Окружающий мир в 1 классе
(А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан)
УМК « Школа 2100»
66 часов (из расчета 2 часа в неделю)
Рабочая программа по окружающему миру построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Я и мир вокруг» в 2-х частях, рабочими тетрадями, тетрадями для проверочных работ, методическими рекомендациями для учителя, авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе:
-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- Объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- Называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
- Оценивать правильность поведения людей в природе;
- Оценивать правильность поведения в быту.
К концу 1 - го класса учащиеся должны знать:
-роль руки и слов в общении;
-роль опыта – как источника благосостояния людей;
-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
-что такое общение и какова его роль в жизни человека;
-что такое город;
-основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
-основные природные богатства ( солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
-свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
-основные черты сходства и различий растений и животных;
-основные группы домашних животных и растений;
-отличительные особенности человека от животных;
-элементарные сведения о строении человека;
-правила поведения в природе;
-основные признаки каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
-называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
-пользоваться словами, указывающими направление и время;
-наблюдать, делать умозаключения;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать профессии людей;
-различать природные богатства, живые и неживые;
-различать растения и животных;
-приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных;
-приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных;
-оценивать правильность поведения в природе;
-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
Для реализации программного содержания используются:
1. Вахрушев А.А, Бурский О.В. ., Раутиан А.С. Окружающий мир . 1 класс. «Я и мир вокруг». Учебник в 2-х частях.- 3-е изд. , перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012
2. Вахрушев А.А., Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру, 1 кл. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» для 1 –го класса.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012
4. Окружающий мир («Я и мир вокруг») . 1 класс. Методические рекомендации для учителя / Под ред. А.А. Вахрушева.- Изд.2-е , перераб. –М.: Баласс, 2011
Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира 1 класс
№ | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во
часов | №
стр | Дата |
|
|
| предметные | личностные, метапредметные (УУД) |
|
|
|
|
Раздел 1. Как мы понимаем друг друга – 9 часов |
|
|
|
|
|
|
|
1. | Как мы будем учится
| Знать:
- построение и структуру учебника по курсу «Окружающий мир», школьный режим, правила поведения и общения ученика в школе, предметы, помогающие учиться;
- слова помогают нам сообщать о том, что случилось раньше или может случится позже, называют даже такие предметы, которые на самом деле не существуют, обозначают предметы, их признаки и действия;
- что услышанный ли прочитанный рассказ позволяет нам путешествовать не выходя из класса;
- накопленный опыт помогает в жизни, в школе получают знания и приобретают опыт и способность помогать себе и другим;
- объяснить «где»и «куда», используя определенные слова- ориентиры;
Уметь:
- обращаться к учителю, одноклассникам;
- рассматривать и составлять рассказ по серии картинок;
- назвать школьные предметы и отличать их предназначение;
- перечислять правила разумного поведения и пользоваться ими;
| Личностные:
- Знает учителя и одноклассников;
- Умеет находить класс, свое место во время экскурсии, в школе;
- Самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила общения и поведения в школе.
Метапредметные
- регулятивные:
- Преобразовать практическую задачу в познавательную при составлении режима дня школьника;
- Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя во время актуализации урока;
- Знает последовательность действий на уроке;
- Различает формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.
- Познавательные:
а) общеучебные:
- Ориентируется в своей системе знаний отличать новое от уже известного с помощью учителя при изучении жизненного опыта; ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- Делает выводы и результаты работы класса;
- Моделирует и оценивает различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;
- Моделирует и оценивает различные ситуации использования слов, показывающих направления;
- Работает самостоятельно и в группах с источниками информации об окружающем мире.
б) логические:
Сравнивает понятия: вверх –
вниз, раньше – позже.
3) Коммуникативные
Умеет договариваться о правилах общения и поведения в школе, слушать и понимать речь других. | - Экскурсия по школе;
- Беседа;
- Работа в парах;
- Беседа по вопросам;
- Дидактическая игра при изучении темы «Ценный совет».
Работа с заданиями в учебнике.
Работа в рабочих тетрадях.
Работа с плакатами.
