Поурочное планирование учебного материала по окружающему миру. Пояснительная записка к Рабочей программе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Календарнно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" создано с учётом программы А.А. Плешакова.
Пояснительная записеа к Рабочей программе по окружающему миру 3 класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_planirovanie_okr_mir_3_klasss.docx | 53.08 КБ |
programma_po_okr._miru_3_klass.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование учебного материала по окружающему миру 3 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Дата | Примечание | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||
Как устроен мир (6 часов) | ||||||||
1 | Конституция Российской Федерации | 1 | Урок введения в новую тему. | Извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты. Объяснять значение слов «конституция», «правительство», «права», « обязанности», «закон». | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре. | Текущий. Фронтальный | 02.09 | |
2. | Природа | 1 | Урок введения в новую тему. | Анализировать текст учебника, Извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы. Объяснять значение слов: «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре. | Текущий. Фронтальный; индивидуальный | 05. 09 | |
3. | Человек. | 1 | Урок-игра | Называть сходство человека и живых существ, их отличия. Различать внешность человека и его внутренний мир. Объяснять значения слов «восприятие», «память», « мышление», «воображение». | Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | Текущий. Фронтальный. | 09. 09 | |
4. | Проект «Богатства, отданные людям». ПДД Дорога, её элементы и правила поведения на ней. | 1 | Урок - проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика. | Текущий Фронтальный | 12. 09 | |
5. | Общество. | 1 | Комбинированный. | Описывать по фотографиям Достопримечательности разных стран, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов «семья», «народ», « государство», «общество». | Умение точно выражать свои мысли, формулировать выводы из изученного материала. Умение читать таблицы и работать с ними. | Текущий. | 17. 09 | |
6. | Что такое экология. | 1 | Комбинированный. | Называть экологические связи и их разнообразие. Объяснять значения слов «окружающая среда», «экология». | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 20.09 | |
7. | Природа в опасности. | 1 | Урок исследование. | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Объяснять значения слов «заповедник», «национальный парк». | Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение как каждый может помочь природе. | Фронтальный; индивидуальный | 24.09 | |
Эта удивительная природа (18 часов) | ||||||||
8. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа№1 «Тела, вещества, частицы». Разнообразие веществ. Практическая работа№2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Урок исследование. | Объяснять значения слов «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды. Описывать изучаемые вещества по предложенному плану. Объяснять значения слов «химия», «поваренная соль», «крахмал», « кислота». | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. Анализ объектов с целью выявления признаков. | Текущий Фронтальный | 26. 09 | |
9. | Воздух и его охрана. Практическая работа№3 «Свойства воздуха» | 1 | Урок - практика. | Учащиеся должны объяснять основные свойства воздуха, используя знания о частицах. Называть правила охраны воздуха. | Анализ объектов с целью выявления признаков (существен ных, несущественных ) | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 01. 10 | |
10 | Вода. Практическая работа№4 «Свойства воды». | 1 | Урок - практика. | Учащиеся должны объяснять – основные свойства воды. Объяснять значения слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход. Формулировать выводы и фиксировать их в тетради. | Проведение мини-исследования об использовании питьевой воды. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 03. 10 | |
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа№5 «Круговорот воды в природе» | 1 | Урок - практика. | Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя. Объяснять значения слова «состояние», «испарение», «круговорот». | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 08. 10 | |
12 | Берегите воду! ПДД Пешеходные переходы. | 1 | Урок исследование. | Анализировать схему в учебнике сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо беречь воду. | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды. | Текущий Фронтальный; индивидуальный (тест) | 10.10 | |
13 | Как разрушаются камни. | 1 | Урок - исследование. | Характеризовать процесс разрушения горных пород. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий Фронтальный; индивид. | 15. 10 | |
14 | Что такое почва. Практическая работа№6 «Состав почвы». | 1 | Урок - практика. | Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, характеризовать меры по охране почвы от разрушения. Объяснять значения слова «перегной». | Анализ объектов с целью выявления признаков (существен ных, несущественных), установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 17. 10 | |
15 | Разнообразие растений. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Объяснять значения слова «ботаника». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовить доклад об одном из видов растений. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 22. 10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | Изучение нового материала. | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. | Умение точно выражать свои мысли, формулировать выводы из изученного материала. Придумывать фантастический рассказ. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | Текущий | 24. 10 | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа.№7 «Размножение и развитие растений». | 1 | Комбинированный | Использовать знания и умения для ухода за растениями. Характеризовать с помощью схем разные стадии развития растений из семян. Объяснять значения слова « опыление». | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выявления признаков (существен ных, несущественных ) | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 29. 10 | |
