Конспект урока окружающего мира "Мир глазами эколога" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у учащихся системных знаний об экологических проблемах и о действиях человечества по защите своей планеты.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «экология», что изучает экология; 2. Подвести к выводу какие есть экологические проблемы и как их можно решать. | Предметные: 1. Знать, что такое «экология», что она изучает; 2. Знать экологические проблемы и способы их решения. |
Развивающие: 1. Развивать память и речь посредством пересказа по плану; 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы; 2. Проявлять уважительное отношение к окружающей среде. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах; 2. Воспитывать уважение к окружающей среде. |
УМК: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник в 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - Ч.1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_glazami_ekologa.docx | 37.29 КБ |
mir_glazami_ekologa.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 23.09.2022 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 4к Урок: 4 Время: 10:45 - 11:25 Кабинет: 105 | Студент: Мяличкина В.А. Группа: 46 Учитель: Долгих А.А. Методист: Пометун Н.Н. |
Тема урока «Мир глазами эколога»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у учащихся системных знаний об экологических проблемах и о действиях человечества по защите своей планеты.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «экология», что изучает экология; 2. Подвести к выводу какие есть экологические проблемы и как их можно решать. | Предметные: 1. Знать, что такое «экология», что она изучает; 2. Знать экологические проблемы и способы их решения. |
Развивающие: 1. Развивать память и речь посредством пересказа по плану; 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы; 2. Проявлять уважительное отношение к окружающей среде. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах; 2. Воспитывать уважение к окружающей среде. |
УМК: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник в 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - Ч.1.
ЭТАПЫ УРОКА
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 23.09.2022 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 4к Урок: 4 Время: 10:45 - 11:25 Кабинет: 105 | Студент: Мяличкина В.А. Группа: 46 Учитель: Долгих А.А. Методист: Пометун Н.Н. |
Тема урока «Мир глазами эколога»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у учащихся системных знаний об экологических проблемах и о действиях человечества по защите своей планеты.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «экология», что изучает экология; 2. Подвести к выводу какие есть экологические проблемы и как их можно решать. | Предметные: 1. Знать, что такое «экология», что она изучает; 2. Знать экологические проблемы и способы их решения. |
Развивающие: 1. Развивать память и речь посредством пересказа по плану; 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы; 2. Проявлять уважительное отношение к окружающей среде. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах; 2. Воспитывать уважение к окружающей среде. |
УМК: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник в 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - Ч.1.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающихся | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Форма: фронтальная Словесный метод: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, товарищи кадеты. Садитесь. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Меня зовут Валерия Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать и экспериментировать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать наша любознательность. | Организуют своё рабочее место. | УУКД: планировать учебное сотрудничество | Учебная презентация Слайд №1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Форма контроля: самоконтроль | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания, с того, как вы усвоили тему прошлого урока. Сейчас я вам раздам карточки. На них вам надо будет записать римскими цифрами, какой век соответствует данной исторической дате. И написать века римскими цифрами. У вас есть 2 минуты. Задание 1.
Задание 2.
