Крестьянская семья. Крестьянский труд.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок проведен в 3 классе по окружающему миру по системе "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme.docx | 21.81 КБ |
trud_krestyanina.ppt | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру по теме «Крестьянская семья, крестьянский труд».
План урока:
- Работа над пройденным материалом
- Закрепление понятия “крестьяне”. Введение понятия разделение труда крестьян (мужской, женский, детский труд).
- Подведение итогов.
Этапы урока. | Общеучебные умения и навыки. |
Организационный момент | Учебно-организационные умения: – организовать свое рабочее место |
Определение темы урока (создание проблемной ситуации) | Учебно-интеллектуальные умения: – выделять главное, существенное; Учебно-организационные умения: – нацелить себя на выполнение поставленой задачи. |
Работа с дополнительным материалом. | Учебно-интеллектуальные умения: – классифицировать материал; – обобщать, делать вывод Учебно-информационные умения: -пользоваться печатными средствами информации. |
Обобщение ранее полученных знаний. Заполнение таблицы. | Учебно-коммуникативные умения: – высказывать тезисы |
Знакомство с новым материалом (самостоятельная работа с учебником) | Учебно-организационные умения: – нацелить себя на выполнение поставленной задачи; Учебно – интеллектуальные умения: – выделять в прочитанном логически законченные части, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними. |
Первичное закрепление материала (заполнение таблицы) | Учебно-организационные умения: – вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач; уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища. |
Проверка полученных знаний (сравнительный анализ двух таблиц) | Учебно-интеллектуальные умения: – сравнивать объекты, факты, явления; – устанавливать причинно-следственные связи, аналогии Учебно-коммуникативные умения: – участвовать в дискуссии; – аргументировать и доказывать свои предположения. Учебно-организационные умения: – осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. |
Домашнее задание (сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке от имени….) | Учебно-коммуникативные умения: – умение слушать; – выступать перед аудиторией Учебно-интеллектуальные умения: – анализировать учебный и дополнительный материал; – составлять рассказы на заданную тему |
Подведение итогов урока | Учебно-коммуникативные умения: – аргументировать и доказывать свои высказывания. |
Цель урока: создание условий для освоения детьми новых понятий через анализ и синтез учебного материала.
Задачи:
- Обобщить ранее полученные знания по теме “Жизнь крестьян”.
- Ознакомить с терминами “крестьяне”, “орудия труда”.
- Познакомить с трудом крестьян.
- Прививать уважение к труду, к историческим истокам труда.
Ход урока.
1.ОНУ
Психологический настрой: под медленную музыку дети выполняют движения. Руки вытянуты перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох – руки в плавном полёте к себе, на выдох – от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла. Представьте, что вы ладонями захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно. Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то тёплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас. Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум – светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными.
Введение в проблему.
На фоне тихой космической музыки.
Ребята, закройте глаза, сядьте поудобнее. Я предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие по космосу в далекое прошлое. Вот мы пролетаем сквозь космическое пространство, вокруг нас звёзды, кометы, планеты. Мы уносимся всё дальше и дальше, в далёкие прошлые века. И вот мы с вами оказываемся снова на нашей планете, но много веков назад.
Звучит русская народная музыка.
Что вы слышите? Какие картины у вас вырисовываются перед глазами, когда вы слышите эту музыку?
Откройте глаза. Мы с вами оказались на берегу реки Дон, но не в настоящем времени, а в далёком прошлом. А вот, кстати, и крестьянская семья, давайте понаблюдаем за ней….
Выходят – женщина, одетая в крестьянку, мужчина-крестьянин и крестьянские дети. Дети заняты игрой. Женщина берёт топор и собирается идти во двор колоть дрова. Входит мужчина.
- Зачем ты взяла топор? Что ты собираешься делать?
- Я хотела пойти наколоть дров и растопить печь, чтобы приготовить кушать.
- Займись своей работой, а дров я сам приготовлю…
Герои уходят на места.
Проблема: почему мужчина так сказал своей женщине?
Звучит музыка, возвращаемся с детьми назад на урок.
- мы побывали с вами в прошлом нашего родного края, увидели фрагмент из жизни крестьянской семьи. Что вам запомнилось? Что вызвало удивление и непонимание?
(ответы)
- как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны узнать?
(ответы)
- Сегодня на уроке мы должны узнать, какие обязанности были у мужчин и женщин в крестьянской семье. Чем занимались дети крестьянские. Я предлагаю вам поработать с уже знакомым вам рыбьим скелетом, будем узнавать, повторять и закреплять. В основу мы положим крестьянский труд, голова – тема урока «Крестьянская семья. Крестьянский труд».
Повторение пройденного.
- Прежде чем мы начнём знакомиться с новой темой, давайте с вами повторим несколько моментов. Если мы говорим о крестьянской семье, то мы должны повторить – а кто же такой крестьянин? (вешаю табличку)
(дети отвечают – это тот, кто занят обработкой земли, как основной профессией – вешаю табличку)
- Вспомните, а какими качествами должен обладать крестьянин-труженник?
(ответы, вешаю табличку)
- Если мы говорим о крестьянине и его труде, то мы должны вспомнить, что такое орудия труда?