18 | Охрана растений. Проверочная работа. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. | Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. | Текущий | 31.10 | |
19 | Разнообразие животных. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Учащиеся должны знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных. Приводить примеры животных разных групп. Определять животных, изображённых на рисунках. установление причинно-следственных связей, Объяснять значения слова «зоология», «земноводные», « пресмыкающиеся». | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 12.11 | |
20 | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика. | Текущий Фронтальный | 14.11 | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Рассказывать о развитии и размножении животных разных групп. Объяснять значения слова «личинка», «куколка» «малёк» «головастик». | Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Текущий Фронтальный | 19.11 | |
22 | Охрана животных. ПДД Пешеходные переходы. | 1 | Урок-конференция. | С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 21.11 | |
23 | В царстве грибов. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 26.11 | |
24 | Великий круговорот жизни. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Текущий Переодический | 28.11 | |
Мы и наше здоровье (10 часов) | ||||||||
25 | Организм человека. | 1 | Урок введения в новую тему. | Называть и показывать на модели органы человека. Объяснять значения слова «система органов». | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 03.12 | |
26 | Органы чувств. | 1 | Урок - исследование. | Называть органы чувств человека. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. Объяснять значения слова «обоняние», «осязание». | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний. | Текущий Фронтальный | 05.12 | |
27 | Надежная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 | Урок - практика. | Характеризовать средства ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Объяснять значения слова « ушиб» «ожог» «обмораживание». | Выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 10.12 | |
28 | Опора тела и движение. ПДД Нерегулируемые перекрёстки | 1 | Урок развития умений и навыков. | Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. Объяснять значения слова «скелет», «мышцы», «осанка». | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки. | Текущий Фронтальный | 12.12 | |
29 | Наше питание. Проект « Школа кулинаров». | 1 | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера Объяснять значения слова «белки», « жиры», « углеводы», «пищеварительная система». | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | 17.12 | |
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 « Подсчёт ударов пульса». | 1 | Урок - практика. | Рассказывать о дыхательной и кровеносной системе, их строении и работе. Объяснять значения слова «дыхательная система», кровеносная система». | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме. | Текущий Фронтальный | 19.12 | |
31 | Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения: оценка результатов работы. | Итоговый. | 24.12 | |
32 | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», « Разнообразие природы родного края», « Школа кулинаров». | 1 | Урок-конференция. | Представлять результаты проектной деятельности. Формулировать адекватную оценку своих достижений. | Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий Фронтальный | 26.12 | |
33 | Умей предупреждать болезни. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Называть способы закаливания организма, поведения в случае заболевания. Объяснять значения слова «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности и способов решения проблем творческого и поискового характера. | Текущий Фронтальный | ||
34 | Здоровый образ жизни. ПДД Нерегулируемые перекрёстки | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие. Объяснять значения слова «здоровый образ жизни». | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Текущий Фронтальный; | ||
Наша безопасность (7 часов) | ||||||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | Урок введения в новую тему. | Учащиеся должны называть наизусть экстренного вызова. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Объяснять значения слова «диспетчер». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности и способов решения проблем творческого и поискового характера. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде и автомобиле, транспорте. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Текущий Фронтальный | ||
37 | Дорожные знаки. ПДД Регулируемые перекрёстки Светофор. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Называть дорожные знаки, знаки сервиса. Объяснять значения слова «сервис». | Текущий | |||
38 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика. | |||
39 | Опасные места. ПДД Нерегулируемые перекрёстки | 1 | Урок систематизации знаний | Называть правила поведения в опасных местах. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
40 | Природа и безопасность. | 1 | Контрольно-обобщающий урок | Понимать какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, собаки. кошки | Текущий Фронтальный; индивидуальный | |||
41 | Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Устройство и работа бытового фильтра для воды» | 1 | Урок - практика | Называть правила экологической безопасности. Объяснять значения слова «цепь загрязнения», «бытовой фильтр» | Выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий Фронтальный | ||
Чему учит экономика (12 часов) | ||||||||
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Урок введения в новую тему | Раскрывать понятия «экономик», «потребности», «услуги» | Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. | Текущий Фронтальный | ||
