Занятие по экологии для обучающихся 1-4 классов. «Станция «Экологическая».
классный час по окружающему миру по теме
Занятие "Станция "Экологическая" может быть проведено в рамках классных часов, дополнительных внеурочных занятий. Занимательный материал может использоваться при проведении Недели экологии. Цель данного экологического занятия - познакомить детей с задачами экологии и ее значением, формировать представления детей о единстве природы и человека и знания об отрицательном влиянии человека на природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii.docx | 9.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии для обучающихся 1-4 классов.
«Станция «Экологическая».
Цель: познакомить детей с задачами экологии и ее значением;
способствовать воспитанию чувства бережного отношения к природе;
формировать представления детей о единстве природы и человека и
знания об отрицательном влиянии человека на природу.
- Организационный момент.
Учитель. Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего с вами разговора на станции «Экологическая». Начнем нашу встречу с разминки.
- Тема урока.
Учитель. Отгадайте загадки.
Какие явления природы связаны с воздухом?
Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закрутился и столбом до неба взвился.
Дети. Ветер.
Учитель. Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти.
Дети. Радуга.
Учитель. Я – вода, да по воде же плаваю.
Дети. Лёд.
Учитель. Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.
Дети. Облако.
Учитель. Решите задачу.
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В нашем городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев вокруг нашей школы, если в ней учится… человек?
Ответы детей.
- В гостях у Незнайки.
Учитель. А теперь следующий этап работы. Называется он
«В гостях у Незнайки».
Мама попросила Незнайку помыть посуду. Воодушевленный оказанным доверием, Незнайка оказался на кухне. И здесь его глаза разбежались. На мойке в разноцветных упаковках стояли средства, позволяющие хорошо помыть посуду: сода, мыло и стиральный порошок. Что же из них взять Незнайке для мытья посуды? Помогите, дети.
Учитель выслушивает ответы детей: сода, мыло, порошок и тд. Затем просит детей доказать ответы. Спор разрешается с помощью опытов.
На столе учителя три пробирки, растворы соды, порошка, мыла, уксусной (или минеральной) кислоты, перманганата калия, индикатор.
Описание.
СОДА.
Раствор без цвета и запаха. Для природы это хорошо. Добавляем кислоту к порции раствора. Наблюдаем вскипание: уходит углекислый газ, раствор по-прежнему без цвета и запаха. Углекислый газ потом используют зеленые растения. (Возможно, дети заговорят и о парниковом эффекте). Опускаем индикатор. Раствор щелочной. Следовательно, остаток раствора после мытья посуды желательно слить в кислую почву.
МЫЛО.
В пробирку добавляем раствор пермаганата калия. Это окислитель. В природе есто окислитель. Что произойдет? Раствор при стоянии или нагревании обесцвечивается. Поэтому в природе мыло подвержено разложению. Природе не наносится большой вред. При проведении эксперимента дети могут отметить наличие осадка грязно-коричневого цвета. Можно пояснить, что это из-за получившегося оксида марганца. Но в природе он найдет применение. Во-первых, он поглощает вредные примеси в атмосфере: хлор и оксид серы, а также многие вредные соли. Во-вторых, в почве под действием кислорода он переходит в соединение, способное усваиваться растениями (микроудобрение). Марганец ускоряет протекание в растениях окислительно-восстановительных реакций, переводит нитраты в нитриты. Признак марганцевого голодания — пятна на листьях, жилки которых остаются зелеными.
ПОРОШОК.
Обесцвечивание не происходит. Природе наносится большой вред.
В процессе беседы может возникнуть ситуация с экологически чистыми порошками.
Проведя опыты, учитель делает вывод.
Учитель. Теперь, дети, и Незнайка знает, как поступить при мытье посуды. Пожелаем ему удачи.
Если мы будем поступать так, как поступил Незнайка в решении предыдущей проблемы, то природа нам ответит благодарностью.
На доске рисунок ландыша.
Учитель. Что за растение вы видите?
Дети. Ландыш.
- Игра.
Учитель. Поиграем в игру. Первый ряд будет «Потребители». Второй
«Юные хранители природы». Третий - «Эксперты». Первые две команды дают ответ на вопрос: хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей?
Для создания поисковой ситуации запись на доске нужно сделать не в
прямой последовательности, а так, чтобы дети вначале поискали ту запись, в которой находятся ключевые слова, относящиеся к их «профессиональной деятельности». Можно запись дать и в деформированном виде.
На доске:
цветы, …, заянут, … …, богатство
подарить …, букеты, беречь
пахнут вред, … в лесу, …
…, стоят, исчезнут правила
уют …, пустой, … поведения
не нанести, …,
природа
Возможные варианты ответов:
«Потребители». Нарвать букет хорошо. Цветы красивые. Их можно подарить кому-нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.
«Юные хранители природы». Нарвать букет ландышей — это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет некрасивым, пустым!
«Эксперты». Леса — богатство нашего края! Их нужно беречь! Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вред природе.
Учитель. Ребята, а знаете почему мы сегодня заговорили о ландыше? Послушайте.
Люди рвут их, не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчики и девочки, поступившие в первый класс, успевают за это время окончить школу. Подумайте об этом.
Если мы хотим сохранить красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь все в природе взаимосвязано.
Попробуйте отгадать голоса птиц. Звучит фонограмма. Можно детям предложить высказаться по поводу услышанного, прочитав стихотворение и т. д. Например, стихотворение С. Я. Маршака «Совята».
Совята.
Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят-
Они едят.
Когда едят-
Они не спят.
- Итог занятия.
Учитель. Понравилось ли занятие? Что нового узнали? Постарайтесь
пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе. А может без этого ты сможешь обойтись?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Банк данных занятости во внеурочное время обучающихся 3 -4 класса
Банк данных занятости во внеурочное время обучающихся 3 Б класса 2016-2017 учебный год...
Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся 3 а класса
Общая карта занятости во внеурочной деятельности...
Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».
Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...
Занятия по экологии "Мой край родной" 2 класс
В основе экологического занятия по проекту "Мой край родной" лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы занятия формируют у обучающихся универсальные учебные действия через практич...
Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов
Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.Задачи:- формировать систему знани...
Программа учебного курса «Азбука экологии» для обучающихся 1-3 классов
Программа учебного курса в 1-3 классах по ФГОС “Азбука экологии ” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живы...