Программа учебного курса «Азбука экологии» для обучающихся 1-3 классов
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Программа учебного курса в 1-3 классах по ФГОС “Азбука экологии ” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uk_azbuka_ekologii_1-3_klass.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное учреждение "Управление образованием
Междуреченского городского округа"
Администрация Междуреченского городского округа
МБОУ «ООШ № 15» Междуреченского ГО
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ № 15 ________________________ Ю.Д.Скорописенко Приказ № 72 от «29» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Азбука экологии»
для обучающихся 1-3 классов
г. Междуреченск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования в 1-3 классах по ФГОС “Азбука экологии ” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цель: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящихся рядом, формирование экологической культуры.
Задачи:
- углубленное знание детей об окружающем мире, формирование целостного представления о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры;
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (33 часа), во 2 классе (34 часа), 3 классе (34 часа) и в 4 классе (34 часа) Всего 135 часов. Занятия проходят в учебных кабинетах, в музеях, ГДК «Романтик», на цветниках, улице, в лесу, в саду, на различных объектах города. Реализации программы разнообразны: теоретические, практические занятия, экскурсии, различные акции, неделя естествознания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
«Я и природа»
Сосновый бор. Экологическая тропа, осенняя экскурсия. Как вести себя на природе. Игра. Природа в творчестве художников. Творческая мастерская «Осенняя гостиная».
Форма организации: экскурсия,творческая мастерская, игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.
«Братья наши меньшие»
Домашние животные. Чем мы кормим домашних животных. Как ухаживать за своим питомцем. Мастер-класс конструирование домиков «Дом животных».
Форма организации: мастер-класс.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Пернатые друзья»
Местные виды птиц. Столовая для птиц. Викторина: синицы полезные или вредные птицы?
Форма организации: викторина.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Путешествие в мир леса»
Взаимосвязь растений и животных. Следы на снегу.Игра. Лес и наше здоровье. Игра. Дары леса. Природа – источник творческого вдохновения. Экскурсия в лес.
Форма организации: экскурсия, игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Экологическая тропа»
Игра «Редкие и исчезающие виды растений и животных Кемеровской области». Родники нашей местности.
Форма организации: игра
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Зимний сад на окне»
Комнатные растения. Мастер-класс влияние света на рост и развитие комнатных растений.
Форма организации: мастер-класс
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«В мастерской художницы зимы»
Конкурс рисунков «красавица зима».
Форма организации: конкурс рисунков
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Загадки животного мира»
Любопытные факты о живой природе. Сбор информации о клестах. Викторина: Зимовье зверей.
Форма организации: викторина.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Секреты неживой природы»
Смена дня и ночи. Смена времени года. Игра. Экскурсия в весенний лес.
Форма организации: игра, экскурсия.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Наш досуг»
Викторина. Проект. Экскурсии. Итоговое занятие.
Форма организации: экскурсия, викторина, проект.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.
2 класс
«В гостях у природы»
Путешествие в лесную школу. Ель – кормилица. Почемучкины книжки. Поделки из природных материалов. Игровое занятие.
Форма организации: мастер-класс, игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Пернатые – наши друзья»
Самый быстрый и грозный охотник леса. Горлица – лесной голубок. Филин – самый крупный из наших сов. Кукушка – хитрая птица. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Клесту не страшен холод. Викторина « 99 разновидностей птиц». КВН – птицы наши друзья. Акция «Береги птиц».
Форма организации: викторина, игра, квн, акция.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.
«О грибах и не только»
Съедобные и несъедобные грибы. Растут ли грибы на грядке? Викторина: «Грибная угадайка». Грибы и человек.
Форма организации: викторина, игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Жизнь на водоемах»
Рыбы и рыбий язык. Аквариумные рыбки. Конкурс рисунков. Неуклюжий рак. Поделки «Рыбки в аквариуме». Дом рыбок.
Форма организации: изготовление поделок, конкурс рисунков.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Удивительный мир насекомых»
Бабочки Кемеровской области. Муравьи и пчелы. Составление кроссворда. Природа и фантазия – практическое занятие.
Форма организации: составление кроссворда, практическое занятие.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Хочу все знать»
Как и почему гремит гром. Снег, лед, вода. Эксперимент. Экскурсия на реку.
Форма организации: эксперимент, экскурсия.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Мы юные садоводы»
Почва. Составление букетов. Все цвета радуги. Работа с цветниками в школе. Итоговое занятие. Викторина.
Форма организации: составление букета, викторина.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
3 класс
«Я - юный исследователь и следопыт»
Исследуем, проверяем, ищем и находим. Игра. Экскурсия в осенний сад. Осень.