43 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | 1 | Изучение нового материала | Раскрыть роль науки в экономическом развитии. Приводить примеры использования. Природных богатств и труда в процессе производства товаров. Объяснять значения слова «капитал», «труд». | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Текущий Фронтальный | ||
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа №11. «Полезные ископаемые» | 1 | Комбинированный. | Называть наиболее важные и полезные ископаемые. Объяснять значения слова «месторождение», «геолог». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
45 | Растениеводство Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями" . | 1 | Урок - практика | Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать их. Объяснять значения слова «отрасль», «растениеводство» | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности и способов решения проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
46 | Животноводство ПДД Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае | 1 | Урок- исследование | Называть домашних сельскохозяйственных животных, их содержание, разведение и роль в экономике. Объяснять значения слова «животноводство» | Текущий Индивидуальный | |||
47 | Какая бывает промышленность. | 1 | Урок- исследование | Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком. Объяснять значения слова «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение» | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
48 | Проект «Экономика родного края». | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика | ||||
49 | Что такое деньги. Практическая работа №13 «Знакомство с различными монетами» | 1 | Урок - практика | Называть виды денежных знаков: Банкноты, монеты. Различать денежные единицы разных стран. Объяснять значения слова «деньги», «бартер», « купля -продажа». | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
50 | Государственный бюджет ПДД. Дорожные знаки | 1 | Изучение нового материала | Объяснять: зачем нужен бюджет. Объяснять значения слова «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
51 | Семейный бюджет | 1 | Изучение нового материала | Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. Объяснять значения слова «стипендия», «пенсия». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
52 | Экономика и экология | 1 | Контрольно-обобщающий урок | Понимать взаимосвязь экономики и экологии. Объяснять значения слова «танкер», »экологическая катастрофа», «экологический прогноз». | Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме. | Периодический Фронтальный; индивидуальный | ||
53 | Экономика и экология | 1 | Урок- исследование | Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. | Постановка и формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
Путешествие по городам и странам (15 часов) | ||||||||
54 | Золотое кольцо России. | 1 | Урок-путешествие. | Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Объяснять значения слова «финифть» | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Умение получать информацию на основе изучения карты. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
55 | Золотое кольцо России ПДД Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае | 1 | Урок-путешествие. | Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Умение читать схемы и работать сними. | Текущий | ||
56 | Золотое кольцо России | 1 | Урок-викторина. | Называть города Золотого кольца России. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | ||
57 | Проект «Музей путешествий». | 1 | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика. | Текущий | ||
58 | Наши ближайшие соседи. | 1 | Урок-путешествие. | Называть государства, граничащие с Россией их столицы. Объяснять значения слова «сухопутные границы», «морские границы». | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
59 | На севере Европы | 1 | Урок-путешествие. | Называть страны севера Европы, их столицы. Описывать достопримечательности. Объяснять значения слова «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», « гейзер». | Текущий | |||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Урок-путешествие. | Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности по фотографиям. Объяснять значения слова «дамба». | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий Фронтальный | ||
61 | В центре Европы | 1 | Урок-путешествие. | Называть страны центра Европы, их столицы. Описывать и узнавать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей Европы. | Текущий Фронтальный; индивидуальный | |||
62 | Путешествие по Франции и Великобритании. | 1 | Урок-путешествие. | Показывать местоположение Франции на карте, называть столицу. Описывать и узнавать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать известных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий Фронтальный | ||
63 | Путешествие по Франции Великобритании | 1 | Урок-путешествие | Показывать местоположение Великобритании на карте, называть столицу. Описывать и узнавать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать замечательных людей. | Текущий Взаимоконтроль | |||
64 | На юге Европы | 1 | Урок-путешествие | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть столицу. Описывать и узнавать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать замечательных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий Фронтальный | ||
65 | По знаменитым местам мира. | 1 | Комбинированный | Описывать по фотографиям достопримечательности. | Периодический самоконтроль | |||
66 | Что мы узнали и чему научились за год Проверим себя и оценим свои достижения. ПДД Где можно и где нельзя играть. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения: оценка результатов работы | Итоговый | ||
