализировать. Ведь мы с вами – одна большая дружная команда.
2.-Давайте вспомним правила работы в группе Слайд 2
Понапрасну не болтай!
Рассуждая – утверждай.
Здесь не нужен шум и гам -
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.
3.-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Мы разделились на 4 группы. Каждая получила своё название: Слайд 3
-«Искатели». Ваш главный вопрос «Где?»
-«Исследователи». Ваш главный вопрос «Как?», «Из чего?», «Зачем?»
- «Мыслители». Вам предстоит решать головоломки и отгадывать ребусы.
-«Лирики». Ваша задача подбирать красочные слова и выражения.
Итак, мы отправляемся в путь!
II.Мотивация учащихся
1.-Послушайте загадку и ответьте на вопрос:
- Куда мы отправимся в путешествие?
Здесь море, здесь шумят фонтаны,
И бьют кипучим серебром.
Деревья старцы-великаны,
Посажены самим Петром. Слайд 4
-Почему мы отправимся именно в Петергоф? (Ответы учащихся: Петергоф - это наша малая Родина)
-Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?
2.-Закройте глаза и послушайте (шум моря) Слайд 5
-Что услышали? (Ответы учащихся: шум моря, плеск воды)
-На чём отправимся в путешествие? (Ответы учащихся: на кораблике) Слайд 6
-Подберите слова ассоциации к слову «Корабль». (Ответы учащихся: море, флот, Санкт- Петербург, Пётр первый)
-Почему поплывём на кораблике? (Ответы учащихся: Петербург - морская держава)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
В Петергоф, где ты родился.
Где живёт твоя семья.
И скульптуры, и фонтаны
В гости нас зовут, друзья!
III. Актуализация опорных знаний.
-Небываемое бывает. К нам в гости пожаловал гость: государь Петр Алексеевич Слайд 7
(Выходит Пётр I, говорит слова о начале строительства Петергофа)
Сквозь сотни лет, сквозь ленту время
Я вновь и вновь сказать готов:
О том, как сказочно прекрасен
Моё творенье - Петергоф!
Моё любимое поместье!
В моих визитах на Кронштадт-
Санкт-Петербургское предместье,
Высокий ранг, высокий штат.
Увидев праздничные лики
Заморских парков и дворцов,
Задумал Государь России
Создать прекрасней - Петергоф!
-С чем связан выбор места строительства Петергофа? (Ответы учащихся: Пётр первый совершал остановку, когда плыл на корабле из Санкт- Петербурга в Кронштадт)
-Как переводится слово Петергоф? (Ответы учащихся: Петроф двор)
-Где впервые упоминается название Петергоф?
( в « Походном журнале» Петра I 13 сентября 1705 года. В этот день Пётр на любимой, собственноручно построенной шняве «Мункер» подошёл к маленькой пристани на южном берегу Финского залива, где стояли его Попутные светлицы) Слайд 8
-ПётрI:
«Сентября 13 наша шнява "Мункер" пошла в Питербурх, после полудня в четыре часа против Питергофа кинула якорь; к вечеру пришла в Питербурх».
-ПётрI:
-Спасибо Вам, молодое племя, что помните историю создания моей отрады-Петергофа. Ждут меня дела государственные, а вы продолжайте ваше путешествие без меня. Удачи вам, друзья!
IV.Стадия вызова
- Представьте, что мы с вами поднялись высоко в небо и парим над нашим парком. Что бы мы смогли увидеть? (Предположения детей). А поможет нам увидеть парк с высоты птичьего полета - карта. Она укажет на достопримечательности Восточной части нашего парка. Именно туда мы отправимся. Слайд 9
Команда «Искатели» на карте будет отмечать те места, в которых мы побываем.
-Как вы думаете, а почему наше путешествие начнётся именно в Восточной части парка? (Ответы учащихся: Там Пётр Первый начал строительство петергофских достопримечательностей)
-С чем связана идея возникновения регулярного Петерфского парка с его дворцами и фонтанами?
-Что значит «регулярный парк»?
V.Стадия осмысления
1). «Монплезир». mon plaisir
-Послушайте стихотворение и подумайте, о каком дворце идёт речь?
Голландский домик - каменный шатёр
С высокой кровлей, белой балюстрадой
Здесь моря слышен царственный мажор
Здесь сердцу вольно, здесь душе услада.
Слайд 10
-Задания командам:
-Команде «Мыслители» нужно ответить на вопрос «Почему Пётр Первый выбрал именно это место для Монплезира?
-Команде «Лирики» выяснить значение слова «Монплезир». Объясните значение слова «услада».