Форма организации: экскурсия, игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Лес - верный друг человека»
Наша планета. В лесу говорят, в бору, говорят. Шишки еловые и сосновые. Творим чудеса своими руками.
Форма организации:изготовлениеподелок из шишек.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Страницы биографии деревьев»
Сколько лет дереву? Игра. По стопам отцов.
Форма организации: игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Лесные пожары»
Самое страшное – это пожар. Просмотр документального фильма.
Форма организации: просмотр фильма.
Виды деятельности: познавательная.
«Наш край - край лесов и лесных богатств»
Лес, а лес … Музей в поселке Камешек. Славный путь леса. Знаем ли мы свой лес. Игра.
Форма организации: игра, посещение музея.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная
«Достучаться до каждого сердца»
Чудо природы- черный камень. Что нас окружает. Разгадывание кроссворда. Красная книга. Родник – дай воды. Составление памятки. Если хочешь жить долго – посади дерево.
Форма организации: разгадывание кроссворда, составление памятки.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Тихий уголок детства»
Вот моя деревня. Конкурс рисунков. Наше экологическое богатство. Жители Камешка. Фотоконкурс. День птиц. Сочинение – приволье.
Форма организации: конкурс рисунков, фотоконкурс.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.
«Зелёная аптека матери – природы»
В гостях у природы. Викторина.
Форма организации: викторина.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
«Земля - наш общий дом»
Земля. Экономика. Муравейники. Игра. Останови мгновенье фотоконкурс.
Форма организации: игра, фотоконкурс.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.
«Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы»
Экскурсия в горы. Мы – против загрязнения.
Форма организации: экскурсия.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.
«В здоровом теле - здоровый дух»
Хлеб – всему голова. Мини поход. Солнце, воздух и вода. Итоговое занятие. Фотовыставка.
Форма организации: поход, фотовыставка.
Виды деятельности: игровая, познавательная, социальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Наименование раздела | Всего | Практика |
Экологическая тропа | 5 | 1 |
Домашние животные | 4 | 1 |
Птицы | 5 | 2 |
Лес | 6 | 1 |
Комнатные растения | 2 | |
Времена года | 11 | 1 |
Итого по разделу | 33 | 6 |
2 КЛАСС
Наименование раздела | Всего | Практика |
Лесная школа | 14 | 3 |
Грибы | 4 | 1 |
Рыбы | 5 | |
Насекомые | 3 | 1 |
Явления природы | 8 | |
Итого по разделу | 34 | 5 |
3 КЛАСС
Наименование раздела | Всего | Практика |
Исследуем проверяем, ищем находки | 10 | 1 |
Загадки леса | 8 | 1 |
В гостях у природы | 16 | 3 |
Итого по разделу | 34 | 5 |
1 класс.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Сосновый бор. | 1 |
2 | Экологическая тропа, осенняя экскурсия. | 1 |
3 | Как вести себя на природе. Игра. | 1 |
4 | Природа в творчестве художников. | 1 |
5 | Творческая мастерская «Осенняя гостиная». | 1 |
6 | Домашние животные. | 1 |
7 | Чем мы кормим домашних животных. | 1 |
8 | Как ухаживать за своим питомцем. | 1 |
9 | Мастер-класс конструирование домиков «Дом животных». | 1 |
10 | Местные виды птиц. | 1 |
11 | Столовая для птиц. | 1 |
12 | Викторина: «Синицы полезные или вредные птицы?» | 1 |
13 | Взаимосвязь растений и животных. | 1 |
14 | Следы на снегу. Игра. | 1 |
15 | Лес и наше здоровье. | 1 |
16 | Дары леса. | 1 |
17 | Природа – источник творческого вдохновения. | 1 |
18 | Экскурсия в лес. | 1 |
19 | Редкие и исчезающие виды растений и животных кемеровской области. | 1 |
20 | Родники нашей местности. | 1 |
21 | Комнатные растения. | 1 |
22 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. | 1 |
23 | Конкурс рисунков «красавица зима». | 1 |
24 | Любопытные факты о живой природе. | 1 |
25 | Сбор информации о клестах. | 1 |
26 | Зимовье зверей. | 1 |
27 | Смена дня и ночи. | 1 |
28 | Смена времени года. Игра. | 1 |
29 | Экскурсия в весенний лес. | 1 |
30-32 | Викторина. Написание проекта. | 1 |
33 | Экскурсия. Итоговое занятие | 3 |
Итого: | 33 |
2 класс
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Путешествие в лесную школу. | 1 |
2 | Ель – кормилица. | 1 |
3 | Почемучкины книжки. | 1 |
4 | Мастер-класс поделки из природных материалов. | 1 |
5 | Игровое занятие. | 1 |
6 | Самый быстрый и грозный охотник леса. | 1 |
7 | Горлица – лесной голубок. | 1 |
8 | Филин – самый крупный из наших сов. | 1 |
9 | Кукушка – хитрая птица. | 1 |
10 | Лесной доктор – большой пестрый дятел. | 1 |