(это технические приспособления, при помощи которых производится работа или какое-нибудь действие, вешаю таблички)
- Давайте с вами назовем старинные орудия труда, предлагаю обратиться вам к учебнику на с. 73. Рассмотрите рисунок и расскажите об орудиях труда крестьянина.
(ответы детей)
Изучение нового материала.
- Вернемся в начало нашего урока, вспомним крестьянскую семью, о чем спорили мужчина и женщина?
(ответ)
- Мы сегодня должны с вами выяснить, что такое разделение труда и существовало ли разделение труда в крестьянской семье. (вешаю табличку) Вы увидели, что крестьянка взяла топор и хотела выполнить мужскую работу, а крестьянин воспротивился этому. Как вы думаете, отличались обязанности у мужчин и женщин в прошлом?
(ответы)
- Действительно в крестьянской семье каждый занимался своим делом: женщины и мужчины. (табличка) А чем занимались дети – мальчики и девочки? Вот сейчас мы и будем это узнавать, помогут нам в этом творческие лаборатории. Вы не зря сидите сегодня на уроке таким необычным образом. Я разделила вас на 4 группы. У каждой группы воё творческое задание. Первая группа по заданию, работая с учебником и дополнительным материалом, готовят сообщение о труде женском, вторая группа – о мужском труде, третья – о занятиях детей мальчиков, а четвёртая – о занятиях девочек в семье. У вас на столах лежат папки с материалом, вы работаете самостоятельно и потом один участник группы рассказывает о том, что узнали.
(самостоятельная работа. 1 группа – учебник с. 73, второй абзац, с 74 – рисунок. 2 группа – с. 72 и 74 - рисунок. 3 группа – с. 75, 4 группа – с. 76 и плюс дополнительный материал)
Выступления групп, заполнение схемы.
- Крестьянские дети не только выполняли работу по дому, помогали родителям, но и знали много игр, которые дошли и до современности. Я предлагаю вам сейчас немного отдохнуть. Физминутка.
Закрепление.
А теперь я предлагаю группам творческим следующее задание. У каждой группы на столе лежит конверт, откройте его. Перед вами перечислены занятия крестьян, вам нужно выбрать самостоятельно и заполнить таблицы: 1 группа – занятия девочек, 2 группа – занятия мальчиков, 3 группа – занятия женщин, а 4 группа – занятия мужчин. Будьте внимательны.
Проверка выполненного задания: один учащийся выходит и заполняет таблицу, его проверяет тот, который выполнял задание на этапе изучения нового материала, таким образом, сразу по две оценки можно поставить.
Итог.
Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали?
Вывод (хвост): человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжёлую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства. Как вы понимаете эти слова?
Оценки. Домашнее задание (Творческая работа. Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке:
– от имени крестьянина;
– от имени детворы – мальчика и девочки;
– от имени крестьянки.
Интрига на следующий урок.
Космическая музыка, отправление в прошлое, 15 век, боярин сидит в кресле с плёткой в руках, перед ним сидит на коленях крестьянин. (ученица под музыку читает отрывки из воспоминаний тех лет)
Крепостной крестьянин Кузьма был приписан к помещику Морозову. Встретил однажды Кузьма девушку, крепостную другого помещика – Орлова. Полюбил юноша Прасковью и решил на ней жениться. А как это сделать, если не разрешается жениться на крепостных других господ? Пришёл к Орлову, упал в ноги, попросил отдать Прасковью в жёны. «Век молить Бога за твоё здоровье буду», - сказал юноша господину.
А Орлов ему ответил: «Купи Прасковью. Всего-то прошу за неё триста рублей». Схватился за голову Кузьма и говорит: «Не бывать Прасковье моей женой, ведь таких денег я не только никогда не имел, но и сроду не видел».
(все расходятся, возвращаемся на урок)
Как жили крестьяне с 15 века и по 19 век, и почему Кузьма так ответил Орлову, мы узнаем на следующий урок.
Рефлексия.
У вас на столах смайлики разного цвета: красный – у меня всё получилось, я многое узнал о жизни крестьян, зелёный- я не до конца усвоил тему, но на уроке мне было интересно и жёлтый- я ничего не понял из нового материала, на уроке мне было неинтересно. Возьмите смайлик с тем настроением, которое вы испытываете по окончании урока и бросьте в конверт соответствующего цвета, прикреплённые в классе.
Всем спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В крестьянской избе
Внеклассное мероприятие " В крестьянской избе" на основе краеведческого материала познакомит учащихся начальных классов с историей русского быта, с особенностями культуры русского народа. Данное мероп...
Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...
Урок литературного чтения "Н.А.Некрасов"Крестьянские дети"
Урок по литературному чтению "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети" проведен в рамках школьного фестиваля открытых уроков. Этот урок является первым открытым уроком на кафедре начальных классов ГБОУ лицея ...
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".
Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах - решать вам. Главное, чтобы не ...
Характеристика и конспект проектной задачи во внеурочной деятельности «Семейные традиции русской крестьянской семьи»
Данная проектная задача является одним из итоговых моментов по работе над проэктом "Семейные традиции русской семьи», которая велась три года и включала в себя урочную деятельность. п...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...