Конспект урока в 4 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) программа "Школа России"...
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lug-prirodnoe_sobshchestvo.docx | 435.59 КБ |
prezentaciya.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 277 Кировского района Санкт-Петербурга
198215, проспект Ветеранов, дом 14, литера А, тел/факс.(812)377-36-05, тел. (812)752-19-19, факс (812) 752-56-55,
E-mail: sc277@kirov.spb.ru
ОКПО 52185291 ОКОГУ 23010 ОГРН 1027802735993, ИНН/КПП 7805149292/780501001
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс.
Учитель: Лебедева Е.А., ВКК, ГБОУ СОШ № 277
Тема. Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
Цель: дать представление о луге как о природном сообществе.
Задачи:
1. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов, показать связи между ними.
2. Раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения на лугу.
3. Развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Ожидаемый результат.
1. Ученик знает растения и животных луга.
2. Ученик знает связь между растительным и животным миром.
3. Ученик усвоил значение лугов для человека.
4. Ученик понимает важность экологических проблем, связанных с данным сообществом.
5. Ученик сформулировал правила поведения на лугу.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь, дидактический материал, схемы «луговые растения» , презентация.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
Используемые технологии: ИКТ.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
1. Карточки.
кустарники
- Распредели этажи.
2.Карточка.
кустарники дуб
травянистые осина
растения
мхи и лишайники ландыш
- Соедини растения с нужным ярусом.
3.Карточки.
- Соедини животные с нужным ярусом.
деревья полёвка
лось
кустарники кедровка
дятел
травянистые белка
растения глухарь
кабан
мхи и лишайники заяц
4. «Крестики – нолики».
Знак + , если утверждение верно, знак - , если неправильно.
Самый верхний этаж образован деревьями. | На дереве обитают кроты и землеройки. | Бурый медведь – хищник. |
Плоды всех кустарников человек употреб- ляет в пищу. | Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. | Средний ярус – это мхи и лишайники. |
Лесная подстил-ка долгие годы сохраняется в лесу. | Дятел является наземным животным. | Все животные делятся на 4 группы по типу питания. |
Проверка. Крестики находятся на одной линии.
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
3.Работа над новым материалом
1.Введение в тему.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? - Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Луга чаще всего встречаются по берегам рек и озер как больших, так и малых. Местность эта расположена невысоко от реки, поэтому в земле много влаги, кроме этого, весной эта местность заливается вешними водами в половодье, деревья здесь не выживут – они вымокнут. Травы же после схода воды быстро идут в рост, так как талая вода приносит много ила, который является хорошим удобрением. Такие луга называют заливными.
В природе встречается еще один тип лугов – в горах. Это альпийские луга, но расположены они не в низинах, а высоко по склонам гор. Причина здесь в том, что в горах климат с высотой становится холоднее, и леса на склонах с высотой становятся реже, ниже. Их сменяют кустарники, а еще выше так холодно зимой, что не выдерживают и они – их сменяют луга. Травы на горных лугах за короткое лето успевают вырасти, отцвести и дать семена.
На первый взгляд луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но стоит прислушаться – и сразу станет слышен гул тысяч насекомых. Богат и разнообразен животный мир луг. Разные животные питаются разными частями трав. Сейчас мы поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.
2. Растения луга.
-Какие растения растут на лугу? (Ромашка, клевер, колокольчик и др.)
Луговые травы растут ярусами-этажами; выше всех – светолюбивые, нижние – теневыносливые.
- Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы.)
Луговые растения можно разделить на группы:
злаковые
цветковые
Луговые цветы
Нивяник – это не ромашка, а только похожее на нее растение. У него цельные листья. Название происходит от слова «нива» - засеянное поле, пашня. Нивяник внесен в списки охраняемых растений.
Злаки – лисохвост, мятлик, тимофеевка. Они служат хорошим кормом для скота.
Луговые цветы
ядовитые
лекарственные
У тысячелистника белые корзиночки-соцветия, прямой жесткий стебель, а листья рассечены на многочисленные дольки. Растение приятно пахнет. Оно лекарственное.
Лопух (репейник) имеет цепкие шарики с цветками и плодами и огромные листья, которыми в жаркий день можно закрыться от солнца. Это лекарственное растение и хороший медонос.
Зверобой называют «травой от девяноста девяти болезней». Это очень ценное лекарственное растение. Листья овальные, с ровным краем и расположены парами, друг против друга. Для домашних животных зверобой ядовит.