- Почему царь так полюбил Монплезир? Слайд 11
-Команде «Исследователи» предстоит восстановить текст и прочитать то, что получилось. (Восстановление дифформированного текста)
(У Монплезира есть и другое название - «Голландский домик». Пётр I часто ездил в Голландию и жил в простых уютных домах. Монплезир похож на них. Особенность строения: Одноэтажный кирпичный неоштукатуренный домик красного цвета прямоугольной формы. Из окон виден залив, корабли и Кронштадт)
-Команде «Искатели» найти Дворец на карте. (Подсказка : Находится на берегу Финского залива в самом начале регулярного парка) Слайд 12
3.-Мы отправляемся дальше. Что мы увидим сейчас, вы узнаете, отгадав загадку:
Вы видали это чудо?
Столб воды из ниоткуда!
Улетает в никуда
Невесомая вода! (Фонтан)
2) Фонтан «Сноп» Слайд 13
-Перед вами первый фонтан Петергофа «Сноп». Он построен в центре Монплезировского сада. Рассмотрите его внимательно.
-Задания командам:
-Команде «Мыслители» найти лишнее слово в цепочке.
(Позолота, дерево, песок, туф). Докажите. Слайд 14.
-Команде «Лирики» выяснить значение слова «Сноп». Подготовьте описание фонтана Слайд 15.
-Команде «Исследователи» нужно ответить на вопрос «Как работают фонтаны Петергофа?»
Ученик рассказывает небольшое сообщение о принципе работы Петергофских фонтанов
(Все фонтаны работают без единого насоса, используется принцип «самотёка». Источники воды располагаются на Ропшинских высотах, в 20 км от Петергофа. Вода собирается через сложную систему рек и каналов, скапливается в специальных резервуарах и самотёком бьёт, а после чего стекает в Финский залив. Тем не менее, высота струи самого высокого фонтана Петергофа («Самсон, раздирающий пасть льва») – порядка 20 метров.)
(демонстрация опыта «Сообщающиеся сосуды») Слайд 16.
Опыт
-Команде «Искатели» найти фонтан на карте. (Подсказка: Расположен перед Монплезиром в центре Монплезировского сада № 13 на карте)
Слайд17
- Подберите слова-ассоциации на тему «Фонтан».
-Какие ещё фонтаны находятся в Восточной части Нижнего парка?
3) Фонтаны-шутихи
-Самыми любимыми фонтанами посетителей Петергофа были фонтаны-шутихи.
-Какие из них были созданы при Петре I? Слайд 18
Задание командам:
-Команде «Мыслители» подумать, для чего нужны были подобные фонтаны?
(Другое название этих фонтанов – развлекательные. Распространены в парадных резиденциях. Нужно было быть осторожным, когда садишься, открываешь калитку, подымаешься по лестнице. Замысел создания фонтанов-шутих в Петергофе принадлежал Петру I. Он любил шутки и забавы)
-Команде «Лирики» выяснить значение слова «Шутиха». Подберите синонимы к слову. (Шутка, веселье, развлечение)
-Команде «Исследователи» объяснить принцип их работы
-Отгадайте загадки и назовите фонтаны-шутихи
-Команде «Искатели» найти фонтаны на карте. (Подсказка: Шутихи – диванчики находятся напротив Монплезира с левой и правой стороны №12 на карте, «Китайский зонтик - восточнее Монплезирской аллеи № 6 на карте, «Дубок»- западнее Монплезирской аллеи № 7 на карте, «Ёлочки»- Южнее «Дубка» №4 на карте)
Хорошо, когда он есть,
На него и лечь, и сесть... Слайд 17 (картинка) 18(карта)
Он для отдыха нам дан,
Мягкий плюшевый.. (диван)
Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит. Слайд 19,20
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под... (зонт)
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий. Слайд 21,22
Из него добротен сруб. Угадали? Это..(дуб)
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елочка) Слайд 23,24
Физкультминутка
4.) Менажерия. Menagerie. Вольеры.
-Что ещё в Восточной части Нижнего парка придумал Пётр I для развлечения гостей?
–Отгадайте загадку.
Есть такое заведенье-
Просто чудо, загляденье!
И зимой и жарким летом
Там всегда полно зверей.
Всюду в клетках и в вольерах
Полным ходом жизнь идет.
Познакомишься со всеми,
Коли в гости к нам придешь.
-Пётр Первый называл свой зоопарк «Менажерия». Слайд 25
Задание команде «Лирики»:Что означает это слово?
-Как вы думаете, были ли в Менажерии животные?
-Почему?
-Пётр привёз много разнообразных птиц.
Задание командам:
-«Мыслители». Вам нужно подумать каких птиц привёз в Россию Пётр первый.
-«Исследователи» Разгадать ребус и ответить на вопрос «Как называется место, где содержали птиц?» Слайд 26
-«Лирики». Опишите домик для содержания птиц. Слайд 27
-«Искатели». Найти на карте их месторасположение. (Подсказка :Западный павильон устроен по другую сторону Монплезирской аллеи, а восточный — на противоположном берегу Менажерейного пруда, завершая ансамбль Менажерейного сада №9 на карте) Слайд 28
5.)Фонтан «Солнце»
-Как вы думаете, где жили водоплавающие птицы?