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | Урок- конференция | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий Фронтальный | ||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | Урок- конференция | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Текущий Фронтальный |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по Окружающему миру создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом авторской программы «окружающий мир» А. А. Плешакова.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Задачи курса:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В основе методике преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Программа типовая. Изменений в программе нет.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 3 «Б» класса и специфики классного коллектива. В классе обучается 28 детей, из которых мальчиков – 16, девочек - 12. Между обучающимися достаточно спокойные, бесконфликтные отношения. Некоторые дети гиперактивны, неусидчивые, с рассеянным вниманием. Требуют постоянного контроля со стороны учителя. В классе есть учащихся, которые отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу. Некоторые ребята пассивные, некоммуникабельные, мало проявляют активность. Есть достаточное количество учащиеся, которые имеют трудности с грамотной монологической речью. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения. Эти методы должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Выделяется группа учащихся способных, внимательных, готовых помочь другим. Это дети, которые умеют терпеливо и внимательно выслушать других учащихся и учителя. Эта группа учеников проявляет достаточное желание и возможность учиться на заданном учителем уровне. С учётом этого в содержание разделов предмета или в содержание каждого урока включён материал повышенного уровня сложности, задания поискового характера, предлагаются дифференцированные задания. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Диагностика мотивации к обучению показала, что сами желают учиться и это им нравится –16 человек. Можно с уверенностью сказать, что у обучающиеся в 3 «Б» класса работоспособность на уроке на среднем уровне, темп работы достаточно высокий. Успеваемость в классе –75%, качество знаний –100%.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в 3 классе отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Используемый УМК:
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2012,
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2013
Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты для учащихся 3 класса начальной школы. М. Просвещение, 2013.
Электронное приложение к учебнику.
Содержание рабочей программы
3 класс (68 ч)
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
В программу по окружающему миру интегрирован курс по ОБЖ, направленный на изучение правил дорожного движения.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 6 |
2 | Эта удивительная природа | 18 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Наша безопасность | 7 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 |
Итого: | 68 |
Используемые технологии обучения
Формы: урок.
Типы уроков:
урок изучение нового материала
урок совершенствования знаний, умений и навыков
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля, оценки и коррекции знаний.
урок – беседа
урок – игра
Нетрадиционные виды уроков:
-урок-исследование
- практическое занятие
- урок-презентация
- урок-проект
- работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
- выполнение практических работ
- моделирование объектов и процессов
Педагогические технологии (элементы) и принципы обучения
1.Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения
2.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества
3.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-игровые технологии.
- технология проблемного обучения
- здоровьесберегающие технологии,
-технология обучение в сотрудничестве
Формы организации контроля.
-диагностические работы
-проверочные работы
-тесты
-устный опрос
Результаты изучения
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- что такое тела, вещества, частицы;
- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
- компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
- основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране, в т.ч в Амурской области;
- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
- основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Амурской области, и их назначение;
- элементарные экономические понятия;
- названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;
- основных представителей флоры и фауны Заполярья;
- основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
- основные дорожные знаки и их назначение;
- номера телефонов экстренных служб;
- основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.
- Обучающиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в Амурской области растения, животных;
- устно описывать объекты природы;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи вприроде и между природой и человеком;
- подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
- оперировать с моделями, указанными в программе;
- изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила дорожного движения;
- соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
- определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
- составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики Амурской области (по плану или опорным словам);
- «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
- участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Амурской области;
- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива"
Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013уч.год...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Тематическое планирование учебного материала по Окружающему миру для 4 класса
Тематическое планирование учебного материала по "Окружающему миру" для 4 класса на 2014-2015 учебный год...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:· В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...