Урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок был построен в соответствии с программными требованиями. Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении окружающего мира – наглядности. Урок содержит большой объем информации. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. Г.М. ШУБНИКОВА
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В 3 б КЛАССЕ
В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ
ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН
ОРЕХОВСКОЙ Н.Н.
УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1 КАТЕГОРИИ
г. БАЙКОНУР
2013
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) * | Ореховская Наталья Николаевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) * | учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | ГБОУ СОШ№ 1 |
Название материала * | Урок окружающего мира «В царстве грибов» |
Класс (возраст) * | 3 класс |
Учебный предмет * | Окружающий мир |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебно-методический комплект «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) * | Текстовый документ, презентация |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) * | Компьютер, интерактивная доска |
Цели, Задачи материала * | Цель урока: диагностика и коррекция знаний обучающихся по данной теме Задачи: Образовательные: обобщить и повторить изученный материал по теме «Грибы», проверить объём и глубину знаний Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
На уроке применялись различные формы учебной деятельности | Фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия |
Принципы | Сотрудничество, соучастие |
Методы обучения | Интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический, словесные, наглядные |
Приемы | ТКРМ (ИНСЕРТ, СИНКВЕЙН, КЛАСТЕР) |
Ход урока
I.Организационный момент урока
Цель: Организация эмоционального настроя на урок. Создание наиболее благоприятных условий для успешной работы на уроке.
Будем отвечать активно!
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
-Окружающий нас мир интересно познавать!
-Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
II.Актуализация знаний. Стадия вызова
а)вхождение в тему
- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!
б)фронтальный опрос
- А что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес - это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус - высокие деревья, 2-й ярус - деревья пониже; 3-й ярус – кустарники (подлесок), 4-й – травы, 5-й – грибы и мхи).
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А какую роль он играет в жизни человека? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха)
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
- Посмотрите на экран. Что вы видите? (Это кластер, но грозди пустые)
- В течение урока используя ваши знания мы заполним грозди кластера.
- Какая бывает природа? (Живая, неживая).
- Назовите признаки живой природы. (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)
III. Сообщение темы и целей урока
Цель: Дать возможность учащимся выявить цели урока.
а)создание проблемной ситуации
- Какие царства живой природы вы знаете?
- Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем идет речь?
- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.
“Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?” (Гриб)
- О чем шла речь?
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
Учитель: Вам вряд ли приходилось видеть как растут грибы. Сегодня у нас с вами есть такая возможность: посмотреть рост грибов в ускоренной съёмке.
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
- А к миру животных? (Тоже нет).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
б)Значит, тема нашего урока «В царстве грибов»
- Какие же цели мы поставим для проведения урока?
Знать -
Уметь-
Развивать-
Воспитывать-
- Существует целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология».
-Ребята, что вы знаете о грибах?
в)игра «Верите ли вы, что…»
- Раз, вы так много знаете, то тогда давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
В конце урока мы вернемся к таблице и увидим, насколько вы были правы.
- Грибы – это растения.
- Главной частью гриба является плодовое тело.
- Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
- Может ли гриб вырасти на дереве?
- Животные едят несъедобные грибы.
- Шампиньон - это ядовитый гриб.
- Бледная поганка - это съедобный гриб.
- Размножаются грибы спорами.
- Все грибы можно употреблять в пищу.
- Жёлочный гриб -это съедобный гриб.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
- Я вижу, что вы вполне готовы к работе.
Физминутка
Цель Активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к дальнейшей работе.
IV. Стадия осмысления
а) строение гриба
- Вспомните загадку и скажите, какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)
- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочные
- У меня на доске и в ваших тетрадях имеется рисунок строения шляпочного гриба. Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках.
- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть).
- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка).
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название «плодовое тело».
- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).
- Какое бы вы ей дали название?
- А на самом деле подземная часть называется «грибница (мицелий)»
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).
-Вот грибница-это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.
б) чтение текста с пометами (прием «Инсерт»).Работа в группах
Цель: Выявить качество и уровень овладения новым материалом.
- Работа в группах поможет ответить не только на этот вопрос, но и узнаете что-то новое.
(Та группа, которая закончила работу, делают домик (руки вместе)).
- Переверните листы, возьмите в руки карандаши, ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - думал иначе
«?» - хочу уточнить (спросить)
- Кто отметил «V» - информация мне известна?