-Давайте вместе подумаем, где находится Менажерейный пруд:
-«Мыслители». Составьте слово «ЕЦНЛОС». Слайд 29
Какое отношение оно имеет к пруду, где жили водоплавающие? Слайд 30
«Исследователи». Подумайте, чем знаменит фонтан «Солнце»?
-«Лирики». Выберите символы, которые отражают значение фонтана Слайд31
(Дети должны выбрать символ «улыбка», так как основное назначение фонтана-развлечение)
-«Искатели». Найти на карте фонтан «Солнце». (Подсказка: расположен между вольерами №10 на карте) Слайд 32
7.) «Шахматная гора» (или "Каскад Драконов")
И не рыба, и не зверь.
В сказке он живет, поверь.
Весь в чешуйках до хвоста,
Изо рта бежит вода.
(Дракон.)
-Скажите, живут ли в нашем парке драконы? Где? Слайд 33(драконы)
-Задание команде «Мыслители»: Определить лишнее словосочетание: Слайд 34
«Руинный каскад», «Львиный каскад», «Драконова гора», «Шахматный каскад» (лишнее - «Львиный каскад» так как находится в другой части парка, а остальные словосочетания - это названия каскада в разное время)
-Команда «Исследователи» откроет нам тайну, почему каскад имеет три названия.
(Выступления учащихся с небольшими сообщениями) Слайд 35 смена кадров по щелчку
А) После заключения мира со Швецией, Пётр решил увековечить это событие. Была построена небольшая шведская крепость в виде руин-развалин, как символ победы России над врагом. Поэтому каскад назвали «Руинным».
Б) Через несколько лет, каскад перестраивают. На вершине устанавливают трёх, вырезанных из дерева и раскрашенных цветной краской, драконов. Они охраняют вход в пещеру, за которым, возможно, спрятаны сокровища. На вершине горы гордо восседает орёл. Каскад назвали «Драконова гора».
В) А ещё через некоторое время сливные ступени расписали чёрными и белыми квадратами. Деревянных драконов заменили на свинцовых. Каскад стал называться «Шахматная гора». Во время войны каскад сильно пострадал. Исчез орёл, а драконов и статуи спасли, зарыв их под землю в самом начале войны.
-Задание команде «Лирики»: Что символизирует дракон? В каких сказках можно встретить? Опишите драконов на «Шахматной горе», используя словарь эпитетов
-Задание команде «Искатели». Найти месторасположения «Шахматной горы» (Подсказка: находится в самом конце Монплезирской аллеи, на карте № 1) Слайд 36
V.Рефлексия
1. –Подошло к концу наше путешествие по удивительному парку, который стал памятником морской русской славы и российскому императору, превратившему Россию в великое государство.
-А знаете ли вы, где в нашем парке установлен памятник Петру Первому?
Слайд 37
Мы восстановили на карте самые главные достопримечательности восточной части нашего парка. Слайд 38
И теперь наша карта ожила.
-Послушайте, о чём она скажет нам на прощание: Слайд 39
( Звучит магнитофонная запись. На экран проецируются кадры разрушенного во время войны парка)
«Годы быстро летят,…Стареет наш парк... Частенько стал жаловаться он на свою судьбу. Вот о чём поведал он мне..
Не только время губит меня. Даже погода частенько досаждает мне. Сильные морозы сменяются оттепелью. По стенам моих дворцов текут слёзы. Сильные ветры норовят сорвать с них крышу. Дожди бьют по стенам, по лепным украшениям. Воды затопляют подвалы. Только реставраторы и спасают меня.
А что стало со мной в годы войны! Фашисты полностью уничтожили меня. Сожгли дворцы, вырубили вековые деревья, погубили фонтаны и скульптуры. То, что не разрушили бомбы и снаряды, уничтожили сами враги. Но славные мастера залечили мои раны и полностью восстановили меня.
Казалось жить бы и жить, но иногда я всё же болею, когда люди трогают картины и скульптуры руками, рвут цветы на моих клумбах и топчут газоны. Всё это разрушает меня. А мне так хочется радовать людей своей красотой ещё много лет. Берегите и сохраните меня, пожалуйста!
-Что мы должны сделать, чтобы наш парк радовал всех гостей ещё долгое время? Слайд 40
2. «Креативное творческое задание»
Учащиеся лепят свой фонтан и создают коллективную композицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-исследовательская работа "Изучение особенностей гнездования садовой камышевки"
В данной работе автор ведет наблюдения за особенностями гнездования в естественных условиях садовой камышевки, которую в народе называют малиновкой. Работа содержит фото материалы....
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"
Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе
Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....