Конспект урока окружающего мира на тему "Мир глазами эколога"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Белкова Ирина Николаевна

Окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_glazami_ekologa.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТОЯЩЕЕ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА.

Цель :   раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь

               к природе, углублять знания детей в области природоведения ;

               развивать речь учащихся , повышать культуру, развивать познавательную

               активность.

Урок построен в форме игры « Умники и умницы».

                                                                                                             Услышу ль сосен шум в полдневный час,

                Журчанье струй средь камушков у брода,-

                                   О люди, мыслю я, у всех у нас        

                                         Есть мать одна, по имени Природа !

1-й чтец .   Был , говорят, где-то случай такой.

        Ехали люди с работы домой.

         Только доехали, вдруг – чудеса:

        Все позабыли свои адреса.

        Ищут, волнуются, смотрят кругом,

        Где эта улица? Где этот дом?

        Ищут водители: «Где наш гараж?»

        Мечутся жители: «Где наш этаж?»

        Все перепуталось, все заблудилось!

        К счастью, такое лишь в сказке случилось.

2-й чтец.   Мы рассказали про это нарочно,

                  Чтобы проверить, знаешь ли точно,

                   Где ты живешь?

                   Где построен твой дом?

                   И хорошо ли ты с домом знаком?

Ведущий. А вы знаете, где вы живете? (Название улицы, района, села, республики.)

                  На каком материке? Где находится материк?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем говорить о том как сберечь его – дом, в котором мы живем.

  У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле.                                  Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем.    А поможет нам в этом наука экология.

   В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Послушайте стихотворение « Земля – наш общий дом».

3 – й чтец.            Мы речь свою ведем о том,

        Что вся Земля – наш общий дом -

        Наш добрый дом, просторный дом -

        Мы все с рожденья в нем живем.

        Еще о том ведем мы речь,

        Что мы наш дом должны беречь.

        Давай докажем, что не зря

        На нас надеется Земля.

Ведущий.        Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящен сегодня наш обобщающий урок по теме : «Настоящее глазами эколога», который мы проведем в виде игры «Умники и умницы».Эта игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все ее участники, которых мы назовем «теоретиками». ( Это слово произошло от греческого слова «цеория» - «исследование, рассмотрение».) За верный ответ «теоретик» получает «орден». А наши судьи будут наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку. Представляем наших судей …

Первый агон

Ведущий.  Представьте , что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода). О воде и пойдет речь в первом агоне, который называется «Реки, речки и моря по земле текут   не зря».

Отборочные вопросы первого агона:

1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются?

    (На Земле четыре океана : Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

2. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)

3. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье).

4. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? ( Озеро Байкал.)

5. В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? ( Родник питают подземные воды.)

6. Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным,  наполовину  соленым ? (Балхаш.)

Представление первой тройки участников.

Ведущий. Перед началом агона мы разыграем дорожки. Кто быстрее отгадает загадку, тот и получит право выбора дорожки, напомним их свойства. Красная дорожка – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться, на желтой – можно ошибиться один раз, зеленая – самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза.

Загадки.

1. Над рекою, над долиной повисла белая холстина. ( Туман).

2. Пушистая вата плывет куда-то. ( Облака).

3. На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град.)

Вопрос игроку на красной дорожке.

Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. ( Камыш.)

Вопросы игроку на желтой дорожке.

1. Объясните понятие «мыльные воды». ( Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами).

2. Для получения тонны стали необходимо 150 тонн воды. Что нужно делать на предприятиях , чтобы загрязненная вода не попала в водоем? ( Ставить очистные сооружения и использовать ту же воду много раз.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке.

1. Назовите самое распространенное дерево речных берегов нашей местности, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива).

2. Всего 12 граммов нефти необходимо на 1000 литров воды, чтобы ее сделать непригодной. В Мировой океан попадает каждый год 3-4 миллиона тонн нефти. К чему это ведет? ( Нефть затягивает пленкой водоем, так как она легче воды, что затрудняет поглощение водой атмосферного кислорода и приводит к гибели живых организмов).

3. Пресная вода составляет только 3% всей воды на Земле. Как ты можешь беречь воду? ( Не расходовать воду попусту, всегда плотно закрывать кран).

        Жюри подводит итог первого агона.

4-й чтец.         Человек, запомни навсегда :

        Символ жизни на Земле – вода !

        Экономь ее и береги!

        Мы ведь на планете не одни.

        

Второй агон.

5-й чтец.      Есть у ребят зеленый друг,

        Веселый друг, хороший.

        Он им протянет сотни рук.

Ведущий.  Этому зеленому другу – лесу- и будет посвящен наш второй агон, который так и называется « Про зеленые леса и лесные чудеса».

Отборочные вопросы второго агона.

1. Как отличить дерево от кустарника ? ( У дерева один ствол, у кустарника – много.)

2. Почему сломанная ветка засыхает? ( Прекращается ее питание.)

3. Почему дятла называют лесным лекарем? ( За один день уничтожает до 100 тысяч короедов).

4. Что за трава , которую и слепые знают ? ( Крапива.)

5. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? ( Сосна светолюбивое растение).

Представление второй тройки участников.

Ведущий. Кто отгадает название лекарственного растения , тот и будет первым выбирать дорожку.