11 | Клесту не страшен холод. | 1 |
12 | Викторина « 99 разновидностей птиц». | 1 |
13 | КВН – птицы наши друзья. | 1 |
14 | Акция «Берегите птиц». | 1 |
15 | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 |
16 | Растут ли грибы на грядке? | 1 |
17 | Викторина: «Грибная угадайка». | 1 |
18 | Грибы и человек. | 1 |
19 | Рыбы и рыбий язык. | 1 |
20 | Аквариумные рыбки. Конкурс рисунков. | 1 |
21 | Неуклюжий рак. | 1 |
22 | Поделки «Рыбки в аквариуме». | 1 |
23 | Дом рыбок. | 1 |
24 | Бабочки Кемеровской области. | 1 |
25 | Муравьи и пчелы. Составление кроссворда. | 1 |
26 | Природа и фантазия – практическое занятие. | 1 |
27 | Как и почему гремит гром. | 1 |
28 | Снег, лед, вода. Эксперимент | 1 |
29 | Экскурсия на реку. | 1 |
30 | Почва. | 1 |
31 | Составление букетов. | 1 |
32 | Все цвета радуги. | 1 |
33 | Работа с цветниками в школе. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Викторина. | 2 |
Итого: | 34 |
3 класс
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Исследуем, проверяем, ищем и находим. Игра. | 1 |
2 | Экскурсия в осенний сад. | 1 |
3 | Осень. | 1 |
4 | Наша планета. | 1 |
5 | В лесу говорят, в бору, говорят. | 1 |
6 | Шишки еловые и сосновые. | 1 |
7 | Творим чудеса своими руками (поделки из шишек) | 1 |
8 | Сколько лет дереву? Игра. | 1 |
9 | По стопам отцов. | 1 |
10 | Самое страшное – это пожар. Просмотр документального фильма. | 1 |
11 | Лес, а лес … | 1 |
12 | Музей в поселке Камешек. | 1 |
13 | Славный путь леса. | 1 |
14 | Знаем ли мы свой лес. Игра. | 1 |
15 | Чудо природы – черный камень. | 1 |
16 | Что нас окружает.Разгадывание кроссворда. | 1 |
17 | Красная книга. | 1 |
18 | Родник – дай воды.Составление памятки. | 1 |
19 | Если хочешь жить долго, посади дерево. | 1 |
20 | Вот моя деревня.Конкурс рисунков. | 1 |
21 | Наше экологическое богатство. | 1 |
22 | Жители Камешка.Фотоконкурс. | 1 |
23 | День птиц. | 1 |
24 | Сочинение – приволье. | 1 |
25 | В гостях у природы. Викторина. | 1 |
26 | Земля. | 1 |
27 | Экономика. | 1 |
28 | Муравейники. Игра. | 1 |
29 | Останови мгновенье – фотоконкурс. | 1 |
30 | Экскурсия в горы. | 1 |
31 | Мы – против загрязнения. | 1 |
32 | Хлеб – всему голова. | 1 |
33 | Мини поход. Солнце, воздух и вода. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Фотовыставка. | 1 |
Итого: | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Для педагога:
- Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
- Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
- Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
- Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
- Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
- Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
- Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
- Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
- Детские развивающие и познавательные журналы.
- Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
- Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
- Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
- Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
- Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
- Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
- Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
- Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
- Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
- Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
- Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
- «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии для обучающихся 1-4 классов. «Станция «Экологическая».
Занятие "Станция "Экологическая" может быть проведено в рамках классных часов, дополнительных внеурочных занятий. Занимательный материал может использоваться при проведении Недели экологии. Цель...
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа по курсу «русский язык» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа составлена к учебнику: «Русский язык», учебник для 1-4 класса В.Г.Горецкий, В.П.Канакиной, – М: Просвещение, 2011г рекомендованных (допущенных) Министерством образования ...
Рабочая программа курса "Учимся исследовать" для обучающихся 1-4 классов
Программа курса «Учимся исследовать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Исследовательская деятел...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза" построена таким образом, что обучающиеся реализуют потребность в двигательной активности при ...
Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов
Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.Задачи:- формировать систему знани...