Окружающий мир. Пояснительная записка
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
2 класс
Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Зависимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.
Программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: учебник: в 2 ч./ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №1, 2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: хрестоматия/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: методическое пособие/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Программа рассчитана на 70 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течении года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщении е;
- специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности граждан».
Количество часов:
- в год – 70;
- в неделю – 2;
- в 1-й четверти – 18;
- во 2-й четверти – 14;
- в 3-й четверти – 22;
- в 4-й четверти – 16.
Количество контрольных работ (тестов, викторин):
- обобщение по теме «Планеты и звезды»;
- обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»;
- обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»;
- обобщение по теме «Разнообразие растений»;
- обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»;
- обобщение по теме «Животные»;
- обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»;
- обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»;
- обобщение по теме «В родном краю».
Требования к уровню подготовки учащихся
В условиях действия государственного общеобразовательного стандарта начальной школы приоритетным является формирование межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности.
В связи с этим предметное содержание программы данного курса рассчитано на формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Программа предусматривает, что ученик обучается:
- устно формулировать цель наблюдения;
- устно описывать объект наблюдения;
- соотносить результат наблюдения с поставленной целью (отвечать на вопрос: «Удалось ли достичь цели наблюдения?»);
- проводить простейшие опыты;
- устанавливать и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;
- распределять объекты в группы по общему признаку (такие же, как…);
- использовать сравнение для установления общих и специфичных свойств объектов ; высказывать суждение по результатам сравнения;
- использовать простейшие модели (модель Земли) для изучения и описания природных явлений (смена дня и ночи, смена времен года на Земле);
- осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, каталогах;
- строить простейшие логические высказывания с использованием связок «и», «для всех», «или», «не»;
- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, записанные в письменном виде;
- работать в группе (умение договориться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад).
- В области обществознания
Называть:
- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
- основные права ребенка (право на жилье, бесплатное обучение, лечение, защиту от насилия взрослых);
- описать внешность своего друга.
Приводить примеры основных государственных праздников:
23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день,1 – 2 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России,12 декабря – День Конституции.
Кратко характеризовать:
- средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура, знание правил безопасного поведения в природе);
- своего друга.
- В области естествознания
Различать на уровне представлений и кратко характеризовать:
- наблюдение и опыт как разные способы получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- живые и не живые природные тела;
- звезды и планеты;
- Солнце среди других звезд (Солнце как ближайшая к Земле звезда);
- Землю как одну из планет Солнечной системы;
- форму Земли;
- ось вращения Земли;
- смену дня и ночи как следствие вращения Земли вокруг своей оси;
- дикорастущие и культурные растения своей местности;
- цветущие растения, папоротники, мхи, водоросли;
- сельскохозяйственные растения своей местности;
- особенности диких и домашних животных;
- значение природы для здоровья и жизни человека;
- смену времен года по основным признакам своей местности;
- группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли);
- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие).
Решать практические задачи:
- планировать и проводить несложные опыты и наблюдения;
- демонстрировать с помощью глобуса вращение Земли вокруг своей оси;
- демонстрировать с помощью глобуса и настольной лампы (фонарика) вращение Земли вокруг Солнца;
- ухаживать за комнатными растениями.
Приводить примеры:
- разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- названий растений своего края, внесенных в Красную книгу России (не менее 2 – 3);
- животных: насекомых, рыб, птиц, зверей (не менее 2 – 3 представителей каждой группы);
- названий животных своего края, внесенных в Красную книгу России (не менее 2 – 3);
- отдельных видов труда, связанных с природой; значение этого труда.
Соблюдать:
- правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- правила охраны природы во время экскурсий;
- режим смены труда и отдыха в процессе учебных занятий (пропедевтика обучения режиму дня).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по окружающему миру (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа с пояснительной запиской по курсу "Окружающий мир" для 2 класса А. А. Плешаков
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»...
Окружающий мир Пояснительная записка. ФГГОС
Пояснительная записка к КТП по окружающему миру в рамках ФГОС....
Поурочное планирование учебного материала по окружающему миру. Пояснительная записка к Рабочей программе
Календарнно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" создано с учётом программы А.А. Плешакова. Пояснительная записеа к Рабочей программе по окружающем...
Окружающий мир. Пояснительная записка 1-4 классы ПНШ
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1-4 классов. Программа соответствует ФГОС. Подробно прописаны планируемые результаты....
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...