- Творческие задания на дом: «Как животные готовятся к зиме», «Составить мини коллекцию предметов».
| 1 | 3-9 |
|
2. | Я – школьник
ПДД- Город, район в котором мы живём. (Экскурсия)
|
|
|
| 1 | 10-13 |
|
3. | Путешествуем, не выходя из класса
|
|
|
| 1 | 14-17 |
|
4. | Ценный совет
ПДД - Кого называют пешеходом. Как перейти правильно дорогу.
|
|
|
| 1 | 18-21 |
|
5. | Зачем нужен жизненный опыт?
|
|
|
| 1 | 22-25 |
|
6. | Где и куда
|
|
|
| 2 | 26-29
30-33 |
|
7. | Учимся определять верх и низ
|
|
|
| 1 | 34-37 |
|
8. | Раньше и позже
ПДД - Город, район в котором мы живём. |
|
|
| 1 | 38-89 |
|
Раздел 2. Как мы узнаем, что перед нами - 4 часа |
|
|
|
|
|
|
|
9. | Предметы и их признаки
| Знать:
- что предметы различаются по их признакам и свойствам, действиям и частям;
- что предметы часто встречаются в определенных сочетаниях, которые имеют особое название;
- что по одному предмету можно догадаться, в каких сочетаниях он встречается.
Уметь:
- находить общее в изображенных на рисунке предметах;
- определять какой предмет «лишний»;
- называть признаки предметов;
- давать два разных названия каждому предмету;
- отгадывать загадки;
- подбирать нужное слово к каждому рисунку;
- описывать части предмета, свойства и действия предмета;
- рассматривать рисунки;
- определять, какие предметы помогли определить, что изображено на каждом рисунке;
- придумывать названия для каждого рисунка;
- объяснять где можно встретить данные на рисунке предметы;
- рассказывать, что изображено на рисунке;
- проводить героя рисунка по лабиринту;
| Личностные:
Проявляет интерес к окружающему миру, адекватная мотивация учебной деятельности при изучении признаков предметов.
Метапредметные:
1)Регулятивные
Способность к волевому усилию, постановка учебной задачи на основе жизненного опыта;
2.познавательные
а)общеучебные
Называет окружающие предметы и их признаки
б) логические
Различает и сравнивает предметы и выделяет их признаки
3) коммуникативные
Выполняет различные роли в парах;
Формирует собственное мнение и позицию при работе в паре (группе). | - Дидактические игры;
- парно-групповая работа,;
- выполнение индивидуальных заданий в тетрадях;
- работа с учебником.
| 2 | 40-41
42-43 |
|
10. | Сочетания предметов |
|
|
| 2 |
|
|
Раздел 3. Времена года - 3 часа |
|
|
|
|
|
|
|
11 | Осень – природа готовится к зиме
ПДД–Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | Знать:
- что с наступлением холодов листья желтеют и опадают;
- иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы(их называют хвоей);
- что осенью животные и растения готовятся к зиме, перелетные птицы осенью улетают на юг, в теплые края;
Уметь:
- определять время года по серии картинок;
- называть признаки осени; находить в художественном тексте признаки осени;
- сравнивать цвет листьев березы и сосны осенью;
- определять какому дереву принадлежат данные листья;
- определять, чем питаются птицы;
- объяснять, почему птицы улетают на зиму;
- называть перелетных и оседлых птиц родного края;
- рассказывать что делают животные осенью;
- выбирать одежду по сезону;
- объяснять пословицы;
- выбирать рисунки с картинами осени;
- называть признаки осени
| Личностные:
- Выполняет правила безопасного поведения в природе во время экскурсии «Времена года»
- Пользуется простыми навыками самоконтроля и саморегуляции для сохранения здоровья;
- Проводит групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
Метапредметные:
1)Регулятивные:
- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- развивать устную речь;
2.познавательные:
а)общеучебные:
- различает времена года по признакам;
- характеризует времена года;
- устанавливает связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
б) логические:
- сравнивает многообразие видов листьев деревьев по форме и цвету .
- Коммуникативные:
- определять цели по достижению усвоения материала;
- оформлять свою мысль в устной речи;
| - Экскурсия;
- работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями;
- ИКТ;
- парно-групповая работа;
- наблюдение за природой.
- Работа с картинками и плакатом «Осень».
- Работа с календарем погоды.
