Урок Окружающий мир 2 класс Глобус и карта
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок разработан по технологии деятельностного метода. План- конспект помещён в технологической карте, где показана деятельность ученика и учителя. Есть комментарии по формированию универсальных учебных действий у учащихся на каждом этапе. Это урок ОНЗ (открытие нового знания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_2.docx | 48.4 КБ |
shema_uroka_so_slaydami.docx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Внимательно изучая подготовленные в рамках создания нового стандарта предложения разработчиков, невольно обнаруживаешь существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки в математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. В связи с этим на уроках окружающего мира предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения». Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться. Деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта. Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, которые способствуют развитию личностных качеств и универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта.
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | окружающий мир |
Класс | 2 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | деятельностностная |
Тема урока | Глобус и карта. |
Цель урока | создание условий для овладения обучающимися знаниями о глобусе и карте, для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); , способствующих более эффективному усвоению обучающимися понятий «глобус» и «карта»; формирования чувств любви к окружающей природе, Родине. |
Задачи урока | Образовательные: способствовать формированию представлений о карте и глобусе и их, использовании, учить и понимать их назначение, видеть, понимать географическое пространство. Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом, атласом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности. Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать познавательному интересу учащихся. |
Основные термины, понятия | Модель, глобус, географическая карта, параллели, меридианы, сетка на глобусе, картограф, уникальность планеты Земля, полюсы, земная ось. |
Планируемый результат | |
Предметные умения
| Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: А.А Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан "Окружающий мир"; Рабочая тетрадь, раздаточный материал для учащихся (листы с заданиями). Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, с использованием интерактивной доски SMART. ЭОР для интерактивной доски Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Глобус и карта», ЦОР видеофрагменты. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Электронный учебный модуль «Глобус – модель Земли». | мультимедиа | видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6dbabff8-193f-a4f3-37fb-85adfe646b2a/0003131G.htm цифра1 - 23 сек |
2 | Сайт ЦОР «Как делают глобусы» | мультимедиа | видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6dbabff8-193f-a4f3-37fb-85adfe646b2a/0003131G.htm цифра 5-45 секунд |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Слайд 1 - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок окружающего мира, на котором вы продолжите раскрывать секреты того, что нас окружает.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли
Слайд 2. Посмотрите и скажите, чему будет посвящён наш урок? Какие важные два шага мы должны сделать? - Будем работать все вместе, затем в парах, а потом в группах. -Всё у нас получится! | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» ОНЗ «Что я не знаю», «Сам найду способ» |
Актуализация опорных знаний
| Предметные: - правильно называть признаки глобуса; - правильно выделять признаки карты; - сравнивать на основе наблюдений. Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; | Слайд 3.
- Наши герои основательно подготовились к походу. Но не знают, что с собой взять - глобус или карту. Поможем им. Слайд 4 Что такое глобус? Кто забыл можно посмотреть в словаре. Слайд 5-Какие особые линии на глобусе вы знаете? -Удобно ли носить глобус, чтобы ориентироваться в дороге во время путешествия? -Изображение на глобусе крупное или мелкое? -Можно ли там найти название городов? -А название деревень? -А если мы захотим, что бы на нем уместились улицы городов, что нужно сделать? -Каким он тогда будет по размеру? -Мы говорили, что глобус помогает определить расположение далеких от нас мест. Поможет ли он найти героям дуб с медом, ведь он расположен близко. | Обучающиеся отвечают на вопросы. Уменьшенная модель Земли меридианы и параллели Нет Достаточно мелкое Да можно Нет, его надо увеличить Очень сильно увеличить Очень большим 1команда. У нас не хватает неба, солнца, воздуха, воды. 2 команда. У нас нет растений, деревьев, грибов, животных. |
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Почему сова удивлена и не отправилась с друзьями в поход? Слайд 6 -В этом случае, что может помочь путешественникам найти нужный объект? Что вы уже знаете про карты? Слайд 7, Слайд 8 Какие карты вы знаете? -Что удобнее взять в путешествие: глобус или карту? А разве на карте обозначен дом Пуха, дерево с медом? (ученики дают свои версии ответов и обнаруживают уровень своего незнания) Слайд 9. -Мы не знаем, что удобнее взять в путешествие глобус или карту – проблемная ситуация? -Будем узнавать, что для этого надо сделать?
| версии детей карта
изображение поверхности Земли с помощью условных знаков Карта полушарий, карта местности. ученики дают свои версии ответов и обнаруживают уровень своего незнания Сравнить глобус и карту. | |
Постановка учебной цели | Предметные: - правильно называть признаки глобуса; - правильно выделять признаки карты; - сравнивать на основе наблюдений. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | А чем отличаются изображения на глобусе и карте? (мы пока не знаем) - Возникло противоречие. (На слайде вопрос с условным знаком – проблема) Сформулируйте проблемный вопрос, ответ на который мы должны получать в течение всего урока. -Что мы уже знаем? -Что мы должны узнать? А зачем нам надо это знать? Вопрос на слайде Как появилась карта, отличие от глобуса. | Обучающиеся высказывают свои учебные цели на уроке. Мы знаем, что такое глобус, что такое карта Как появилась карта, отличие от глобуса Чтобы правильно собраться в путешествие, в жизни пригодится. Карта нужна для того, чтобы что-то искать. |
Формулирование проблемы, планирование | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | Слайд 10 Составим план наших действий.
