учебно-исследовательская работа "Изучение особенностей гнездования садовой камышевки"
статья по окружающему миру (4 класс) по теме
В данной работе автор ведет наблюдения за особенностями гнездования в естественных условиях садовой камышевки, которую в народе называют малиновкой. Работа содержит фото материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.zip | 232.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевой конкурс исследовательских и краеведческих работ «Мое Красноярье»
«Изучение гнездовой жизни
садовой камышевки»
Ф.И.автора:Якименко Николай Вячеславович
Руководитель: Якименко Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ Дивненской СОШ №2
Аннотация
Якименко Николай Вячеславович
п.Дивный, Новоселовского района,МОУ№2,
«Изучение гнездовой жизни садовой камышевки»
Руководитель: Якименко Наталья Ивановна, учитель начальных классов
Цель работы: понаблюдать за особенностями гнездования садовой камышевки (малиновки)
Методы работы: Эмпирический метод (наблюдение и сравнение), теоретический метод (синтез и анализ)
Основные результаты работы: в результате исследования были выявлены особенности гнездования садовой камышевки, собран фото материал.
Введение
Актуальность
Птицы везде – над нами, вокруг нас, рядом, вдали. Встретить их можно в лесу, в поле, на реке, в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на птиц целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалеку от нас, мы должны знать. Каждому человеку необходимо постичь искусство общения с природой. Первые шаги мы делаем в школе за партой, но так невозможно по - настоящему полюбить природу, ведь недаром говорят «чтобы любить природу – нужно ее знать». Мне выдалась возможность понаблюдать за гнездованием садовой камышевки не по картинкам в учебнике, а по-настоящему, в природных условиях. В августе месяце 2010 года мною было найдено гнездо садовой камышевки, в котором находились маленькие, только что вылупившиеся птенцы. Так родилась идея заняться исследованием.
Гипотеза:
- Гнездо, которое я обнаружил, принадлежит воробьям;
- Самка и самец выполняют одинаковую функцию в выкармливании птенцов;
- Птенцы покинут гнездо через 2,3 недели
Противоречие : из источников информации мною было выявлено, что птенцы покидают гнезда в первой половине июля, около двух недель их докармливают взрослые птицы, а по моим наблюдениям я установил, что птенцы покинули гнездо в конце августа.
САДОВАЯ КАМЫШЕВКА (камышовка) (Acrocephalus dumetorum), птица семейства славковых.
Маленькая, скромно окрашенная подвижная птица размером заметно меньше воробья (масса 9-14 г). Верхняя сторона тела оливково-бурая. Крылья и хвост бурые. Горло светлое. Брюшная сторона беловатая с глинисто-охристой окраской по краям. Над глазом неясная светлая «бровь». Хвост закругленный. Распространена она по всей лесной зоне России от западных границ до Забайкалья на востоке. Обитательница речных зарослей, кустарников и высокотравья в балках, лощинах, оврагах, лесных полян, зарастающих вырубках, садов и парков. Находит себе прибежище в зарослях смородины, малины, а то и просто в бурьяне и крапиве. Как и все камышевки, ловко лазит по веткам и стебелькам, давая о себе знать либо тревожным «чеканьем», либо пением, которое до середины лета звучит круглые сутки, буквально день и ночь. Перелетная птица. Питается мелкими насекомыми. [3]
В районы гнездования прилетают в середине мая. Гнездовые участки занимают в начале июня. В это время можно видеть их токовые полеты и слышать пение. Песня — красивая, длинная, неторопливая трель, состоящая из чистых свистовых собственных фраз и слогов, заимствованных у других птиц. Обычно эти фразы и слоги повторяются подряд несколько раз, после чего произносится двойное или тройное «чек-чек» или «чек-чек-чек». Позыв «чек-чек». В брачный период самец поет и днем и ночью, хотя дневная песня более тороплива и неразборчива.