- Самостоятельная работа под музыку П.И. Чайковского «Времена года».
| 3 | 48-49
50-51
52-53 |
|
Раздел 4. Как ты узнаешь мир - 4 часа |
|
|
|
|
|
|
|
12. | Наши помощники – органы чувств | Знать:
- что мы видим глазами (цвет, форму, размер предметов);
- ушами слышим звуки; носом чувствуем запахи; с помощью языка узнаем вкус;
кожа рук помогает нам определить предметы на ощупь; глаза, уши, нос, язык, кожа рук – это органы чувств;
- что память хранит наши опущения и знания; наш главный помощник – ум;
- что родители и учителя передают детям свой жизненный опыт и знания;
- книги позволяют людям сохранять и передавать знания и опыт всего человечества;
Уметь:
- называть предметы;
- узнавать предметы с помощью органов чувств, рассказывать, что «подсказывают» героям рисунков их органы чувств;
- описывать рисунок;
- рассуждать и делать выводы;
- проверять свои умозаключения; отгадывать загадки; рассказать, чему люди могут научится у своих родителей, а чему у своих учителей;
- называть сказочных героев, изображенных на рисунке;
- определять, для чего людям нужны книги;
- отгадывать загадки;
- отвечать на вопросы, выполнять задания самостоятельной работы, делать выводы, рассказывать о семейных традициях.
| Личностные:
- проявляет интерес и любознательность к изучаемому материалу;
- оценивает жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- усваивает связь между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают;
Метапредметные:
1)Регулятивные
- умеет ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни;
- высказывает свое мнение, предположение;
- пользуется книгой;
2.познавательные
а)общеучебные
- Объясняет, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки;
- Какую роль играют родители, учителя и книги в становлении обучения человека.
б) логические
- Сопоставляет признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются;
3) коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- правильно и грамотно выражает свою речь в общении с партнером;
| - Дидактические игры;
- индивидуальных заданий;
- парно-групповая работа;
- работа с учебником, тетрадью;
- ИКТ.
| 1 | 54-57 |
|
13. | Наши помощники – память и ум |
|
|
| 1 | 58-61 |
|
14. | Родители, учителя и книги
ПДД – Что означают дорожные знаки. |
|
|
| 1 | 62-64 |
|
15. | Повторение и самостоятельная работа |
|
|
| 1 | 65 |
|
Раздел 5. Твоя семья и друзья – 7 часов |
|
|
|
|
|
|
|
16 | Ты и твоя семья | Знать:
- что семья будет жить счастливо, если все в ней будут помогать друг другу;
- что огонь и вода – наши друзья, но они же могут стать причиной несчастья;
- правила пользования электроприборами, газовыми приборами
Уметь:
- придумывать и разыгрывать истории из жизни счастливой семьи;
- определять, кем работают люди, изображенных на рисунках;
- придумывать три разных рассказа о жизни семьи;
- рассказывать, что делают родители и дети в семьях, изображенных на рисунках;
- придумывать рассказы по рисункам;
- рассказывать правилах безопасного поведения дома.
| Личностные:
- проявляет интерес к изучаемой теме;
- объясняет с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье;
- моделирует ситуации общения с людьми разного возраста;
Метапредметные:
1)Регулятивные:
- принимает и сохраняет учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем;
2).познавательные:
а)общеучебные:
- знает о том, что самое дорогое у человека – его семья;
- основа благополучия – взаимопомощь членов семьи;
- Соблюдает правила безопасного поведения в квартире;
- Объясняет основные правила общения с газом, электричеством, водой;
3)коммуникативные:
- доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи;
- совместно договаривается о правилах общения.
| - Ролевые театральные игры;
- работа с учебником, тетрадью,
- Составление перечня обязанностей школы в семье;
- парно-групповая работа,
- индивидуальная работа по карточкам;
- Фотостенд «Наша семья».
| 2 | 66-67
68-69 |
|
17 | Учимся быть самостоятельными |
|
|
| 2 | 70-73
74-75 |
|
18 | Ты и твои друзья
ПДД – Какие опасности возникают на улицах и дорогах. |
|
|
| 2 | 76-77
78-79 |
|
19 | Повторение и самостоятельная работа |
|
|
| 1 | 80-83 |
|
Раздел 6. Времена года – 6 часов |
|
|
|
|
|
|
|
20 | Зима – покой природы | Знать:
- правила поведения в природе, основные признаки каждого времени года;
- особенности погоды зимой, особенности живой и неживой природы;
Уметь:
- Различать времена года по признакам;
- Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни.
| Личностные:
- Формирует умения определять свое отношение к миру;
- Воспитывает чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным.
