Глобус и карта
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Разработка урока по окружающему миру 2 класс на тему «Глобус и карта» (учебник «Наша планета Земля» авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан) Урок разработан учителем начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Семенова Раиса Александровна
Цель: использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.
Задачи:
Уметь находить различия глобуса и карты, уметь читать информацию, нанесённую на карту и глобус, уметь работать с картой.
Способствовать развитию умственных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), творческого мышления, речи, пространственных представлений; развивать информационную грамотность учащихся.
Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к родной планете, к природе родного края, расширить кругозор учащихся, воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir.doc | 288.56 КБ |
Предварительный просмотр:
- Семенова Раиса Александровна.
- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Набережные Челны
- Учитель начальных классов
Разработка урока по окружающему миру 2 класс на тему «Глобус и карта» (учебник «Наша планета Земля» авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан) Урок разработан учителем начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Семенова Раиса Александровна
Цель: использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.
Задачи:
Уметь находить различия глобуса и карты, уметь читать информацию, нанесённую на карту и глобус, уметь работать с картой.
Способствовать развитию умственных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), творческого мышления, речи, пространственных представлений; развивать информационную грамотность учащихся.
Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к родной планете, к природе родного края, расширить кругозор учащихся, воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку. Предметные умения:
Различать глобус и карту, уметь читать информацию, нанесённую на карту и глобус, уметь работать с картой, знать, как ученые получили карту.
Метапредметные умения:
Постановка и формулирование проблемы, знаково-символическое моделирование (чтение карты), выделение цели, выдвижение гипотез и их доказательство, умение выражать свои мысли Планируемые достижения:
Умение находить различия глобуса и карты, уметь находить параллели и меридианы на карте,
знать, как учёные получают карту (развёртка глобуса)
Оборудование:
Глобус;
Карта полушарий;
Развертка глобуса;
Апельсин, разделочная доска, нож;
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Орг. момент | Прозвенел звонок весёлый, | |
Эмоциональный | Вы начать урок готовы? | |
настрой, | Будем слушать, рассуждать | |
мотивация и | И друг другу помогать! | |
самоопределение | Сегодня у нас гости. Гости будут внимательно | |
к учебной | наблюдать за вами. А вы поведаете им, что уже знаете | |
деятельности | об окружающем нас мире, как умеете открывать новые. Неизвестные вам тайны об этом мире. А помогут нам знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. Многие тайны мы с вами уже открыли. Давайте вспомним, чему мы учились на прошлом уроке. | |
- что такое план? | Изображение на плоскости небольшого | |
2 Актуализация | участка Земли | |
знаний | - что такое карта? | Уменьшенное изображение земной поверхности |
что такое масштаб?
- покажите, где план местности, а где - карта.
- чем отличается план от карты?
- а для чего были созданы план и карта?
Хотите узнать, как можно ещё исследовать Землю?
Вы уже много знаете, с вами не страшно отправиться в
новое путешествие. Сегодня вы будете не просто
путешественниками, а учёными-исследователями. А
что мы будем сегодня исследовать, изучать, подскажет
вам загадка:
Шар не велик,
Лениться не велит.
Если знаешь ты предмет
Он покажет нам весь свет!
Как догадались, что это глобус?
Что такое глобус?
А теперь перед вами стоит сложная задача - за короткое время попытаться сложить модель земного шара. Аккуратность не сильно здесь важна. Трудно? А что я вам не дала?
Уберите бумагу. Вот я сделала глобус. Как? Узнаете чуть позже.
А сейчас я хотела спросить вас, удобно ли
путешествовать с глобусом? Конечно, нет. Хотя
достоверную картину Земли может дать только глобус,
но его неудобно носить с собой.
Чем обычно пользуются путешественники?
Значит, что ещё будем исследовать?
4 Построение проекта выхода из затруднения
Что такое карта?
Но ведь Земля круглая, как её перенести на плоскость?
Вспомните, как мы чистим апельсины. Дольки его можно разложить на плоскость так, как они покрывают апельсин.
Вот точно так же и глобус можно превратить в плоскую карту и наоборот.
Похожа развёртка глобуса на нашу карту?
Чтобы получить вот такую карту, нужно в некоторых
3 Постановка
проблемной
ситуации
участках нашу развёртку растянуть, в других - сжать.
поверхности на плоскости
Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшается при изображении их на карте
Показ
План - небольшой участок земли, карта - вся земная поверхность Чтобы исследовать нашу планету.