Задания.

1. Трава от 99 болезней. ( Зверобой.)

2. Какое растение «говорит», где оно живет? ( Подорожник).

3. Это травянистое растение весной зацветает первым. ( Мать- и – мачеха.)

Вопрос игроку на красной дорожке.

    Косить траву надо от середины к краям луга. Почему? ( Чтобы звери и птицы могли убежать).

Вопросы игроку на желтой дорожке.

1. Почему ( особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? ( Шум, запах дыма пугают лесных жителей, которые покидают свои норы и гнезда. Лес – дом для животных. Уровень шума измеряется в децибелах: шелест травы – 10 децибелов, громкая речь – 60 – 70 децибелов.)

2. Чем опасен лесу неубранный  туристами мусор : бумага, склянки, банки, бутылки? ( Из – за непотушенной сигареты может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес : брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке.

  1. Вы увидели гнездо птицы . Как правильно вести себя ? ( Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца , не брать птенцов в  руки.)
  2. Почему многие растения не дадут плодов , если ребята будут ловить бабочек?

( Бабочки опыляют растения.)

     3.  Чем полезны муравьи? ( Муравьи уничтожают вредных насекомых.)

        Жюри подводит итог второго агона.

6-й чтец. Дерево , цветок и птица

        Не всегда умеют защититься.

        Если будут уничтожены они ,

        На планете мы останемся одни.

Третий агон.

Ведущий.  Тема следующего агона « Какое небо голубое».

        Отборочные вопросы третьего тура агона:

1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. ( Кислород.)

2. Почему в тесном закрытом помещении , где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? ( Уменьшается количество кислорода.)

3. Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? ( В лесу, так как растения выделяют кислород.)

4. Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? ( Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх.)

5. Почему ласточки перед дождем летают низко ? ( Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)

        Представление третьей тройки участников.

Ведущий.  Первый, кто отгадает загадку, имеет право выбора дорожки.

Загадки.

1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. ( Ветер.)

2. Что за чудо – красота : расписные ворота показались на пути, вних не въехать ни войти. ( Радуга.)

Вопросы игроку на красной дорожке.

Имеет ли какое - либо отношение этот баллончик (демонстрирует баллончик с освежителем воздуха, дезодорантом и проч.) к охране окружающей среды? ( Газ фреон, которым наполняют баллончики , разъедает озоновый слой.).

Вопросы игроку на желтой дорожке.

1. Почему леса называют «легкими» планеты? ( Лес – источник кислорода на нашей планете.)

2. Этот газ – основной компонент воздуха – занимает 78% его объема. ( Азот.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке.

1. Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? ( Нет . За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов.)

2. Недавно появился праздник, который отмечается очень широко почти во всех странах мира. В этот день жители высаживают молодые деревца. Что это за праздник? ( Всемирный день Земли- 22 апреля.)

3. Где вы будете собирать лекарственные растения – возле дороги или в лесу?   (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы.)

Ведущий.  Вот и определились финалисты – победители сегодняшней игры                « Умницы и умники.» Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших. Это …

Жюри подводит итоги третьего агона и всей игры.

Ведущий.  Быстро летит время. Вы закончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить ? А повод для беспокойства есть …

Демонстрируется видеоролик на тему « Загрязнение окружающей среды.»

Ведущий. Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только           на ней, пока известно ученым, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

Свое отношение к природе вы и ваши одноклассники высказали в своих сочинениях и отразили в своих рисунках. Некоторые из них представлены здесь – на выставке. Спасибо за труд и примите небольшие сладкие призы.

        7-й чтец.  Наша планета Земля                     От этого станем мы только        

        Очень щедра и богата:                                    добрей.

        Горы, леса и поля-                                         Украсим всю землю садами,

        Дом наш родимый, ребята!                            цветами,

        Давайте будем беречь планету,                    Такая планета нужна

        Другой такой на свете нет.                             нам с вами.

        Развеем над нею и тучи,  дым,

        В обиду ее никому не дадим .

        Беречь будем птиц, насекомых, зверей      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему мы часто слышим слово "экология?"

Работа на уроке строится с ориентацией в первую очередь на формирование универсальных учебных действий.Работая по схеме «Влияние человека на окружающую среду», ученики учатся устанавливать причинно-сл...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».. 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».Цели урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизировать и расширить знания учащихся о...

Конспект урока окружающего мира с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий в 4 классе по теме «Мир глазами эколога»

Тема урока: Мир глазами эколога.Цель урока: Формирование представлений учащихся о последствиях воздействия человека на природу, обогащение знаний об экологических проблемах и развитие познавательной а...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Чистый воздух. Проблемы экологии и здоровья»

Современный урок окружающего мира когнитивного типа. Урок учит детей технологии исследования. В процессе исследовательской работы дети знакомятся с составом, свойствами воздуха, рассматривают причины ...

Конспект урока окружающего мира "Что такое экология?" (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Что такое экология?»Цели деятельности учителя: формирование представления о взаимосвязи человека с окружающей средой и ответственности человека за состояние природы, мотивации ...

Конспект урока окружающего мира "Мир глазами эколога" 4 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: формирование у учащихся системных знаний об экологических проблемах и о действиях человечества по защите своей планеты. Задач...