Метапредметные:
1)Регулятивные:
- учиться работать по предложенному учителем плану;
2.познавательные:
а)общеучебные:
- отличает новое от уже известного с помощью учителя,
- использует различные справочные материалы, извлекая познавательную информацию.
б) логические:
- Перерабатывает полученную информацию;
- Делает выводы в результате совместной работы всего класса.
3) коммуникативные:
- совместно договаривается о правилах общения и поведения в классе, на природе;
- выполняет различные роли в группе;
| - Беседа;
- Работа по картинкам;
- Составление рассказа;
- Кроссворд «Зимние виды спорта»
- Игра «Кто? Где? Прячется зимой?»
| 3 | 84-85
86-87
88-89 |
|
21 | Повторение и самостоятельная работа |
|
|
| 1 |
|
|
22 | Итоговая работа № 1 |
|
|
| 1 |
|
|
23 | Учимся решать жизненные задачи |
|
|
| 1 | 90-91 |
|
Раздел 7. Что нас окружает – 10 часов |
|
|
|
|
|
|
|
24 | Город, в котором мы живем | Знать:
- что такое город; основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий как основы существования каждого из нас;
- основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, «подземные кладовые», живые организмы) и их роль в жизни человека;
Уметь:
- различать профессии людей; оценивать правильность своего поведения на улице;
- определять предметы сельскохозяйственного труда и промышленного производства;
| Личностные:
- развивает интерес к изучаемому материалу;
- проявляет самостоятельность и настойчивость в достижении цели;
- самостоятельно определяет и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях делает выбор, какой поступок совершить;
Метапредметные:
1)Регулятивные:
- определяет и формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- работает по предложенному учителем плану;
- Способен к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий.
2.познавательные:
а)общеучебные:
- Соблюдает безопасность на дороге домой;
- Характеризует роль разделения труда между людьми как основу их жизни.
б) логические:
- Сравнивает и различает природные объекты и изделия (искусственные предметы) твердые тела, жидкости и газы на примере воды и ее состояний.
3)коммуникативные:
- слушает и понимает речь других;
- формирует свое мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему мнению.
| - Учебные игры по ПДД «Я – пешеход»;
- Игра – тренинг «Правила пользования различными видами транспорта»
| 2 | Ч 2
3 - 7
8 - 13 |
|
25 | Учимся быть пешеходами
ПДД- наземный пешеходный пешеход. Знаки и обозначения. Светофор. |
|
|
| 2 | 14 - 15
16 - 17 |
|
26 | Хозяйство человека |
|
|
| 2 | 18 - 20
21 - 25 |
|
27 | Повторение и самостоятельная работа |
|
|
| 1 | 26 - 29 |
|
28 | Богатство природы |
|
|
| 1 | 30 - 33 |
|
29 | Твердые тела, жидкости и газы |
|
|
| 1 | 34 - 37 |
|
30 | Повторение и самостоятельная работа |
|
|
| 1 |
|
|
Раздел 8. Времена года – 4 часа |
|
|
|
|
|
|
|
31 | Весна – пробуждение природы
ПДД - Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения. | Знать:
- характеристики времен года;
- осознавать ценность природы, необходимость нести за нее ответственность, за ее сохранение.
Уметь:
- различать времена года по признакам;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
- использовать готовые модели для объяснения явлений, свойств объекта;
- использовать текст с целью поиска и извлечения познавательной информации.
| Личностные:
- самоопределяет и высказывает общие правила поведения на экскурсии;
- применяет полученные на уроках знания и умения в жизни.
Метапредметные:
1)Регулятивные
- работает по предложенному учителем плану,
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2.познавательные:
а)общеучебные:
- проводит самостоятельные наблюдения на экскурсии, делает выводы в результате совместной работы всего класса.
б) логические:
- устанавливает связи особенности жизнедеятельности растений, животных и времени года.