Строит гнездо одна самка между стеблями высоких трав. В конце мая — первой половине июня самка откладывает 5-6 яиц разной окраски: розовато-белых с глубокими серо-фиолетовыми пятнами и красно-бурыми поверхностными крапинками или матово-молочно-белых с густым коричневым крапом. Насиживает кладку в основном самка 13-14 суток. Птенцы вылупляются в конце июня. Выкармливают их оба родителя 11-13 дней. Слетки покидают гнезда в первой половине июля, около двух недель их докармливают взрослые птицы. В первых числах августа выводки распадаются, птицы кочуют в районах гнездования. В августе и сентябре камышевки отлетают на зимовку в Индостан и Шри-Ланку. [2]
Основное содержание
Цель: понаблюдать за особенностями гнездования садовой камышевки (малиновки)
Задачи:
- Организовать наблюдения за птицей в естественных условиях;
- Проанализировать научную литературу;
- Исследовать степень участия самца и самки в выкармливании птенцов;
- Понаблюдать : сколько времени птенцы будут находиться в гнезде, и через какое время они покинут его;
- Собрать фотографический материал.
Методы работы.
В процессе работы над проектом мною использовались следующие методы исследования:
- Эмпирический метод (наблюдение и сравнение)
- Теоретический метод (синтез и анализ)
Результаты исследований
Наблюдение август 2010г. Исследования по изучению особенностей гнездования птицы мною было начато в августе 2010г. Собирая в саду малину, я заметил пару птиц, которые вели себя очень беспокойно. Я сначала не придал этому никакого значения. Но вдруг я обнаружил гнездо, которое имело форму конуса и было сделано из травинок. Крепилось гнездо за две рядом стоящие ветки малины. В гнезде находились 4 птенца. Они были совсем маленькие- голые, с желтыми ротиками. Это говорило о том, что птенцы недавно появились на свет. Я был очень удивлен. Ведь на дворе уже был август, а как известно, в это время птицы не выводят птенцов. Я знал только о том, что воробьи могут откладывать яйца два раза в год, но что воробьи вьют такие гнезда – я не знал. Так родилась идея заняться исследовательской работой.
Первое, что мне предстояло выяснить – это то, что же это за птица. Я пришел на другой день к месту исследования с фотоаппаратом, чтобы сфотографировать птиц и птенцов и определить их название.
Мне пришлось просмотреть несколько энциклопедий, но ответ не был найден.
Ответ я нашел в определителе птиц. Это была садовая камышевка или ее еще называют малиновка. Так гипотеза, которую я выдвигал, не подтвердилась.
В ходе исследовательской работы у меня возникали все новые и новые вопросы: КАК долго птенцы будут находиться в гнезде? Кто кормит птиц: самка или самец? Чем они кормят маленьких птенцов.?
Наблюдение _10_августа
Второе свое наблюдение я начал с того, чтобы получше изучить гнездо малиновки.
Гнездо было свито в пышно разросшихся кустах малины. Свито из сухих, стеблей и листьев, более толстых снаружи и тонких изнутри. В строительном материале присутствует пакля, паутина, растительный пух. В подстилке присутствуют усы травянистых растений. Гнездо имело форму обращенного вниз вершиной конуса.
Сделав соответствующие измерения, я установил, что
Диаметр гнезда 9см,
Высота гнезда 19см
Высота гнезда от земли 90см
Во время того, как я проводил измерение, птицы вели себя беспокойно: при каждом приближении - птенцы открывали клювики, они наверное думали, что это мама-птица прилетела. А одна птица (как я выяснил позже) –самец, набросился на меня и клюнула.