Дурман очень ядовитое растение. Неприятно пахнет. Крупные белые цветки и плоды с шипами привлекают внимание. Но прикасаться к ним не нужно. Ядовиты все части растения, даже семена.
Белена ядовитое растение. Иногда дети поедают ее семена, похожие на мак, и это приводит к тяжелому отравлению. Остерегайтесь белены!
У лютиков лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Лютик – растение ядовитое. Если едкий сок лютика попадет в глаза, возникает жжение, резь и даже временная потеря зрения (в народе лютики называют «куриная слепота).
Чистотел – высокое (до 1м) растение с большими листьями. Листья легко ломаются, и при этом выделяются оранжевые капельки млечного сока. Сок жгучий, ядовитый, поэтому животные не едят эту траву. Зато люди с давних пор соком чистотела сводят бородавки.
3. Животные луга
- С растениями луга мы познакомились. Пришло время познакомиться с обитателями луга.
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).
- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).
- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...).
- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...).
На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Поэтому луг можно назвать природным сообществом.
4. Физкультминутка.
5. Продолжение изучения новой темы.
Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы.
Прочитаем статью «Луга и человек» на стр. 187-189 учебника.
Правила поведения на лугу.
1. Находясь на лугу, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
2. Собирать лекарственные растения можно только там, где их много. Часть растений нужно оставлять в природе.
3. Нельзя ловить бабочек, вылавливать лягушек, жаб.
4. Нельзя разорять птичьи гнезда.
5. Нельзя сжигать сухую траву.
Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И мне чудятся их голоса –
Они шепчут: « Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни,
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли!»
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?
Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он сам пострадает сам.
6. Закрепление изученного материала
1. Составить по иллюстрации на стр. 184-185 учебника 2-3 цепи питания:
растения – бабочки – птицы
растения – насекомые – лягушки
растения – полевка – птицы
2. Разгадай филворд «Растения и животные луга».
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.
К | А | Л | К | О | Д | У | В | А | Н | Ч | |
Т | У | К | Я | О | Б | А | Б | О | Ч | К | И |
Р | З | Ш | Г | Л | П | Ч | Е | Л | А | А | К |
Е | Н | А | У | О | Г | У | С | Е | Н | И | Ж |
К | Е | М | Ш | К | М | У | Х | А | А | Ц | А |
О | Ч | О | К | О | К | О | Н | О | Р | О | В |
З | И | Р | А | Л | Ь | Ч | И | К | Ж | У | К |
А | К | П | О | Д | О | Р | О | Ж | Н | И | К |
7. Подведение итогов. Выставление оценки.
- Почему луг называется природным сообществом?
Прочитать вывод на стр. 190 учебника.
8. Домашнее задание.
Стр. 182-190, выполнить задания в тетради, ответить на вопросы «Проверь себя».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
з аливные луга а льпийские луга
ВАСИЛЕК КОЛОКОЛЬЧИК ЛЮТИК ОДУВАНЧИК КЛЕВЕР
МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК ЗВЕРОБОЙ ЧИСТОТЕЛ ТЫСЯЧЕЛИСТНИК
лисохвост мятлик тимофеевка
голубянка-икар п чела мохнатоногая махаон лимонница пестрянка
Запомните, они ядовиты!!! КАЛУЖНИЦА ЛЮТИК СЕМЕНА ВИКИ (МЫШИННОГО ГОРОШКА)
луговой чекан чибис коростель полевой жаворонок ястреб канюк
прыткая ящерица кузнечик полевая мышь зелёная жаба
КРОТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ» 3 класс
Урок, как и любой другой урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего был нацелен на общее развитие школьников.Его эффективность доказывается разными показателями: реализацией дидактических принцип...
Презентация и конспект урока 4 класс "Пустыни" УМК "Школа России" Окружающий мир по учебнику А.А. Плешакова
Сформировать у учащихся представление и природной зоне пустынь. Познакомить с географичеким положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром. деятельностью людей....
Конспект урока по "Окружающему миру" "В гости к весне" А.А.Плешакова 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне" А.А.Плешаков, 2 класс, УМК "Школа России" Цель урока Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"
Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Россия на карте
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о карте России, научить использовать карту для получения информации.Планируемые результатыПредметные: Знать – что такое карта...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Города России
Цели деятельности учителя: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода; изучение известных исторических объектов этих городов.Плани...