3) коммуникативные:
- проводит групповые наблюдения на экскурсии «Времена года»;
- доносит свою позицию до других;
- совместно договаривается об правилах общения и поведения на экскурсии и в классе.
| - Дидактическая игра
«Отгадай растения»;
- Экскурсия;
- Наблюдение
- Викторина
- Эксперимент с кусочками люда
| 3 | 38-41 |
|
32 | Итоговая работа № 2
Обобщающий урок по разделу |
|
|
| 1 | 42-45 |
|
Раздел 9. Живые обитатели планеты – 9 часов |
|
|
|
|
|
|
|
33 | Живое и неживое | Знать:
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- представителей разных групп растений и животных;
- съедобные и несъедобные грибы (на примере своей местности);
Уметь:
- группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам;
- различать растения и животных, используя полученную информацию, полученную в ходе наблюдения, чтения и т.п.
- группировать по названиям дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.
| Личностные:
- оценивает конкретные примеры поведения в природе и объясняет их с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- проявляет любознательности к изучаемому материалу;
- формирует любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам.
Метапредметные:
1)Регулятивные:
- принимает и сохраняет учебный материал и активно включаться в деятельность;
- оценивает конкретные примеры поведения в природе.
2.познавательные:
а)общеучебные:
- приводит примеры особенностей человека как разумного существа;
- объясняет его роль.
б) логические:
- сравнивает и различает объекты живой и неживой природы;
- классифицирует объекты природы по признакам: домашние – дикие животные, культурные – дикорастущие растения.
3) коммуникативные
- выражать четко свои мысли и действия;
- выразительно читать и пересказывать изучаемый текст;
- слушать и понимать речь других;
| - Самостоятельная работа;
- Дидактическая игра «Живое и неживое»;
- Диспут;
- Кроссворд «Домашние и дикие животные»;
- Урок – игра.
| 1 | 46 - 49 |
|
34 | Растения и животные |
|
|
| 1 | 50 – 57 |
|
35 | Равновесие в природе |
|
|
| 1 | 58 - 61 |
|
36 | Домашние любимцы и комнатные растения |
|
|
| 1 | 62 - 65 |
|
37 | Наши помощники – домашние животные и культурные растения |
|
|
| 1 | 66 – 69 |
|
38 | Повторение и самостоятельная работа |
|
|
| 1 |
|
|
39 | Человек – разумное существо.
ПДД - Пешеходный переход. Что такое перекрёсток?
|
|
|
| 1 | 70 - 73 |
|
40 | Природа и мы |
|
|
| 1 | 74 - 77 |
|
41 | Обобщающий урок по разделу « Живые обитатели планеты» |
|
|
| 1 |
|
|
Раздел 10. Времена года – 10 часов |
|
|
|
|
|
|
|
42 | Лето – природа цветет и плодоносит | Знать:
- характеристики времен года, осознавать ценность природы, необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Уметь:
- различать времена года по признакам, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать готовые модели для объяснения явлений или выявления свойств объекта, использовать тесты с целью поиска и извлечения познавательной информации.
| Личностные:
- самоопределяет и высказывает общие правила поведения на экскурсии,
- применяет полученные на уроках знания и умения в жизни.
Метапредметные:
1)Регулятивные
- работает по предложенному учителем плану,
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2.познавательные
а)общеучебные
- проводит самостоятельные наблюдения на экскурсии;
- делает выводы в результате совместной работы всего класса.
б) логические
- устанавливает связи особенности жизнедеятельности растений, животных и времени года.
3)коммуникативные
- проводит групповые наблюдения на экскурсии «Времена года»;
- доносит свою позицию до других;
- совместно договаривается об правилах общения и поведения на экскурсии и в классе.
| - Экскурсия
- Самостоятельная работа
- Викторина «Времена года»
- Игра «Путешествие в страну знаний»
| 3 | 78 - 81 |
|
43 | Отчего и почему? |
|
|
| 2 | 82 - 84 |
|
44 | Повторение и самостоятельная работа |
|
|
| 1 | 85 - 87 |
|
45 | Итоговая работа № 3 |
|
|
| 1 |
|
|
46 | Учимся решать жизненные задачи |
|
|
| 2 | 88 |
|
47 | Обобщающий урок «Путешествие в страну знаний»
ПДД – Повторение изученного. |
|
|
| 1 |
|
|
Итого – 66 часов |
|
|
|
|
|
|
|