(шар, он покажет свет)
Модель Земли
Ножницы
Показ
Нет
Картой Карту
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости Предположения уч- ся
Показ
Показ развёртки
глобуса
Нет
Будет ли при этом изображение точным? | Нет | |
• | Но это и не очень важно, главное - удобно | |
пользоваться картой. | ||
Карту обычно изображают в виде двух полушарий - | Показ на карте | |
Западного и Восточного. | полушарий | |
А сейчас мы выясним, чем похожи глобус и карта. | ||
Покрутите глобус. Земля вращается, только две точки | ||
остаются на месте. Как называются эти точки? | Полюсы | |
Посмотрите, как много линий на глобусе. Возьмите | ||
5 Реализация | карандаш и проведите по линиям, идущим сверху | |
построенного | вниз. Что вы заметили? | Линии идут от |
проекта | одного полюса к | |
- | другому | |
Линии, идущие от одного полюса к другому, | ||
называются меридианами. | ||
Есть ли меридианы на карте? Покажите. | Показ | |
г | Чем похожи карта и глобус? | |
Покрутим глобус ещё раз. Если теперь коснуться его | ||
поверхности карандашом, то он начертит параллель. | ||
Но мы не будем этого делать, параллели уже | ||
начерчены на глобусе. Покажите. Есть ли они на карте? | Показ | |
А все ли параллели одинаковы по длине? Где они как | Нет | |
маленькие колечки? | У полюсов | |
А дальше размеры колечек увеличиваются или | ||
уменьшаются? Где находится самая длинная | Показ | |
параллель? | Экватор | |
Кто знает, как она называется? | ||
Экватор находится на равном расстоянии от полюсов и | ||
делит земной шар на два равных полушария - | В Северном | |
Северное и Южное. А в каком полушарии мы живём? | ||
6 Первичное | А теперь я хочу вам предложить на практике | |
закрепление | определить полушария. Перед вами два апельсина, | |
нож, разделочная доска. Кто разделит апельсин на | Практическая | |
Западное и Восточное полушария? Кто - на Южное и | работа | |
Северное? | Игра | |
Поиграем в игру «Где параллели, где меридианы?» | ||
Кто из вас видел на земле параллели и меридианы? | Предположения | |
Таких линий нет. Зачем же их начертили на глобусе и | ||
карте? Эти линии помогают найти местоположение, | ||
адрес любой точки на Земле. Как это делается, мы | Лётчикам, морякам, | |
узнаем позже. Как вы думаете, людям каких профессий | исследователям | |
необходимо знать местонахождение? | ||
А сейчас мы с вами отправимся в космос и | ||
понаблюдаем за нашей планетой | (физминутка) | |
Ученица читает стихотворение «Берегите землю» | ||
Берегите Землю! Берегите | ||
Жаворонка в голубом зените, | ||
Бабочку на стебле повилики, | ||
На тропинке солнечные блики, | ||
На камнях играющего краба, | ||
Над пустыней тень от баобаба, | ||
Ястреба, парящего над полем, | ||
Ясный месяц над речным покоем, |
Ласточку, мелькающую в жите. | ||
Берегите Землю! Берегите!.. | ||
А сейчас мы с вами поиграем и определим самых | ||
7 | внимательных, самых умных и наблюдательных | |
Самостоятельная | исследователей. | |
работа | 1) В каком полушарии и что за линии я забыла | Работа на доске и по |
дорисовать? | учебникам. | |
2) Уж не инопланетяне ли здесь напроказничали? | ||
Из какого полушария участки географической | ||
карты? Поставьте их на место. По каким линиям | ||
была разрезана карта? | ||
А теперь решим кроссворд, поработайте в парах | Решение | |
8 Включение в | кроссворда | |
систему знаний | ||
Чему мы учились на уроке? | Различать карту и | |
9 Рефлексия | глобус | |
учебной | Чем отличается глобус и карта? | |
деятельности на | Чем похожи? Как же я сделала глобус? | |
уроке | Какое задание было самым интересным и самым | |
трудным? | ||
Кого вы хотите похвалить за хорошую работу на уроке? | ||
Молодцы! | ||
Домашнее задание | ||
Рабочая тетрадь с.27-28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Наша Земля на глобусе и карте"
По учебнику Плешакова...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Глобус и карта" 2 класс
Урок окружающего мира разработан по учебнику "Наша планета Земля" 2 класс ( авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.). На уроке учащиеся знакомятся с отличительными особенностями глобуса и кар...
Помощники в путешествии: глобус и карта. Выбираем транспорт.
Разработка содержит конспект занятия для детей на подготовительных курсах "Будущий лицеист", а также красочную презентацию к данному занятию.Рассчитано на детей 5-6 лет....
Интерактивный тест "Глобус и карта"
Интерактивный тест "Глобус и карта" 2класс (Школа 2100)...
Презентация и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Россия на глобусе и карте"
Конспект урока и презентация к уроку в 4 классе по теме "Россия на глобусе икарте". Можно использовать к любому УМК....
Урок Окружающий мир 2 класс Глобус и карта
Урок разработан по технологии деятельностного метода. План- конспект помещён в технологической карте, где показана деятельность ученика и учителя. Есть комментарии по формированию универса...
Внеурочная деятельность. "Материки и океаны на глобусе и карте полушарий"
Занятие из внеурочной деятельности "Юный эколог", из раздела "Мы - жители земли"....