-Закройте глаза и послушайте.( Звучат звуки леса) -Что представили себе? - Посмотрите на эти 2 картинки. (слайд 1) - Как относятся к природе люди на каждом из рисунков?? Какая I картинка? Что чувствуете вы, глядя на этот рисунок? Какая II картинка? - В какой лес вы хотели бы отправиться? Почему? -Да, ребята! Не всегда наша природа выглядит как на 2 картинке.
-Есть целая наука о бережном отношении к природе. Как называется эта наука, кто знает? (экология) Слово экология произошло из греческих слов: «Эко» - дом, жилище, «Логос» - наука. Наука о доме. Мы все стараемся создать уют, чистоту в своем доме. Но ведь за порогом – тоже наш дом. Наш дом – это наш город, республика, страна, планета. И от каждого из нас зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной. Чтобы на ней были голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. -Давайте прочитаем по учебнику значение слова «Экология» на с.74. – А как вы думаете, кто такой эколог? – Чем он занимается? -Итак, мы отправляемся в лес не на простую прогулку, а отправляемся в экологический поход. Определим маршрут Опушка леса |
|
| Привал |
|
| Тревожная полянка |
|
| Птичий посёлок |
|
| -Работать будем по группам. Каждая группа подготовилась к этому походу. |
|
|
- Сначала мы отправимся на опушку леса.( слайд) Ребята из 1 группы приготовили о ней сообщение. 1. Мы расскажем о первоцветах, ведь сейчас апрель. Растения цветущие ранней весной, называются раннецветущими. Их можно увидеть и в лесу, и на открытых местах. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда еще не весь снег растаял. 2. В это время на деревьях и кустарниках еще не распустились листья и в лесу много света. В почве много влаги. 3. В апреле первыми появляются подснежники, мать-и-мачеха. Зацветают ольха, ива. 4. Будем беречь эти красивые растения. Будем любоваться ими в природе. Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей.
- О чем нам рассказали ребята 1 группы? -Ребята! Впереди – привал. А как вы понимаете слово привал? (отдых, остановка) Отдохнем и мы. Физминутка
-Отправляемся дальше. Держим путь к тревожной полянке.( слайд) - Как вы думаете, почему она тревожная? - Послушайте что расскажут нам ребята из 2 группы 1.Ребята, вы слышали когда-нибудь о Красной книге? (слайд) Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красный цвет – сигнал опасности. 2. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красный переплет. 3. Вот некоторые из растений и животных, занесенных в красную книгу России.(слайд) Венерин башмачок. Встречается в лесах. Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение только на 15-17 году жизни. 4. Шмели – украшение весенней природы. Мохнатые, ярко украшенные, басовито гудящие…. К сожалению, их становится все меньше и меньше. Одна из причин этого – применение человеком ядохимикатов для борьбы с опасными насекомыми. 5. Подснежник. Иногда так называют любое раннецветущее растение. Весной они зацветают рано. Заморозков не боятся, а вот перед человеком беззащитны. Их часто губят любители весенних букетов.
- Для чего создана Красная книга? - Почему она красного цвета? - Назовите животных и растения. Учитель: Каких еще насекомых мы можем встретить в лесу? (Бабочек). - Можно ли их ловить? Почему? А еще каких насекомых много в лесу? (В лесу много комаров). - А может нужно бы уничтожить всех комаров? (Нельзя! Комары откладывают яйца в воду, личинками комаров питаются рыбы. А взрослыми комарами питаются птицы.) - А что можем сказать о муравьях, бабочках и других насекомых? Как будем к ним относиться? - Послушайте внимательно небольшой рассказ. Потом оцените ситуацию. Маленький мальчик стоял на цветочной поляне и бил прутиком по головкам цветов. - Что ты делаешь? - спросила бабушка. - Пчел прогоняю, они жалят цветы. Бабушка улыбнулась и что-то ему рассказала. После этого мальчик выбросил прутик, удивленно пожал плечами и сказал: «А я и не знал». О чем рассказала ему бабушка? - На нашем маршрутном листе – птичий поселок.( слайд) -О том, что происходит весной в жизни птиц расскажут ребята 3 группы. 1. Еще, когда лежит снег, зимующие птицы чувствуют приближение весны. Синицы запели, будто зазвенели серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А в лесу застучал дятел. 2. Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Раньше всех прилетают грачи, следом за ними скворцы и жаворонки, потом зяблики. В) Ласточки и стрижи прилетают попозже, когда в воздухе будет много летающих насекомых. 3. Почти все птицы весной строят гнезда, откладывают яйца и будут высиживать их. Поэтому нельзя шуметь в лесу, подходить к гнездам, трогать вылупившихся птенцов. 4. Что бы мы делали без птиц. Своим пением, своей красотой они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят они, уничтожая насекомых вредителей. Учитель: О ком нам рассказали ребята из 3 группы? Что вы поняли для себя? - Ребята подходит к концу наш экологический поход. Чему мы учились в походе? (Мы учились вести себя в природе правильно.) Давайте сейчас эти правила прочитаем все вместе.( слайд) 4. Закрепление нового -А сейчас я вам предлагаю проверить свои знания, то чему вы научились за урок, что новое для себя усвоили и поиграть в викторину, которая находится у вас на стр. 75 учебника. Вам необходимо будет отвечать на вопросы, выбирая правильный ответ. На работу я даю вам 5 минут. Приступаем.( работа в группах) Пишут ответы на листочках. -Закончили работу, и теперь я предлагаю вам сделать самопроверку, смотря на экран, проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы. (Словарное слово – валежник. Валежник - лежащие на земле деревья или их части. Образуется при естественном отмирании дерева, ветровале, буреломе, навале снега, неполной уборке порубочных остатков).
Правильные ответы к викторине.( слайд) - Подснежник – первый весенний цветок в средней полосе России. Одуванчик распускается в мае, а клевер – только с наступлением лета.
- (Б) Белая кувшинка, ландыш и венерин башмачок – особо охраняемые растения, их рвать запрещено.
- (А)
- (В)
- (В) Муравьи – лесные санитары, они защищают лес от чрезмерно размножившихся насекомых. Кроме того, бессмысленное уничтожение муравейников неэтично.
- (В) Комарами питаются многие: лягушки, птицы, стрекозы.
- (Б)
- (А)
- Самый правый – шампиньон. А мухомор и бледная поганка ядовиты.
– Какой вывод вы можете сделать, ответив на вопросы викторины? – Сравните его с выводом учебника на с. 77. Главный вывод всей темы: чтобы человеку жить в гармонии с природой, нужно её знать и уметь себя правильно вести.
|