Наблюдение 11, 12 августа
Третий и четвертый день я провел у гнезда с целью выяснить, активность самца и самки во время кормления в течении дня. Было интересно, одинаковое ли количество прилетов к гнезду совершают птицы в течении дня. .Весь период наблюдений я разделил на временные отрезки и понаблюдал за количеством прилетов птиц к гнезду. Результат наблюдения оформил в таблицу[приложение 1].Проанализировав таблицу кормлений птенцов, я пришел к выводу, что количество прилетов к гнезду разное в течении дня. Так активность кормления выше с 9-30 до 13-30, это, я думаю, происходит из-за того, что в это время суток легче отыскать корм, и что птенцам требуется больше пищи после ночи. С 14-30 до 16-30 наблюдается спад активности кормления птенцов. Это, я предполагаю, происходит из-за того, что птенцы уже насытились, да и родителям тоже необходимо время отдохнуть. С 16-30 и до 20-30 опять наблюдается повышение активности кормления. Если посмотреть на диаграмму, то можно заметить, что наблюдается некая цикличность: повышение активности, понижение активности и опять повышение активности. Так же я проанализировал количество кормлений самкой и самцом в отдельности.[приложение 2]
Графическое отображение результатов позволяет нам увидеть, что в разные периоды суток активность самцов и самок различна. Наблюдая за прилетом птиц, я сделал вывод, что самка и самец прилетают к гнезду разное количество раз. Чаще прилетает самка, самец – реже. Самка прилетала к гнезду, кормила птенцов и улетала вновь на поиски пищи. Самец же – прилетал, прежде чем подлететь к гнезду – очень осторожничал, после того, как отдавал пищу птенцу, он сразу не улетал, а долгое время находился около гнезда и наблюдал за мной, издавая при этом грозные звуки. Таким образом, гипотеза, что самка и самец выполняют одинаковые роли в выкармливании птенцов, мною была опровергнута, т.к самец кроме того, что занимался кормлением, еще и занимался охраной.
Наблюдая за кормлением, я сделал вывод, что пища садовых камышевок очень разнообразна, так как они поедают всех мелких насекомых и паучков, замеченных в кустах и траве, и отлично умеют разыскивать их, заглядывая под нижнюю поверхность листьев. Здесь они склевывают яички паучков, жуков и бабочек, лакомятся тлями и мелкими улитками, стрекозами, муравьями и ягодами малины. Еще я отметил, что пищу, птицы отыскивают недалеко от гнезда.
Мне удалось понаблюдать за тем, как птицы очищают гнездо от птичьего помета. Отдавая корм птенцам, птица забирала помет. Около гнезда она его не бросала, а уносила за забор.
Наблюдение с13-по 18 августа
Следующие дни я проводил меньше времени за наблюдениями. Мне осталось выяснить, сколько дней птенцы будут находиться в гнезде, и что будут делать после того, как покинут его. Так как птенцы, которых я обнаружил, были совсем голые, я предположил, что находиться в гнезде они должны не менее 2-х недель.
Наблюдая за птенцами, я замечал, что каждый день менялся их внешний вид. Они покрывались перьями, росли.
Наблюдения 19 августа
Подойдя к гнезду, я увидел птенцов, но их было не 4, а 3. я испугался: наверное, выпал из гнезда. Но когда стал обследовать кусты малины, заметил на веточке птенчика, который еще не летал, а передвигался по стеблям малины. Я предположил, что возможно этот птенец первым вылупился из яйца. Три других птенца еще находились в гнезде. Было интересно и то, что родители-птицы продолжали кормить оставшихся птиц в гнезде.
Наблюдение 20августа.
Придя на следующий день, я увидел, что гнездо было пустое. Это был 10 день моего наблюдения. Значит, птенцы покидают гнезда через 10 дней. Но когда я обнаружил гнездо, птенцы там уже были и на мой взгляд им было 3-4 дня. Поэтому, гипотеза, которую я выдвигал в начале исследования, что птенцы покидают гнездо через 2,3 недели – подтвердилась.
Наблюдение21августа
Гнездо было пустое. Птенцов поблизости не было видно. Но я заметил, что несколько птиц сидели на сливе. Значит, тот факт, о котором я прочитал, что после отлета из гнезда, птицы находятся некоторое время около него, подтвердился.