- Какую информацию ты уже знал?
- А для кого это было новым?
- А для кого другая информация была новой?
- Кто до знакомства с текстом думал иначе?
- Кто отметил информацию «хочу уточнить»
в). питание грибов. Слайд № 40
- А как гриб питается? Найдите ответ на вопрос в учебнике на странице 118
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).
г). связь дерева и гриба
Содружество растений и грибов
- Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!
Слайды с изображением «подберезовика», «подосиновика».
- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами и березами).
- Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…
- Почему так происходит? ( У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные
вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар)
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).
д)создание проблемной ситуации
- Давайте с вами выполним задание и узнаем, как называется сбор грибов в лесу?
«тихая охота»
- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков . Я читаю отрывок.
-В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».
Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы) Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветёт, грибы собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.
ВЫВОД: Чтобы не повредить грибницу, грибы нужно срезать ножом , а лучше выкручивать.
Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.
е)работа с пословицами
Цель Выявить цели и задачи субъектов учебной деятельности.
Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы) Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветёт, грибы собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.
Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.
Слайд
Учитель: Объясните последнюю пословицу. (В переросших грибах образуются ядовитые вещества.)
Учитель: Какие ещё грибы не следует брать? (Которые выросли у дорог или промышленных предприятий, потому что они вбирают в себя как губка все ядовитые вещества и такими грибами можно отравиться)
ж). самостоятельная дифференцированная работа. (Работа с карточками)
- У вас на столе 2 карточки, выберите себе ту, с заданием которой вы справитесь и выполните задание самостоятельно. Задание с красным кружком – потруднее, а с зелёным – полегче. Кто выполнит задание, поднимите руку.
- зел. «Съедобные – ядовитые» (подчеркните съедобные грибы зелёным карандашом, а ядовитые – красным)
- красн. «Угадай гриб?» (подпиши названия грибов).
- Самопроверка
- Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные).
з) Разнообразие грибов .Слайды
Шляпочные грибы - это небольшая часть царства грибов.
- А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.
- Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.
Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).
- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).
- Можно назвать ее грибом? (Да).
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).
- Почему? (У нее нет шляпки).
- Совершенно верно. Этот вид грибов называется «плесневые» Знали ли вы об этом?
Зелёная плесень на мандарине – называется пеницилл. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство- пенициллин.
Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. Демонстрирую упаковку таблеток.
- Кто питается грибами?
- А люди используют грибы в пищу? (Да).
- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).
- Я пришла к вам с непустыми руками. Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами).
- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).
- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.
- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).
- Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба «Бледная поганка».
- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
и) Составление памятки. Работа в паре
-Давайте составим памятку и запишем 3 правила
-Итак, давайте вернемся к нашему тесту и ответим на вопросы ещё раз, но ответ запишем на второй строке.
- Кто допустил 4 ошибки …
V. Рефлексия
Цель. Подвести итоги достигнутого на уроке каждым учеником.
Учитель: На этом наше путешествие заканчивается, но мы продолжим с вами разговор о грибах на следующем уроке, а сейчас давайте подведём итоги. Опираясь на начало предложений на слайде, выскажите своё мнение о том что вы узнали нового, что было для вас интересно, может быть, удивило.
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: На доске корзинки, у вас у каждого есть "грибы". Поставьте свой гриб в корзинку. Если вы о грибах знаете ещё не достаточно много, то вы начинающий грибник, и ваше место в первой корзинке. Если вы знаете основные грибы, умеете отличать их от несъедобных, летом ходите в лес за ними, то вы любитель - прикрепите свой гриб ко второй корзинке. Кто считает, что он хорошо разбирается в грибах, может рассказать о них, может научить других разбираться, тот поставит свой гриб в третью корзинку - он знаток грибов.
Учитель: Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов. Нам осталось только выделить лучшего грибника.
- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.
Грибы
Вкусные, ядовитые
Живут, растут, питаются
Грибы нуждаются в охране
Царство (жизнь, мусорщики)
Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу!
VI. Домашнее задание
Цель: Направить на дальнейшее развитие и подготовку к последующему обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"
разработка урока окружающего мира в 3 классе...
урок окружающего мира по теме "Царство грибов"
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....
Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...
Урок окружающего мира по теме «Царство бактерий».( 2 класс)
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (УМК "Начальная школа XXI века")...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".
В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания, ребята закрепляют полученные знания....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...
Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...