- И так, время закончилось. Кто может продиктовать ответы? - Отлично! А сейчас давайте вспомним, что изучает наука экология? - Правильно, экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой. А что делается на Земле для сохранения природы? - Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Наши предки преклонялись перед силой природы, чувствовали свою зависимость от неё. Но многое изменилось с тех пор. Вооружённый техникой, человек решил, что ему всё на планете подвластно. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы – изменения в окружающей среде под влиянием человека. Поэтому, охрана окружающей среды – главная задача всего человечества! | Проверяют ответы по образцу на экране. Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает. | УУПД: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
УУРД: составлять план действий; делать выбор и брать ответственность за решение. | Учебная презентация Слайд №2 Раздаточный материал Учебная презентация Слайд №3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. - Кто догадался о теме сегодняшнего урока? Поднимайте руку. - Верно, а как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? - Верно! Серьёзные проблемы будем мы решать - Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: «Экология - это важно или нет?» - Что такое экология? - Что изучает экология? - Вы уже смотрели на мир глазами географа, историка. Кто догадался, с точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? - Почему человека не может не волновать состояние окружающей среды? Обоснуйте свой ответ. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели ? | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. - Мир глазами эколога. - Сегодня мы узнаем больше про экологию и экологические проблемы. Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. - Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. - Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями. - С точки зрения эколога. Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. | УУКД: уметь выражать свои мысли. УУРД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Учебная презентация Слайд №4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Открытие» детьми новых знаний (7-8 минут) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Словесный метод: беседа | Организует парную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы. - Экология - это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» – наука. - А сейчас давайте вспомним правила работы в паре. Кто может назвать их? - Отлично, а сейчас откройте учебник на странице 42. В паре прочитайте небольшой текст про одну из экологических проблем. Первый ряд читает про загрязнение океана. Второй ряд - исчезновение тропических лесов. Третий ряд читает про проблему мусора. | Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. Читают учебник, анализируют информацию. | УУПД: выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений. УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. УУРД: составлять план действий. | Учебная презентация Слайд №5 Учебник с.42-44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление (4-5 минут) | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: ответы на вопросы по тексту | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - И так, все закончили с чтением. Теперь давайте обменяемся новыми знаниями, ответив на вопросы. Вопросы для первой группы по проблеме загрязнения океана: 1. Что поразило путешественников? 2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана? 3. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане? 4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить? Вопросы для второй группы по проблеме исчезновения тропических лесов: 1. О каком чуде природы вы узнали? 2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов. 3. Как называют джунгли? 4. Ради чего люди уничтожают тропические леса? 5. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека? 6. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? Вопросы для третьей группы по проблеме мусора: 1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год? 2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор? 3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? 4. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший? | Объясняют выполнение своей работы. | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи. УУКД: формулировать собственное мнение и позицию УУРД: составлять план и последовательность действий. | Учебная презентация Слайд №6 Учебная презентация Слайд №7 Учебная презентация Слайд №8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка (1 минута) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: работа в рабочей тетради Форма контроля: взаимопроверка | Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. - А сейчас откройте свои рабочие тетради на странице 18. Найдите задание 2. Вам нужно придумать рисунки-символы для каждой из изученных экологических проблем. | Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи. УУКД: формулировать собственное мнение и позицию | Рабочая тетрадь с.18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация в учебнике Форма контроля: внешний | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Откройте страницу 46 в учебнике. Вы видите экологический календарь. Кто-нибудь может уже знает про какие-то даты? - Всё верно говорите! Молодцы! Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. - А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Учебник страницы 41-47 читать, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь страницы 18-19. Просмотрите задания, если что-то непонятно, задавайте вопросы. | Выполняют предложенные задания. - 22 апреля. В резолюции отмечается, что термин «Мать-Земля» общепринят во многих странах, что он отражает зависимость между планетой, её экосистемами и человеком. - 4 октября международный день, призванный обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты Земля. - 29 декабря День биологического разнообразия. - 22 марта государства проводят мероприятия, посвящённые сохранению и освоению водных ресурсов. - 1 апреля является наиболее известным праздником, посвящённым птицам, отмечаемым в Российской Федерации. Проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». - 5 июня всемирный день, призванный привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкивается окружающая среда на всей планете. Записывает домашнее задание в дневник. Просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию | УУКД: Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. УУРД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Учебник с.46 Учебная презентация Слайд №8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 минут) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: ответы на вопросы учителя | Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Какое открытие вы сделали для себя на уроке? - О чём хотите рассказать родителям? - О чём заставил вас задуматься наш урок? - Как работала ваша пара? Подводит итоги урока. - Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок, до свидания! | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат | УУПД: осуществлять анализ объектов.
УУКД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. УУРД: адекватно воспринимать оценку учителя. | Учебная презентация Слайд №9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители
Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Космические тела. Планета Земля" (урок - исследование)
Урок - исследование по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).
Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»
На этом уроке дети знакомятся с органами чувств, изучая материал в групповой работе....