Заключение
Подводя итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую я ставил – достиг. Я изучил особенности гнездования садовой камышевки. Гипотезы, которые я выдвигал в начале исследования, не подтвердились.
Мне удалось выяснить, что садовая камышевка селится в разросшихся кустах малины. Гнездо свито из сухих, стеблей и листьев, более толстых снаружи и тонких изнутри. В строительном материале нередко присутствует пакля, паутина, растительный пух. Гнездо имеет форму обращенного вниз вершиной конуса. Наблюдая за прилетом птиц к гнезду, я сделал вывод, что самка и самец прилетают к гнезду разное количество раз. Чаще прилетает самка, самец – реже. Самка прилетала к гнезду, кормила птенцов и улетала вновь на поиски пищи. Самец же – прилетал, прежде чем подлететь к гнезду – очень осторожничал, после того, как отдавал насекомое птенцу, он сразу не улетал, а долгое время находился около гнезда и наблюдал за мной, издавая при этом грозные звуки. Количество прилетов родителей к гнезду в разное время суток тоже разное: наблюдается уменьшение и увеличение количества прилетов. Я предположил, что это возможно зависит от насыщения птенцов. Пища садовых камышевок очень разнообразна: от личинок до крупных насекомых. Птенцы находятся в гнезде 10- 11 дней. После чего, они покидают гнездо, но далеко от него не улетают.
Кроме этого, я собрал фото и видео материал, который может быть использован на уроках биологии при знакомстве с классом птиц.
На следующее лето я обязательно проверю, прилетят ли птицы на свое старое место гнездования.
Список литературы
- Мультимедийный справочник определитель. «Животный мир России»
- Интернет сайт: www.ekosystema.ru
- Интернет сайт: www.nature-archive.ru
- Интернет сайт:ru.wikipedia.org
Приложение №1
Таблица прилетов птиц к гнезду
п\п | время | насекомое | Кто кормил | п\п | время | насекомое | Кто кормил |
9-30-10-30 | 10-30 11-30 | ||||||
1 | 9-35 | Муха | Самка | 1 | 10-31 | Муравей | Самка |
2 | 9-38 | Стрекоза | Самка | 2 | 10-33 | Личинка | Самка |
3 | 9-42 | Муравей | Самка | 3 | 10-36 | Муха | Самка |
4 | 9-48 | Личинка | Самец | 4 | 10-40 | Пчела | Самка |
5 | 9-50 | Муравей | Самка | 5 | 10-41 | Муравей | Самец |
6 | 9-52 | Муха | Самка | 6 | 10-44 | Мотылек | Самка |
7 | 9-53 | Муравей | Самец | 7 | 10-48 | Личинка | Самка |
8 | 9-56 | Пчела | Самка | 8 | 10-49 | Стрекоза | Самка |
9 | 9-58 | Муха | Самка | 9 | 10-52 | Муравей | Самец |
10 | 10-00 | Муравей | Самка | 10 | 10-54 | Муха | Самка |
11 | 10-02 | Личинка | Самка | 11 | 10-57 | Личинка | Самка |
12 | 10-05 | Жук | Самец | 12 | 11-02 | Жук | Самка |
13 | 10-09 | Муха | Самка | 13 | 11-08 | Муравей | Самка |