Физминутка - Слайд 11 Проблема, что необходимо взять с собой путешественнику. Ваши предположения? А теперь проверим, подтвердились ваши предположения? | Обучающиеся высказывают свои предположения
. Карту или глобус? Пока не знаем. Обучающиеся в процессе обсуждения высказывают мысль о том, что произойдёт: если возьмём глобус, и если возьмём карту. |
Открытие нового знания | Предметные: -выявить сходство и различие глобуса и карты; -правильно называть признаки глобуса; - правильно выделять признаки карты; - сравнивать на основе наблюдений. | Слайд 12 1. Работа по учебнику. -Откройте страницу 128-129. Сравните глобус и карту. -Что такое глобус? На что он похож? -Что такое карта? -А карта похожа на шар? -Какая она? -Давайте внимательно рассмотрим параллели. Есть ли они на карте? -Как называется самая длинная параллель? -Покажите на глобусе меридианы. Есть ли они на карте. - Где искажений больше, где меньше? (возможно дети затруднятся, можно предложить вернуться к этому вопросу еще раз после опыта) -Ребята, вы помните какая наша учебная цель? - Молодцы! | Обучающиеся в процессе наблюдения высказывают мысль о том, что карта и глобус имеют разные функции в применении. Глобус - модель Земли шар изображение на плоскости плоская экватор
Обучающиеся выясняют, чем отличается глобус от карты, что взять с собой нашим героям в путешествие. |
Открытие нового знания | Предметные: - правильно называть признаки глобуса; - правильно выделять признаки карты; - сравнивать на основе наблюдений. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Слайд 13 , 2. Проведение опыта. (Движение) -Как появилась карта? -А глобус можно превратить в карту? -Проведем опыт. -С каким фруктом можно сравнить глобус? -Как сделаны разрезы на мандаринках. – Вспомним, как мы чистим мандарин (показать). Дольки его кожуры можно разложить на плоскости так, как они покрывали мандарин. Слайд 14 Вот так и изображение на глобусе можно превратить в плоскую карту. Слайд15. При этом в некоторых участках его придется растянуть (показать), а в других – сжать. Слайд 16. На карте будут искажения (показать развертку глобуса). -Мы глобус развернули. Слайд 17 -Посмотрим, как об этом рассказывают в передаче «Галилео». Включаем Интернет сайт ЦОР фильм «Как делают глобусы». 1-я часть | Работа в группах версии детей дети подходят с учителем к опытному столу. На нем 10 мандаринок, которые уже прорезаны) по меридианам дети чистят мандарин |
Применение нового знания | Предметные: - правильно называть признаки глобуса; - правильно выделять признаки карты; - сравнивать на основе наблюдений. -уметь делать выводы. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | (просмотр) -Вам встретились незнакомые слова. Прочитаем их. -Еще один способ превращения глобуса в карту рассмотрим на странице 85. (воздушный шар разрезают пополам) – Карту земного шара обычно изображают в виде двух полушарий: Западного и Восточного. -Можно ли сделать карту всего земного шара без искажений? (Нет) - Прочитаем об этом на странице 85 . -Посмотрим, как делают глобусы продолжение. (просмотр, ) Интернет сайт ЦОР, -Посмотрите на наши задачи, все ли мы с вами узнали? (Да) -Попробуем применить полученные знания. Слайд 18 Физминутка. Слайд 19 -Параллели и меридианы образуют сетку на поверхности глобуса и карты. При помощи этих сеток можно дать адрес любому месту на Земле. Подробнее об этом вы можете узнать у взрослых. - | Дети читают. Земляное яблоко - картофель Геоид - шар Картограф - человек, который составляет карты. Обучающиеся, соблюдая определенный план своих действий, работают с воздушным шаром. |
Применение нового знания | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 3.Работа в рабочей тетради. -Выполним задание №1 самостоятельно. -Поменяйтесь тетрадями. Сделаем проверку. Проконтролируйте работу вашего соседа. -Выполним задание № 4 и 5 самостоятельно. -Проверим.- Разгадаем кроссворд Слайд 20 4.Групповая работа -Выполним работу в группах. 1 группа , 2 группа Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря. Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются… Что показывает глобус? Изображение земной поверхности на плоскости – это… Какая карта?...На глобусе искажений гораздо меньше, чем на … Что не показывает карта? … Что не передаёт карта?...Человека, который составляет карты называют… Слайд 20 2. Проверка работы. -Оцените, как работала ваша группа. Если дружно закрасьте кружок зеленым цветом, если возникали проблемы – желтым, если было очень сложно работать – красным. | Обучающиеся работают самостоятельно, взаимопроверка и оценка. Установка на работу. - Не забывайте, что каждый должен стараться для группы, никто не должен забывать, что он не один, быть внимательным к своим товарищам. Пользуйтесь памяткой. Памятка работы в группах:
У каждой группы текст, в который дети вставляют пропущенные слова |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Вернемся к нашему проблемному вопросу. - Что удобнее взять в путешествие нашим героям: глобус или карту? Почему? Слайд 21 Сравним глобус и снимок нашей планеты из космоса. - В чём уникальность нашей планеты Земля? Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского «Ты береги нас» – Ребята, почему глобус просит беречь Землю? | Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока Карту той местности, где они проживают. Потому что её можно увеличить, где всё можно рассмотреть и узнать, где ты находишься. Рассуждают о роли планеты в жизни человека
Читают, что 2013год объявлен годом охраны окружающей среды. Всего, что нас окружает, а значит планету в целом. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Слайд 22. – 2013 год - объявлен годом охраны окружающей среды. Что это значит? Слайд 23 – Уникальность нашей планеты в том, что на ней живём мы, разумные люди… Слайд 24 -Поможет ли глобус найти клад с мёдом? - Сова знала правильный ответ. И теперь готова нам его подсказать. Там подарок ребятам 2 класса горшочек меда. А в путешествие по нашей стране, с чем удобнее отправиться? На следующем уроке мы возьмём карту и отправимся в «путешествие» по России. Для этого надо выполнить домашнее задание. Слайд 25 3.Домашнее задание. -с.86 ответить на вопросы. -Желающие могут составить кроссворд по теме урока из 4 слов. -Любознательные могут прочитать и обсудить с родителями дополнительный материал. -….., найдет координаты города Москва. 4. Оценивание обучающихся. Слайд 26 5. До встречи! | Беречь всё, что нас окружает, а значит планету в целом Дети читают: Удобнее отправляться на поиски меда с планом местности. На плане местности села Дактуй обозначен объект – дуб. Удобнее взять карту России. Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. План действий Что нового ты сегодня узнал для себя? В чем испытал(а) затруднения? Кто порадовался ответам соседа? Оцените свою работу на уроке Обучающиеся отмечают цветом свою деятельность на уроке. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Электронный учебный модуль «Глобус – модель Земли». | мультимедиа | видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6dbabff8-193f-a4f3-37fb-85adfe646b2a/0003131G.htm цифра1 - 23 сек |
2 | Сайт ЦОР «Как делают глобусы» | мультимедиа | видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6dbabff8-193f-a4f3-37fb-85adfe646b2a/0003131G.htm цифра 5-45 секунд |
Использованная литература:
- Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Учебник по курсу окружающего мира “Наша планета Земля” (2-й класс).
- Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир. (“Наша планета Земля”). 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
- Курляндский А.Е. Кеша и его друзья в поисках клада: Общеобразовательное издание /А.Е.Курляндский – М.: “Ломоносовская школа”, 2003.
Приложение 1
1 группа
Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря. Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются… Что показывает глобус?
2 группа
Изображение земной поверхности на плоскости – это… Какая карта?...На глобусе искажений гораздо меньше, чем на … Что не показывает карта? … Что не передаёт карта?... Человека, который составляет карты называют…
Приложение 2
Памятка работы в группах:
- Распределите роли:
- кто будет выразительно читать
- кто расскажет, как работать
- кто будет вести запись
- кто будет оценивать
- кто будет выступать
Памятка работы в группах:
- Распределите роли:
- кто будет выразительно читать
- кто расскажет, как работать
- кто будет вести запись
- кто будет оценивать
- кто будет выступать
Приложение 3
План действий
Что нового ты сегодня узнал для себя?
В чем испытал(а) затруднения?
Кто порадовался ответам соседа?
Оцените свою работу на уроке
План действий
Что нового ты сегодня узнал для себя?
В чем испытал(а) затруднения?
Кто порадовался ответам соседа?
Оцените свою работу на уроке
План действий
Что нового ты сегодня узнал для себя?
В чем испытал(а) затруднения?
Кто порадовался ответам соседа?
Оцените свою работу на уроке
План действий
Что нового ты сегодня узнал для себя?
В чем испытал(а) затруднения?
Кто порадовался ответам соседа?
Оцените свою работу на уроке
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
УРОК ДЛЯ 2 КЛАССА НА ТЕМУ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
УРОК ДЛЯ 2 КЛАССА НА ТЕМУ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» с использованием презентации, музыкальных и видео фрагментов...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.
План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....
презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"
презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...