14 | 10-15 | Муравей | Самка | 14 | 11-11 | Муха | Самка |
15 | 10-18 | Стрекоза | Самка | 15 | 11-14 | Личинка | Самка |
16 | 10-23 | Личинка | Самка | 16 | 11-18 | Мотылек | Самка |
17 | 10-25 | Муха | Самец | 17 | 11-21 | Червь | Самец |
18 | 10-29 | Пчела | Самка | 18 | 11-24 | Муха | Самка |
19 | 10-31 | Муха | Самка | 19 | 11-27 | Личинка | Самка |
20 | 11-30 | Муравей | Самка | ||||
11-30-12-30 | 12-30 13-30 | ||||||
1 | 11-29 | Муха | Самка | 1 | 12-30 | Червь | Самка |
2 | 11-32 | Личинка | Самка | 2 | 12-34 | Муха | Самка |
3 | 11-34 | Личинка | Самка | 3 | 12-36 | Муха | Самка |
4 | 11-37 | Муравей | Самка | 4 | 12-40 | Личинка | Самка |
5 | 11-39 | Личинка | Самка | 5 | 12-43 | Пчела | Самка |
6 | 11-42 | Муха | Самец | 6 | 12-46 | Стрекоза | Самка |
7 | 11-45 | Пчела | Самка | 7 | 12-47 | Кузнечик | Самец |
8 | 11-48 | Личинка | Самка | 8 | 12-50 | Муравей | Самка |
9 | 11-51 | Стрекоза | Самец | 9 | 12-54 | Личинка | Самка |
10 | 11-54 | Муха | Самка | 10 | 12-55 | Червь | Самец |
11 | 11-58 | Червь | Самец | 11 | 12-57 | Муха | Самка |
12 | 12-05 | Муха | Самка | 12 | 13-00 | Личинка | Самка |
13 | 12-08 | Муравей | Самка | 13 | 13-05 | Мотылек | Самец |
14 | 12-12 | Личинка | Самка | 14 | 13-13 | Муравей | Самка |
15 | 12-15 | Стрекоза | Самец | 15 | 13-18 | Пчела | Самка |
16 | 12-18 | Жук | Самка | 16 | 13-23 | Муха | Самец |
17 | 12-22 | Личинка | Самка | 17 | 13-28 | Личинка | Самка |
18 | 12-26 | Муха | Самец | ||||
19 | 12-31 | Муравей | Самка | ||||
13-30-14-30 | 14-30 15-30 | ||||||
1 | 13-32 | Муравей | Самец | 1 | 14-33 | Жук | Самец |
2 | 13-38 | Муха | Самка | 2 | 14-35 | Муха | Самка |
3 | 13-41 | Личинка | Самка | 3 | 14-42 | Личинка | Самка |
4 | 13-47 | Мотылек | Самка | 4 | 14-50 | Муха | Самка |
5 | 13-55 | Муха | Самка | 5 | 15-03 | Пчела | Самец |
6 | 14-00 | Пчела | Самка | 6 | 15-16 | Стрекоза | Самка |
7 | 14-07 | Муравей | Самка | 7 | 15-21 | Муравей | Самка |
8 | 14-12 | Муравей | Самка | 8 | 15-30 | Муха | Самка |
9 | 14-21 | Жук | Самка | Самка | |||
10 | 14-22 | Муха | Самец | Самка | |||
11 | 14-28 | Личинка | Самка | Самка | |||
12 | 14-32 | Муравей | Самка | Самка | |||
15-30-16-30 | 16-30 17-30 | ||||||
1 | 15-31 | Муха | Самец | 1 | 16-35 | Кузнечик | Самка |
2 | 15-38 | Червь | Самка | 2 | 16-38 | Муравей | самец |
3 | 15-45 | Стрекоза | Самка | 3 | 16-40 | Личинка | Самка |
4 | 15-51 | Личинка | Самка | 4 | 16-41 | Муха | самец |
5 | 16-02 | Пчела | Самка | 5 | 16-44 | Жук | Самка |
6 | 16-12 | Муха | Самец | 6 | 16-47 | Пчела | Самка |
7 | 16-17 | Кузнечик | Самка | 7 | 16-51 | Муравей | |
8 | 16-24 | Мотылек | Самка | 8 | 16-56 | Личинка | Самка |
9 | 16-32 | Личинка | Самка | 9 | 16-58 | Червь | самец |
10 | 17-05 | Муравей | Самка | ||||
11 | 17-11 | Кузнечик | Самка | ||||
12 | 17-16 | Муха | самец | ||||
13 | 17-22 | Мотылек | Самка | ||||
14 | 17-25 | Личинка | Самка | ||||
15 | 17-28 | Пчела | Самка | ||||
17-30-18-30 | 18-30 19-30 | ||||||
1 | 17-30 | Личинка | Самка | 1 | 18-31 | Стрекоза | Самка |
2 | 17-32 | Муха | Самка | 2 | 18-33 | Личинка | Самка |
3 | 17-35 | Мотылек | Самка | 3 | 18-36 | Мотылек | Самка |
4 | 17-37 | Муравей | Самка | 4 | 18-37 | Муравей | самец |
5 | 17-38 | Личинка | самец | 5 | 18-39 | Жук | Самка |
6 | 17-41 | Муха | Самка | 6 | 18-41 | Муравей | Самка |
7 | 17-43 | Пчела | Самка | 7 | 18-44 | Муха | Самка |
8 | 17-46 | Личинка | Самка | 8 | 18-47 | Личинка | Самка |
9 | 17-49 | Стрекоза | Самка | 9 | 18-50 | Муравей | самец |
10 | 17-52 | Жук | Самка | 10 | 18-55 | Мотылек | Самка |
11 | 17-56 | Муха | Самка | 11 | 18-57 | Муравей | Самка |
12 | 17-57 | Муравей | Самец | 12 | 19-01 | Пчела | самец |
13 | 18-03 | Личинка | Самка | 13 | 19-07 | Личинка | Самка |
14 | 18-10 | Мотылек | Самка | 14 | 19-10 | Мотылек | Самка |
15 | 18-14 | Муравей | Самец | 15 | 19-13 | Муха | Самка |
16 | 18-17 | Личинка | Самка | 16 | 19-16 | Жук | Самка |
17 | 18-22 | Муха | Самка | 17 | 19-18 | Муравей | Самка |
18 | 18-26 | Жук | Самка | 18 | 19-22 | Личинка | самец |
19 | 18-29 | Личинка | самец | 19 | 19-26 | Мотылек | Самка |
20 | 19-29 | Стрекоза | самец | ||||
19-30-20-30 | |||||||
1 | 19-31 | Жук | Самец | 14 | 20-09 | Личинка | Самец |
2 | 19-33 | Гусеница | Самка | 15 | 20-10 | Муха | Самка |
3 | 19-37 | Муравей | Самец | 16 | 20-14 | Гусеница | Самка |
4 | 19-38 | Муха | Самка | 17 | 20-17 | Муравей | Самец |
5 | 19-41 | Личинка | Самка | 18 | 20-19 | Личинка | Самка |
6 | 19-43 | Пчела | Самка | 19 | 20-23 | Муха | Самка |
7 | 19-46 | Муха | Самка | 20 | 20-25 | Гусеница | Самка |
8 | 19-48 | Гусеница | Самка | 21 | 20-28 | Пчела | Самка |
9 | 19-51 | Гусеница | Самка | ||||
10 | 19-55 | Стрекоза | Самец | ||||
11 | 19-58 | Личинка | Самка | ||||
12 | 20-02 | Муха | Самка | ||||
13 | 20-05 | Гусеница | Самка |
Приложение №2
Активность самки и самца
Время прилета | Кол-во прилетов | Прилет самки | Прилет самца |
9-30-10-30 | 19 | 15 | 4 |
10-30-11-30 | 20 | 17 | 3 |
11-30-12-30 | 19 | 14 | 5 |
12-30-13-30 | 17 | 13 | 4 |
13-30-14-30 | 12 | 10 | 2 |
14-30-15-30 | 8 | 6 | 2 |
15-30-16-30 | 9 | 7 | 2 |
16-30-17-30 | 15 | 11 | 4 |
17-30-18-30 | 19 | 15 | 4 |
18-30-19-30 | 20 | 15 | 5 |
19-30-20-30 | 21 | 16 | 5 |
Активность самца и самки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"
Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе
Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....